Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа
Долгое время в специализированной научной литературе, посвященной освящению военного дела кочевников Центральной и Средней Азии, большое внимание уделялось эпохе древности, раннего и развитого Средневековья. Однако тематика вооружения и военного искусства казахов и кочевников Центральной Азии позднего Средневековья в целом до сих пор полностью не раскрыта. Из множества исследований последних десятилетий большинство посвящены изучению лишь вопросов комплекса вооружения воина позднего Средневековья. Этому способствовали и сложившиеся представления о том, что в период позднего Средневековья военное искусство номадов переживало определенный упадок, что привело к поражениям в войнах и включению степей Центральной Азии, населенных кочевниками, в состав империй, населенных оседлыми народами, а культурно-хозяйственный тип кочевых скотоводов сошел с исторической арены. Поэтому основной упор делался на изучение как отдельных предметов ведения боя, так и комплекса вооружения в целом. Вопросам же военной организации казахов не уделялось должного внимания.
Введение......................................................................................................... 3-4
1-й раздел. Военная организация казахского ханства………………....5-21
§ 1. Военные традиции и становление военной организации….………5-10
§ 2. Казахские батыры и их роль в военной организации……………11-20
2-й раздел. Военное искусство казахских батыров..............................21-26
§ 1. Боевые порядки и тактика действий казахского войско………….21-24
§ 2. Анракайская битва……….………………………………………….25-26
Заключение…………………………………………………………….…27-28
Список использованной литературы……………………………………..29-30
ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
истории войн и военного искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА
слушателя 2 курса 8 факультета
полковника
Имирова Савердина Карловича
Тема: «Военное искусство казахского народа.
Казахские батыры и Анракайская
битва»
Руководитель:
Кисилев Сергей Николаевич,
доцент кафедры истории войн и военного искусства,
кандидат
исторических наук
Защищена:
«____»____________
Москва 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................
1-й
раздел. Военная организация казахского
ханства………………....5-21
§
1. Военные традиции и становление
военной организации….………5-10
§
2. Казахские батыры и их роль в
военной организации……………11-20
2-й
раздел. Военное искусство казахских батыров.......................
§
1. Боевые порядки и тактика действий
казахского войско………….21-24
§
2. Анракайская битва……….………………………
Заключение…………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………..29-
ВВЕДЕНИЕ
Долгое
время в специализированной научной
литературе, посвященной освящению
военного дела кочевников Центральной
и Средней Азии, большое внимание
уделялось эпохе древности, раннего
и развитого Средневековья. Однако
тематика вооружения и военного искусства
казахов и кочевников Центральной
Азии позднего Средневековья в целом
до сих пор полностью не раскрыта.
Из множества исследований последних
десятилетий большинство
Фрагментарные сведения по данной проблеме можно встретить в работе Г. И. Семенюка “Оружие, военная организация и военное искусство казахов в XVII–XVIII вв.”1. Но наиболее полную информацию об организации казахского войска дает А. К. Кушкумбаев в монографии “Военное дело казахов в XVII–XVIII веках”2.
История военного искусства, обращенная в прошлое борьбы за независимость Родины, дает возможность на примерах героических подвигов, старших поколений защитников Отечества, формировать у воспитуемых высокие морально-боевые и психологические качества, воспитывать стойкость, решительность и способность к преодолению любых трудностей в условиях боевой обстановки.
Помимо
этого, история военного искусства
является важнейшим средством развития
военного мышления и расширения военного
кругозора офицеров и генералов.
Поэтому непременным условием повышения
качества военного обучения было и
остается обеспечение тесной связи
военно-исторической и оперативно-тактической
подготовки слушателей и курсантов
военно-учебных заведений, умелое использование
богатого опыта, накопленного в прошлые
времена для овладения
Целью настоящей работы является рассмотрение военного искусства казахов и кочевников Центральной Азии позднего Средневековья, а также применяемого ими вооружения.
Данная работа рассчитана на военную аудиторию, в первую очередь на тех, кто избрал службу в рядах Вооруженных Сил своей профессией и взял на себя высокую ответственность перед народом за безопасность своей Родины.
Выполнение этой благородной задачи в современных условиях по сравнению с прошлым значительно осложнилось. Оружие стало более быстродействующим, более разрушительным и мобильным, управляемым с помощью автоматизированных устройств. В этой связи невольно встает вопрос о месте, роли военного опыта прошлых лет, о еще практической пользе при организации воспитательной работы с военнослужащими Вооруженных Сил Республики Казахстан.
При
решении данного вопроса
I Раздел: Военная организация казахского ханства
§
1. Военные традиции
и становление военной
организации
Военные традиции имели большое значение в жизни кочевого казахского общества, а воинская повинность являлась одной из самых важных. Наиглавнейшая обязанность мужчины состояла в охране семьи и имущества, в ведении войны. Население казахских степей представляло собой вооруженную массу людей. Побывавший в Великой степи английский путешественник и дипломат XVI в. А. Дженкинсон писал, что кочевник никогда не выезжает без лука, стрел и меча3.
Ношение оружия было не только законным правом свободного скотовода, но даже обязанностью, и, к примеру, на народном собрании безоружный мужчина не имел права голоса, а младшие могли не уступать ему места в нарушение всех традиций4. Поэтому ношение оружия казахами помимо своей основной роли – средства защиты – также являлось показателем причастности любого мужчины к боевому ополчению рода или всеказахскому войску. В период военных конфликтов, которые были обычны для того времени, в каждом
казахском роде мобилизация начиналась после того, как глава рода через гонцов объявлял о сборе войска5.
Традиционные для кочевников Центральной Азии, в том числе и казахов, организация и деление войска базировались на десятичой системе. О существовании подобной системы у монголов еще в XIII в. говорится во многих источниках. Но наиболее ценные приводит Плано Карпини: “О разделении войск скажем таким образом: Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма. Во главе же всего войска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному”6. Судя по этим данным все мужское население монгольского государства было поделено на десятки, сотни, тысячи, тумены с обязательством поставлять в войска соответствующее количество полностью экипированных, вооруженных и снаряженных воинов, боевых и заводных лошадей. Самой крупной единицей был тумен, включавший в себя 10 тысяч воинов. Три тумена составляли армию, армейский корпус 7. Все бойцы каждого отряда были скреплены круговой порукой, неся ответственность не только за свое поведение, но и за поведение своих сослуживцев в ходе боя. В противном случае все они подвергались наказаниям, о которых подробно сообщает Плано Карпини: “Когда же войска на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются; и, говоря кратко, если не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются; точно также если один или двое, или больше смело вступают в бой, а десять других не следуют, то их также умерщвляют, а если из десяти попадают в плен один или больше, то другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются” 8.
В Казахском ханстве почти все войско состояло из ополчения. Состав его был неоднородным. С одной стороны, в него входила степная знать со своими дружинниками, с другой стороны, основная масса ополчения, состояла из родовых кочевников.
В
тоже время, подобная система организации
войска была действенной только при
сильной центральной власти правителя,
что с учетом возрастания в XVII–XVIII
вв. центробежных сил не являлось устойчивым
показателем для структуры
Войско
кочевых племен отличалась многочисленностью,
поскольку в него входило все
взрослое мужское население. Оно
представляло собой серьезного противника
для любой армии оседлых
Зарождение отдельных дружин, подчиненных непосредственно вождю, по всей вероятности, происходило в среде сакских племен в I тыс. до н. э.10. В средние века степная дружина была представлена отрядом нукеров. В монгольской армии XIII в.нойон имел нукеров, которые всегда были готовы к бою. Дружины нукеров были ядром вооруженных сил своего племени и одновременно являлись своеобразной военной школой, где готовились кадры военачальников для малых и больших боевых подразделений. Позднее отряды нукеров превратились в гвардию, которая комплектовалась из представителей знати и из самых лучших воинов-монголов. В XVI–XVIII вв. на территории Средней Азии и Казахского ханства нукеры были заменены отрядами туленгутов.
Данные боевые формирования возглавлялись ханами и султанами11. Являясь личной “гвардией” хана или султана, отряды туленгутов были особенно популярны в XVIII в. И по некоторым данным просуществовали в качестве военных подразделений до середины XIX в.12. Хотя сам термин “туленгут” продолжал бытовать среди казахов и в конце XIX – начале XX в.13.
Все отряды казахского ополчения визуально отличались друг от друга системой знаков, в рамках которых каждый род имел общеродовое знамя особого цвета, флаги для более мелких боевых единиц и цветные повязки на руках каждого воина. Все знаки были одного цвета, что являлось обязательным для каждого рода. По сообщению Ш. Ш. Уалиханова: “каждый род сгруппировался под своим значком”14.
Во главе ополчения на военном совете назначались два военачальника. Первый исполнял роль непосредственного командующего войском. Задачей второго являлась охрана знамени. Потеря боевого знамени во время боя могла привести к поражению всего войска. Если обратим внимание на события XVIII в., то мы можем обнаружить ряд примеров, когда воздействие на знаменосца противника могло кардинально изменить обстановку на поле боя. В одном из сражений с джунгарами казахи терпели поражение и отступали. Но смерть знаменосца джунгар произвела смятение в рядах неприятеля. И тогда “киргизы воспользовались, ударили назад и обратили калмыков в бегство и таким образом вырвали победу из рук неприятеля”15. Именно поэтому охране знамен придавалось особое значение16. Казахские ханы и султаны несли с собой свои боевые штандарты, которые во время крупных военных столкновений считались главными общевойсковыми знаменами17. На поле боя казахские рода также можно было отличить друг от друга и по боевым кличам и тамгам.
Численность казахского войска по мнению разных авторов можно условно поделить на две основные группы. К первой группе относятся авторы, определяющие численность казахского ополчения в рамках 50–100 тыс. человек18. Другая группа исследователей считает, что численность казахского войска была значительно меньше19. Исследователь А. К. Кушкумбаев привел следующие цифры численности казахского войска: По его мнению, правитель отдельного жуза в случае военного конфликта мог выставить 10–15 тыс. воинов, а объединенное казахское ополчение составляло приблизительно 60–80 тыс. человек20. Учитывая разрозненность казахских жузов, можно предположить, что численность войска во многом зависела от политической обстановки на данный период и авторитета правителей, что не могло способствовать концентрации значительной военной силы, исчисляемой более 50 тыс. человек под командованием одного хана.
Главной
боевой единицей казахского войска была
конница. Данные традиции были обусловлены
особыми природно-
Информация о работе Военное искусство казахского народа. Казахские батыры и Анракайская битва