Военно искусство казахов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:53, реферат

Описание работы

Война и военное дело имели огромное значение в истории древних и средневековых кочевников обширного евразийского региона. Кочевые народы были создателями оригинальной военной системы, с помощью которой на протяжении ряда веков они получали бесспорное военно-политическое превосходство над своими противниками за пределами Великой Степи. Своеобразная военизация кочевого образа жизни нашла адекватное отражение в предметах материальной и духовной культуры номадов древности и средневековья.

Содержание

Введение 3
Комплекса вооружения казахов 4
Оружие дальней дистанции 5
Предметы вооружения ближнего боя 10
Оборонительный доспех и воинское снаряжение 14
Особенности военной организации, боевой тактики
казахов-кочевников 17
Традиционная казахская военная организация 17
Особенности военной тактики казахов-кочевников 20
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.docx

— 74.05 Кб (Скачать)

противника. При приближении или нападении  врага казахи, как правило, ночью  зажигали множество костров. Соседние отряды и целые аулы мгновенно снимались с мест и откочевывали в глубь степей. "Этот способ сигнализации назывался "уран-от" (сигнал кострами)".

  Социальная  организация жузов и родоплеменная иерархия оказывали значительное воздействие на функционирование традиционной военной организации. Как показывают материалы по обычному праву казахов, порядок старшинства строго соблюдался при разделе военной добычи (олджа). Более старшие (уважаемые, привилегированные) и стоящие выше В родоплеменной иерархии воины первые после хана получали свою долю из захваченного имущества. Пятая часть военной добычи присваивалась ханом. Военачальникам-батырам принадлежала особая неприкосновенная доля — "сауга". Военная добыча (скот, имущество, военнопленные) была важнейшим стимулом многочисленных походов и набегов казахов-кочевников против соседей. Желание поживиться за счет противника считалось узаконенным военным правилом в кочевой среде.

     Таким образом, традиционная военная организация  казахов-кочевников базировалась на родоплеменной основе. В большинстве случаев каждый жуз, улус, род формировали отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В случае крупных вооруженных конфликтов и широкомасштабных войн происходил сбор общеказахских народных ополчений. Можно предполагать, что "сердцевиной" (основой) казахской военной организации было батырство — специфический (кочевой) военный институт. Отсутствие сильной ханской власти в Казахских жузах детерминировало системообразующую роль внутри военной организации казахов особого военного института — батырства. Данное обстоятельство, во-первых, объясняется тем, что батыры вобрали в себя и воспроизводили многообразный боевой опыт и многовековые военные традиции кочевников. Во-вторых, только такие ' военно-полевые командиры могли организовать боеспособные вооруженные отряды и действовать в экстремальной, неожиданно меняющейся военной обстановке. И в-третьих, как указано выше, батырство — основная военно-политическая сила ханов и султанов в степи.

 

  1. Особенности военной тактики казахов-кочевников
 
 

     С момента создания Казахского ханства  обширный казахстанский регион стал местом постоянных военных действий. Казахи в своих преданиях называли период перманентных войн "жаугершшк эаманы" (эпоха войн). Ожесточенные военные конфликты внутри кочевого мира, набеги на оседло-земледельческие государства и народы давали богатый практический военный опыт, который составлял стратегию и тактику военных действий кочевников.

     Крупные военные операции и набеги кочевники  предпочитали вести осенью, "т. е. тогда, когда их боевые кони в теле и способны выдержать быстрые и большие перегоны, а дехкане собрали весь урожай"50. Другая важная детерминанта была связана со спецификой движения кочевых маршрутов. В это время значительные массы кочевников направлялись в сторону зимних пастбищ, которые локализуются в присырдарьинском регионе. Именно в этом районе — на границе оседлого оазиса и кочевой степи — происходили военные набеги номадов. Вместе с тем следует отметить, что в случае ведения войны против соседних кочевых народов военные нападения и большие походы они старались проводить зимой или весной, преследуя цель не дать противнику быстро собрать вооруженные силы.

     Попытаемся  рассмотреть, как происходил процесс  функционирования военно-организационной модели казахов-кочевников. Перед выступлением в поход военачальники (сардары) образовывали под руководством хана военный совет, на котором обсуждались сроки и время сбора объединенного ополчения, начала похода, способы и методы будущей войны. В походном движении казахские полководцы высылали впереди главных сил авангард численностью 500—2000 воинов, который двигался на расстоянии одного конного перехода войска. Передовой частью авангарда являлся сторожевой отряд, выполнявший роль дозора. Разделившись на малые группы (разъезды), он обозревал значительное территориальное пространство. Главными задачами авангарда были разведка местности и обнаружение противника. Помимо военно-разведывательной задачи он выполнял и хозяйственную функцию. Крупные походы, как мы говорили, сопровождали косяки лошадей, катары верблюдов, отары овец. Отсюда важнейшей задачей авангарда было обеспечение водой и кормом идущих позади основных сил войска. Недостаток или отсутствие водоисточников, плохой подножный корм могли поставить поход под угрозу срыва. Обеспечение водой и кормом было наиглавнейшим условием любого военного предприятия номадов.

     Во  время похода кочевники стремились двигаться скрытно, соблюдая меры предосторожности (ночные переходы, используя пересеченную местность — холмы, горы, овраги, передвигаясь небольшими отрядами и т. п.). К противнику и его территории подходили в основном ночью, захватывая в некоторых случаях "языка". Рано утром на рассвете войско неожиданно и молниеносно атаковывало врага. Характерный пример военных нападений этого периода: 21 августа 1724 г. казахи совместно с каракалпаками и башкирами, "объехав караулы их (калмыков), напали на них сонных и въехали в улусы сына Доржи-на, Лубжи, который и сам с трудом спасся и ушел". Доминирующим тактическим приемом кочевников на войне был принцип внезапного и стремительного нападения. При приближении противника воины ускоренно передвигались по местности и занимали благоприятные боевые позиции. В 1771 г., преследуя волжских калмыков-торгоутов, казахское войско "(ходом чабдул) устремилось на Или и до прихода калмык окружило псе броды".

     Казахи-кочевники  в походе применяли методы передвижения традиционных перекочевок, для которых были характерны большая мобильность, способность к длительным переходам, интенсивная проходимость по пустынно-степной территории. Организационная структура казахских кочевок, так же как и походное движение ополчений, состояла из трех основных частей: впереди шли разведчики, за ними двигалась основная масса народа, а затем многочисленные стада'9. Военно-тактическая организация и способ действий казахских кочевников во время войны были во многом точной копией действий отрядов барымтачей и туркменских аламанщиков.

     При обнаружении врага авангард, в  зависимости от складывающейся боевой обстановки, либо атаковывал неприятеля и задерживал его до подхода основных сил, либо быстро оттягивался назад. Обычно при встрече передовых отрядов кочевники выставляли дозоры и караулы, а затем становились боевым станом па отдых. За это время подтягивались отставшие отряды, приводилось в порядок вооружение, а военачальники обозревали место будущею сражения.

     Перед боем воины надевали боевое защитное вооружение и батыры выстраивали  боевой строй войска. "Скоро хан  снялся с поля, и каждый род сгруппировался под своим значком, выехали вперед батыры в кольчугах, в шлемах с перьями, с луками и стрелами, подошли к хану и образовали тоже кружок. Так вели совет: решено сделать нападение на неприятеля, хотя и в превосходном числе", — повествует о предбоевой обстановке в казахском войске Ч. Ч. Валиханов.

     Сражение, как правило, начиналось утром на рассвете. По стенным воинским обычаям  битву предварял поединок батыров

двух  противоборствующих сторон. Из рядов  войска выходил наиболее испытанный в боях опытный воин-батыр и  своим боевым ураном громогласно вызывал врага на поединок: "Жек-пе-жек!" Это был своеобразный военный ритуал, прославляющий силу и могущество воинов и служивший поднятию боевого духа войска.

     Для военного искусства кочевников был  характерен постепенный ввод в ход сражения крупных боевых единиц. Первым в бой шел авангард, обстреливая противника из луков. Завязав сражение, передовые отряды проверяли боеспособность неприятеля. "Вступают в дело перестрелкою с неприступных мест, метанием стрел и, наконец, стремительным нападением толпою с криком "ги!", — отмечал С. Б. Броневский. — ...Горе тем, которые, не выдержав хладнокровно их натиска, покажут тыл". Целью мощной боевой атаки по фронту было опрокинуть или прорвать боевые порядки противника. Казахи действовали в основном конным строем лавой. Наиболее эффективным в атаке было использование в первых рядах отрядов копьеносцев, а следом за ними отрядов сабельщиков и воинов, вооруженных палицами и дубинами. При численном превосходстве, используя маневренно-мобильные качества конницы, полководцы старались охватить фланги с целью окружения противника. При неудачном первом натиске кочевники быстро отходили и перестраивали боевые ряды войска для новой атаки. В данном случае казахи, разделившись на несколько крупных группировок, с разных сторон нападали на врага, пытаясь дезориентировать его и скрыть направление главного удара. Такие казахские военные приемы сохранились вплоть до середины XIX в. Беспрерывные маневры и нападения приводили к расстройству боевого построения противника. Неоднократно номады применяли такой поенный прием, как атака по одному флангу и тылу. Обычно после такого массированного удара ряды боевых подразделений неприятеля смешивались и его командование теряло контроль управления войсками.

     Другой  известный традиционный военный  прием — притворное бегство с целью заманивания врага в тыл под удар заранее приготовленной засады. Удобное расположение засады в горной местности, зарослях камыша и кустарника, степных балках и т.п. очень часто предопределяло весь ход сражения. А. А. Росляков в свое время высказывал интересную, не лишенную смысла точку зрения по поводу появления засад в военной тактике кочевников: "Этот прием вырос из практики набегов, когда часть воинов захватывала добычу и уходила с ней, а другие стояли (обычно скрытно) в полной готовности поддержать нападавших и отразить удар преследователей. Это повторялось несчетное число раз и, наконец, стало практиковаться и в полевом бою.

     Хан наблюдал за ходом боя и руководил  войсками непосредственно, отдавая распоряжения из своей ставки. В ханской ставке располагался тактический резерв, который мог в любой момент прийти на помощь войскам. Обычно хан лично возглавлял отборный резервный отряд и вступал в бой в самый решительный и ответственный момент. Сохранение боеспособности •тактического резерва давало высшему военному командованию кочевников изменить боевую ситуацию в свою пользу.

     В бою казахи иногда активно применяли  огнестрельное оружие (мылтыки). Судя по данным некоторых источников, в  казахском войске существовали отдельные  отряды стрелков, вооруженных фитильными ружьями.

     Управление  войсками осуществлялось с помощью  знамен, барабанов, рогов и светодымовых эффектов. Звуки, издаваемые барабаном, давали сигналы войскам о наступлении, победе или отступлении. Воины каждого  отряда ориентировались в бою  на свои знамена и значки и старались  держаться поближе к знаменосцу. Главной задачей знаменосца было не допустить падения знамени. Потеря боевого знамени символизировала поражение войска. После гибели знаменосца войско нередко охватывала паника и воины бежали с поля боя. В одном из сражений с джунгарами казахский Байгозы-батыр убил вражеского знаменосца, и "смерть знаменосца произвела смятение в рядах неприятеля. Киргизы воспользовались, ударили назад и обратили калмыков в бегство и таким образом вырвали победу из рук неприятеля". Военные победы казахов сменялись и жестокими поражениями. Источники отмечают, например, что хан Среднего жуза Семеке с 10 тыс. воинов в 1733 г. напал на Уфимский уезд, но был разбит башкирами во главе с Таймас-батыром, "так, что ханское знамя и многих киргизцов побили и гнали до самых их жилищ''.

     Казахская военная организация XVII—XVIII вв., как нам известно, не имела единого военно-политического центра. Сбор вооруженных ополчений в большинстве случаев проходил стихийно и на относительно короткий срок. Предводители родовых отрядов часто действовали самостоятельно на свой страх и риск, не подчиняясь приказам хана. В некоторых военных походах у казахов даже отсутствовал единый верховный главнокомандующий и военная власть делилась между двумя или несколькими военачальниками, что затрудняло управление войсками. Между отдельными отрядами очень трудно было достичь согласованности военных действий, так как воины подчинялись только своему предводителю. В казахских народных ополчениях отсутствовали жесткая воинская дисциплина и порядок. Кочевники иногда не выдерживали фро1ггалыюй рукопашной схватки72. С другой стороны, у казахов-кочевников существовал целый ряд воинских сводов, положений и правил военной тактики — "Улкер жарик со-гысы", "Ошак согысы", "Ай кораланды согысы", "Куйрык жеу согысы", "Уры согысы' и т. д., передававшихся, как   правило, устно от одного поколения батыров к другому. Несомненно, что в военной тактике казахов существовали специфические методы ведения войны и военные традиции (согысу эдгстер), которые отличались от военных установок других номадов. Так, факты преднамеренного отступления кочевого войска могли трактоваться противником как бегство и проявление слабости. Казахи-кочевники в некоторых случаях избегали открытого столкновения ввиду превосходства сил и более эффективного вооружения неприятеля. В такой неблагоприятной ситуации кочевники придерживались тактики изматывания и распыления сил противника, изнуряя его мелкими сражениями, засадами, ночными нападениями и скрытными маневрами. С этой целью они отходили разрозненными частями, скрывали отход главных сил, заманивая врага в труднопроходимые горные, безводные и пустынные районы, отравляя или засыпая водоисточники. При отступлении активно применяли палы — искусственные пожары в степи — для уничтожения кормовых ресурсов. Кочевые аулы заранее уходили с театра военных действий, скрываясь в бескрайних степях, горных долинах и ущельях, или откочевывали на территорию сопредельных государств под защиту крепостей.

     Казахи  старались нападать на противника ночью  или на рассвете, т. е. в такое время, когда он не ожидал атаки. В ночное время пользовались различными сигналами  — огнем, криком зверей и птиц, особыми  паролями и т. д. Кочевники обычно действовали малыми мобильными и  легкоуправляемыми отрядами". Нападая со всех сторон мелкими группами, использовали различные тактические хитрости: быстро и скрытно маневрируя на местности, пускали клубы дыма, разжигали ночью множество костров, тем самым пытаясь внушить противнику мысль о своей многочисленности, изображали ложное окружение и т. п. У номадов в степях были многие преимущества: хорошее знание местности, расположения водопоев, умение легко ориентироваться по природным признакам, использование особенностей рельефа и т. д. Совершенно правильное замечание высказал исследователь военной истории казахов Г. И. Семенюк: "Хозяйственные потребности (выпас скота) и военные соображения (использование местности для укрытия людей и скота) обусловливали также и необходимость рассредоточение войск на небольшие отряды". В условиях степного (кочевого) театра войны крупные военные группировки и их концентрация в одном районе, как показывают современные исследования, находились в известном противоречии с системой хозяйства номадов, которые диктовали дисперсную организацию хозяйства и природопользования''. Возможно, поэтому казахи-кочевники наиболее эффективно действовали небольшими хорошо организованными отрядами. Особенностью казахской военной тактики были быстрота и внезапность атаки, стремительный и короткий бой.

     Наиболее  опасным периодом года и военно-тактическом  отношении для казахов-кочевников была зима — ранняя весна, т. е. тогда, когда они стационарно стояли па зимних пастбищах. В это время  номады терпели значительные военные  поражения. Это объяснялось, во-первых, тем, что они в это время  теряли свое преимущество — маневренность  и мобильность; во-вторых, зимние стойбища располагались разбросанно на значительных расстояниях друг от друга и не могли оказать своевременной помощи; в-третьих, конский состав в большинстве случаев терял свои физические качества зимой и требовалось время, чтобы его восстановить.

     Кочевая стратегия войны строилась на подчинении или ослаблении военно-политических соперников в степи. Соответственно стратегической целью войны являлись разгром и уничтожение крупных вооруженных сил противника, захват жизненно важных военно-политических центров (ставка хана), вытеснение неприятельского населения или угон его в плен, установление на захваченной территории своего господства. В случае агрессии со стороны противника главной целью воины считались сохранение собственной территории обитания и политической самостоятельности, разгром и изгнание врага.

Информация о работе Военно искусство казахов