Внешняя политика СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:45, доклад

Описание работы

Следует напомнить об особенности географического положения

советского государства, которое принадлежит и к Западу, и к Востоку, и к

Европе, и к Азии: свыше 3/4 территории бывшего Союза и нынешней России

находится в Азии. Здесь расположены основные наши природные богатства. Около 27

тыс. км российского побережья омываются водами Тихого океана. Россия была и

остается связующим звеном двух континентов и вместе с тем как бы замыкает

северное кольцо мирового сообщества.

Восточное направление всегда играло

огромную роль во внешней политике СССР.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 42.43 Кб (Скачать)

Следует напомнить  об  особенности географического  положения

 советского государства,  которое принадлежит и к Западу, и к Востоку, и к

 Европе, и к  Азии: свыше 3/4 территории бывшего  Союза и нынешней России

 находится в  Азии. Здесь расположены основные  наши природные богатства. Около  27

 тыс. км российского  побережья омываются водами Тихого  океана. Россия была и

 остается связующим  звеном двух континентов и  вместе с тем как бы замыкает

 северное кольцо  мирового сообщества.

 Восточное направление  всегда играло

 огромную роль  во внешней  политике СССР.

 В последней  трети ХХ столетия в странах  Дальнего Востока, Юго-Восточной  Азии и,

 если брать  более широко, в масштабах всего  Азиатско-тихоокеанского региона

(АТР) развернулись  глубокие перемены с далеко  идущими глобальными

 последствиями.

 Превращение Японии  во второй после

 США, но более  динамичный центр экономической  мощи, возникновение рядом с ней

 целой группы  новых индустриальных стран, поворот  к модернизации экономики

 Китая  после  смерти Мао Дзедуна в 1976

 г., вступление  на путь региональной интеграции  некоторых государств

 Юго-Восточной  Азии, коренным образом повлияли  на обстановку в АТР.

 Уже к середине 80-х гг.. наметился

 выход стран  АТР на лидирующие позиции  по наиболее перспективным направлениям

 научно-технического  прогресса: электротехники, аэрокосмических  технологий,

 освоение новых  источников энергии и богатств  Мирового океана. Научно-техническая

 революция в  сочетании с огромными природными  богатствами, людскими ресурсами

 этого региона,  традиционным трудолюбием, дисциплинированностью  и рациональным

 образом жизни  населения восточных стран открыли  перед ними широкие перспективы

 для их успешного  экономического развития.

 В отличие от  Европы с ее

 географической  компактностью и в большей  степени общим культурно- историческим

 наследием, страны  Азиатско-тихоокеанского региона  весьма отличаются друг от

 друга географическими  условиями, уровнем экономического  развития, социально-политическим

 строем и национальными  традициями.

 Вследствие пестроты  сложившихся

 условий социально-экономического  и политического развития, АТР  на протяжении

 многих лет  оставался зоной сложнейшего  переплетения  острых международных  проблем, столкновения интересов   и конфликтов. Многие конфликты  не разрешены

 и по сей  день.

 От динамично  развивающихся стран и

 районов Тихоокеанского  региона резко отличался Дальний  Восток и Восточная

 Сибирь РСФСР.  Они погрузились в своего рода  застойное состояние. Наличие

 большого количества  вооруженных сил и военных  объектов на Дальнем Востоке  была

 источником неустойчивости  в АТР и недоверия к СССР.

 Все это не  могло не учитываться при

 выработке новой  политической стратегии в восточном  направлении советским  руководством. 

помощники Горбачева  вспоминают, что импульсами новой  внешней политики послужили

 внутренние проблемы  советского государства, с которыми  оно остро столкнулось в

 середине 80-х гг., а также внешнеполитическое положение  СССР. Страна была в

 тупике. Существовал  целый ряд требующих неотложного  решения вопросов. Советский

 Союз фактически  оказался в изоляции. Настоящих  союзников не было. ОВД на 90%

 состоял из  советских вооруженных сил. К  самым верным союзникам Советского  Союза

 того времени  можно отнести Кубу, ГДР, Вьетнам,  но их потенциал был ограничен.

 СССР был втянут  в войну в Афганистане, имел  сложные отношения с КНР, было  много

 нерешенных вопросов  и в советско-японских отношениях. 

Советский Союз был  и поддержанием паритета с США, на что уходило около 40% всех

 народных ресурсов. Экономика страны была малоэффективной,  денег для конкуренции

 с сильными  соперниками не хватало. К 1983 г. стало выявляться, что СССР

 проигрывает соревнование  с развитыми капиталистическими  странами. Вот как сам

 Горбачев оценил  ситуацию на одном закрытом  совещании ответственных работников  в

 мае 1986 г.: “Мы  продавали нефть и газ,

 другое сырье,  которое рвали у нас из рук.  Теперь ситуация изменилась, как  вы

 знаете, и внутри  и вне --- не в нашу пользу.”****

 Следует

 отметить, что  еще до знаменитого Апрельского  Пленума, велись примерные

 разговоры о  будущей восточной политики Советского  Союза. Так, Черняеев в своей

 книге “Шесть  лет с Горбачевым.” воспроизводит  эпизод, когда Арбатов показывал

 ему записки,  которые он посылал М.С.Горбачеву.  По восточной политике там  были

 следующие предложения:  как можно скорее наладить  отношения с Китаем, Японии

 отдать два  или четыре острова и срочно  решить афганскую проблему. Горбачев

 откликнулся только  на вопрос связанный с Афганистаном  и сказал, что уже

 обдумывает его,  и, как выяснилось потом, уже  дал своему помощнику

 А.М.Александрову-Агентову  соответствующие поручения.*

 

Глав II. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ СССР

 Точкой отсчета

 в формировании  новой позиции  Советского

 Союза по вопросам  восточной политики стал Апрельский  Пленум, который состоялся

23 апреля 1985 г. На  этом Пленуме обозначилась позиция  советского руководства в

 отношении   Китая: “Целеустремленно и настойчиво  Советский Союз будет укреплять

 взаимосвязи и  развивать сотрудничество с другими  социалистическими странами, в

 том числе с  Китайской Народной Республикой”.*  Апрельский Пленум продемонстрировал,  что

 советское руководство  встало на путь изменения не  только своей внутренней, но и

 внешней политик.

Говоря в общем

 о ХХVII съезде, можно выявить ориентиры, которые получило министерство

 иностранных дел  для проведения восточной политики  Советского Союза. Отказаться

 от “мертвых”,  жестко фиксированных позиций  в пользу разумных взаимоприемлемых

 компромиссов. Вести  переговоры к балансу интересов.  Разблокировать региональные

 конфликтные ситуации. Нормализовать отношения со странами, с которыми у СССР

 были сложные  отношения. Строить отношения  с соседями на основе уважения  их

 интересов, принципа  невмешательства в их внутренние  дела.

 Все это должно

 было воплотиться  в практической политике.

 После съезда

28 мая 1986 г. было  проведено закрытое совещание  ответственных работников МИД  с

 участием послов, на котором  выступил

 Горбачев. На основе  ХХVII съезда он сделал выводы о том, что мир является

 высочайшей ценностью.  Ядерную войну выиграть нельзя. Генеральный секретарь

 заявил, что нужна  внешнеполитическая активность  во всех направлениях. Ключевыми

 направлениями  в Азии Горбачевым были названы  Япония, Китай, Юго-Восточная Азия,

 Индонезия, Австралия,  Новая Зеландия.**

 Для того,

 чтобы показать  дальнейшую приверженность Советского  Союза идти дальше по пути

 диалога  и  продемонстрировать

 приверженность  воплощения нового политического  мышления в восточной политики

 страны, 28 июля 1986 г.  М.С.Горбачев

 выступил со  знаменитой  речью во

 Владивостоке.

 Советский

 лидер заявил, что старая схема  подхода

 СССР к восточной  политике должна  быть

 заменена на  новую. Была обозначена позиция  Советского Союза в отношении  КНР и

 Японии (о которой  будет сказано более подробно  в следующих главах реферата),

 прозвучали слова  и в отношении Афганистана.*

 Главные

 предложения советской  стороны в Азии заключались  в следующем:

 Во-первых,

 Советский Союз  выразил свою решимость в региональном  урегулировании в

 Афганистане,  Юго-Восточной  Азии и

 Кампучии. Но отметил,  что много зависит от нормализации  китайско-вьетнамских

 отношений.

 Во-вторых,

 СССР выступил  за прекращение распространения  и наращивания ядерного оружия  в

 Азии и на  Тихом океане.

 В-третьих,

 Горбачев заявил, что советская сторона выступает  за начало переговоров о

 сокращении военных  флотов и за возобновление  переговоров по превращению

 Индийского океана  в зону мира. Так же было 

 предложено Соединенным  Штатам 

 отказаться от  военного присутствия на Филиппинах  в обмен на уступки  Советского  Союза.

 В-четвертых,

 Советский Союз  был за сокращение вооруженных  сил и обычных вооружений в  Азии до

 пределов разумной  достаточности.

 В-пятых,

 советский лидер  заявил, что пришло время провести  переговоры по обсуждению мер

 доверия   и  неприменения силы в регионе. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Часто М.С. Горбачева  упрекают за его

 внешнеполитический  курс, причем один из аргументов  критиков при этом

 заключается в  том, что  последний

 советский лидер  был западником. Конечно, это в  определенной степени правильно,

 если речь идет  о мировоззрении, однако, региональный аспект курса Горбачева

 был  в достаточной  мере сбалансирован, и

 его нельзя  обвинить в интересе лишь в  западном направлении. Это, в  частности,

 доказывается  активностью советской дипломатии  на афганском, китайском и

 японском направлениях. Активность на этих направлениях  обуславливалась как

 общими  установками  курса НПМ, так и

 внутренними факторами  (последнее особенно заметно в  случае с Афганистаном). В

 целом необходимо  отметить, что урегулирование на  всех этих трех направлениях

 отвечало интересам  СССР: в отношениях с Китаем  и Афганистаном надо было создать

 условия для  нормализации обстановки на границах  СССР, в отношениях с Японией

 важное значение  имел экономический фактор. Безусловно, нельзя сказать, что все

Информация о работе Внешняя политика СССР