Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:53, реферат
Война и военное дело имели огромное значение в истории древних и средневековых кочевников обширного евразийского региона. Кочевые народы были создателями оригинальной военной системы, с помощью которой на протяжении ряда веков они получали бесспорное военно-политическое превосходство над своими противниками за пределами Великой Степи. Своеобразная военизация кочевого образа жизни нашла адекватное отражение в предметах материальной и духовной культуры номадов древности и средневековья.
Введение 3
Комплекса вооружения казахов 4
Оружие дальней дистанции 5
Предметы вооружения ближнего боя 10
Оборонительный доспех и воинское снаряжение 14
Особенности военной организации, боевой тактики
казахов-кочевников 17
Традиционная казахская военная организация 17
Особенности военной тактики казахов-кочевников 20
Заключение 26
Список литературы 28
РЕФЕРАТ
на тему:
«ВОЕННОЕ ИСКУССТВО КАЗАХОВ»
ВЫПОЛНИЛ: Коротков
М.Г.
Студент 1 курса,
ПРОВЕРИЛ: Ляпунова
Н.Н.
Усть-Каменогорск, 2011
Содержание:
Введение 3
казахов-кочевников
Заключение 26
Список литературы 28
Введение
Война
и военное дело имели огромное
значение в истории древних и
средневековых кочевников обширного
евразийского региона. Кочевые народы
были создателями оригинальной военной
системы, с помощью которой на
протяжении ряда веков они получали
бесспорное военно-политическое превосходство
над своими противниками за пределами
Великой Степи. Своеобразная военизация
кочевого образа жизни нашла адекватное
отражение в предметах
Объектом исследования является военное искусство казахов.
Целью исследования является военное дело и способы его регулирования.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решались следующие задачи:
Военно-организационная
модель кочевников была положена в
основу общественно-политического
устройства всех крупных кочевых
объединений на огромном историческом
отрезке времени. Осмысление роли военного
фактора в эволюции кочевых обществ
имеет прежде всего научно-познавательную
значимость в контексте общей
истории номадизма. Исследование истоков
формирования военного дела номадов
позволит углубить современные концепции
и представления о
Военное искусство кочевников не нашло отражения в собственной письменной традиции. Все основные сведения по военному делу кочевников содержатся в летописях и исторических сочинениях представителей земледельческих народов, подвергавшихся нападениям номадов. Естественно, что эти источники страдают неполнотой и тенденциозностью.
Как правило, иноземцев привлекали необычные стороны кочевого военного искусства, отличные от известных в военном деле своей страны. Поэтому многое из того, что реально существовало, опускалось как не заслуживающее внимания или, трактовалось с иных позиций.
Наконец, летописцы и историки древности и средневековья не всегда были хорошо осведомлены о военном деле кочевников, поскольку оно интересовало их не само по себе, а лишь в связи с событиями, касавшимися интересов своей страны.
Фрагментарность
сведений письменных источников длительное
время затрудняла изучение военной
истории средневековых
Кроме
того, следует учитывать, что в
результате военных действий изменялись
границы распространения
В структуре вооружения казахов XVII-XVIII вв. ведущее положение занимали лук и стрелы – ручное металлическое оружие дистанционного боя. В персо-тюркоязычных письменных источниках XV-XVII вв. по истории кочевников Средней Азии и Казахстана неоднократно упоминаются лук и стрелы, отряды стрелков-лучников. В устнопоэтическом фольклоре казахов непременный атрибут вооружения воина-батыра – лук и стрелы.
Судя
по сохранившемся вещественно-
У евразийских кочевников оружие дистанционного боя достигает высшего этапа своего развития. Возможно, причина данного феномена следует объяснить тем, что в структуре кочевого хозяйства очень большую роль играла охота. Главным охотничьим оружием номадов были лук и стрелы. В процессе охотничьей практики форма и конструкция лука закономерно подвергалась постоянным изменениям и дополнениям. В то же время лук и стрелы – основное оружие кочевника в бою. Перманентно приобретавшийся военный опыт способствовал неуклонному изменению ручных метательных средств. Рост военных столкновений с оседло-земледельческим миром и знакомство с их военным делом, в частности с диверсифицированной оборонительной системой, непосредственно обусловливали усовершенствование боевых возможностей кочевнических луков. Здесь следует также отметить, что именно в воено-технической области быстро и заметно шел и идет процесс новаций, заимствований и взаимовлияний. Казахские луки генетически восходят к многочисленным вариантам сложного лука, бытовавших среди тюрко-монгольских племен и народов средневековья.
Казахский лук состоял из нескольких основных деталей: середина лука – рукоять, упругие (рефлексирующие) части между рукоятью и концами – плечи лука и два конца. Можно предполагать, что составные части лука склеивались клеем, а чаще всего обматывались кожаными ремешками, возможно, укреплялись костяными или роговыми накладками. Размеры лука, по всей видимости, варьировались в пределах 70-120 сантиметров. Казахи использовали различные типы сложных луков, которые имели разнообразное происхождение. Как показывают источники, казахи-кочевники часто приобретали луки у соседних народов.
Казахи "из кишок делают тетиву для лука...", — сообщает Рузбихан. В качестве тетивы (адырна) употреблялись также тонко сплетенные конские волосы, шелк. В нерабочем положении лука кочевники оставляли тетиву свободной, ненатянутой, так как от чрезмерной и долгой натяжки тетива могла прийти в негодность. На эффективность работы лука сильное влияние оказывали климатические условия. Например, от дождя тетива
сырела и ослабевала, а в случае сильного мороза она могла лопнуть при натягивании. С целью предохранения от повреждений луки хранились в специальных кожаных налучьях.
Довольно хорошо представлены стрелы (ок, жебе). В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург) хранится их большая коллекция (33 экз.). Казахские стрелы состоят из 4 основных деталей: наконечник, древко, оперенье и пятки, с помощью которой стрела крепится на тетиве лука. Наконечники по материалу изготовления подразделяются на железные и роговые. Железные наконечники сделаны но методу ковки и делятся на три группы: бесчеренковые, треугольные черенковые (уш кырлы), четырехугольные черенковые (торт кырлы). Ч. Ч. Валиханов, хорошо знакомый с казахским вооружением, выделяет среди наконечников "двухгранный для охоты или четырехгранный (сауыт бузар) для пробития панциря, или кузу джаурын в роде лопатки ягненка, чтобы сбивать с седла. "Сауыт бузар" представлял собой ромбовидный наконечник, относящийся к классу бронебойных стрел. "Кузу жаурун" были разновидностью ромбовидных наконечников, по форме напоминающих маленькую лопатку более плоской формы и укороченных в отличие от 'сауыт бузар". Тяжелые бронебойные стрелы были достаточно известны у кочевых народов средневековья и нового времени. П. С. Паллас, проезжая земли волжских калмыков, в XVIII в. писал, что они использовали наряду с легкими (простыми) стрелами «большия военныя стрелы с большим остроконечным копейцом".
Высота наконечника колеблется в пределах от 9,2 до 3,5 сантиметра, а ширина основания от — 2 до 1,5 сантиметра. Некоторые наконечники стрел закреплялись на древке своеобразным способом: "его вставляли в разрез (глубина — 1,5 сантиметра), сделанный в верхнем конце древка, и для большей прочности обматывали это место тонкими нитками, изготовленными, как правило, из сухожилий». В большинстве случаев наконечник, имевший втулку, надевался просто на древко стрелы.
Средняя длина казахских стрел, хранящихся в Санкт-Петербургском музее, — 60—77 сантиметров. Подавляющая часть экземпляров превышает 70 сантиметров. В, П. Курылев считает, что размеры лука соответствуют длине стрел. Такая длина стрел характерна и, по-видимому, традиционна для евразийских кочевников'.
Все древки стрел, представленных в музее, сделаны из дерева. По способу обработки древки делятся на две группы: выточенные из дерева и выструганные из веток. "Из березового дерева [казахи], — подчеркивает Рузбихан, — весьма искусно делали очень прочные и крепкие стрелы...". Для заготовки древков использовались ветки тополя, ивы, камыш. В. П. Курылев указывает, что все стрелы с металлическими черенковыми наконечниками имеют внизу на древке (в месте оперения) украшение в виде красных полос, нанесенных спиралью и заканчивающихся широкой черной полосой, после которой древко до пятки уже сплошь выкрашено красной краской. Это, очевидно, очень древняя традиция...". В казахском эпосе неоднократно говорится о раскрашенных стрелах. Данная традиция связана не столько с украшением стрел, сколько с практической необходимостью. Особые красные, синие, желтые и тому подобные полосы, наносимые на древки стрел, были связаны с тем, что по этим условным обозначениям воин-лучник по мере необходимости вынимал нужную стрелу из колчана.
Не исключено в то же время, что это были метки, символизировавшие собственность хозяина стрелы. "Странно, что по окончанию охоты каждый может узнать свои стрелы"", — удивленно констатирует Н. Витсен в сочинении "Северная и Восточная Тартария".
Для устойчивости в полете стрелы снабжались птичьими перьями. Ч. Ч. Валихапов писал, что для этого употреблялись "перья снежного грифа, похожие на овечью шерсть, перья стервятника, похожие на шерсть жеребенка-стригунка". В эпосе герой Едиге описан "...натягивающим двенадцати хвостую стрелу", "с вороньими перьями, с наконечником, подобным бараньей лопатке..."''. Птичьи оперения стрел были характерны для центральноазиатских кочевников, в частности, монголов, применявших для этого перья орла, коршуна, гуся. Причем "все такие стрелы опушивают они орлиными перьями, которые берут только из хвоста, — особо подчеркивает П. С. Паллас, — ибо перья из крыльев к тому неспособны, по той причине, что опушенные ими стрелы косо летают". Пятки (или, вернее, гнезда) казахских стрел делались непосредственно на древке в виде выемки или же специально изготовлялись из рога.