Урал во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:58, доклад

Описание работы

Со времен Петра I Урал являлсяглавным поставщиком в России черных и цветных металлов. В 1860 г. здесь было произведено 71 % всего чугуна, 89 % меди, более 20 % золота, вся платина. Значительной оставалась роль Урала в оборонной промышленности — выпуск артиллерийских орудий, снарядов, ружей, холодного оружия, якорей. Кроме этих отраслей в крае получили развитие суконная, кожевенная, винокуренная, писчебумажная промышленность, добыча соли, многочисленные промыслы.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

Урал во второй половине 19 века

Промышленностъ

Со времен Петра I Урал являлсяглавным поставщиком в России черных и цветных металлов. В 1860 г. здесь было произведено 71 % всего чугуна, 89 % меди, более 20 % золота, вся платина. Значительной оставалась роль Урала в оборонной промышленности — выпуск артиллерийских орудий, снарядов, ружей, холодного оружия, якорей. Кроме этих отраслей в крае получили развитие суконная, кожевенная, винокуренная, писчебумажная промышленность, добыча соли, многочисленные промыслы.

Развитие горнозаводской промышленности Урала после 1861 г. проходило  в сложных условиях. Сохранившаяся  монополия заводчиков на землю и  недра обеспечивала им достаточно высокие  прибыли, и они мало заботились о  совершенствовании производства. Монополия  заводчиков затрудняла и приток капиталов  в регион, а это тормозило развитие промышленности.

Важнейшую задачу расширения индустриальной зоны Урала решили акционерные  общества. В 1883 г. на Западном Урале  Камским акционерным обществом  был пущен Чусовской металлургический завод, располагавшийся на пересечении  железных дорог Пермь — Екатеринбург — Тюмень и Чусовая — Березники. На севере вновь образованное Богословское акционерное общество построило  Надеждинский (ныне Серовский) завод, в то время самый крупный и технически передовой на Урале.

Происходили изменения в  металлургической промышленности. В  доменном производстве уральских заводов  расширилось применение горячего дутья, распространился мартеновский способ получения стали, шире применялись  паровые и гидротурбины, паровые  молоты и прокатные станы, каменный уголь и торф.

И все же новый металлургический центр страны — Донбасс — развивался качественно быстрей. За 1870—1899 гг. выплавка чугуна на Урале увеличилась в 3,5 раза, в Донбассе — в 306 раз (!).

 Медеплавильная промышленность  переживала глубокий кризис, который  сказался на резком сокращении  заводов. В 1860 г. их насчитывалось  27, в 1900 г.— 5. Причинами кризиса  явилась нехватка средств, техническая  отсталость предприятий, оскудение  рудников вследствие варварских  методов эксплуатации месторождений.

В 1899 г. по заданию министра финансов С. Ю. Витте на Урал была направлена группа ученых и инженеров во главе  с Д. И. Менделеевым. Перед ними была поставлена задача  наметить меры по развитию уральской металлургии. Комиссия прежде всего сочла необходимым  расширить деятельность акционерных  обществ и увеличить объемы железнодорожного строительства. Железные дороги должны были связать различные части  индустриального Урала, а Урал с  лесными богатствами Тобольского севера и коксующимися углями Сибири и Казахстана. Д. И. Менделеев считал необходимым при переходе на коксовый метод сохранить значительный объем древесно-угольного производства металла как уникальное достояние уральской индустрии.

На Урале в конце XIX в. доля угля, нефти, торфа составляла всего 3,7 % использованного в горнозаводской промышленности топлива, 96,3 % его приходилось  на дрова.

Горнозаводская промышленность Урала давала золото, платину, соль. Добыча золота велась в 16 частных и  казенных округах. Ею занимались промышленные предприятия и небольшие артели старателей. Устав золотопромышленности 1870 г. отменил сословные ограничения, чем способствовал росту частного предпринимательства. В прибыльную отрасль хлынул отечественный и  иностранный капитал. В 70-е гг. в  аренду частным компаниям были переданы крупнейшие Березовское и Миасское месторождения. Все это создало предпосылки роста золотодобычи на Урале с 321 пуда в 1860 г. до 642 пудов в 1890 г. Однако в 90-е гг. она значительно снизилась вследствие прежде всего истощения россыпных месторождений. Освоение рудных коренных было связано с большими затратами, поэтому уменьшилось число мелких предприятий, число крупных осталось практически неизменным, но значительно возросла их доля в общей добыче золота. С 90-х гг. в отрасли начался переход на промышленную основу, что меняло сам ее облик, так как «коренные месторождения... требуют больше знания и капитала, чем случайного счастья». На Березовских, Миасских месторождениях были механизированы водоотлив, сортировка и промывка. Однако в целом преобладал ручной труд.

Во второй половине века Урал давал около 95 % мировой добычи платины. Большая ее часть скупалась  одной из английских фирм, длительное время диктовавшей цены на одну из основных статей русского экспорта. С  постройкой в 70-х гг. в Петербурге аффинажных заводов цена обработанной русской платины за рубежом значительно  возросла. Это способствовало увеличению ее добычи на Урале.

В сложных условиях происходила  перестройка старейшей отрасли  горной промышленности Урала — соляной. Все более острой становилась  проблема перехода на минеральное топливо. Механическое бурение стало распространяться только в 70—80-е гг. Высокой была доля устаревшего оборудования. На переустройство отрасли не хватало средств. Неблагоприятной  для Урала становилась ситуация на соляном рынке страны. С конца 50-х гг. все большую роль начинала играть самосадочная соль озер Эльтон и Баскунчак. С 80-х гг. быстро росла  добыча каменной соли в Донбассе, занявшая первенствующее положение в соляной  промышленности страны. Удельный вес  пермской соли быстро падал, ее сбыт встречал все большие затруднения.

Машиностроительные заводы возникали преимущественно в  городах и промышленных районах. Они производили горное и металлургическое оборудование, запчасти, двигатели, водоотливные установки и другие. Наиболее крупными были заводы Ятеса, братьев Коробейниковых и братьев Береновых в Екатеринбурге, братьев Каменских в Перми и др. Росли предприятия текстильной промышленности, кожевенной, мукомольной. Несмотря на трудности, развивались мелкие промыслы — металлообрабатывающие, кустарное производство сельхозмашин, сапожные, вязание пуховых платков («оренбургский пуховой платок»!) и др.

Экологическая обстановка

Все более явственными  становились отрицательные    экологические    последствия  хозяйственного развития Урала. Окрестности  металлургических заводов были изрыты, леса вокруг них вырублены. Д. Н. Мамин-Сибиряк писал: «...лесной вопрос для Урала являлся самым больным, леса везде истреблены самым хищническим образом». Это вело к обмелению ручьев, мелких речек, понижению уровня воды в заводских прудах. Рациональное использование лесных ресурсов было налажено только в немногих округах.

Неблагоприятной становилась  санитарная обстановка заводских поселков, заводов, рудников, приисков. Поселки  располагались в речных долинах, дым и газ металлургических заводов, углеоб-жигающих печей загрязняли воздух. Опасными для людей становились заводские пруды, отравленные промышленными стоками.

Транспорт

В 60—70-х гг. XIX в. на Урале  имелись лишь гужевые и речные пути сообщения. Из гужевых важнейшим  оставался Московско-Сибирский тракт. Водными путями служили реки Волго-Камского бассейна, прежде всего Чусовая и  Белая. Весной, по «высокой воде» по ним осуществлялся сплав караванов  с продукцией заводов, созданной  за зиму. Множество барок ежегодно разбивались о береговые скалы-«бойцы». В 70-е гг. наиболее опасные скалы  и пороги были взорваны. Но это не исключало главного недостатка водного  транспорта — сезонности. Создание современных транспортных средств  в условиях развивающейся промышленности стало настоятельной необходимостью.

В 1870 г. был утвержден проект железной дороги, которая была введена  в эксплуатацию в 1878 г. и получила название Горнозаводской. Она прошла через Пермь — Кушву — Нижний Тагил — Екатебург, соединив ведущие горнозаводские округа. Затем были сооружены линии Екатеринбург — Тюмень, Оренбург — Самара, Самара — Златоуст. С вводом в строй в 1896 г. ветки Челябинск — Екатеринбург связь с центром получили заводы и Среднего Урала.

К концу XIXв. оторванность Урала от рынков сбыта была преодолена. Но железными дорогами перевозилось всего 20 % грузов.

Торговля

В торговле по-прежнему большую  роль играли ярмарки, число которых  в крае возросло в 6,3 раза, а объем  продаж в 1,3 раза. Они имелись в  каждом уезде. Крупнейшими ярмарками  были Ирбитская в Пермской губернии, Мензелинская в Уфимской, Котельническая в Вятской и др. На Ирбитской ярмарке, имевшей всероссийское значение, преобладали сельскохозяйственные и промышленные товары. Она была главным пушным рынком России. Из азиатских стран сюда привозили чай, хлопок, фрукты.

За 1860—1890 гг. торговый оборот на Урале вырос в 2,8 раза. При этом к концу века объем стационарной торговли резко вырос и в 5 раз  превысил торговые обороты ярмарок.

Развитие экономики повысило роль Урала в общероссийской и  внешней торговле. С Урала вывозилось значительное количество металла, соли, леса, хлеба. Оренбург занимал главное  место в торговле России с Казахстаном  и Средней Азией. Екатеринбург стал важным центром транзитной торговли между европейской и азиатской  Россией. Челябинск превратился  в один из крупнейших железнодорожных  узлов страны, в нем пересекались Уральская и Сибирская магистрали.

Сельское хозяйство

Заметной стала специализация  сельского хозяйства: юг Урала стал районом торгового зернового  земледелия, северо-запад — производства технических культур — льна и  конопли. Выросли размеры пашни, урожайность и сбор хлеба, применение усовершенствованных земледельческих  орудий и машин.

После земледелия важнейшей  отраслью было животноводство, у башкир и казаков оно долгое время  стояло на первом месте. Животноводство давало сырье для пищевой, кожевенной, суконной и других отраслей промышленности. Скот, в основном, был местных  пород: русской, башкирской, киргизской — небольшой ростом, крепкий, выносливый, неприхотливый.

Усилилось имущественное  расслоение крестьянства. Выросли аренда земли зажиточными крестьянами  и найм ими рабочей силы. И в то же время увеличилось число тех крестьян, которые не могли прожить «с земли». Это вело к росту их занятий различными подсобными ремеслами и отхода в город на заработки. Отход крестьян в город значительно превысил средний показатель по Европейской России.

Урал в период капитализма

В результате Крестьянской реформы 1861 г. горнозаводские крестьяне  Урала лишились 54% земли, бывшей ранее  в их пользовании, среднедушевые  наделы уменьшились с 2,8 до 1,2 десятины. Развитие капитализма на Урале тормозилось  значительными пережитками крепостничества  в деревне и горнозаводской промышленности (сохранение помещичьих латифундий, отработок  и т.п.). Во 2-й половине 19 в. появились  первые акционерные компании, в т.ч. с участием иностранного капитала.

Был реконструирован ряд  старых металлургических заводов и  построено несколько новых. Развивались  золотодобывающая и платиновая промышленность, добыча каменного угля (Кизеловский бассейн), машиностроение (Екатеринбургская механическая фабрика, Мотовилихинский в Перми, Ижевский, Воткинский и другие заводы), химическая промышленность (Березниковский содовый завод). Но в целом горнозаводская промышленность Урала в конце 19 в. находилась в упадке, особенно старые металлургические заводы, использовавшие энергию воды.

Урал потерял значение главного металлургического района страны, уступив место Югу России. Во 2-й половине 19 в. быстро росло  городское население. Развивались  промышленные центры, ещё не являвшиеся официально городами (Нижний Тагил, Воткинск, Златоуст и др.). Были построены железные дороги: Самара-Оренбург (1876 г.), Горнозаводская (1878 г.), Екатеринбург-Тюмень (1885 г.), Самара-Уфа-Златоуст-Челябинск (1892 г.), Екатеринбург-Челябинск (1896 г.). В конце 19 в. на Урале было свыше 300 тыс. промышленных и железнодорожных рабочих. Часть пролетариата (рабочие горных заводов) участвовала в борьбе за землю, за более выгодные условия пользования угодьями и т.п. Однако основой рабочего движения была борьба против капиталистической эксплуатации; с 70-х гг. одной из основных её форм становится экономическая стачка с политическими требованиями. В 70-х гг. на Урале существовало несколько групп революционных народников.

 Во 2-й половине 90-х  гг. возникли социал-демократические  организации в Уфе (1895 г.), Челябинске ("Уральский рабочий союз", 1896 г.), Екатеринбурге (1897 г.), Перми (1898 г.) и других городах. В начале 20 в. были созданы социал-демократические  комитеты (в 1902 г. - в Перми; в  1903 г. - в Уфе, Среднеуральский - в Екатеринбурге). В 1904 г. на конференции в Нижнем Тагиле был создан Уральский областной комитет РСДРП. Рабочие Урала активно участвовали в Революции 1905-07 гг., большевиками руководили Я.М. Свердлов и Артём (Ф.А. Сергеев).

1-я мировая война 1914-18 гг. тяжело отразилась на народном  хозяйстве как всей России, так  и Урала. После некоторого оживления  военного производства к концу  1916 г. на Урале начался промышленный  кризис, сопровождавшийся нехваткой  топлива, разрухой на транспорте, сокращением сельско-хозяйственного производства и ухудшением положения трудящихся. После Февральской революции 1917 г. на Урале повсеместно были созданы Советы. Большевики вышли из подполья, росла их численность (827 человек к началу марта, свыше 10 тыс. - в апреле). В апреле 1917 г. в Екатеринбурге состоялась 1-я Уральская (свободная) конференция РСДРП(б), которой руководил Свердлов.

Роль иностранного капитала в развитии уральской промышленности. Мирохозяйственные связи горнозаводского  Урала.

 В конце 20 в. экономическая  политика С.Ю. Витте была нацелена  на форсирование развития промышленности  в направлении её индустриализационного обновления. Курс Витте на иностранные займы и инвестиции стал основой общего экономического подъёма в стране в конце 19 в. Частью этого процесса было развитие горнозаводского Урала.

 Уральская промышленность  долгое время мало привлекала  иностранных инвесторов. Техническая  отрасль уральских заводов, транспортные  проблемы, трудно решаемые для  иностранцев правовые основы  использования земельных и лесных  площадей горных округов явились  причинами отсутствия их интереса  к горнозаводскому Уралу.

 Уральская горнозаводская  промышленность, природные богатства  Урала вызвали интерес зарубежных  инвесторов позднее – под влиянием  железнодорожного строительства.  Активность иностранного промышленного  и банковского капитала на  Урале заметно Увеличилось в  90-х гг. 19в.

Иностранные инвестиции в  горнозаводскую промышленность Урала  содействовали вовлечению экономики  края в мирохозяйственные связи.

 В предвоенное пятилетие  (1909-1914) Урал ежегодно поставлял  на мировой рынок продукции  на 60,4 млн руб. География уральского экспорта определяла различный для зарубежных импортёров приоритете вывозимых товаров.

Информация о работе Урал во второй половине 19 века