Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:45, доклад
Следует напомнить об особенности географического положения
советского государства, которое принадлежит и к Западу, и к Востоку, и к
Европе, и к Азии: свыше 3/4 территории бывшего Союза и нынешней России
находится в Азии. Здесь расположены основные наши природные богатства. Около 27
тыс. км российского побережья омываются водами Тихого океана. Россия была и
остается связующим звеном двух континентов и вместе с тем как бы замыкает
северное кольцо мирового сообщества.
Восточное направление всегда играло
огромную роль во внешней политике СССР.
из задуманного получилось: в случае с Японией по сути дела было топтание на
месте; действия
на китайском направлении, в
значительной степени,
двусторонние
отношения, но отнюдь не
Афганистана, то не удалось решить главной геополитической задачи --- убрать или
отодвинуть конфликт от границ СССР. Так что ошибки были на восточном
направлении (впрочем как и на других) Советского внешнеполитического курса.
Однако, были и
положительные черты. Во-
стратегическое
направление: разрешать
Афганистаном
СССР наконец вылез из
поняли, что неразрешимых проблем нет --- надо работать. Итак, несмотря на
просчеты, в целом, курс был выбран правильно --- он отвечал интересам СССР.
Поворот к улучшению
отношений произошел в 80-х годах.
В 1982-1984 гг. СССР осуществил проверку границы
в одностороннем порядке, а в 1987
г. стороны успели обменяться официальными
картами, определив участки, на которых
линии границ не совпадали. Эти участки
были признаны спорными. Признано, что
фактически охраняемая граница не соответствует
договорным документам. Общая нормализация
китайско-советских отношений
В августе 1990 г. министр
иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе
и государственный секретарь
США Дж. Бейкер в Москве в совместном
заявлении провозгласили
К концу 70-х годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии.
С 1989 года отношения
начали нормализоваться. Межгосударственные
отношения установились с Кореей.
Достигнутая с нею
Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.
Восточное направление
выступает на современном этапе
важнейшим резервом наращивания
внешнеэкономической
Советкский Союз поддерживал активные экономические и культурные отношения с КНДР вплоть до начала 90-х гг
Установление отношений с Южной Кореей несколько запоздало.
Многие указывают на следующие приоритеты и средства политики России на Корейском полуострове:
1. укрепление связей с Кореей в целом, как с Северной, так и с Южной,
2. всемерное
развитие экономического и
3. совместное
сотрудничество в целях
Отношения России с Северной Кореей пока что ограничиваются лишь поддержанием отношений на уровне осуществления политических переговоров между двумя странами. Поле взаимодействия в экономической сфере весьма узко.
Горизонт отношений
с Южной Кореей заметно сузился
в связи с неадекватным развитием
российской экономики. В последнее
время Россия и Республика Корея
стали активно осуществлять совместное
военно-техническое
Территориальная проблема в советско-японских отношениях в 1951-1991 гг.
Советско-японские дипломатические отношения были восстановлены в 1956 г. на базе Совместной декларации, которая не только определила принципиальные основы японо-советских отношений, но и содержала указание на согласие Советского Союза, идя навстречу пожеланиям японского народа, передать Японии о-ва Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора. В последовавшем обмене нотами СССР выражал готовность в принципе вести переговоры с Японией и по другим аспектам урегулирования, под которыми японская сторона подразумевала диалог о судьбе двух других островов (Кунашир и Итуруп).
Однако в 1960 г. ситуация
изменилась. Весной 1960 г. произошло
общее резкое ухудшение советско-
Ситуация стала
меняться с началом перестройки.
В завуалированной форме
Было также отмечено, что мирный договор обсуждался с учетом мнений каждой из сторон по поводу четырех островов. Наконец, стороны согласились развивать все позитивные элементы, накопленные в их отношениях с 1956 г. Таким образом, советская сторона косвенно признала значимость договоренностей 1956 г. и выразила намерение продолжить обсуждение территориальных аспектов урегулирования[5].
Обращаясь к вопросу
о приоритетах во внешней политике
Горбачева, необходимо отметить, что
в годы перестройки был осуществлен
заметный прорыв в отношении стран
АзиатскоТихоокеанского
Одним из самых серьезных
изменений политической жизни Европы
было исчезновение целого государства.
В октябре 1990 г. ГДР перестала
существовать и стала частью ФРГ.
Сложность заключалась в том,
что ГДР была членом ОВД, а ФРГ
- НАТО, и в ГДР находились ударные
части Советской Армии. В результате
переговоров была достигнута договоренность,
что объединенная Германия станет членом
НАТО, советские войска в течение
4 лет будут выведены из страны, а
СССР получит крупные льготные кредиты
от ФРГ, поставки техники, технологии и
товаров широкого потребления. Общая
сумма кредитов и экономической
помощи ФРГ СССР должна была составить
около 10 млрд. марок.
В этот период практически
все развитые страны и даже Южная
Корея, дипломатические отношения
с которой еще не были установлены
в полном объеме, обещали СССР многомиллардные
кредиты и оказывали ему
В целом период с
1985 по 1991 г. характеризовался кардинальными
изменениями в международной
обстановке. За какие-то 5-6 лет исчезла
конфронтация Восток - Запад, перестал
существовать "социалистический лагерь".
Корея и Россия
Особая заинтересованность
РФ в развитии ситуации на полуострове
связана с обеспечением ее экономических
и стратегических интересов, безопасностью
дальневосточных рубежей. Подчеркнем
необходимость серьезного отношения
к решению корейской проблемы
и четкого определения
Определение приоритетов
по отношению к КНДР и РК создает
условия для участия России в
решении корейской проблемы на основе
принципа «ограниченной вовлеченности».
Сохранение status quo
на полуострове в ближайшей перспективе
– основной приоритет российской политики.
Обеспечить позитивный нейтралитет будущей
единой Кореи – перспективная задача
российского внешнеполитического курса.
Россия и страны
Азиатско-Тихоокеанского региона
Преобразования
в СССР и России в конце
1980 — начале 1990-х годов делали
политику страны в АТР более
динамичной. 1989 г. был поворотным
для нормализации отношений с
Китаем: в мае этого года состоялся
официальный визит в Пекин
М. С. Горбачева, во время
которого нормализованы
России и
Китаю удалось достичь важных
договоренностей в области
Важное место
в развитии российско-