Военное искусство казахского народа. Казахские батыры и Анракайская битва

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Долгое время в специализированной научной литературе, посвященной освящению военного дела кочевников Центральной и Средней Азии, большое внимание уделялось эпохе древности, раннего и развитого Средневековья. Однако тематика вооружения и военного искусства казахов и кочевников Центральной Азии позднего Средневековья в целом до сих пор полностью не раскрыта. Из множества исследований последних десятилетий большинство посвящены изучению лишь вопросов комплекса вооружения воина позднего Средневековья. Этому способствовали и сложившиеся представления о том, что в период позднего Средневековья военное искусство номадов переживало определенный упадок, что привело к поражениям в войнах и включению степей Центральной Азии, населенных кочевниками, в состав империй, населенных оседлыми народами, а культурно-хозяйственный тип кочевых скотоводов сошел с исторической арены. Поэтому основной упор делался на изучение как отдельных предметов ведения боя, так и комплекса вооружения в целом. Вопросам же военной организации казахов не уделялось должного внимания.

Содержание

Введение......................................................................................................... 3-4

1-й раздел. Военная организация казахского ханства………………....5-21

§ 1. Военные традиции и становление военной организации….………5-10

§ 2. Казахские батыры и их роль в военной организации……………11-20

2-й раздел. Военное искусство казахских батыров..............................21-26

§ 1. Боевые порядки и тактика действий казахского войско………….21-24

§ 2. Анракайская битва……….………………………………………….25-26

Заключение…………………………………………………………….…27-28

Список использованной литературы……………………………………..29-30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Office Word.docx

— 113.75 Кб (Скачать)

    Богенбай-батыр — прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем". Горячая любовь к родине, огромная природная физическая сила и сноровка, боевой опыт, мастерское владение всеми видами оружия, отличали Батыра Богенбая. Его отряды характеризовала высокая мобильность, как бы внезапны не были вторжения врагов, он успевал за короткое время собрать верных сарбазов и отразить самый ожесточенный натиск. Не раз выходил он на жекпе жек и одолевал сильных калмаков.

    Как крупный полководец Богенбай батыр хорошо знал стратегию и тактику. В тактическом плане Богенбай был искусен в введении боевых действий с немногочисленными отрядами. Предварительно он получал необходимые сведения о количестве сил противника их места расположения. Тщательно взвесив все предпринимал летучие свои рейды. Как молния обрушивался он с войском на ошеломленного врага, разил и исчезал, оставив на земле немало убитых и раненых его воинов. Один из последних крупных походов был поход на территорию Аягуза 1750 годах. Джунгары не сумев дать отпор казахскому войску под предводительством Богенбая. потерпели крупное поражение.В 1756-1758 годах Богенбай батыр выступил в великое сражение под Талкы с китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи. Он вместе с Кабанбай батыром одним из первых вступил в борьбу с джунгарами39.

    За  проявленный героизм и полководческие заслуги Богенбай-батыр снискал особое почитание у народа и воспевался в народной памяти в течение веков. Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. Сейчас это место называется "Шахта", раньше его называли "Бо-генбай соресы". Останки его погребены в мавзолее Ахме-та Яссауи в городе Туркестане.

    Кабанбай-батыр (конец XVII - середина XVIII вв.) - казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского ополчения в XVIII в. В устном народном творчестве его называли Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман.  Прошел все ступени военной иерархии: жузбасы, мынбасы, туменбасы — начальник крупных воинских соединений. Многие героические поступки Кабанбай-батыра связаны с походами Абылай-хана против джунгар. До нас дошел дастан "Кабанбай — герой", в котором описываются его ратные и героические приключения.

    Кабанбай, имя данное народом из-за высокого роста, крупного мощного телосложения и огромной физической силы. Согласно легендам и преданиям, копье у него было не с деревянным древком, а полностью металлическим, и весила больше самого крупного барана. Ударяя копьем о щит противника, пробивал им и щит, и его самого. Обладая большим военным талантом. Кабанбай батыр в совершенстве изучил тактику и стратегию Чингисхановских и золотоордынских полководцев, а также организацию войска. Сокрушив врага, войска вели преследование до его полного уничтожения. Погоня иногда продолжалась несколько дней Он был мастером засад: завлекал противника в неудобные .места, для боя, но удобное для полного окружения: он был мастером ночных боев в которых устраивал искусственный шум, дезорганизуя врага, и вызывая в его рядах панику. Все его качества сделали его главой одного из самых крупных казахских родов найманов. За всю историю казахов Кабанбай-батыр являлся крупнейшим полководцем. имя батыра - Кабанбай! стало боевым кличем воинов из рода каракерей. В 1745 г. Кабанбай был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию о своей поддержке в ее борьбе против джунгар.

    Абулхаир-хан (1693-1748 гг.) - хан Младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Баха-дур-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении. В 1710 г. на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска был вышеописанный известный батыр Богенбай.

    В 1718 г. в Аягузе произошло кровопролитное сражение с джунгарами, где Абулхаир и старший казахский хан Каип с 30-тысячным войском сражались с  джунгарами. Абулхаир с молодых лет  прославился личной отвагой, был  талантливым полководцем и умным  политиком. В 1726 г. на съезде казахов  всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства.

    В1728 г., когда была одержана первая победа над джунгарами. Эти сражения проходили в горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты, где казахи наголову разбили джунгарский экспедиционный корпус во главе с сыном хунтайджи. Армия Абулхаира после победы над джунгарами развеяла миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом. Народ стал более организован в борьбе против общего захватчика, проявлял особый энтузиазм ради защиты отечества.

    Весной 1730 г. в местности Итишпес, к юго-востоку от Балхаша, казахская армия под предводительством Абулхаира снова разбила захватчиков. Эта битва получила название как Анракайская. В столетней войне казахского народа против джунгар наступил переломный период.

    Осенью 1730 г. в Санкт-Петербург было направлено посольство Абулхаира с выражением его желания быть под защитой  России от внешних врагов. В феврале 1731 г. казахи Младшего жуза получили согласие от правительства России на принятие их под российское покровительство40. Абулхаир погиб 1 августа 1748 г. от руки своего заклятого врага султана Барака.

    Райымбек — казахский батыр (1705 г. - дата смерти неизвестна). Его дед — Ханкелди-батыр — в 1733 г. вместе со знаменитыми людьми Старшего жуза Кодар би, Толе би, Сатай-батыром, Болек-батыром отправили посла к Российской царице Анне Иоанновне с предложением о согласии вхождения Старшего жуза под покровительство России (1730-1740). Райымбек, в 17 лет, показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск, удостоился чести — стал батыром. Вместе с Райымбеком в сражениях против джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, Кызылборик, Койкель-ди, Конакельди, Кистик, Малай, Есен, Байсейит и другие. Имя Райымбек-батыра превратилось в символ и честь рода албан. Его мавзолей находится в г. Алматы.

    Более двух веков назад батыр Раймбек возглавил борьбу казахов против ойратских завоевателей. Его послужной список более чем внушителен: 33 года войны и ратных подвигов, 77 боевых ранений, победа в жекпе-жек над грозным вражеским предводителем Бадам-Багатуром. Начав ратную жизнь один на своем тулпаре и с пикой, Райымбек, спустя время возглавлял казах-6ШЭ войско из десяти тысяч испытанных воинов. Его подвиги известны в битвах при Анракае на озере Итишпес, где его отряды разбили полчища Сары Манжа тумена и Шуна-Добы. Его имя не только овеяно ратной славой но и священно.

    В истории освободительной борьбы казахского народа яркими звездами блистали также батыры Среднего жуза: Жасыбай, Малай-сары и Олжабай.

    Батыр Олжабай вызволил из ойратского плена Аблай-хана. По преданию сам Галдан-Цэрен, джунгарский хунтайджы, решил помериться силами с казахским батыром. И Олжабай, славившийся искусством меткой стрельбы из лука, великодушно пустил оперенную стрелу в сторону когда настал его черед стрелять в противника. Он одним из первых повел сарбазов на освобождение от грозного врага родного Баянаула. Жасыбай-батыр в местечке «Аккелин как донбак» разбил войско джунгар. Его именем названо красивое озеро в баянаульском районе. Имя Малайсары-батыра, прославленного героя партизанской войны, вошло в историю как имя храброго воина, для которого не существовало заботы о сохранности собственной жизни.

    Жанибек Шакшакулы (1693-1752 гг.) В 1717 году перед началом сражения казахов на реке Аягуз, Жанибек первым откликнулся на вызов вражеского батыра — великана на традиционный смертный поединок перед боем и сумел одолеть джунгарского витязя. Этим подвигом он завоевал высокий авторитет батыра в глазах воинов. Жанибек, как и его предки, начал создавать свое ополчение и добиваться в нем необходимого уровня выучки и дисциплины. В 1724 г. ополчение Жанибека представляла собой обученное войско, которое появлялось в самых неожиданных местах, и молниеносно исчезало, нанося ощутимый урон живой силе. В 1727 г. ополчение Жанибека батыра проявилось полностью в знаменитом Анракайском сражении, где ему было поручено Абулхаиром командование левым флангом казахского войска.

    Примечателен  тот факт, что ополчение Жанибека с момента создания в 1727 году на протяжении четверти века непрерывных боев с противником ни разу не терпело поражения, Жанибек следовал принципу «Победа малой ценой или временное отступление». Он никогда не ввязывался в бой. не взвесив силы и средства свои и противника. Жанибек заранее предусматривал возможности для временного отступления, чтобы совершив, неожиданный маневр вновь обрушиться на противника. С большим успехом он использовал фактор громадной территории Казахстана, целенаправленно заманивая неприятеля в незнакомые для него районы. Затем изматывал противостоящие силы неожиданными и непрерывными нападениями конных отрядов с разных сторон. Он точно предугадывал пути отступления вражеского войска и на этих направлениях устраивал засады. О том, что Жанибек был выдающимся военным стратегом, говорит и тот факт, что половина северных территорий была освобождена его ополчение. Большое внимание Жанибек батыр уделял обучению и воспитанию будущих батыров. За свою военную деятельность он подготовил целую плеяду легендарных батыров 20-40-х годов 18 века, таких как Конакая батыра Жанкисыулы, Карабалчана Алдиярулы, Толебатыра Ырысымбетулы.

    Карасай Алтынайулы - казахский батыр, полководец, возглавлял казахские войска в освободительной войне против джунгарского нашествия в Семиречье. Он потомок Шапрашты в 36 поколении. Первое боевое крещение Карасай получил в 1620 году, когда Есим-хан напал с 30-ю тысячным войском на джунгар. Знаменосец казахского войска 79 летний шапрашты Жанай батыр не смог участвовать в той битве на черном Иртыше и вручил Знамя в руки 17 летнему Карасаю. В этом же году Карасай отличился в битве на Тоболе, когда он пленил вместе с женами и детьми двух ойратских тайджи Тойлы и Каркалы.

    В 1627 году возглавляемое им войско одолело  превосходящие силы ойратов в битве на западе Хазарского моря. Он в поединках победил Манджы, его брата Танджи и уничтожил еще 11 врагов. Храбрый и сильный воин, он отлично разбирался в тактике и стратегии военного искусства и внес большой вклад в развитие ратного дела. Примеров этому множество: сражения, состоявшихся в 1643 г. на Орбулаке и разгром 23-тысячного войска калмыков у города Тараз.

    Карасай батыру принадлежит заслуга в  том, что казахи начали использовать в ратном деле такие приемы, как  укрытие в окопах, организация  снайперских групп, разведка боем. Благодаря  его дальновидности, по всему периметру  границ были возведены достаточно высокие   и заметные издалека сторожевые курганы, которые были призваны обозначить границы  Казахстана и вместе с тем служили  для сигнального оповещения населения  опасностям в случае приближения  врага. На них зажигали костры. Карасай  батыр по собственному почину изучил территорию Казахстана, чтобы предусмотреть  наиболее вероятные места концентрации сил противника и в случае широкомасштабной агрессии против казахов, а также  скрытые, удобные для неожиданного появления, подходя к этим местам.

    Карасай батыр придерживался тактики  «Стрел», разработанной любимым  батыром Чингисхана Джебе - Нояном, суть, которой он сам разъяснял так: «Поражать противника как стрела, неожиданно прилетевшая из неведомого далека». Мастером этой тактики был и Карасай батыр. Он предпочитал прежде изучить все особенности местности, и только потом ввязывается в бой. Он был прирожденным военным топографом и сформировал военно-топографическую школу Казахстана. Выдающимися представителями этой школы впервой половине 18 века были Арал-бай аксакал и Ырыскелды— батыр, которые помогали российским топографам точно нанести границу между Казахстаном и Китаем. В 1664 году в 66 лет Карасай батыр в последний раз принял участие в войне. В битве против торгаутов Карасай батыр получил тяжелое ранение и вышел из строя, после этого он, которому здоровье не позволяло участвовать в боевых действиях, стал принимать участие е управлении делами казахского ханства. В 1671 году в возрасте 73 лет он скончался.

    Без этих и других казахских батыров  за время войн с джунгарами вряд ли возможна была победа казахов в борьбе за свою независимость.

    Таким образом, воинская доблесть в казахском народе высоко ценилась. За личную храбрость в сражении и умелое руководство подчиненными присваивался титул батыра. Как титул слово батыр прибавлялось к собственному имени храбреца, получить его за свои воинские качества мог любой свободный член казахского общества, будь он рядовым воином или принцем. Подвиги батыров прославляли степные певцы-импровизаторы, акыны. Позже батыры стали военным сословием.

    Батыры были одной из движущих сил развития военного искусства того времени. В этот период выдвигаются замечательные плеяды батыров. В ряде батыров входили не только люди по происхождению и социальных верхов, но и из числа сильных, смелых, честных и преданных родной земле люди из народных низов (кара суйек)41.

    Исходя  из рассмотренных вопросов в первом разделе, следует сделать вывод, что военная организация казахов в позднем Средневековье традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор общеказахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. В позднем Средневековье роль военного института батыров внутри военной организации казахов постоянно росла. Причиной являлось то обстоятельство, что батыры были не только основной военно-политической силой ханов и султанов, но были также хранителями боевого опыта и военных традиций, способные организовать вооруженные отряды казахского ополчения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II Раздел: Военное искусство казахских батыров. Анракайская битва 

    § 1. Боевые порядки и тактика действий казахского войско 

    Образование государства казахов и постоянные войны, как с врагами внешними, так и междоусобные за власть в степи, вырастили не одно поколение султанов, ханов и батыров обладавших стратегическим мышлением, прекрасных тактиков наделенных дальновидностью политическим мышлением биев.

    Говоря  о военном искусстве казахских войск, необходимо отметить, что действиям казахских отрядов была присуща определенная организованность42. Готовясь к сражению, они обычно проводили разведку. Затем, направляясь к месту схватки, старались двигаться скрытно в целях обеспечения внезапности нападения. Уточнения в планы битв вносились по результатам действий небольших дозоров, выяснявших обстановку. Командование казахских войск лучше знало местность и умело использовало высоты, балки и заросли кустарника для размещения своих главных сил, засад и резервов.

Информация о работе Военное искусство казахского народа. Казахские батыры и Анракайская битва