Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:53, реферат
Война и военное дело имели огромное значение в истории древних и средневековых кочевников обширного евразийского региона. Кочевые народы были создателями оригинальной военной системы, с помощью которой на протяжении ряда веков они получали бесспорное военно-политическое превосходство над своими противниками за пределами Великой Степи. Своеобразная военизация кочевого образа жизни нашла адекватное отражение в предметах материальной и духовной культуры номадов древности и средневековья.
Введение 3
Комплекса вооружения казахов 4
Оружие дальней дистанции 5
Предметы вооружения ближнего боя 10
Оборонительный доспех и воинское снаряжение 14
Особенности военной организации, боевой тактики
казахов-кочевников 17
Традиционная казахская военная организация 17
Особенности военной тактики казахов-кочевников 20
Заключение 26
Список литературы 28
В вооружении казахов-кочевников ружья не имели большого значения, и их количество было весьма ограниченным. Из героического эпоса казахов известны такие названия ружей, как "алты кырлы ак мылтык, ак берен мылтык, кара мылтык, кумгсп мылтык, б1лтел1 мылтык, орама мылтык" и т. д."5 Ч. Ч. Вали-ханов отметил некоторые виды казахских ружей: "коз кеч" (пробивающий глаз), "кулдур мамай" (даль бойней мамая)". Он также указывал, что некоторые казахские султаны обладали тяжелыми и длинными среднеазиатскими ружьями-шамгалами, стрелявшими на 700 шагов"6. Русский купец Е. Кайдалов дал им следуЮ1цую характеристику: "Они очень длинны и самого большого калибра, так что стреляли из них картечами, на тройное против наших ружей разстояние. Звук их уподоблялся пушечному выстрелу""'.
Фитили казахских ружей изготовлялись из таволожной коры и натирались порохом, который зажигался от высекаемого на него огня и подносился к скважине ружейного ствола". Такая трудоемкая операция, естественно, занимала много времени, и стреляли из таких ружей только спешившись.
Казахские фитильные ружья стреляли только при хорошей и сухой погоде. "При дождливой погоде, — подчеркивает Н. П. Рычков, — их ружья были не пригодны, так же, как и стрельба с лошади. Не только сырел фитиль и принимался тлеть очень туго, но терял силу и самый заряд, от сырости, проникавшей в порох через отверстие и дуло"'. В качестве пуль казахи употребляли свинец, кремневые голыми, куски 4yiyna . Было известно изготовление двух видов пороха: черного и белого. В состав пороха входили такие компоненты, как селитра (бор), уголь (ком1р), сера (кукурт).
Огнестрельное оружие казахи традиционно покупали па рынках Ташкента, Хивы и Бухары. С вовлечением Казахстана в военно-политическую и социально-экономическую орбиту влияния Российской империи царское правительство, опасаясь военных столкновений и конфликтов, создало в XVIII—XIX вв. целую систему экономических санкций, запрещающих продавать подвластным народам оружие.
Основная
масса казахских воинов не имела
огнестрельного вооружения. Производство
ружей не носило организованного
характера (несмотря на наличие мастеров-ружейников).
Это было обусловлено отсутствием соответствующей
материально-технической базы, технологий,
необходимых знаний. Закономерно, что
значительное количество ружей попадало
в Казахстан через сопредельные регионы.
Составная часть холодного оружия — боевые доспехи воина. Защитные средства комплекса вооружения развивались адекватно эволюции военной техники. Появление новых видов оружия и их модификация, а тем самым увеличение степени их эффективности закономерно способствовали усилению средств обороны.
Материалы эпоса говорят о различных видах защитных доспехов воинов-батыров: кобе, торгауыт, жаланкат, шарайна. Слово "кобе" в смысле кольчуги зафиксировано в лексике средневекового старокыпчакского письменного памятника XIII в. "Тюркско-арабский словарь""4. Вслед за К. Ахметжановым мы считаем, что "кобе" относится к классу чешуйчатых панцирей. Этот доспех состоит из наложенных друг на друга металлических пластинок, скрепленных между собой ламеллярным способом (т. е. с помощью соединительных ремешков). Такие панцири были характерны для древних тюрок, кимаков, енисейских кыргызов, монголов. Подробный всесторонний анализ и реконструкция монгольского защитного вооружения, проведенные М. В. Гореликом. показывают, что данный тип доспехов надевается легко без посторонней помощи. Вес их чуть больше 16 килограммов и, "...будучи распределен по телу, не очень ощущается, даже при отсутствии навыков ношения . Более того, '... панцирь совершенно не сковывает сложных и резких движений и поворотов, в чем не уступает кольчуге', а по защитным качествам значительно ее превосходит. В ходе практического эксперимента, осуществленного по разработке исследователя с целью определения прочности панциря из пластин толщиной 1,5 миллиметра при весе его около 5 килограммов, выяснилось, что колющее оружие (шпага) вообще не наносит ему повреждений, а разрушение от рубящего предмета (сабля) незначительно".
Следующий вариант панцирей — "берен" (разновидности: беренсауыт, женаз берен, берен тон). К. С. Ахметжанов считает, что "беренсауыт', возможно, изготовлялся из толстой кожи, поверх которой нашивались большие железные пластины, что позволяет говорить об их комбинированном характере'.
Вызывает интерес защитный доспех под названием "жа-ланкат". По мнению К. Ахметжанова, он относится к типу железных кирас, известных кочевникам кыпчакской эпохи. Но из-за отсутствия более точных вещественных и изобразительных данных по защитному вооружению казахов весьма трудно судить о данном типе доспехов.
К
числу часто встречающихся
Распространенным кольчужным доспехом у казахов являлась "бадана" (ее разновидности: бадана коздi ак сауыт, бадана коздi 6epiк сауыт, бадана коздi кiреуке и т. п.). Этот вид кольчуг зафиксирован в золотоордынских погребениях'4 . Как известно, предметы обороны кочевников оказали заметное влияние на развитие русских воинских доспехов.
Некоторые казахские кольчуги снабжались спереди (грудь) и сзади (спина) широкими круглыми железными бляхами, предохранявшими наиболее важные участки тела. Кольчуги с дополнительными защитными деталями имели названия "зере сауыт".
Для усиления степени защиты сначала надевались кожаные жилеты, кафтаны, а сверху — кольчуги или панцири. Металлические доспехи большей частью ковались из железа и высококачественной стали. "Грудь в железе моя, лицо — булат", — гордо заявляет казахский герой". Не каждая стрела или копье могли пробить доспех.
Боевым наголовьем казахских воинов служил шлем — "дулыга" (алтынды ком гак дулыга, ак дулыга, курама болат дулыга). На монументальных некрополях Западного Казахстана воины показаны в сфероконическом шлеме с плюмажем или без него. На изображении из некрополя Сейсем-Ата на голове фигуры воина находится сфероконический шлем с цилиндрическим навершием для плюмажа. По сторонам купола шлема видны полосы, показывающие швы пластин, а по нижнему краю — рельефный кольцевой обруч, стягивающий шлем"0. Казахские шлемы по своей конструкции, видимо, связаны с более ранними типами боевых защитных наверший тюрко-монгольских кочевников средневековья. На наш взгляд, определенное сходство облика и конструкции казахских шлемов прослеживается в находках похожих образцов золотоордынских погребений. Характерными сходными чертами шлемов можно считать сфероконичекую форму купола, его деление на четыре-восемь частей и соединение стальных пластин обручем.
Щиты ("калкан") не получили сколько-нибудь заметного распространения и развития в казахском вооружении. Они имели круглую форму и изготовлялись из деревянных досок (таловое дерево) соединявшихся между собой железными клепами. С внешней стороны щиты оббивались металлическими изделиями, а изнутри покрывались кожей или кошмой152.
К разряду боевого защитного и вспомогательного (дополнительного) снаряжения следует отнести казахские кожаные мужские пояса. Наиболее часто употребляющееся название кожаных поясов (но описаниям источников).
В средневековый период у казахов-кочевников использовались широкие плотные кожаные пояса, которые предохраняли нижнюю часть живота и спины. Для усиления защитных функций поясов на них закреплялись крупные металлические бляхи различных конфигураций. Оба конца пояса прошнуровывались с помощью кожаных ремешков или скреплялись широкой бляхой.
Защитные
доспехи казахов-кочевников по своей
конструкции и форме
Основной комплекс предметов вооружения казахов характеризуется разнообразными видами (подвидами) холодного оружия. Но степень era распространенности ("вооруженности") была неодинаковой. 11олным боевым специализированным оснащением обладали в первую очередь знатные воины — ханы, султаны, батыры. Их традиционный набор боевых средств состоял из пяти видов оружия ("бес кару"): 1) лук (садак), 2) сабля (кылыш), 3) копье (найза), 4) топор (айбалта), 5) булава (курзi). Подавляющая часть казахских воинов была вооружена самыми различными предметами холодного оружия. В большинстве случаев наиболее массовыми боевыми средствами являлись луки, копья, дубины, топоры. Впоследствии, с появлением огнестрельного вооружения, традиционные виды оружия дополняются фитильными ружьями, По всей видимости, их применение не оказало значительного воздействия на эволюцию казахского оружия, так как формы ведения войны не претерпели существенных изменений.
Казахские жузы и ханства в XVIII в. не представляли единого военно-политического организма и, естественно, не могли проводить полную военную мобилизацию в родах и улусах. В китайских источниках середины XVIII в. особо отмечалось: "Казахи живут разрозненно и при этом не имеют единого правителя, [а потому] никак не могут собрать пятидесятитысячное войско". В большинстве случаев каждый казахский хан, выступая в поход, собирал 10—15 тыс. воинов. Объединенное казахское войско (включая все жузы) составляло приблизительно 60—80 тыс. боеспособных человек. Сбор такого количества воинов сам по себе представлял значительную нагрузку на хозяйство казахов-кочевников и был, по всей видимости, очень редким явлением. Такое количество войск требовало прежде всего организованного снабжения продовольствием, обеспечения воинов подвижным запасным конским составом и самое главное — изменения времени, ритма и маршрута движения кочевок.
Казахское войско было полностью конным. Фактически большую часть жизни степняки проводили на спине лошади. "Киргизцы пешком никогда не ходят, — сообщает один из очевидцев, — и тогда, когда нужно перейти одну только версту, седлают себе лошадь..."". По казахским представлениям, лишение лошади приравнивалось к смерти.
Казахская лошадь того времени была среднего роста и крепкого телосложения. Эта порода лошадей характеризовалось следующими качествами: способностью к перенесению зимних стуж и летней жары, продолжительностью бега, легкостью и быстротой. При недостатке воды и плохом корме во время долгого пути они не теряли физических сил'2. Казахская лошадь была наиболее пригодна к верховой езде. Я. А. Мак-Гахан констатировал: "Все они от природы или от выездки ходят иноходью, что, как всем известно, чрезвычайно легко и покойно как для копя, так и для всадника; иноходью этой Способны они бежать с утра до поздней ночи, проезжая в день почти невероятное количество верст". Обычно степные лошади бежали рысью со скоростью 15—17 километров в час многие десятки километров. По данным Ю. Н. Барминцева, казахская порода относится к стайерам, т. е. скакунам, которые проявляют себя на длинных дистанциях. Лошади за сутки проходили в среднем 80—120 верст, а иногда двуконь за одну летнюю ночь проскакивали до 200 верст. "Все это характеризует казахскую лошадь как исключительно выносливую, вполне пригодную для дальних разъездов и утомительных переходов". Выступая в поход кочевники брали с собой две-три запасные лошади. Для верховой езды старались использовать меринов, жеребцов и холостых кобыл. Очень высоко ценились иноходцы (жорга). По казахской военной традиции челки боевого коня украшались султаном, гривы заплетались в косички, а хвост туго перетягивался37. Готовясь к дальнему переходу, кочевники специально уменьшали в пищевом рационе коня траву и воду, стараясь дать больше ячменного зерна. Верховой конь становился от этого легким в беге. В ночном движении по горно-каменистой местности копыта коней обвязывались тонкой кошмой, чтобы не было слышно их приближения. Таким образом, казахская порода лошадей своими незаменимыми свойствами и качествами как нельзя лучше подходила к ведению военных действий в аридно-степной зоне Казахстана.
Характерной чертой кочевников в военном отношении было то, что они без труда переносили невзгоды и лишения походной жизни. Воины в течение нескольких дней могли обходиться без пищи и поды, довольствуясь лишь куртом и просом. Высокая физическая выносливость позволяла им терпеливо переносить длительные переходы и скачки. Казахи иногда проводили в седле по 12 часов в сутки. Кочевая жизнь и охота на диких животных сформировали у номадов отличное зрение. А. И. Левшин отмечал, что, "стоя на ровном месте, они видят верст за 10 и более... там они различают очертания предметов и цветов". Приложив ухо к земле, казах-кочевник безошибочно определял направление движения и количество приближающегося