Военное искусство казахского народа. Казахские батыры и Анракайская битва

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Долгое время в специализированной научной литературе, посвященной освящению военного дела кочевников Центральной и Средней Азии, большое внимание уделялось эпохе древности, раннего и развитого Средневековья. Однако тематика вооружения и военного искусства казахов и кочевников Центральной Азии позднего Средневековья в целом до сих пор полностью не раскрыта. Из множества исследований последних десятилетий большинство посвящены изучению лишь вопросов комплекса вооружения воина позднего Средневековья. Этому способствовали и сложившиеся представления о том, что в период позднего Средневековья военное искусство номадов переживало определенный упадок, что привело к поражениям в войнах и включению степей Центральной Азии, населенных кочевниками, в состав империй, населенных оседлыми народами, а культурно-хозяйственный тип кочевых скотоводов сошел с исторической арены. Поэтому основной упор делался на изучение как отдельных предметов ведения боя, так и комплекса вооружения в целом. Вопросам же военной организации казахов не уделялось должного внимания.

Содержание

Введение......................................................................................................... 3-4

1-й раздел. Военная организация казахского ханства………………....5-21

§ 1. Военные традиции и становление военной организации….………5-10

§ 2. Казахские батыры и их роль в военной организации……………11-20

2-й раздел. Военное искусство казахских батыров..............................21-26

§ 1. Боевые порядки и тактика действий казахского войско………….21-24

§ 2. Анракайская битва……….………………………………………….25-26

Заключение…………………………………………………………….…27-28

Список использованной литературы……………………………………..29-30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Office Word.docx

— 113.75 Кб (Скачать)

    Уже в глубокой древности лошадь была приручена на территории Казахстана21. Это дало возможность древним кочевникам создать мобильный род войска – боевую конницу. С I тысячелетия до н. э. конница стала основным и, пожалуй, даже единственным родом войск кочевников, применявшая в сражениях конно-стрелковую тактику массированного удара: на врага неслась конная лава, извергавшая тучи стрел и дротиков. Впервые ее широко применили сако-скифские племена, которые и создали первую кавалерию. Одно из самых ранних сообщений о кочевых племенах на территории Казахстана и Средней Азии встречается в памятнике древнеперсидской письменности “Авесте”, где саки упоминаются под собирательным именем “туры”22. Основную массу войска сакской общности составляли легковооруженная конница, подвижная и маневренная, главным оружием которой был лук со стрелами.

    На  рубеже I в. до н. э. – I в. н. э. в составе войска происходит появление особой тяжеловооруженной конницы – катафракты23. Основу войска гуннов также составляла маневренная конница24. В период раннего и развитого Средневековья воины из племен тюрков и монголов также были всадниками.

    Каждый  казахский всадник в поход  брал несколько лошадей. Благодаря  смене уставших лошадей на свежих, казахская конница могла быстро пересечь до 200 верст за ночь25. У соседей казахов, калмыков, коневодство являлось ведущей отраслью скотоводческого хозяйства. Поэтому войско было полностью обеспечено лошадьми. Калмыцкая лошадь была небольшого роста – от 1,42 до 1,55 м, преимущественно гнедой и бурой масти, отличалась крепкой мускулатурой и выносливостью, несколько удлиненной головой и горбатой, шея короткая с чуть заметным кадыком26. Она способна была перенести голод, сильную жару, без отдыха и корма совершала 100-верстовый переход27.

    Конница, составлявшая главный род войск, как и столетия назад подразделялась на легкую и тяжелую. Легкая конница, вооруженная луком и стрелами, вела разведку, завязывала бой, расстраивая с помощью стрел неприятельские ряды. Тяжелая конница была защищена прочными доспехами и, применяя контактное оружие, вступала в бой с главными силами противника. Использование огнестрельного оружия казахами не было распространенным явлением. В тоже время один из грозных противников казахов в рассматриваемый период – Джунгарское ханство – имело боевые формирования, вооруженные огнестрельным оружием.

    Вплоть  до последней четверти XVII в. Система  вооружения и комплектования джунгарской  армии мало отличалась от казахской. Серьезные изменения произошли в 80-е годы и были связаны с широким внедрением ручного огнестрельного оружия в ойратской армии. По всей видимости, это было связано с тем, что джунгарские правители во время серии джунгаро-казахских войн смогли наглядно убедиться в эффективности действий пехоты, вооруженной ружьями и занимающей укрепленные позиции28. Сам факт применения кочевниками ручного огнестрельного оружия неудивителен, поражает размах перевооружения. Современники называли цифры в 20 и даже 30 тысяч стрелков с “огненным боем” [21, с. 335, 338]. Последнее, при общей численности джунгарской армии в 30–40 тыс. человек, маловероятно29. Однако сам факт широкого применения джунгарами огнестрельного оружия неоспорим. Ойратские мушкетеры не носили доспехов и не были способны вести рукопашный бой, поэтому в сражении их прикрывали воины с копьями и пиками30. Кроме стрелков из огнестрельного оружия, передвигавшихся на лошадях и спешивавшихся на поле боя, в состав армии входили конные стрелки из лука, а также латники, вооруженные древковым и клинковым оружием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 2. Казахские батыры и их роль в военной организации. 

    В XVI–XVII вв. в Казахском ханстве  главнокомандующим всех вооруженных  сил являлся хан. Осуществлять руководство  военными действиями хан мог либо непосредственно, либо через своих подчиненных. В тех случаях, когда военные мероприятия не носили общегосударственного характера, походы могли возглавить султаны или отдельные батыры. Военная организация казахов в этот период представляла собой структуру с относительно большой автономией отдельных звеньев.

    В XVIII в. наблюдается ослабление верховной  власти хана с одновременным возрастанием роли правителей жузов. Такая политическая ситуация создавала прецеденты, когда наиболее влиятельные султаны отдельных жузов влияли на политику всего ханства. Поэтому слабость политической структуры ханства сказалась на военной организации в целом, что в период джунгарской агрессии было фатальным для всего государства. В этих условиях заметно возросла роль отдельных султанов, биев, а также батыров. Тюрко-монгольское слово “батыр”, “багатур”,“бахадур” первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на противоборство. Данный термин, проникнув еще в XIV в. в русский язык, потеснил более ранний термин “воитель”. Наряду с русской калькой данного термина “богатырь” в Московском государстве конца XV – первой трети XVI в.для обозначения иноземных храбрых воинов уже использовался собственно тюркоязычный термин “батыр”. Подтверждением чему могут служить отдельные замечания небезызвестного автора “Записок о Московии”, германского посла Сигизмунда Герберштейна, впервые услышавшего это наименование от русских людей31. Со времени Чингисхана термин “батыр” многократно присваивался как титул представителям военизированной тюрко-монгольской знати. В этом значении многочисленных батыров в ханстве Абулхаира упоминают в своих сочинениях многие восточные авторы. Довольно часто он использовался в качестве почетного титула, получаемого ханом или султаном за личную храбрость, либо за умелое руководство военными действиями в борьбе с внешними врагами. В данном случае звание “батыр” прибавлялось к полному собственному имени какого-либо знатного кочевого правителя. В частности в XVIII в. этот титул имели казахские ханы Тауке, Каип, Абулхаир, Аблай и некоторые другие. Однако батыр – это не только титул храбреца, но и наименование лиц, преимущественно занятых осуществлением военных функций. Батыром казахи называли любого храброго и опытного воина как из социальной группы “черной кости”, так и наследственной аристократии, особо прославившегося в набегах и сражениях32. Так, по данным Ш. Ш. Уалиханова, два казахских батыра Баянбай и Уразумбет однажды ночью напали на ойратский аул из 8 юрт. При этом Баянбай перебил 2 юрты, а Уразумбет всех остальных33.

    Звание  “батыр” никогда не было наследственным, его приобретали только личными  подвигами. Но, вместе с тем, нередко  возникали ситуации, когда батырами становились сын и внук того или  иного батыра, заметно проявившие себя на военном поприще34.

    Примером  может служить история наследования данного титула потомками влиятельного батыра рода табын, поколения жетыру Младшего жуза, Богенбая –его сыном Тленши Богенбай-улы и внуком Жоламаном Тленши, возглавившим народно-освободительное движение западных казахов в 20-е – начале 30-х гг. XIX в. Званием батыра обладали также ряд потомков знаменитого батыра Среднего жуза Жаныбека, батыра Младшего жуза Есета и многих других выдающихся лиц Казахской степи. Наиболее сильно возросли авторитет и социальное значение батыров в первой половине XVIII в.

    Необходимость организации эффективного отпора джунгарской  агрессии привела к появлению  сначала на военной, а затем и  политической сцене выдающейся плеяды народных предводителей и полководцев-батыров: Богенбая из рода табын поколения жетыру, Богенбая из рода табын племени аргын Среднего жуза, Кабанбая, Малайсары, Тайлака, Жаныбека, Отегена и других лиц, выдвинувшихся из низших слоев казахского общества. С именами вышеназванных батыров связаны наиболее крупные победы воинских отрядов казахов над войсками ойратов в сражении при р. Буланты и в знаменитой Анракайской битве, которые навсегда вошли в историческую память казахского народа35.

    Нередко ханы, возглавляя объединенное казахское  ополчение, командование отдельными отрядами поручали батырам. В разные периоды  истории казахского общества батыры являлись не только храбрыми воинами, лихими наездниками и предводителями воинских дружин, но и одной из наиболее элитных социальных групп кочевого общества. Кроме того, именно батыры преимущественно привлекались верховной властью к выполнению ответственных поручений дипломатического характера во взаимоотношениях казахских ханств с соседними государствами, а также в интересах поддержки ханов при обострении их противоречий бийями и родовыми старшинами.

    Привилегированное положение батыров зависело, помимо их личных качеств, от военной удачи, престижных родственных связей и богатства, т. е. размеров той добычи, которую им удавалось захватить во время военных походов в чужие страны, а также от числа добровольных сторонников, состоявших большей частью из казахской молодежи. Поэтому по своему богатству и политическому влиянию среди казахов некоторые батыры (как, например, Жанибек из рода шакшак племени аргын Среднего жуза) превосходили иногда правивших ханов и султанов36.

    Среди прославленных батыров особенно выделяется Аблай хан (1713-1781 гг.) - хан Казахской орды - один из выдающихся государственных деятелей в истории казахской государственности. Настоящее его имя – Абилмансур, предки его происходят от знаменитого основателя казахской орды Аз-Джанибека, который являлся потомком Джучи хана, сына Чингисхана.

    Отец  Абилмансура погиб в бою от рук врагов, и испытавший много горестей и трудностей маленький мальчик вырос с помощью раба Ораза. Абилмансур с юношеских лет проявил свои лучшие качества воина, защитника Отечества. Он постоянно участвовал в различных сражениях, особенно ярко проявляя мужество на единоборствах. Одной из первых крупных побед, принесших ему всеобщую известность, была битва казахских воинов под командованием Абулмамбета против джунгар. В этом бою никому не известный двадцатилетний Абилмансур в единоборстве убивает Шарыша, близкого родственника главного батыра калмыков — хунтайжи Калдан-Серена и. привязав его голову к своему седлу, поскакал с криком: «Абылай, враг бежит!» С тех пор Абилмансур начал называться именем своего деда Абылая.

    После смерти хана Абулмамбета Аблай становится ханом Среднего жуза.

    Он  прекрасно понимал, что нельзя спешить  с войной джунгарами. Необходимо было создать сильную армию и поднять  жизненный уровень населения. Он ввел законы Чингисхана: Билик и Джасак. Билик (власть) регламентировал власть в ханстве, а Джасак (воинские силы) давал возможность создания сильной армии по чингисхановскому образу.

    Его армия, как и армия его великого предка, состояла из следующих подразделений: отряд из десяти человек, которые  сводились в сотни. Из сотен формировались  тысячи, а из тысяч крупные отряды в три, пять, десять тысяч воинов. Вся армия делилась на четыре части. Левое крыло (сол кол), куда входили найманы, коныраты, меркиты/ возглавлял Кабанбай-батыр; правое крыло (он кол), куда входили аргыны, кипчаки, возглавлял Богенбай-батыр: центр (орта), куда входили все роды Большого и Младшего жузов, возглавлял Наурызбай-батыр. Четвертая особая группа была создана во главе с батыром Шакшакулы Жанибеком. В обязанности этой группы входила разведка боем, заса_ды, создание боевого резерва при хане для нанесения неожиданных ударов в ходе битвы. В данную группу входили кереи, уаки и др. Была создана сильная казахская армия численностью до 150 тысяч человек37.

    Согласно  выработанной стратегии, армия приступила к изгнанию джунгар из казахских земель, наступая на джунгарские отряды по всему фронту и с задачей отрезать пути отступления Туркестанской группировки джунгар.

    В стратегию Абылай-хана входило освобождение казахских земель от джунгар до вторжения китайцев в Джунгарию и сдерживание китайцев на южных склонах Тарбагатайских гор и гор Алатау. Одной из главных особенностей стратегии и тактики Абылая как полководца, было умение создать численное превосходство на решающих участках боевых действий. В данном случае против 20 тысячной группировки джунгар. Абылай хан выставил ударную группу численностью в 30 тысяч воинов. Джунгары. привыкшие воевать с малочисленными, плохо организованными отрядами казахов, не имели об этом никакой информации.

    Среди нововведений Абылая было усиление личной гвардии - толенгутов. Личная охрана у ханов существовала издревле, но у Абылая она стала весьма многочисленной. Были введены определенные правила ее содержания.

    1743 г. в городе Туркестане ханы, султаны, батыры трех жузов объединились под одним ханством и провозгласили Абылай-хана ханом Казахского ханства.

    Абылай был избран народом в трудное время. В короткие сроки он сумел с блеском выполнить поставленные перед ним задачи38:

    1. Создать сильную централизованную  власть в практически полностью  разваленном Казахском ханстве;  устранить притязание на власть  со стороны биев; восстановить в Центральной Азии сильное Казахское ханство, с которым считались и Россия Китай.

    2.Создать  сильную дисциплинированную армию,  сумевшую нанести сокрушительное  поражение еще недавно непобедимым  джунгарам.

    3.Вернуть  все утерянные земли и восстановить  казахское ханство в его прежних  границах, за исключением земель  между Волгой и Уралом.

    4.Вернуть  мир и спокойствие на казахскую  землю.

    Историческое  значение личности Абылай-хана — в создании и развитии сильного казахского государства, являвшегося духовной энергией настоящих и будущих поколений казахского народа. За 35 лет управления страной Абылай-ханом население Казахского ханства не только восстановило свою численность, но и превзошло количество населения на период до джунгарского вторжения и начала Великого бедствия казахского народа.

    Абылай хан сумел обеспечить полную независимость Казахского ханства и вел уже в 70-х годах XVII века политику от имени суверенного, сильного и независимого государства, при Аблай хане казахское ханство вновь обрело столицу - город Туркестан. В военно-политическом отношении казахское ханство было уже третьим в регионе государством после России и Китая.

Информация о работе Военное искусство казахского народа. Казахские батыры и Анракайская битва