Внешняя политика и международное положение советского государства в 20-30 гг. ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 03:08, контрольная работа

Описание работы

Цели работы сформулированы в названиях ее частей иподразделов: попытаться рассмотреть тактику советского государства в деле преодоления дипломатической изоляции после гражданской войны; стратегию и тактику СССР в 30-е годы и особенно накануне и в начальный период Второй мировой войны. Я допускаю, что в моей трактовке событий вполне могут быть какие-то ошибки, так как в море суждений сложно выделить абсолютно верное.

Содержание

Ведение
I. Преодоление дипломатической изоляции СССР в мире.
1. 1. Советская внешняя политика и Коминтерн.
1. 2. Установление новых отношений со странами Востока.
1. 3. Выход из внешнеполитической изоляции. Внешняя политика СССР во второй половине 20-х годов
II. Мир и СССР в 30-е годы ХХ века.
2. 1. Внешняя политика Советского Союза в годы мирового экономического кризиса.
2. 2. Советско-американские отношения.
3. 3. Крах политики коллективной безопасности.
III. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика и международное положение советского государства в 20-30 гг. ХХ века.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Поражение Германии в первой мировой войне и распад Австро-Венгрии выдвинули на Англию и Францию в ранг ведущих государств в Европе. Большую роль в европейских делах стала играть США. Развернулась острая борьба за рынки сбыта, сферы влияния капитала, источники сырья, финансовую и морскую гегемонию. Победа большевиков над силами внешней и внутренней контрреволюции вынудило Запад считаться с существованием советского режима в России и строить внешнеполитические планы с учетом того фактора. Взаимная заинтересованность всех стран и Советской России в налаживании нормальных экономических и торговых связей способствовала принципу существования двух различных социальных систем, сложившихся в итоге первой мировой войны (при этом каждая имела перед собой свои стратегические цели). Верная многовековой политике установления мировой гегемонии своей страны с помощью торговли (там, где срывались попытки вооруженного диктата) Англия после завершения мировой войны продолжала прежний внешнеполитический курс. «Нам не удалось восстановить Россию силой, - заявил в феврале 1920 г. Ллойд Джордж в палате общин. – Я верю, что мы сможем это сделать и спасем ее торговлей. Простые цифры доходов и прибылей, которые приносит торговля, быстро излечивают от диких теорий» [20, с. 116].

16 марта 1921 г. был заключен англо-советский торговый договор. Стороны обязывались воздерживаться от враждебной пропаганды, отказывались от участия в экономической блокаде, направленной против одной из сторон и какой бы то ни было дискриминации торговли; обменивались официальными агентами, функции которых выходили за пределы торговых представительств и по существу носили дипломатический характер.

10 апреля 1922 г. в Генуе открылась экономическая конференция 34 стран, в том числе и советская делегация (США отказались участвовать в ней). На конференции требования капиталистических стран были сформулированы следующим образом: полное признание Советской Россией довоенных долгов с процентами на них; готовность государств – кредиторов уменьшить сумму российских долгов, образовавшихся в период первой мировой войны; возвращение имущества иностранным поданным, национализированного в советской России; отказ советского правительства от контрпретензий, связанных с интервенцией [15, с. 62; 13, с. 167].

Советская сторона отвергала эти домогательства. Линию делегации на Генуэзской конференции определяла установка В.И. Ленина, изложенная в письме руководителю делегации Г. Чичерину: «…Нам выгодно, чтобы Геную сорвали, но не мы конечно. Заем, мы получим лучше без Генуи, если Геную сорвем не мы» [26, с. 285].

Непримиримую позицию заняла французская делегация, которая и дала больше всех займов России. Расхождения между империалистическими державами ликвидировать не удалось. Еще больше раскололо фронт капиталистических стран событие, происшедшее  16 апреля 1922 г. – в предместье Генуи, Рапалло был подписан двухсторонний договор между Советской Россией и Германией. Переговоры велись в Берлине еще до конференции, но договор не был подписан, т.к. германское правительство надеялось использовать свои переговоры с советской Россией для торга с державами – победительницами на Генуэзской конференции, но те не пошли на встречу Германии.

С другой стороны, Советская Россия, несмотря на разруху, превратилась в важный фактор международной политики после побед в гражданской войне, с чем не могли не считаться правители явно ослабленной Германии. Все это и поведение советской делегации в Генуе убеждало, что Советская Россия не капитулирует перед натиском западных держав. Согласно договору стороны устанавливали дипломатические отношения и оказывались от взаимных экономических претензий. Этим договором Советская Россия вышла из внешнеполитической изоляции в западном мире. Германия в 20-е годы стала крупнейшим партнером Советской России. В 1921-1928 годах на нее приходилось 30% внешнеторгового оборота [1, с. 96].

Обсуждением вопросов о долгах, частной собственности и кредитах занялась конференция экспертов в Гааге (июнь – июль 1922 г.). Советское правительство и здесь выразило готовность возместить довоенные долги и в какой-то мере компенсировать потери бывшим владельцам иностранных предприятий в царской России, но лишь при условии получения крепкого займа. Был опубликован список концессий, которые советская сторона была готова предоставить иностранным предприятиям. Однако и эта конференция оказалась в тупике, она закончилась также безрезультатно.

1 февраля 1924 г. правительство Великобритании, а 24 октября правительство Франции официальными нотами признали правительство СССР «де-юре» на территориях бывшей Российской империи. В том же году дипломатические отношения с Россией установили Италия, Австрия, Норвегия, Швеция, Дания, Греция – всего к началу 1925 г. с СССР установили дипломатические отношения 22 государства различных континентов, в том числе всеми великими державами, кроме США.

Однако англо-советские контакты развивались сложно: в мае 1927 г. Англия разорвала дипломатические отношения с СССР, аннулировала торговое соглашение от 1921 г. Но в годы мирового экономического кризиса торговля двух стран стала развиваться успешно.

20 января 1925 г. была подписана конвенция об установлении дипломатических отношений между СССР и Японией. В специальной декларации советского правительства указывалось, что признание действительности Персидского договора 1905 г. никоим образом не означает, что правительство СССР разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность заключение названного договора. Этим советское правительство считало себя политически не связанным договором 1905 г. в той его части, где говорилось об уступке Японии Южного Сахалина. Вопрос о территориальном размежевании СССР и Японии конвенцией не рассматривался. Общественное мнение Японии расценило это заключение, как начало сотрудничества трех самых больших государств на Дальнем Востоке – Японии, России и Китая.

В американских кругах, имеющих стратегические интересы в этом регионе мира, констатировалось, что СССР выработал действенное оружие, чтобы разорвать железное кольцо на Тихом Океане, созданное «вашингтонской системой».

Сложные отношения развивались с Китаем вследствие нестабильности обстановки в этой стране и захватнической политике Японии. Основные споры с правительством Гоминьдана были вокруг КВЖД. Не последнюю роль здесь играло активное присутствие представителей Коминтерна [20, с. 131-140].

В 1925 г. ряд западных стран заключили т.н. Рейнский гарантийный пакт, гарантирующий неприкосновенность западных границ Германии, тогда как восточные границы ее не подпадали под гарантию. В результате, по мнению советского, руководства, сложилась новая международная обстановка, свидетельствующая, что «господствующая комбинация мировой политики – единый фронт против СССР», о чем отмечалось в резолюции XIV съезда партии в декабре 1925 г. В этих условиях СССР встал на путь двухсторонних договоров о нейтралитете и ненападении. Первым из таких документов стало соглашение между СССР и Турцией (17 декабря 1925 г.) [8, с. 676]. В течение 1925-1932 гг. договоры о ненападении были подписаны с Афганистаном, Литвой, Ираком, Латвией, Эстонией, Польшей, Финляндией, Францией. Все стороны констатировали, что отказываются от войны как орудия национальной политики, брали на себя обязательства воздерживаться от агрессивных действий или нападения как отдельно, так и вкупе с другими державами.

24 апреля 1926 г. между СССР и Германией был подписан договор, подтверждающий обязательства Раппальского договора как основу двухсторонних отношений. Правительства обязались «поддерживать дружественный контакт с целью достижения согласования всех вопросов политического и экономического свойств, касающихся совместно обеих сторон». Статья 2 договора гласила: «В случае, если одна из договаривающихся сторон, несмотря на миролюбивый образ действий, подвергнется нападению 3-й державы или группы третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта» [9, с. 251]. 6 сентября 1928 г. СССР присоединился к Парижскому пакту отказа от войны (пакт Келлога – Бриана)

В марте того же года советская делегация внесла на рассмотрение конференции по разоружению, действующей в рамках Лиги наций, проект конвенции о немедленном полном и всеобщем разоружении. Но он был отклонен.

Можно констатировать то, что в 20-е годы СССР был признан в мире, вышел из международной изоляции, развивал нормальные отношения со странами Запада и Востока. Даже США в 1932 г. признали «де-факто» Советский Союз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.                             Мир и СССР в 30-е годы ХХ века.

 

2.      1. Внешняя политика Советского Союза в годы мирового экономического кризиса.

 

 

Мировой экономический кризис, развернувшийся в 1929-1933 гг., был самым сильным, тяжелым и разрушительным кризисом в истории капитализма. Его исключительная разрушительная сила объясняется тем, что к действию традиционного механизма циклического развития капиталистического хозяйства присоединились новые факторы долговременного характера, отражавшие глубокие сдвиги в капиталистическом способе производства еще с начала столетия, и углубление противоречий между ведущими капиталистическими странами. Кризис ускорил процесс изменения в соотношении сил в капиталистическом мире, подорвал всю систему империалистических договоров, которыми был закреплен передел мира по итогам первой мировой войны, содействовал приходу к власти в ряде стран фашистских партий, и других наиболее агрессивных представителей монополистического капитала, и этим ускорялось приближение мира ко второй мировой войне.

В начале 30-х годов в мире нависла угроза большой войны, образовались два очага военной опасности. В 1932 г. Япония захватила Северо-Восточный Китай и начала подготовку к войне за господство в Азии и на Тихом океане. В 1933 г. в Германии к власти пришли национал-социалисты (фашисты) во главе с Гитлером. Они провозгласили своей целью мировое господство немцев, и, прежде всего, подчинение европейских народов [1, с. 98].

В этих условиях в феврале 1933 г. СССР стал инициатором выдвижения «Проекта декларации относительно определения агрессии». В нем подчеркивалось, что никакое соображение политического, военного, экономического или иного порядка не может служить оправданием агрессии [11, с. 80-82].

18 сентября 1934 г. СССР был принят в Лигу наций по предложению 30 государств – членов этой организации. В связи с нападением фашисткой Италии на Эфиопию (март 1935 г.) СССР выступил в Лиге Наций в защиту жертвы агрессии, призвал страны к коллективным действиям, применить санкции. Однако эта инициатива не была поддержана.

Важным достижением советской дипломатии стал советско-французский договор о взаимной помощи (2 мая 1935 г.) [11, с. 309-312]. Однако конвенция о размерах и условиях военной помощи не была подписана, что делало договор не эффективным.

16 мая СССР подписал договор о взаимопомощи с Чехословакией [11, с. 336]. Значение этих договоров состояло в том, что они были первыми в истории государств, принадлежащих к различным социально-политическим системам.

Международное положение в Европе к середине 30-х годов было сложным. По инициативе Муссолини, западные страны вели с весны 1933 г. переговоры о заключении «пакта четырех». Соглашение Англии, Франции с Германией и Италией, подписанное 15 июля 1933 г. в Риме,  не было ратифицировано, из-за резкой критики его в английском и французском парламентах. Выйдя в октябре 1933 г. из Лиги Наций, Германия давала понять, что она не намерена считаться с международными соглашениями и продолжает вести неограниченную гонку вооружения и подготовку войны. В январе 1934 г. был подписан польско-германский договор о ненападении, необходимость которого польская сторона объясняла стремлением «отгородиться моральной стеной от тех опасных идей, которые непрерывно идут с Востока». События показали, что это не уберегло Польшу от германской агрессии. Обозреватель газеты «Известия» отмечал, что договор подорвет союз Польши с другими странами и поставит ее лицом к лицу с фашисткой Германией. Так и произошло [13, с. 308-309].

В 1935 г. между Берлином и Лондоном начали вестись переговоры о заключении англо-германского союза, цель которого ясно изложена Гитлером 21 мая 1935 г. в речи в рейхстаге: «Свобода действия для Англии на морях и в заокеанских странах, свобода действий для Германии на континенте и в экспансии на Восток». 18 июня 1935 г. было подписано англо-германское морское соглашение, санкционирующее увеличение мощи военно-морского флота Германии. Все эти дипломатические маневры западных стран не без основания рассматривались Советским правительством как сугубо враждебные, толкающие к новой войне.

7 марта 1936 г. германские войска вступили в рейнскую зону, демилитаризованную в соответствии с Версальским и Рейнским (Лакарнским) договором. 13 марта 1938 г. правительство Гитлера опубликовало закон об «аншлюзе» (включении) Австрии в состав германского рейха. Эти действия официально признала Англия и Франция.

Мировой экономический кризис пробудил в Коминтерне надежды на приближение революционных бурь. XI пленум положил в основу анализа обстановки в мире сталинскую формулу, о назревании нового тура революций и войн. Такая установка, по мнению авторов последних учебников и других публикаций по истории, мешала сплочению антифашистских сил. В Германии, как отмечено, в январе 1933 г. к власти пришла партия во главе с Гитлером, что показало оторванность лидеров Коминтерна от реальной действительности в Германии, принимавших явно ошибочные решения и действия [25].

Фашизм усиливался во Франции, Австрии, Греции, Испании, Прибалтийских странах. В этих условиях VII Конгресс Коминтерна (июль-август 1935 г.) по докладу Г. Димитрова и, конечно, под влиянием советского руководства принял решение о создании народно-антифашистского фронта. Решения конгресса кардинально меняли прежнюю линию Коминтерна, хотя в печатной и устной пропаганде тех лет поддерживалась неизменность прежних установок. Стенограмма конгресса не была издана.

Информация о работе Внешняя политика и международное положение советского государства в 20-30 гг. ХХ века