Военно искусство казахов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:53, реферат

Описание работы

Война и военное дело имели огромное значение в истории древних и средневековых кочевников обширного евразийского региона. Кочевые народы были создателями оригинальной военной системы, с помощью которой на протяжении ряда веков они получали бесспорное военно-политическое превосходство над своими противниками за пределами Великой Степи. Своеобразная военизация кочевого образа жизни нашла адекватное отражение в предметах материальной и духовной культуры номадов древности и средневековья.

Содержание

Введение 3
Комплекса вооружения казахов 4
Оружие дальней дистанции 5
Предметы вооружения ближнего боя 10
Оборонительный доспех и воинское снаряжение 14
Особенности военной организации, боевой тактики
казахов-кочевников 17
Традиционная казахская военная организация 17
Особенности военной тактики казахов-кочевников 20
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.docx

— 74.05 Кб (Скачать)

     Стрелы  вкладывались в кожаные колчаны (корамсак, кыл-шан), прикреплявшиеся  к боевому поясу металлическим  крючком. Внутри колчана для разных групп стрел имелись специальные перегородки. Казахские стрелы лежали острием наконечника вниз. Лук обычно находился в колчане вместе со стрелами и носился с левой стороны, но иногда располагался отдельно на правой.

     Лук и стрелы для казахов-кочевников были особым, священным оружием. Существуют достоверные сведения об использовании стрел в ритуально-магических церемониях в качестве гадальных предметов. О бережном отношении к луку свидетельствуют рисунки Дж. Кэстля. На изображениях внутреннего убранства юрты лук, колчан со стрелами наряду с другим оружием (сабля, ружье) подвешены к верхней части стенок (кереге).

     Американский  исследователь Е. С. Морз выделил  в конце XIX в. пять способов натягивания лука: "первобытный" (простой); второй; третий; средиземноморский; "монгольский". Последний более характерен для азиатских народов — персов, японцев, китайцев, маньчжур, монголов, тюрок (в том числе и казахов), "При этом способе тетива натягивается большим пальцем, а указательный палец только помогает первому, нажимая на него сверху. Большой палец при этом просовывается концом между указательным и средним, как в известном сложении пальцев — для отвращения дурного глаза, а стрела держится в глубине вырезки между большим и указательным пальцами. Такое держание стрелы содействует ее отклонению влево, поэтому при монгольском способе стрелы помещаются вправо от лука". Для предохранения большого пальца от повреждений на него надевалось кольцо из рога, кости или камня. "Повсюду с царским луком в руке появляется, крепко натянув тетиву кольцом, надетым на большой палец . Как явствует из текста кольцо было необходимо не только для безопасной стрельбы, но и для более эффективного (удобного) натягивания тетивы. Скорее всего, кольцо было дополнительной деталью высококачественных царских луков и пользовались им только знатные воины (ханы, батыры).

     При стрельбе лук в основном держался в вертикальном положении в левой руке. Правой рукой лучник доставал стрелу из колчана и натягивал тетиву. Особо важное значение придавалось наклону лука. Если задачей лучника была метнуть стрелу на большое расстояние, то лук держался в высокоподнятом положении. Одним из решающих факторов, обусловливавших успешное применение лука, были погодные условия. Во время метания стрелы лучники старались встать в такую позицию, чтобы полету стрелы сопутствовало движение ветра, это было одним из решающих моментов точной и правильной стрельбы. Успешное попадание и дальность полета стрелы зависели также и от других условий: силы лука (гибкость, упругость), способа надевания тетины на кибить лука, качества тетивы, стрелы, позы стрелка (положение корпуса, ног и головы), положение рук на кибити (хват) и тетиве (захват), наконец, опыта и мастерства самого воина-лучника.

     Стрельба  из лука требовала от всадника маневренности  и подвижности. Верхом на лошади номады, как правило, сидели низко. Такая посадка позволяла воину легко поворачивать лук и способствовала более результативной стрельбе по противнику. Немаловажное значение для удобства стрельбы с коня имели стремена седла. Для казахской манеры посадки в седле были характерны короткие стремена. Чаще всего наездник-кочевник укорачивао одно стремя, что давало ему способность маневрировать при езде и тем самым облегчало стрельбу из лука. Секреты искусства стрельбы из лука передавались от поколения к поколению.

     При удачном попадании стрелу очень  трудно было вынуть из раны.

     В эпоху средневековья показателем  качества стрельбы из лука, высшим мастерством  было попадание в кольцо. Некоторые воины могли прострелить насквозь щит и кольчугу, а иногда и двойную броню. Мастера лучного боя пользовались уважением и почетом среди кочевников. Один из родоначальников казахских ханов — султан Ондан (отец известного Ораз-Мухаммеда) за свое искусство владения луком был прозван "Узын окты Ондан" — буквально Длиннострелый Ондан.

     Лук и стрелы в системе вооружения казахов, как и других евразийских  кочевников, имели приоритетное значение. Его более широкие боевые возможности  но сравнению с другими видами оружия способствовали преобладанию у  казахов принципов конно-лучного  боя. Непосредственной задачей будущих  изысканий и исследований должно стать выявление сохранившихся  вещественных артефактов, что позволит повысить уровень классификации и типологизации оружия кочевников Евразии.

 

     

  1. Предметы  вооружения ближнего боя
 
 

     Вторым  после лука широко используемым боевым видом холодного оружия кочевников являлись копья и пики. Из фольклорных данных по вооружению воинов-батыров известны "тол-гамалы ак найза, емен сапты иайза, алты кулаш ак найза, всего 13 типов, а пик 5 типов. Отсутствие вещественных источников не позволяют пока дать этому многообразию копий какое-либо расширенное толкование. Не исключено, что их число было еще больше.

     Для казахов характерны два типа копий: с длинным (узын сапты)и коротким (кыска сапты) древком.  По сведениям Ч. Ч. Валиханова, казахские копья первой половины XIX п. были средней длины от 150 до 195 сантиметров. Очень часто копья не имели металлического наконечника. Конец древка просто заострялся и для твердости обугливался.

     По  форме наконечника казахские  копья можно подразделить на несколько групп: двугранные, трехгранные, четырехгранные.

     В Санкт-Петербургском музее находится  один экземпляр казахского копья. Оно  состоит из трех деталей: металлического четырехгранного наконечника грубой ковки длиной 22,5 сантиметра, втулки диаметром 3,5 сантиметра и древка. Наконечник копья закреплен на древке гвоздем. В качестве украшения в месте соединения втулки и древка вставлен пучок конских волос длиной 24 сантиметра.

     Материалом  для изготовления древка служило  сосновое дерево. Некоторые образцы  копий имели две кожаные ременные петли. Одна из них надевалась па руку, а другая крепилась к ноге у стремени. У известного сподвижника Кенесары — Агыбай-батыра любимым оружием была девятиузловая пика, украшенная кольцами, которая "висела у него на крепком кожаном ремне из кожи кулана".

     По  расчетам дореволюционного военного специалиста  М. Терентьева, длинное древковое оружие применяется в двух вариантах: при сомкнутой или рассыпной атаке и в одиночном бою. В первом случае копье крепко держится рукой. Сила удара зависит от скорости движения коня, соответственно главным здесь является мощь лошади. В одиночном бою всаднику приходится фехтовать копьем, т. е. показать свою ловкость и сноровку владения оружием и конем. Применение копья при массовой атаке показывает наибольшую эффективность при первом ударе, так как в процессе боя происходит смешение рядов противников и копье становится бесполезным оружием. Если при первом ударе враг не сокрушен, то отряд, вооруженный копьями, не может вести продолжительную схватку. Более рационально, считает автор, использовать копье в первом ряду атакующих, а во втором действовать саблей.

     Номады  в большинстве случаев зажимали копье под мышкой, иногда приставляя конец древка к плечу, или держали обеими руками, при этом упирая конец древка в ладонь откинутой назад руки. Иногда практиковали такой прием, при котором конец древка упирался в луку седла или в углубление под лукой, куда вставлялись войлочные колпаки. В некоторых случаях для опоры древка использовали боковую часть ленчика седла и наносили удар силой скачущего коня. Для нанесения более мощного удара наездник привставал на стременах. Среди казахов были такие мастера копейного боя, которые могли действовать только одной рукой.

     Значительное распространение в боевом арсенале казахских воинов получило ударное оружие. Боевые булавы и палицы относятся к числу древнейших видов холодного оружия. Они также разграничивается и выделяется на несколько типов — булава, шестопер, буздыхан, брус, пернач.

     Казахские булавы представлены такими типами, как "отыз батпан курзГ (тяжелая булава), "алмас кypзi" ("алмазная" булава); палицы — "агаш шокпар" (деревянная палица), "тас шокпар" ("каменная" палица), "кол шокпар тас жарган" (ручная палица, разбивающая камень).

     Казахская камча состоит из трех основных деталей: рукоятки (сап), плетения (ор1м) и кожаной  соединительной части (алакап). Рукоятка представляла собой длинную палку (40—35 сантиметров) круглой формы диаметром 1—2 сантиметра. Поверхность рукоятки была оплетена кожаными ремешками, с помощью которых соединительная часть (алакан) закреплялась на рукоятке. Для удобства держания конец камчи снабжался кожаной петлей, в которую просовывалась кисть руки.  Толщина нагайки в обхвате доходила до нескольких дюймов, и она была страшным оружием "в ловких и сильных руках киргиза"'9. Действительно, ударом нагайки-камчи конный воин мог оглушить и повалить из седла всадника, а также нанести смертельную рану на голове. Ловкость владения камчой позволяла выбить оружие из рук врага и тем самым нейтрализовать его на некоторое время.

     Курык — длинный деревянный шест с прикрепленной  на конце и в середине веревкой (арканом) в виде большой петли — был удобным боевым средством для стаскивания противника с седла. Эффективным ударным средством конного боя являлась длинная массивная дубина — сойыл. Курыки и сойылы казахи делали из березы. Данная группа оружия (камча, курык, сойыл) использовалась в большинстве случаев во внутренних междоусобных конфликтах, при барымте, в охране стад, на охоте. "Не мало ударов дубинками (сойыл) всегда попадет вору в случае, если его догонят... Часто на долю настигнутого преследователями вора достаются очень сильные удары, последствием коих бывают переломы рук, выбитые зубы и даже глаза, а иногда и пролом черепа, если с размаха сильный удар утолщенным концом палки придется по голове вора, который уже не в силах защищаться от массы преследователей и в особенности, если шапка или толстый платок уже не защищают головы сто", констатирует В. фон Гери. Часто это кончалось смертью барымтача.

     Существенные  позиции в боевых средствах казахов  занимали топоры. У С. Б. Броневского, прекрасного знатока казахского кочевого быта, есть интересные сведения о боевых топорах". На материале казахского героического эпоса выделены некоторые типы боевых топоров: "ак балта" (железный топор), "ай балта" (топор в виде луны), "ала балта" (вид бердыша), "кара балта" (простой топор), "тарак-балта" (топор с зубчатым лезвием) и др.; маленький топорик (чекан) — "келте шот и его разновидности "айыр шот", "балта шот"и др. На погребально-культовых мемориальных сооружениях (кулынтасы, койтасы) видны отчетливые изображения секир — айбалта. Можно без труда заметить, что у них широкое лезвие и высокоподнятый обух. Боевые топоры с высоким обухом известны из комплекса вооружения древних тюрок, енисейских кыргызов I — начала II тыс. н. э.

     Казахский топор состоит из двух основных частей: металлической стальной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой, закрепленной на длинной деревянной рукоятке. Черенки топоров представляют собой деревянные палки эллипсоидной формы одинаковой длины. Один из топоров относится к чеканам. Это небольшой топорик с длинной рукояткой и острым округлым железным лезвием, который со стороны обуха имеет острый выступающий молот. Такой чекан, возможно, был знаком военачальника. Об этом косвенно говорят данные казахского фольклора.

     Боевые  топоры на концах рукояти снабжались кожаными ремнями. Они, видимо, прикреплялись  к седлу лошади.

     В рукопашной схватке боевые топоры и  чеканы были грозным оружием. Во время одной из стычек был смертельно ранен хан Младшего жуза Абулхаир8'. Удары топором наносились как по корпусу, так и по голове. Опытные воины с первого удара выводили противника из строя.

     Таким образом, по степени применяемости боевых средств казахское вооружение ближнего боя можно представить в следующем порядке: 1) оружие средней дистанции (копья, инки), показывающие боевую функциональную эффективность в начальной фазе массового конного боя; 2) ударное оружие (булавы, палицы, кистени); 3) ударно-рубящее (топоры, чеканы, секиры); 4) рубяще-колющее (сабли, мечи) и колюще-режущее (ножи, кинжалы). Такие традиционные казахские виды оружия, как камча, сойыл, следует отнести, на наш взгляд, к отдельной группе оружия полифункционалыюго назначения.

     На  рубеже позднего и нового времени  в военном деле казахов происходят определенные изменения.

     Как известно, с XV—XVI вв. началось активное повсеместное распространение и использование огнестрельного оружия, что коренным образом изменило эволюцию всего военного дела во всемирно-историческом масштабе. Этот период характеризуется ' общим кризисом номадизма ' и падением его влияния в военно-политической сфере".

     В письменных источниках XVIII—XIX вв. есть общие характеристики казахских ружей (мылтык). И. Г. Андреев, повествуя о казахах Среднего жуза, пишет: "Оружие имеют огнестрельное, по большей части турки длинная калмыцкия; а равно к оным покупают с позволения при портах и Российские, как простые, так и винтильные; замков у онных не имеют, а стреляют редко хорошо зверей, и птицы никакой, и имеют ружья довольно"". Другой информатор сообщает, что "оружие казахов — ружья мелкого калибра с фитилем и прицелом""2. Наиболее распространенным видом огнестрельного оружия у казахов были фитильные ружья.

Информация о работе Военно искусство казахов