Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 03:08, контрольная работа
Цели работы сформулированы в названиях ее частей иподразделов: попытаться рассмотреть тактику советского государства в деле преодоления дипломатической изоляции после гражданской войны; стратегию и тактику СССР в 30-е годы и особенно накануне и в начальный период Второй мировой войны. Я допускаю, что в моей трактовке событий вполне могут быть какие-то ошибки, так как в море суждений сложно выделить абсолютно верное.
Ведение
I. Преодоление дипломатической изоляции СССР в мире.
1. 1. Советская внешняя политика и Коминтерн.
1. 2. Установление новых отношений со странами Востока.
1. 3. Выход из внешнеполитической изоляции. Внешняя политика СССР во второй половине 20-х годов
II. Мир и СССР в 30-е годы ХХ века.
2. 1. Внешняя политика Советского Союза в годы мирового экономического кризиса.
2. 2. Советско-американские отношения.
3. 3. Крах политики коллективной безопасности.
III. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание
Ведение
I. Преодоление дипломатической изоляции СССР в мире.
1. 1. Советская внешняя политика и Коминтерн.
1. 2. Установление новых отношений со странами Востока.
1. 3. Выход из внешнеполитической изоляции. Внешняя политика СССР во второй половине 20-х годов
II. Мир и СССР в 30-е годы ХХ века.
2. 1. Внешняя политика Советского Союза в годы мирового экономического кризиса.
2. 2. Советско-американские отношения.
3. 3. Крах политики коллективной безопасности.
III. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Придя к власти, большевики развернули активную деятельность по претворению в жизнь своих призывов покончить с империалистической войной. Мир был необходим для закрепления октябрьского переворота 1917 года, для осуществления преобразований в городе и деревне. Продолжение войны грозило погубить дело революции и представляло смертельную опасность для самого существования России. Экономика страны находилась в состоянии развала, армия на исходе 1917 фактически полностью потеряла боеспособность.
Однако сложилось так, что советской власти пришлось ввести острую и бескомпромиссную гражданскую войну, в которой наступила полная разруха народного хозяйства. В то же время государство вышло из войны политически, и в военном отношении окрепшим в значительной степени поддерживаемое трудящимися стран мира [19, с. 163]. Все последующие годы, стремясь восстановить экономику, советское руководство упорно боролось за признание СССР на международной арене.
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Во-первых, рассматриваемый период позволяет проследить стратегию и тактику большевистского руководства, сумевшего создать условия в капиталистическом окружении (в явно враждебном окружении) для восстановления и развития народного хозяйства СССР, сотрудничая в сфере экономики со всеми ведущими державами мира.
Во-вторых, несмотря на крупные ошибки и жесткость сталинского режима власти, Советский союз сумел – в главном – создать фундамент, на котором строилась оборона страны в начале Великой Отечественной войны, а затем и разгром Германии и Японии.
В-третьих, советское руководство сумело увидеть и использовать разногласия между государствами капиталистического мира. Об этом свидетельствуют следующие факты: прием СССР в лигу наций; торговые отношения с ведущими державами мира; недопущение ведения войны на два фронта; создание, в итоге, антигерманской коалиции и т.д. Словом, СССР находил возможности сотрудничества с миром, и в трудных ситуациях не оставался в одиночестве.
Историография по рассматриваемой теме очень обширна. Источниками по данной теме являются сборники документов внешней политики СССР [6; 7; 8; 9; 10; 11; 26].
В рамках данного введения невозможно провести более или менее подробный анализ огромного количества монографий, учебников, специальных статей. Причем с разными подходами и точками зрения. Одни авторы продолжают излагать историю внешней политики СССР в полном согласии с многотомной историей КПСС, вышедшей в свет в 60-70-е годы [12]. Другие исследователи начисто отвергают все накопленное практикой нашего государства, считая его историю «темным пятном».
В литературе особенно остро ведутся споры вокруг пакта Риббентропа – Молотова и секретных протоколов к нему. Сравнение разных точек зрения я рассматриваю в третей части работы.
По моему мнению, весь этот разброс суждений и гипотез, следует воспринимать как стремление к поиску истины.
В своей работе я широко использовала специальные главы и разделы учебников (различных авторских коллективов) по истории России, где события рассматриваются с опорой на источники, либо дискутируется то или иное событие [1; 14; 16; 17; 18; 19; 20; 21].
Цели работы сформулированы в названиях ее частей иподразделов: попытаться рассмотреть тактику советского государства в деле преодоления дипломатической изоляции после гражданской войны; стратегию и тактику СССР в 30-е годы и особенно накануне и в начальный период Второй мировой войны. Я допускаю, что в моей трактовке событий вполне могут быть какие-то ошибки, так как в море суждений сложно выделить абсолютно верное.
I. Преодоление дипломатической изоляции в мире.
1. 1. Советская внешняя политика и Коминтерн.
Данная тема нуждается рассмотрении, так как с Коминтерном во многом связано поведение руководства советского государства все последующие годы [18, с. 461-463].
2-6 марта 1919 года в Москве состоялся I (учредительный) конгресс Коминтерна. Принятая в качестве резолюции платформа Коминтерна декларировала, что «родилась новая эпоха. Эпоха разложения капитализма, его внутреннего распада. Эпоха коммунистической революции пролетариата», которая должна завершиться «прямым столкновением в открытом бою с буржуазной государственной машиной». В последующем компартии отдельных стран стали считаться секциями Коминтерна. Первый конгресс пришел к выводу, что обстановка в мире становиться все более революционной и потому Коминтерн должен действовать как штат мировой революции. Некоторые отечественные историки (Д. Волкогоков и др.) полагают, что так называемое «мировое коммунистическое движение» было фикцией [2]. Но это противоречит историческим фактам. Ноябрьская революция 1918 года в Германии, образование советских республик в Баварии, Венгрии, Словакии, Солдатские бунты в Болгарии, революционные подъем в Италии и в некоторых странах Азии свидетельствовали о небывалых потрясений в мире, непосредственно связанных с Октябрьской революцией в России. Не случайно английский премьер Ллойд Джордж писал в марте 1919 г. французскому премьеру Ж. Клемансо и президенту США В. Вильсону: «Вся Европа насыщена духом революции. Глубокое чувство не только недовольства, но и гнева и возмущения царит в рабочей среде против условий, существовавших до войны. От одного конца Европы до другого больше не удовлетворяет массы весь современный строй с его политическим, социальным и экономическим укладом» [6, с. 31]. Большевики стремились активно использовать все эти настроения в своих целях.
Мощный революционный подъем в условиях надоевшей всем войны в Европе способствовал появлению в компартиях левацких настроений, в связи с чем Троцкий в письме ЦК РКП (б) от 19 августа 1919 г. выдвинул свой план: поскольку Красная Армия на европейских весах весит мало, нужно повернуть маршрут мировой революции на Восток, создать на Урале хорошо вооруженный корпус и бросить его на Индию и Афганистан. Хотя это было бы неправомерно и авантюрно, 2 конгресс Коминтерна (июль-август 1920 г.) поддержал общую наступательную линию ряда лидеров компартий и «левых» лидеров в РКП (б) [25, с. ].
Выступая, по тактическим соображениям, против левацких настроений («детская болезнь «левизны» в коммунизме»), Ленин указывал, что революция невозможна без революционной ситуации, без общенационального кризиса и его первейшей задачей является подготовка масс, т.е. руководитель советского правительства (тогда РСФСР) пока еще не отказывался от своей стратегии мировой революции, о чем свидетельствует и его выступление на 9 партийной конференции. Учитывая поражение Красной Армии под Варшавой, Ленин предлагал ограничиться оборонительной политикой по отношению к Антанте, считая, что в будущем «мы еще не раз перейдем от оборонительной политики к наступательной, пока мы всех не разобьем до конца» [12, с. 499]. Вследствие этого главной задачей Коминтерна стало проведение политических диверсий за рубежом с целью установления господства большевиков во всем мире. Советское государство, несмотря на разруху, находило сходства для финансовой помощи Коминтернам других стран. Деньги, литература, агенты и другие возможности позволяли большевикам вести полный контроль над Коминтерном (вплоть до его роспуска в 1943 г.), подталкивать, а нередко и вызывать социальные волнения в других странах. «Положение в Коминтерне превосходное, считал Ленин в июле 1920 г. – Мое мнение, что надо советизировать Венгрию, а может, даже Чехию и Румынию».
Но на 3 конгрессе Коминтерна (июнь-июль 1921 г.) Ленин уже выступал с резкой критикой позиции «левых» и их «теории наступления», что было в значительной степени связано с переходом к новой экономической политике и восстановлению народного хозяйства страны: требовалась техническая помощь развитых стран [16, с. 269].
И, тем не менее, осень 1923 г., в связи с обострением классовой борьбы в ряде стран Европы, президиум Коминтерна принимает решение о форсированной подготовке к вооруженному восстанию в Германии. Подготовке революции в Германии был посвящен специальный пленум ЦК РКП (б) (23 сентября 1929 г.). На нем была разработана программа восстания, но этим расчетам сбыться не удалось: восстание, начавшееся в Гамбурге, было подавлено. Уроки не состоявшегося в Германии восстания обсуждались в Исполкоме Коминтерна в декабре 1923 – январе 1924 гг. Главным врагом пролетарской революции в Германии и в целом в Европе считалась социал-демократия. Только на 7 конгрессе Коминтерна коренным образом была изменена его стратегия и тактика.
1. 2 Установление новых отношений со странами Востока.
Советское государство аннулировало все неравноправные договоры и соглашения, которые имела царская Россия с этими странами. В Иран была, например, нота, в которой подчеркивалось: «Народ и Советское правительство России усматривают свою роль и свое призвание в том, чтобы быть естественными и бескорыстными друзьями союзниками народов, борющихся за свою полную самостоятельную экономическую и политическую свободу» [6, с. 80-81].
В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Персией - 26 февраля, Афганистаном - 28 февраля, Турцией - 16 марта, Монголия - 5 ноября.
В советско-персидском договоре советское руководство объявляло «все трактаты, договоры, конвенции и соглашения, заключенные бывшим царским правительством с Персией и приводившие к умалению прав Персидского народа, отмененными и потерявшими всяческую силу», равно как «все конвенции и соглашения, заключенные бывшим правительством России с третьими державами во вред Персии и относительно ее» [8, с. 559]. В договоре говорилось об обязательстве Ирана и России не допускать пребывания на их территории войск или вооруженных сил какого-либо третьего государства, пребывание которых «создавало бы угрозу безопасности другой Высокой Договаривающейся Стороны» [8, с. 559]. В договоре констатировалось признание русско-персидской границы, установленной в 1881 г. Стороны согласились на равные права судоходства по Каспийскому морю.
Советско-монгольское соглашение объявляло недействительными все договоры между царской Россией и автономной Монголией, об аннулировании долгов Монголии.
В советско-турецком договоре выражалось обоюдное согласие не признавать «никаких мирных договоров или иных международных актов», к принятию которых любая из сторон принималась бы силой. РСФСР, имея в виду навязанный Турции Антантой Севрский мирный договор 1920 г., особо оговорила, что она не признает никаких международных актов, касающихся Турции, не признанных турецким правительством. Устанавливались новая северо-восточная граница Турции (районы Карса, Ардагана и Аргвика отходили к Турции, район Богума – к Грузии) [8, с. 599]. Советская Россия взяла на себя обязательство перед Турцией предпринять шаги в отношении закавказских республик, необходимые «для обязательного признания этими республиками в договорах, которые будут заключены ими с Турцией, статей настоящего договора, непосредственно их касающихся» [8, с. 602].
Согласно советско-афганскому договору обе стороны признавали независимость, вступали в нормальные дипломатические отношения, обменивались посольствами и консульствами, обязались не вступать с третей державой в военные или политические соглашения, которые доставили бы ущерб одной из сторон. Правительство РСФСР соглашалось оказывать Афганистану денежную и другую материальную помощь, представляло право свободного и беспошлинного транзита через свою территорию всякого рода грузов, закупленных как в России, так и в других странах [13, с. 137-141].
Договоры были первыми равноправными договорами в истории этих восточных государств. Вместе с тем в исторической литературе последних лет отмечается, что руководство РКП (б) преследовало здесь и другие стратегические цели – соединить коммунистическое движение в развитых странах с национально-освободительным движением на Востоке. Приводится через полпреда РСФСР в Афганистане (1923 г.) Ф. Раскольникова: «Вопрос об освобождении Индии от британского владычества слишком важен для того, чтобы мы могли придавать индийской революции второстепенное значение» [6, с. 175]. Сама постановка вопроса и приводимый к нему текст, звучат странно. Видимо нынешним «друзьям» проводников «шокотерапии» было бы вернее и правильнее, если бы наше государство поддерживало колонизаторов, а не угнетенных ими.
1. 3. Выход из внешнеполитической изоляции. Внешняя политика СССР во второй половине 20-х годов
Версальский мир не разрешал «русский вопрос». Советская Россия по-прежнему не имела ни дипломатических, ни торговых отношений с ведущими капиталистическими странами запада. Экономические связи с зарубежными странами практически отсутствовали. Постепенно в руководстве пролетарского государства росло понимание того, что мировая революция становиться отдаленной перспективой и поэтому нужно налаживать нормальные отношения с другими странами. В свою очередь, в европейских странах усиливалось движение за признание Советской России, установление с ней дипломатических и экономических отношений [1, с. 96].