Внешняя политика СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:45, доклад

Описание работы

Следует напомнить об особенности географического положения

советского государства, которое принадлежит и к Западу, и к Востоку, и к

Европе, и к Азии: свыше 3/4 территории бывшего Союза и нынешней России

находится в Азии. Здесь расположены основные наши природные богатства. Около 27

тыс. км российского побережья омываются водами Тихого океана. Россия была и

остается связующим звеном двух континентов и вместе с тем как бы замыкает

северное кольцо мирового сообщества.

Восточное направление всегда играло

огромную роль во внешней политике СССР.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 42.43 Кб (Скачать)

   Достаточно  устойчиво развивались отношения  России с Японией. Их значение  обусловлено тем, что эта страна  занимает второе место в мире  по экономической мощи, а также  тем, что сотрудничество с ней  в регионе (как и с США)  является особенно важным для  России в связи с ростом  экономической мощи и повышением  самооценки Китая. В то же  время российско-японские связи  были отягощены спором о принадлежности  южной части Курильской гряды.  Признав в 1956 г. возможность  обсуждения “территориального вопроса”, советская сторона под влиянием  изменения международной ситуации  в начале 1960-х годов до конца  1980-х отказывалась это делать. Положение изменилось в период  “перестройки”, когда во время  апрельского 1991 г. визита М.  С. Горбачева в Японию текст  советско-японского коммюнике зафиксировал  о стремление сторон к мирному  урегулированию (в виде подготовки  мирного договора), определил территориальные  его аспекты в форме демаркации. Аппетит японцев был подогрет  как ослаблением СССР, так и  готовностью некоторых отечественных  политиков быстро и решительно  — в духе “нового мышления”  — решить территориальный вопрос.

   После распада  СССР и до 1993 г. Япония настаивала  на категоричной формуле “только  все и только сразу”, т.е. на  одновременной передаче всех  четырех островов, отойдя даже  от компромисса, зафиксированного  в декларации 1956 г., которая предполагала  передачу лишь двух островов  при условии заключения мирного  договора. В 1992 г., под влиянием  критики общественности и возражений  властей Сахалинской области,  российское руководство в полуофициальных  выступлениях своих представителей  говорило о несвоевременности  и неприемлемости требований  японской стороны. Однако жесткая  позиция Японии привела к тому, что в 1992 г. визит Ельцина  в Токио дважды откладывался.

   Позже Япония, убедившись в невозможности разрешения  проблемы в условиях неустойчивой  политической ситуации в России  и сильной общественной оппозиции  передаче островов, смягчила свои  позиции. В ноябре 1993 г. во время  визита в Японию российский  президент принес извинения японскому  народу за жестокости, с которыми  столкнулись в СССР японские  военнопленные, удерживавшиеся в  советских лагерях до 1950-х годов.  Тогда же была подписана Токийская  декларация, в которой стороны  выразили готовность продолжить  поиск решения проблемы мирного  договора и в этом контексте  — обсуждение проблемы спорных  островов. Новым шагом в этой  дискуссии стала состоявшаяся  в 1997 г. в Красноярске “встреча  без галстуков” Б. Н. Ельцина  и премьер-министра Р. Хасимото, на которой подписано соглашение  о намерениях добиваться разрешения  спора об островах до 2000 г. Однако  в дальнейшем эта инициатива  развития не получила.

   Еще в январе 1990 г. восстановлены дипломатические  отношения между СССР и Республикой  Корея. В 1990-е годы контакты  между Россией и Южной Кореей  развивались достаточно стабильно.  Они опирались на заключенный  в 1992 г. Договор о дружбе  и сотрудничестве. Это пока единственный  случай подписания такого рода  документа с восточно-азиатским  государством-союзником США. Особенно  динамично развивались торгово-экономические  отношения между двумя странами. Вместе с тем установление  Москвой дипломатических отношений  с Сеулом привело к охлаждению  ее отношений с КНДР, которые  на протяжении 1990-х годов оставались  достаточно натянутыми.

   Россия стремилась  включиться в региональные экономические  процессы, используя для этого  участие в многосторонних институтах  региональной интеграции, которые  в 1990-е годы приобрели важное  значение в АТР (их насчитывалось  более 15). С 1996 г. Российская  Федерация в качестве гостя  и наблюдателя участвовала в  работе структур наиболее важной  региональной организации — АСЕАН,  охватывающей зону Юго-Восточной  Азии. В 1998 г. наша страна принята  во вторую по важности региональную  структуру — Азиатско-Тихоокеанский  экономический совет (АТЭС). 

Окончательные договоренности были достигнуты во время визита делегации  ФРГ во главе с канцлером Г.Колем  в СССР в июле 1990 г.

 В руководящих  кругах Москвы все еще сохранялись  разногласия. Так, В.М.Фалин выступал против фактического аншлюса ГДР; за неучастие объединенной Германии в НАТО или, по крайней мере, в его военной организации; за предварительное решение всех вопросов относительно советского имущества и собственности в ГДР.

 М.С.Горбачев накануне  приезда Коля, выслушав доводы  Фалина по телефону, сказал: “Сделаю,  что могу. Только боюсь, что  поезд уже ушел” (Фалин В.М.  Без скидок на обстоятельства. С. 448-449).

 К этому моменту  процесс объединения Германии  зашел настолько далеко, что затормозить  его было почти невозможно. Переговоры  М.С.Горбачева с Г.Колем проходили  в Москве и на Северном Кавказе,  в Архызе. В ходе переговоров  президент СССР подтвердил согласие  на полномасштабное членство  объединенной Германии в Североатлантическом  альянсе и на размещение на  территории бывшей ГДР сил  бундесвера, не интегрированных  в НАТО.

 Делегация ФРГ  добилась также согласия советской  стороны на полный государственный  суверенитет объединенной Германии (см.: Горбачев М.С. Как это было. С. 141-148).

 Наиболее острые  споры разгорелись в Архызе  о будущем военно-политическом  статусе бывшей территории ГДР.  По этому вопросу Горбачев  и Шеварднадзе упорно отстаивали  советский подход — исключить  эту территорию из сферы действия  НАТО. М.С.Горбачев заручился обязательством  руководителей ФРГ не размещать  иностранные войска НАТО, а также  ядерное оружие и средства  его доставки на территории  бывшей ГДР и согласием Коля  на ограничение сил объединенной  Германии численностью в 370 тыс.  человек.

 Одновременно  ФРГ обещала оказать финансовую  помощь в выводе советских  войск с территории Германии. В обмен на советские уступки  канцлер Коль охотно поддержал  идею заключения договора о  добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве  между объединенной Германией  и Советским Союзом.

16 июля Э.Шеварднадзе  прямо из Минеральных Вод отправился  в Париж на заключительный  раунд переговоров “шестерки”. В Париже без особых сложностей  была завершена подготовка договора  об урегулировании германской  проблемы.

 Договор “два + четыре” был подписал 12 сентября 1990 г. в Москве. Выступая на  завтраке с министрами иностранных  дел ФРГ, ГДР, США, Великобритани  и Франции по случаю его  подписания. М.С.Горбачев заявил: “12 сентября войдет в историю  Европы XX в. Дата останется и во всемирной истории. Закрывается “германский вопрос” — наследие великой войны... И знаменательно, что “закрывается” этот вопрос — происходит объединение Германии — не “железом и кровью”, как в прошлом, а по правилам современного политического мышления, путем разумного синтеза желаемого и возможного” (Архив Горбачев-фонда Фонд А.С.Черняева).

3 октября 1990 г.  объединение Германии было завершено  — немецкая нация вновь стала  единой. Германский вопрос был  “закрыт”.

 В ходе этого  процесса в полной мере проявились  установки нового внешнеполитического  курса Горбачева: отход от тотального  противостояния Востока с Западом;  неприменение военных методов  для решения социально-политических  проблем; поиск компромиссных  решений и баланса интересов.

 К сожалению,  процесс реализации этих установок  был недостаточно продуман, конкретные  акции зачастую “импровизировались”,  допускались отдельные ошибки  и просчеты. М.С.Горбачев внес  большой вклад в завершение  холодной войны, но не сумел  (или не успел) заложить основы  нового миропорядка.

Принципиальная договоренность об объединении Германии была достигнута между СССР и США во время встречи  М.С.Горбачева и Дж.Буша на Мальте в декабре 1989 г., когда стало ясно, что в ГДР к власти пришли сторонники демократизации и реформирования {?} страны по западному образцу. Нужно  было договориться об условиях объединения. Во-первых, следовало определить формулу  переговоров. Имелось два ее варианта – «два плюс четыре» или «четыре  плюс два». При первом основными  участниками выработки соглашения становились два германских государства, к которым на каком-то этапе должны были присоединиться великие державы  – участницы антигитлеровской коалиции времен Второй мировой войны. При  втором – условия объединения  должно было вырабатываться только четырьмя странами бывшей антигитлеровской коалиции, а двум германским государствам был  бы предложен для присоединения  к нему уже подготовленный документ.  

 Во-вторых, нужно  было прояснить вопрос о границах  единой Германии. В этом вопросе  не было оснований ждать осложнений, так как оба германских государства  порознь уже давно подтвердили  признание границ по Одеру  и Нейсе. Требовалось лишь найти  форму, в которой это признание  было бы зафиксировано Германией  объединившейся.  

 В-третьих, было  необходимо договориться о статусе  будущей единой Германии –  станет ли она нейтральным  государством, как долгое время  настаивал Советский Союз, или  сохранит право входить в военно-политические  союзы. 
 

С 5 мая по 17 июля 1990 г. в Бонне, Берлине и Париже состоялось три тура многосторонних переговоров  по Германии в соответствии с формулой «два плюс четыре». Внешние аспекты  объединения Германии были урегулированы 12 сентября 1990 г. подписанием в Москве Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. Он был подписан министрами иностранных дел двух германских государств, СССР, США, Великобритании и Франции в присутствии президента СССР М.С.Горбачева. В международно-правовом отношении он представлял собой  окончательное мирное {?} разрешение германской проблемы. Статус Германии как суверенного государства  восстанавливался, а права бывших оккупирующих держав в отношении  обеих частей Германии прекращались. Объединение Германии состоялось Ъ  октября 1990 г. Территория бывшей ГДР  превратилась в пять новых земель ФРГ. Аналогичным образом были объединены две части Берлина.  

 Советские войска  могли оставаться на территории  бывшей ГДР до конца 1995 г. (в  1994 г. они были выведены досрочно). Германия приняла на себя обязательства  по финансированию содержания  выводимых советских войск и  обустройства их в новых местах  дислокации на советской территории. Кроме того, германская сторона  после вывода советских войск  была обязана воздерживаться  от размещения на территории  восточных земель Германии иностранных  вооруженных сил, ядерного оружия  или его носителей.  

 В ознаменование  заслуг в деле укрепления мира  М.С.Горбачев был удостоен Нобелевской  премии мира за 1990 г.

Одним из самых серьезных  изменений политической жизни Европы было исчезновение целого государства. В октябре 1990 г. ГДР перестала  существовать и стала частью ФРГ. Сложность заключалась в том, что ГДР была членом ОВД, а ФРГ - НАТО, и в ГДР находились ударные  части Советской Армии. В результате переговоров была достигнута договоренность, что объединенная Германия станет членом НАТО, советские войска в течение 4 лет будут выведены из страны, а  СССР получит крупные льготные кредиты  от ФРГ, поставки техники, технологии и  товаров широкого потребления. Общая  сумма кредитов и экономической  помощи ФРГ СССР должна была составить  около 10 млрд. марок.

Татьяна Николаевна! Описывать в целом период хол. войны нет необходимости. Важно  примерами подтвердить? что? например, гегемонизм в отношении союзников  проявлялся в том? что политические режимы в восточноевропейских странах  вынуждены были действовать по установке  Москвы (отказались от плана Маршалла)? идеологизированность внешней политики проявлялась в том, что акцентировалось  внимание на том? что мир расколот на две враждебные системы. По второму  вопросу: это были наиболее крупные  и экономически быстро развивающие  страны/ По тртьему вопросу: Германия выплатила 4 млрд.марок, на поддержку  советской перестроки 
 

Во внешней политике СССР и в международных отношениях в целом появилось определенное отличие, обусловленное возникновением на карте мира социалистической системы  и новой расстановкой сил на нашей  планете.  

Новые реалии, связанные  с победой над германским фашизмом и японским милитаризмом во второй мировой войне и решающим вкладом  в нее Советского Союза, явились  благоприятной средой для заметного  возрастания роли идеологического  фактора и идеологического противоборства в международной жизни.  

Изменение соотношения  сил в пользу социализма было воспринято капиталистическим миром как  серьезная угроза своему существованию  и стало для него мощным стимулом для консолидации своих сил и  резервов. Сигналом явилась, безусловно, и "Фултонская речь" У.Черчилля, произнесенная 5 марта 1946 г. в присутствии Президента США Г.Трумэна и послужившая  отправной точкой в "холодной войне". Был разработан и осуществлен  американский "план Маршалла", нацеленный на быстрое экономическое возрождение  Западной Европы, было создано НАТО и т.д. Одним словом, почувствовав угрозу. Запад напрягся, занял позу борца, готового "сдерживать и отбрасывать".  

Информация о работе Внешняя политика СССР