Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:58, доклад
Со времен Петра I Урал являлсяглавным поставщиком в России черных и цветных металлов. В 1860 г. здесь было произведено 71 % всего чугуна, 89 % меди, более 20 % золота, вся платина. Значительной оставалась роль Урала в оборонной промышленности — выпуск артиллерийских орудий, снарядов, ружей, холодного оружия, якорей. Кроме этих отраслей в крае получили развитие суконная, кожевенная, винокуренная, писчебумажная промышленность, добыча соли, многочисленные промыслы.
Способы обогащения
медных руд были примитивными
и несовершенными. Руда при подготовке
к плавке дробилась,
Выработка сортированного асбеста велась на трех небольших фабриках - Баженовской, Алапаевской, Богословской. Низкие сорта асбеста часто шли в отвалы.
Практически мало было сделано в решении проблемы коксования местных углей и перевода уральской металлургии на минеральное топливо. Первые опыты по коксованию предпринимались еще в первой половине ХIХ в. Они оказались неудачными. Увеличение масштабов выплавки металла и в связи с этим объема заготовок древесного топлива побудили заводчиков на рубеже ХIХ-ХХ вв. вновь обратиться к этой проблеме. Она широко обсуждалась в печати, на горнопромышленных съездах. На возможность получения кокса из кизеловских углей указывал Д.И.Менделеев. В начале ХХ в. в Кизеловском бассейне (на Луньевских копях) были построены углеобогатительная фабрика и коксовая батарея. Но полученный тогда кокс из кизеловского угля (а также из смеси кизеловского и егоршинского углей) содержал много серы, был зольным и поэтому не годился для домен. Накануне мировой войны получить кокс из местных углей пытались в Богословском округе.
После неудачи с использованием
местных углей в доменном производстве
горнозаводчики стали рассматривать
проекты снабжения своих
В конце ХIХ - начале ХХ в. значительный вклад в изучение уральских недр внесли В.И.Бауман, К.И.Богданович, А.Н.Заварицкий, А.П.Карпинский, А.П.Ладыженский, Н.С.Михеев, И.А.Морозевич, В.В.Никитин, М.М.Протодьяконов, Е.Н.Стратонович, Е.С.Федоров, А.Е.Ферсман.
Однако изученность Урала мало соответствовала сложности геологического строения края, богатству и разнообразию его недр. Во многих округах изучение месторождений соизмерялось лишь текущими потребностями в топливе и сырье. Несмотря на усилия отдельных геологов-практиков, горных инженеров и техников, должное внимание геологической службе уделялось далеко не во всех горных хозяйствах.
На рубеже ХIХ-ХХ вв. предпринимались
попытки найти нефть в Волжско-
В 1906 г. техник Соликамского завода Н.П.Рязанцев обратил внимание на наличие калия в поваренной соли. В то время к этому факту не проявили должного интереса. Калийная соль закупалась в Германии. В том же 1906 г. Россия закупила 10,9 тыс. т этого сырья, а в 1913 г. - 83,2 тыс.т. В годы мировой войны, когда импорт калийной соли прекратился, начались поиски в Соликамском районе. Под руководством известного химика, академика Н.С.Курнакова, геолога А.П.Рябинина, горного инженера К.Ф.Белоглазова проводились буровые работы, исследования рассолов поваренной соли. Главным образом пытались получить калийную соль из рассолов поваренной. Но уже тогда опыты показали, что нельзя рассчитывать на продуктивную добычу таким способом, что надо искать твердые пласты калийной соли.
Накануне мировой войны обширные для того времени изыскания на медные руды были организованы в Богословском, Кыштымском, Сысертском и Южно-Уральском хозяйствах. Уже в годы войны под руководством главного геолога Богословского округа Е.Н.Стратоновича развернулись разведочные работы на богатейшем Богомоловском месторождении меди. Алмазное бурение здесь вела шведская фирма. Летом 1917 г. начались подготовительные работы на Компанейском и Левинском (в литературе его называли также Новолевинским) рудниках. В предвоенные годы активизировались геологоразведочные работы и на основных железорудных месторождениях. Эти исследования существенно расширили знания о запасах и качестве уральских руд. Наиболее яркое подтверждение тому - судьба Магнитогорского месторождения. О запасах железной руды здесь вплоть до ХХ в. высказывались различные, порой противоположные мнения. В 1901 г. И.А.Морозевич определил запасы руды горы Магнитной в 3,1 млрд. пудов. Спустя десять лет второй подсчет запасов, проведенный А.Н.Заварицким, показал, что можно рассчитывать на 5,3 млрд. пудов. Многие специалисты были уверены в том, что более детальные геологоразведки значительно увеличат запасы этого уникального месторождения.
В дореволюционной России
по большинству показателей
Если добыча железной руды выросла всего на 11%, то медной руды - более чем в 4 раза. Также значительно увеличилась добыча угля (в 3,2 раза) и выработка сортированного асбеста (6,4 раза). Добыча золота снизилась с 8,6 т в 1900 г. до 6,2 т в 1913 г. Немного возросла добыча поваренной соли и платины (с 4,9 т до 5,2 т).
Накануне мировой войны на Урале добывалось 25 тыс. т хромовой руды, 19,5 тыс. т марганцевой руды, 60,1 тыс. т магнезита, до 50 тыс. т серного колчедана и торфа.
В 1913 г. доля Урала в общероссийской добыче полезных ископаемых была значительной: платины - 100 %. асбеста - почти 100%, поваренной соли - 68 %, медной руды - 60 %, золота и железной руды - около 20 %, каменного угля - 4,4 %.
В годы Первой мировой войны уральская промышленность испытывала недостаток в топливе и некоторых видах сырья. В 1917 г. только магнезита и торфа было добыто больше, чем в 1913 г. (соответственно на 23 и 90 %). Значительно сократилась добыча железной руды. Добыча медной руды, достигнув максимума в 1915 г. (722,4 тыс.т), в 1917 г. составила всего 592 тыс.т. В годы войны в Богословском, Лысьвенском и ряде других горных округов широко применялся труд военнопленных.
По мере развития горного
производства возрастал спрос на
подготовленных, грамотных специалистов,
«дабы промысел улучшить и горную
экономию усовершенствовать». На рубеже
ХIХ-ХХ вв. большой вклад в
В XVIII - ХIХ вв. на Урале не было высшего технического учебного заведения. В ХIХ в. помощников инженеров готовили Уральское (в Екатеринбурге), Нижнетагильское и Турьинское горные училища. Потребности уральской промышленности в высококвалифицированных кадрах удовлетворялись тремя способами: специалисты горного дела готовились за границей; приглашались, особенно в ХVIII в., иностранные специалисты; приезжали выпускники российских вузов. В ХIХ в. инженеров стал готовить Петербургский горный институт (основан в 1773 г. как Горное училище). В начале ХХ в. помимо этого вуза на Урале трудились выпускники Екатеринославского высшего горного училища, горных факультетов Томского технологического и Донского (в Новочеркасске) политехнического институтов.
Несмотря на то, что и в ХVIII в., и в ХIХ в. высказывались пожелания об открытии на Урале высшего учебного заведения горного профиля, в практическую плоскость вопрос был поставлен лишь в конце ХIХ века. О необходимости открытия на Урале (в Екатеринбурге) технического вуза высказывались Д.И.Менделеев и В.Е.Грум-Гржимайло. В программе мер по развитию Урала, предложенных в 1899 г. Менделеевым, одним из центральных пунктов было открытие здесь технического института. Известный металлург Грум-Гржимайло, долгое время работая на уральских заводах, пришел к убеждению, что «техника на Урале встанет (получит должное развитие) только тогда, когда вся администрация будет из Уральского горного института». Однако по разным причинам вопрос оставался нерешенным и в первые годы ХХ в.
После посещения Екатеринбурга
в 1910 г. председатель Совета Министров
П.А.Столыпин «вынес убеждение в
невозможности откладывать
Заметным явлением в истории
промышленного Урала были Съезды
горнопромышленников, проводившиеся
в 1880 - 1916 гг. На заседаниях Съездов представители
горнозаводчиков, горной администрации
и специалисты обсуждали
В 1901 г. на горных предприятиях Урала трудились около 80 тыс. человек. За неполные полтора десятилетия ХХ в. численность горнорабочих выросла примерно на 20 % (прежде всего за счет рабочих меднорудной, угольной и асбестовой отраслей), составив к началу мировой войны почти 100 тыс. человек.
Для большинства горнорабочих
условия труда и жилищно-
Трудные условия жизни
и социалистическая пропаганда толкали
горняков на борьбу за свои права. В
забастовочном движении в 1905-1907 гг.
участвовали рабочие
Весной и в начале лета 1917 г. на многих горных предприятиях были созданы большевистские организации. Рабочие Благодатского рудника через 30 лет после бурного 17 - го года о процессе «большевизации» масс вспоминали так: «Меньшевики, трудовики, левые социалисты, кадеты лозунги выкидывают, учредилку обещают. Призывают, зовут, а в руки ничего не дают. Некоторые партии помогали нам своей болтовней большевизм понять. Чем больше они хаяли большевиков, тем сильнее нас к ним притягивало». Осенью 1917 г. на шахтах и рудниках широкий размах приобрело организуемое большевиками движение за установление рабочего контроля на производстве. Все чаще на горняцких митингах раздавалось требование « создать власть из революционного пролетариата и трудящегося крестьянства».