Внешняя политика СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:45, доклад

Описание работы

Следует напомнить об особенности географического положения

советского государства, которое принадлежит и к Западу, и к Востоку, и к

Европе, и к Азии: свыше 3/4 территории бывшего Союза и нынешней России

находится в Азии. Здесь расположены основные наши природные богатства. Около 27

тыс. км российского побережья омываются водами Тихого океана. Россия была и

остается связующим звеном двух континентов и вместе с тем как бы замыкает

северное кольцо мирового сообщества.

Восточное направление всегда играло

огромную роль во внешней политике СССР.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 42.43 Кб (Скачать)

 из задуманного  получилось: в случае с Японией  по сути дела было топтание  на

 месте; действия  на китайском направлении, в  значительной степени, нормализовали

 двусторонние  отношения, но отнюдь не сделали  их “теплыми”; что касается

 Афганистана,  то не удалось решить главной  геополитической задачи --- убрать  или

 отодвинуть конфликт  от границ СССР. Так что ошибки  были на восточном

 направлении (впрочем  как и на других) Советского  внешнеполитического курса.

 Однако, были и  положительные черты. Во-первых  — правильно выбрали

 стратегическое  направление: разрешать конфликты   и нормализовывать отношения.  Во-вторых --- в случае с

 Афганистаном  СССР наконец вылез из бесперспективной  военной  авантюры, в случае  с Китаем и Японией

 поняли, что неразрешимых  проблем нет --- надо работать. Итак, несмотря на

 просчеты, в целом,  курс был выбран правильно  --- он отвечал интересам СССР.

 

Поворот к улучшению  отношений произошел в 80-х годах. В 1982-1984 гг. СССР осуществил проверку границы  в одностороннем порядке, а в 1987 г. стороны успели обменяться официальными картами, определив участки, на которых  линии границ не совпадали. Эти участки  были признаны спорными. Признано, что  фактически охраняемая граница не соответствует  договорным документам. Общая нормализация китайско-советских отношений по настоянию китайской стороны  предполагала, таким образом, разрешение и пограничной проблемы. Переговоры продолжались до 1992 г., однако после  распада СССР вопрос «раздробился»  в связи с образованием республик  Центральной Азии. Китай имел все  основания продолжать рассматривать  проблему как наследие истории. 

В августе 1990 г. министр  иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе  и государственный секретарь  США Дж. Бейкер в Москве в совместном заявлении провозгласили окончание  холодной войны в Азии. Радикальные  сдвиги во внешнеполитическом курсе  и международно-политических позициях Советского Союза в АТР продолжали нарастать. Этот процесс имел как  положительные, так и отрицательные  последствия для государственных  интересов страны. К числу выигрышей  относятся выход СССР из дипломатической  изоляции в регионе, нормализация отношений  с КНР, установление дипломатических  отношений с Южной Кореей, отказ  от военного противостояния с США  на региональном уровне, приобщение к  тихоокеанским интеграционным процессам  в сфере экономики и некоторое  улучшение отношений с Японией.

К концу 70-х годов  Советский Союз был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. Советский  Союз оказывал им значительную экономическую  и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного  хозяйства. При финансовой и технической  поддержке со стороны СССР сооружались  промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной  Азии.

С 1989 года отношения  начали нормализоваться. Межгосударственные отношения установились с Кореей. Достигнутая с нею договоренность предусматривала совместные работы по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Советское правительство  приняло несколько законов, соответствующих  международному законодательству в  области прав человека, в частности  указ о выезде и въезде граждан  в СССР. Ряд законов был направлен  на установление взаимосвязей между  деятелями культуры разных государств.

Восточное направление  выступает на современном этапе  важнейшим резервом наращивания  внешнеэкономической деятельности России. Здесь наша страна сохранила  прямой выход на мировой рынок, здесь  сосредоточеннее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому  особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе  превратилась Корея. Существуют перспективы  для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН, в том числе на рынке  вооружений.

Советкский Союз поддерживал активные экономические  и культурные отношения с КНДР вплоть до начала 90-х гг

Установление отношений  с Южной Кореей несколько запоздало.

Многие указывают  на следующие приоритеты и средства политики России на Корейском полуострове:

1.    укрепление  связей с Кореей в целом,  как с Северной, так и с Южной,

2.    всемерное  развитие экономического и культурного  сотрудничества с Кореей,

3.    совместное  сотрудничество в целях поддержания  мира и стабильности в Северо-Восточной  Азии в частности и во всем  мире в целом. 

Отношения России с  Северной Кореей пока что ограничиваются лишь поддержанием отношений на уровне осуществления политических переговоров  между двумя странами. Поле взаимодействия в экономической сфере весьма узко.

Горизонт отношений  с Южной Кореей заметно сузился  в связи с неадекватным развитием  российской экономики. В последнее  время Россия и Республика Корея  стали активно осуществлять совместное военно-техническое сотрудничество. Республика Корея заинтересована в  освоении российского рынка.

Территориальная проблема в советско-японских отношениях в 1951-1991 гг.

Советско-японские дипломатические  отношения были восстановлены в 1956 г. на базе Совместной декларации, которая  не только определила принципиальные основы японо-советских отношений, но и содержала указание на согласие Советского Союза, идя навстречу  пожеланиям японского народа, передать Японии о-ва Хабомаи и Шикотан  после заключения мирного договора. В последовавшем обмене нотами СССР выражал готовность в принципе вести  переговоры с Японией и по другим аспектам урегулирования, под которыми японская сторона подразумевала  диалог о судьбе двух других островов (Кунашир и Итуруп).

Однако в 1960 г. ситуация изменилась. Весной 1960 г. произошло  общее резкое ухудшение советско-американских отношений в связи с полетом  американского разведывательного  самолета У-2, сбитого над советской  территорией. В связи с этим инцидентом произошел срыв Парижской встречи  в верхах (СССР, США, Франция и  Великобритания). В сложившейся обстановке японское правительство пошло на подписание с США нового договора безопасности, несмотря на попытки  Москвы помешать этому. Советское руководство  официально заявило японской стороне  о своем отказе от обязательств по декларации 1956 г. на том основании, что  Япония, перезаключив договор с США, продемонстрировала свое намерение  поддерживать антисоветский курс Вашингтона. После этого советская сторона  до конца 80-х годов никогда не упоминала декларацию 1956 г., хотя во время визита премьер-министра Японии К. Танака в Москву в 1973 г. японская сторона пыталась вернуться к этому вопросу.

Ситуация стала  меняться с началом перестройки. В завуалированной форме советское  руководство признало факт наличия  территориальной проблемы в советско-японских отношениях, хотя не в той форме, в какой ее ставила японская сторона. Стало меняться отношение Москвы к декларации 1956 г. Во время визита в Японию М. С. Горбачева в апреле 1991г. в советско-японское коммюнике было включено положение о намерении сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая его территориальные аспекты в форме демаркации (ст.4).

Было также отмечено, что мирный договор обсуждался с  учетом мнений каждой из сторон по поводу четырех островов. Наконец, стороны согласились развивать все позитивные элементы, накопленные в их отношениях с 1956 г. Таким образом, советская сторона косвенно признала значимость договоренностей 1956 г. и выразила намерение продолжить обсуждение территориальных аспектов урегулирования[5].

Обращаясь к вопросу  о приоритетах во внешней политике Горбачева, необходимо отметить, что  в годы перестройки был осуществлен  заметный прорыв в отношении стран  Азиатско­Тихоокеанского региона: нормализация отношений с Китаем, подкрепленная визитом советского лидера в Пекин в мае 1989 г.; позитивный сдвиг во взаимоотношениях с Японией и активизация переговорного процесса во время посещения японскими делегациями СССР и визита Горбачева в Японию в апреле 1991 г.; налаживание торгово­экономических отношений с Южной Кореей.

Одним из самых серьезных  изменений политической жизни Европы было исчезновение целого государства. В октябре 1990 г. ГДР перестала  существовать и стала частью ФРГ. Сложность заключалась в том, что ГДР была членом ОВД, а ФРГ - НАТО, и в ГДР находились ударные  части Советской Армии. В результате переговоров была достигнута договоренность, что объединенная Германия станет членом НАТО, советские войска в течение 4 лет будут выведены из страны, а  СССР получит крупные льготные кредиты  от ФРГ, поставки техники, технологии и  товаров широкого потребления. Общая  сумма кредитов и экономической  помощи ФРГ СССР должна была составить  около 10 млрд. марок. 

В этот период практически  все развитые страны и даже Южная  Корея, дипломатические отношения  с которой еще не были установлены  в полном объеме, обещали СССР многомиллардные  кредиты и оказывали ему экономическую  помощь. В 1990 г. США предоставили СССР впервые в истории режим наибольшего  благоприятствования в торговле. В апреле 1991 г. состоялся первый в  истории советско-японских отношений  визит главы СССР в Японию.

В целом период с 1985 по 1991 г. характеризовался кардинальными  изменениями в международной  обстановке. За какие-то 5-6 лет исчезла  конфронтация Восток - Запад, перестал существовать "социалистический лагерь". 

Корея и Россия 

Особая заинтересованность РФ в развитии ситуации на полуострове  связана с обеспечением ее экономических  и стратегических интересов, безопасностью  дальневосточных рубежей. Подчеркнем необходимость серьезного отношения  к решению корейской проблемы и четкого определения национальных интересов России в регионе. 

Определение приоритетов  по отношению к КНДР и РК создает  условия для участия России в  решении корейской проблемы на основе принципа «ограниченной вовлеченности». 

Сохранение status quo на полуострове в ближайшей перспективе – основной приоритет российской политики. Обеспечить позитивный нейтралитет будущей единой Кореи – перспективная задача российского внешнеполитического курса. 

Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона 

   Преобразования  в СССР и России в конце  1980 — начале 1990-х годов делали  политику страны в АТР более  динамичной. 1989 г. был поворотным  для нормализации отношений с  Китаем: в мае этого года состоялся  официальный визит в Пекин  М. С. Горбачева, во время  которого нормализованы межгосударственные  отношения СССР и КНР. Взятый  тогда курс закреплен после  распада СССР. В 1992 г. в период  визита в Пекин уже Президента  РФ Б. Н. Ельцина подписана  Пекинская декларация, подтверждающая  волю сторон к активному сотрудничеству. В 1990-е годы отношения между  двумя странами развивались достаточно  стабильно. Всего с 1991 по 1999 г.  состоялось 6 российско-китайских встреч  на высшем уровне, которые происходили  поочередно в Москве и Пекине. КНР стал вторым по значению  торговым партнером России и  одним из основных покупателей  российской промышленной продукции,  в том числе военной техники  и технологий. Российские специалисты  участвовали в реализации китайских  проектов по развитию атомной  энергетики.

   России и  Китаю удалось достичь важных  договоренностей в области урегулирования  пограничных вопросов, длительное  время осложнявших отношения  между государствами. В 1991 г.  подписано соглашение о восточном  участке российско-китайской границы,  а в 1994 — о западном. Оба  договора ратифицированы парламентом.  К 1997 г. российско-китайская граница  была согласована на 97% ее протяженности.  В апреле 1996 г. подписано российско-китайское  соглашение о мерах доверия  в зоне границы, к которому  в 1997 г. присоединились Казахстан,  Киргизия, Таджикистан (возникла  так называемая “шанхайская пятерка”). Стороны согласились о взаимном  сокращении вооруженных сил в  районе границы, в результате  чего на протяжении 7,5 тыс. км  создана полоса пониженной военной  активности глубиной 100 км по обе  стороны ее линии. “Шанхайский  форум” — встречи руководителей  пяти стран на высшем уровне  для обсуждения вопросов пограничного  сотрудничества — регулярно проводился  в 1990-е годы.

   Важное место  в развитии российско-китайского  политического сотрудничества заняла  двусторонняя Декларация о многополярном  мире и формировании нового  международного порядка, подписанная  в Москве в апреле 1997 г. Стороны  заявляли о стремлении к установлению  “равноправного доверительного  партнерства, направленного на  стратегическое взаимодействие  в XXI веке”. В документе констатировалось окончание эпохи биполярности и выражалась готовность содействовать формированию иной, многополярной структуры международных отношений. Россия и Китай осудили гегемонизм как явление международной жизни.

Информация о работе Внешняя политика СССР