Военное искусство казахского народа. Казахские батыры и Анракайская битва

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Долгое время в специализированной научной литературе, посвященной освящению военного дела кочевников Центральной и Средней Азии, большое внимание уделялось эпохе древности, раннего и развитого Средневековья. Однако тематика вооружения и военного искусства казахов и кочевников Центральной Азии позднего Средневековья в целом до сих пор полностью не раскрыта. Из множества исследований последних десятилетий большинство посвящены изучению лишь вопросов комплекса вооружения воина позднего Средневековья. Этому способствовали и сложившиеся представления о том, что в период позднего Средневековья военное искусство номадов переживало определенный упадок, что привело к поражениям в войнах и включению степей Центральной Азии, населенных кочевниками, в состав империй, населенных оседлыми народами, а культурно-хозяйственный тип кочевых скотоводов сошел с исторической арены. Поэтому основной упор делался на изучение как отдельных предметов ведения боя, так и комплекса вооружения в целом. Вопросам же военной организации казахов не уделялось должного внимания.

Содержание

Введение......................................................................................................... 3-4

1-й раздел. Военная организация казахского ханства………………....5-21

§ 1. Военные традиции и становление военной организации….………5-10

§ 2. Казахские батыры и их роль в военной организации……………11-20

2-й раздел. Военное искусство казахских батыров..............................21-26

§ 1. Боевые порядки и тактика действий казахского войско………….21-24

§ 2. Анракайская битва……….………………………………………….25-26

Заключение…………………………………………………………….…27-28

Список использованной литературы……………………………………..29-30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Office Word.docx

— 113.75 Кб (Скачать)

    По  сведениям некоторых авторов, тактическое  построение войска казахов составляли отдельные части: авангард, правое и  левое крыло и центр. Основной функцией подразделения была разведка местности и обнаружение противника. Казахский хан Аблай в одном  из сражений с джунгарами однажды  отправил вперед два отряда общей  численностью в 1 000 человек под начальством  двух опытных батыров43. Отряд обычно находился на определенном расстоянии от основных сил казахского войска. При обнаружении сил противника авангард, в зависимости от складывающейся боевой обстановки, либо принимал бой, пытаясь выиграть время до подхода основных сил, или отступал назад. В крупных сражениях авангард, как правило, первый начинал бой с противником. Общая численность авангарда достигала 500–2 000 воинов44.

    В свою очередь передовой частью авангарда  являлся сторожевой отряд, выполнявший  роль дозора. Также имелись инженерные подразделения, применявшие осадные орудия при осаде городов и крепостей.

    Использование разведывательного отряда в последствии получит развитие в период восстания 1837–1847 гг. Кенесары Касымов размещал пикеты из двух человек на крупных трактах, вдоль рек на расстоянии от 50 до 100 верст во все стороны от лагеря, где располагаются основные силы45.

    Особенностью  казахов в военном отношении была их высокая выносливость и стойкость. Они без труда переносили невзгоды и лишения походной жизни. Воины в течение продолжительного периода могли обходиться без пищи и воды, довольствуясь лишь куртом и просом46. Они терпеливо могли переносить долговременные переходы и скачки, проводя в седле длительное время. Данные качества были свойственны не только казахам, но всем номадам с древних времен. Монгольские воины не ведали ни малейших излишеств – ни в еде, ни в жилище. Приобретались качества за годы подготовки к военно-кочевой жизни. С самого раннего детства каждый мужчина готовился стать воином. Мальчики учились ездить верхом едва ли не раньше, чем ходить, чуть позже до тонкостей осваивались лук, копье и меч47.

    Особое  место в подготовке воинов-кочевников занимала облавная охота. В проведении регулярных облавных охот кочевниками хорошо просматриваются военные маневры, с помощью которых проводится подготовка к боевым действиям и отработка тактических приемов. Известно, что Чингисхан в обучении воинов уделял особое внимание охоте48. Э. Хара-Даван отмечал, что “монгол, воспитавший свою воинственность на звериной охоте, и на войну смотрит отчасти как на охоту”49. На охоте полководцы отрабатывали основные тактические приемы построения войска и ведения боевых действий. Для этого они предварительно продумывали организацию и порядок движения войска на место охоты, а также поведение отдельных отрядов во время облавы и при возвращении обратно. Методы проведения облавных охот способствовали формированию основного типа построения войска перед боем. Примечательно, что между построениями войска перед боем и местоположением отрядов во время облавной охоты можно провести параллели.

    Структура боевых отрядов состояла из трех главных  частей: центр и два крыла. Во время  облавы два отряда загонщиков также отходят от центра, стараясь окружить дичь с двух сторон, и движутся навстречу друг к другу, постепенно создавая непрерывный круг с добычей в середине. В центре линии охоты находился главный распорядитель облавы, дававший указания загонщикам в каждом крыле. В военно-организационном построении в центре располагалась ставка хана, выполнявшая функцию управления и командования войсками. Командиры крыльев подчинялись непосредственно главнокомандующему. Правое и левое крыло ударные боевые единицы, которые несли всю основную тяжесть боя. Важная роль отводилась в походном движении авангарду, выполнявшему функции, сходные с функциями разведки на облавной охоте. В тылу боевого строя кочевников находился специальный отряд (засада, резерв), действовавший в самый решительный и ответственный момент. Для рядовых воинов охота служила школой, где они, постоянно тренируясь, отрабатывали умения владения различными видами холодного оружия дальнего и ближнего боя, навыки движения верхом в строю.

    В битвах зарождалось военное искусство  казахов. История полна военными сражениями, в которых со всей очевидностью проявились, полководческие качества ханов и батыров, мужество и отвага казахского народа. Оценивая характер джунгарских войн, все больше приходишь  к заключению, что она была народная, отечественная.

    Примером  воинской доблести и военного искусства  служит битва в ущелье Орбулак. В 1643 году Жангир-хан, выступивший совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос-баты-ром. одержал блистательную победу над джунгарами. Благодаря искусному использованию местности и возможности имевшегося вооружения, построения боевых порядков, всего 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом, сумели нанести поражение 50-ти тысячному войску хонтайджи Батура, уничтожив более 10 тысяч его воинов. Битва в ущелье Орбулак, по своему тактическому замыслу, мужественному и талантливому претворению должна войти в учебники истории войн и военного искусства, также как вошла битва при Фермопилах, где в 480 году до н.э. 300 спартанцев во главе с царем Леонидом погибли, но не пропусти_ли персидское войско через горным переход. К счастью, история битвы при Орбулаке, дошла до нас в описаниях русских источников50.

    В истории казахского народа насчитывается более ста крупных биев. являющихся крупными политическими деятелями своего времени. Бии Толе. Казыбек и Айтеке среди них были наиболее замечательными фигурами, идеологами казахской государственности, непревзойденными ораторами, философами и политическими деятелями.

    В 1926 г. на холме недалеко от Чимкента названного впоследствии Ордабасы - «Главная ставка» на великий сбор собрались представители всех трех казахских жузов - ханы, бии, султаны и батыры. Здесь представители разбросанных по всей степи. Народа выработали стратегию единства и борьбы, которые проявились: единство - в избрании сардара - главнокомандующего, борьба - в немедленном наступлении на врага и освобождении родной земли51.

    Этому зову вняли бесстрашные хан Абылай и Самеке, батыры Богенбай, Кабанбай, Жанибек. Наурызбай, Раймбек, Есет и другие52.

    Избрание  сардара происходило в напряженной  борьбе, но и здесь мудрость великих биев выразилось в том, что, оценив полководческие способности и личную отвагу, Они поддержали кандидатуру хана Абулхаира и народное ополчение получило достойного главнокомандующего, под руководством которого было выиграно несколько сражений. В значительной степени это обусловлено подъемом общественного пополнения батыров. В этот период выдвигаются замечательные плеяды батыров. В ряды батыров входили не только люди по происхождению из социальных верхов, но и из числа сильных, смелых храбрых, честных и преданных родной земле людей из народных низов (кара сюек).

    По  историческим данным общее количество батыров из всех трех жузов, переваливает за 300. В борьбе с джунгарскими, а затем и маньчжуро-китайскими завоевателями выделяется целая плеяда отважных батыров, искусных полководцев: Богембай, Кабанбай, Малайсары, Жаныбкек, Баян, Исет, Байгозы, Жатай, Уразымбет, Турсынбай, Райымбек и многие другие53.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 2. Анракайская битва.

    Одним из величайших в цепи бесконечных сражений является разгром джунгарских полчищ в 1730 г. в 120 км. к юго-западу от озера Балхаш. Эта местность получила название Аныракай. В народе сохранились воспоминания об Анракайской битве, как «месте стонов и рыданий джунгар». Победы, одержанная казахами, была результатом объединенных сил ополченцев всех трех жузов. Джунгарские войска потерпели поражение и были вынуждены поспешно отступать на восток на территорию своего ханства. Почему же именно на Анракайской долине развернулось одно из крупнейших сражений в войне казахов с джунгарами, получившее название Анракайская битва?

    В исследованиях казахстанских ученых подчеркивается, что Анракайские горы и озеро Алаколь (Ит-Ичпес) были важными стратегическими пунктами во всей Отечественной войне 1723-173.0 годов. Отсюда для казахских ополченцев должно было начаться освобождение районов Семиречья, отсюда по реке Чу был выход к Оарысу и горам Улытау. Из этой местности казахские отряды могли уходить к Каркаралинским горам. Создавалась возможность для освобождения казахских земель от джунгарского нашествия54.

    Кроме того, чередование различных горных ландшафтов давали хорошую возможность на этой территории вести кавалерийские атаки, предпринимать маневры и даже отступать.

    Казахские войска морально и физически были готовы к проведению Анракайской битвы. В нем приняли участие воины, сражавшиеся в Кара Тау и в предгорьях Мугоджар, при Буланты и Белеуты, в предгорьях Улу Тау.

    Накануне  генерального сражения высокое воинское мастерство проявил Богенбай батыр. Проникнув в лагерь противника, взял «языка», учинив допрос, получил сведения о боевом порядке противника, что позволило разработать план ведения боевых действий казахскими войсками и предопределило исход сражения. Было принято решение разделить казахские войска на две части и применить тактические приемы «Журе согыс» (бой с преследованием) и «Аша согыс» (бой на двух направлениях).

    Анракайская битва была единым звеном в наступлении казахских войск в восточном и северном направлениях. Одни шли на север - через Сары Су и Улу Тау, другие на восток - через  долины рек Талас и Чу. Район Анракайского поля был ключом к наступлению казахских дружинников в Семиречье. С другой стороны он давал возможность продвижению по северному При_балхашью - через речки Моинты, Токрау в направлении северо-востока Сары Арки.

    По  преданиям это сражение длилось 40 дней. Это было множество поединков, противоборств различных отрядов. Со стороны казахов в этой битве приняли участие 29 тыс. воинов, а со стороны ойратов 25 тысяч55.

    Началу  общего наступления предшествовала тщательная подготовка войск. Важнейшими тактическими приемами стали:

    массирование  сил на двух главных направлениях,

    стремительные атаки на отдельных направлениях,

    — применение рассыпного конного строя  или в необходимых случаях  плотных отрядов, с широким маневром.

    В данном сражении казахские отряды наступали лавой (лап бepiп) или обходя противника с флангов, хорошо маневрировали. Отступая пускались на тактическую хитрость: быстро рассыпались по степи и вновь собирались в отдалении для следующего удара. Довольно действенным тактическим средством, широко использовавшимся казахами, служили палы (поджоги степи). Искусное гибкое маневрирование наложил отпечаток на боевые порядки - они были размещены по фронту и в глубину.

    В Анракайской битве первые 11 дней проводились поединки между батырами. Поединок начинался выходом одного из воинов один на один (жекпе-жек), затем стрельбой из луков, для чего использовали так называемую «лаву» или использовали тактический прием «карусель» (шырайналдыру тасили). В одном из поединков казахский батыр Болек поверг предводителя основной группы джунгарских войск Анрака, впоследствии место его гибели получило название Анракай, а битва стала называться Анракайская.

    Довольно  точные описания тактики действий казахских  войск дает историк А.И. Левшин: «Набеги свои казахские войска провели по большей части ночью, нечаянно и без всякого порядка, но с удивительным стремлением и криком, имея при себе разного рода оружие, как то: сабли, ружья, стрелы, палки, каменья, наконец арканы или веревки для пленения неприятелей. Первая атака была на столько сильной, что джунгары не устояли перед натиском казахов.

    Победа  казахов внесла перелом во всю  военную кампанию, началось повальное  отступление джунгар по реке Или. Без этих и других казахских батыров за время войн с джунгарами вряд ли возможна была победа казахов в борьбе за свою независимость56. 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Таким образом, военный быт казахов-кочевников имел специфические особенности, военные традиции имели большое значение в жизни кочевого казахского общества, а воинская повинность являлась одной из самых важных. Наиглавнейшая обязанность мужчины состояла в охране семьи и имущества, в ведении войны. Население казахских степей представляло собой вооруженную массу людей.

    Военная организация казахов традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор общеказахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. Главнокомандующим всех вооруженных сил являлся хан, осуществлять руководство военными действиями хан мог либо непосредственно, либо через своих подчиненных. В тех случаях, когда военные мероприятия не носили общегосударственного характера, походы могли возглавить султаны или отдельные батыры. Военная организация казахов в этот период представляла собой структуру с относительно большой автономией отдельных звеньев.

    В битвах зарождалось военное искусство  казахов. История полна военными сражениями, в которых со всей очевидностью проявились, полководческие качества ханов и батыров, мужество и отвага казахского народа. Говоря о тактике действий войск необходимо отметить, что сражение начиналось с единоборства «жекпе-жек» славных богатырей-балуанов. После них все живое становится убойным рубящим мечом и мишенью для летящих стрел. Вступали в сражение лучники. Если же враг оказывался стойким, в действие вступали мечники, выстроенные в удобном месте для нанесения удара по противнику. Тяжелые конные массы выстраивались в несколько линий. Преследовать разбитого врага до полного уничтожения. Это правило, составлявшее у казахов традицию, является одним из бесспорных принципов современного военного искусства. Анракайское сражение стало символом исторического прошлого казахского народа. Победа над джунгарами подняла дух народа. В народе крепла уверенность, что казахи объединившись не только способны изгнать джунгар из казахских земель, но и перенести войну на территорию врага.

Информация о работе Военное искусство казахского народа. Казахские батыры и Анракайская битва