Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:58, доклад
Со времен Петра I Урал являлсяглавным поставщиком в России черных и цветных металлов. В 1860 г. здесь было произведено 71 % всего чугуна, 89 % меди, более 20 % золота, вся платина. Значительной оставалась роль Урала в оборонной промышленности — выпуск артиллерийских орудий, снарядов, ружей, холодного оружия, якорей. Кроме этих отраслей в крае получили развитие суконная, кожевенная, винокуренная, писчебумажная промышленность, добыча соли, многочисленные промыслы.
Урал во второй половине 19 века
Промышленностъ
Со времен Петра I Урал являлсяглавным поставщиком в России черных и цветных металлов. В 1860 г. здесь было произведено 71 % всего чугуна, 89 % меди, более 20 % золота, вся платина. Значительной оставалась роль Урала в оборонной промышленности — выпуск артиллерийских орудий, снарядов, ружей, холодного оружия, якорей. Кроме этих отраслей в крае получили развитие суконная, кожевенная, винокуренная, писчебумажная промышленность, добыча соли, многочисленные промыслы.
Развитие горнозаводской
промышленности Урала после 1861 г. проходило
в сложных условиях. Сохранившаяся
монополия заводчиков на землю и
недра обеспечивала им достаточно высокие
прибыли, и они мало заботились о
совершенствовании
Важнейшую задачу расширения
индустриальной зоны Урала решили акционерные
общества. В 1883 г. на Западном Урале
Камским акционерным обществом
был пущен Чусовской
Происходили изменения в металлургической промышленности. В доменном производстве уральских заводов расширилось применение горячего дутья, распространился мартеновский способ получения стали, шире применялись паровые и гидротурбины, паровые молоты и прокатные станы, каменный уголь и торф.
И все же новый металлургический центр страны — Донбасс — развивался качественно быстрей. За 1870—1899 гг. выплавка чугуна на Урале увеличилась в 3,5 раза, в Донбассе — в 306 раз (!).
Медеплавильная
В 1899 г. по заданию министра
финансов С. Ю. Витте на Урал была направлена
группа ученых и инженеров во главе
с Д. И. Менделеевым. Перед ними была
поставлена задача наметить меры по
развитию уральской металлургии. Комиссия
прежде всего сочла необходимым
расширить деятельность акционерных
обществ и увеличить объемы железнодорожного
строительства. Железные дороги должны
были связать различные части
индустриального Урала, а Урал с
лесными богатствами
На Урале в конце XIX
в. доля угля, нефти, торфа составляла
всего 3,7 % использованного в
Горнозаводская промышленность
Урала давала золото, платину, соль.
Добыча золота велась в 16 частных и
казенных округах. Ею занимались промышленные
предприятия и небольшие артели
старателей. Устав золотопромышленности
1870 г. отменил сословные ограничения,
чем способствовал росту
Во второй половине века Урал давал около 95 % мировой добычи платины. Большая ее часть скупалась одной из английских фирм, длительное время диктовавшей цены на одну из основных статей русского экспорта. С постройкой в 70-х гг. в Петербурге аффинажных заводов цена обработанной русской платины за рубежом значительно возросла. Это способствовало увеличению ее добычи на Урале.
В сложных условиях происходила перестройка старейшей отрасли горной промышленности Урала — соляной. Все более острой становилась проблема перехода на минеральное топливо. Механическое бурение стало распространяться только в 70—80-е гг. Высокой была доля устаревшего оборудования. На переустройство отрасли не хватало средств. Неблагоприятной для Урала становилась ситуация на соляном рынке страны. С конца 50-х гг. все большую роль начинала играть самосадочная соль озер Эльтон и Баскунчак. С 80-х гг. быстро росла добыча каменной соли в Донбассе, занявшая первенствующее положение в соляной промышленности страны. Удельный вес пермской соли быстро падал, ее сбыт встречал все большие затруднения.
Машиностроительные заводы возникали преимущественно в городах и промышленных районах. Они производили горное и металлургическое оборудование, запчасти, двигатели, водоотливные установки и другие. Наиболее крупными были заводы Ятеса, братьев Коробейниковых и братьев Береновых в Екатеринбурге, братьев Каменских в Перми и др. Росли предприятия текстильной промышленности, кожевенной, мукомольной. Несмотря на трудности, развивались мелкие промыслы — металлообрабатывающие, кустарное производство сельхозмашин, сапожные, вязание пуховых платков («оренбургский пуховой платок»!) и др.
Экологическая обстановка
Все более явственными становились отрицательные экологические последствия хозяйственного развития Урала. Окрестности металлургических заводов были изрыты, леса вокруг них вырублены. Д. Н. Мамин-Сибиряк писал: «...лесной вопрос для Урала являлся самым больным, леса везде истреблены самым хищническим образом». Это вело к обмелению ручьев, мелких речек, понижению уровня воды в заводских прудах. Рациональное использование лесных ресурсов было налажено только в немногих округах.
Неблагоприятной становилась санитарная обстановка заводских поселков, заводов, рудников, приисков. Поселки располагались в речных долинах, дым и газ металлургических заводов, углеоб-жигающих печей загрязняли воздух. Опасными для людей становились заводские пруды, отравленные промышленными стоками.
Транспорт
В 60—70-х гг. XIX в. на Урале
имелись лишь гужевые и речные
пути сообщения. Из гужевых важнейшим
оставался Московско-Сибирский
В 1870 г. был утвержден проект железной дороги, которая была введена в эксплуатацию в 1878 г. и получила название Горнозаводской. Она прошла через Пермь — Кушву — Нижний Тагил — Екатебург, соединив ведущие горнозаводские округа. Затем были сооружены линии Екатеринбург — Тюмень, Оренбург — Самара, Самара — Златоуст. С вводом в строй в 1896 г. ветки Челябинск — Екатеринбург связь с центром получили заводы и Среднего Урала.
К концу XIXв. оторванность Урала от рынков сбыта была преодолена. Но железными дорогами перевозилось всего 20 % грузов.
Торговля
В торговле по-прежнему большую роль играли ярмарки, число которых в крае возросло в 6,3 раза, а объем продаж в 1,3 раза. Они имелись в каждом уезде. Крупнейшими ярмарками были Ирбитская в Пермской губернии, Мензелинская в Уфимской, Котельническая в Вятской и др. На Ирбитской ярмарке, имевшей всероссийское значение, преобладали сельскохозяйственные и промышленные товары. Она была главным пушным рынком России. Из азиатских стран сюда привозили чай, хлопок, фрукты.
За 1860—1890 гг. торговый оборот на Урале вырос в 2,8 раза. При этом к концу века объем стационарной торговли резко вырос и в 5 раз превысил торговые обороты ярмарок.
Развитие экономики повысило
роль Урала в общероссийской и
внешней торговле. С Урала вывозилось
значительное количество металла, соли,
леса, хлеба. Оренбург занимал главное
место в торговле России с Казахстаном
и Средней Азией. Екатеринбург стал
важным центром транзитной торговли
между европейской и азиатской
Россией. Челябинск превратился
в один из крупнейших железнодорожных
узлов страны, в нем пересекались
Уральская и Сибирская
Сельское хозяйство
Заметной стала специализация
сельского хозяйства: юг Урала стал
районом торгового зернового
земледелия, северо-запад — производства
технических культур — льна и
конопли. Выросли размеры пашни,
урожайность и сбор хлеба, применение
усовершенствованных
После земледелия важнейшей отраслью было животноводство, у башкир и казаков оно долгое время стояло на первом месте. Животноводство давало сырье для пищевой, кожевенной, суконной и других отраслей промышленности. Скот, в основном, был местных пород: русской, башкирской, киргизской — небольшой ростом, крепкий, выносливый, неприхотливый.
Усилилось имущественное расслоение крестьянства. Выросли аренда земли зажиточными крестьянами и найм ими рабочей силы. И в то же время увеличилось число тех крестьян, которые не могли прожить «с земли». Это вело к росту их занятий различными подсобными ремеслами и отхода в город на заработки. Отход крестьян в город значительно превысил средний показатель по Европейской России.
Урал в период капитализма
В результате Крестьянской
реформы 1861 г. горнозаводские крестьяне
Урала лишились 54% земли, бывшей ранее
в их пользовании, среднедушевые
наделы уменьшились с 2,8 до 1,2 десятины.
Развитие капитализма на Урале тормозилось
значительными пережитками
Был реконструирован ряд старых металлургических заводов и построено несколько новых. Развивались золотодобывающая и платиновая промышленность, добыча каменного угля (Кизеловский бассейн), машиностроение (Екатеринбургская механическая фабрика, Мотовилихинский в Перми, Ижевский, Воткинский и другие заводы), химическая промышленность (Березниковский содовый завод). Но в целом горнозаводская промышленность Урала в конце 19 в. находилась в упадке, особенно старые металлургические заводы, использовавшие энергию воды.
Урал потерял значение главного металлургического района страны, уступив место Югу России. Во 2-й половине 19 в. быстро росло городское население. Развивались промышленные центры, ещё не являвшиеся официально городами (Нижний Тагил, Воткинск, Златоуст и др.). Были построены железные дороги: Самара-Оренбург (1876 г.), Горнозаводская (1878 г.), Екатеринбург-Тюмень (1885 г.), Самара-Уфа-Златоуст-Челябинск (1892 г.), Екатеринбург-Челябинск (1896 г.). В конце 19 в. на Урале было свыше 300 тыс. промышленных и железнодорожных рабочих. Часть пролетариата (рабочие горных заводов) участвовала в борьбе за землю, за более выгодные условия пользования угодьями и т.п. Однако основой рабочего движения была борьба против капиталистической эксплуатации; с 70-х гг. одной из основных её форм становится экономическая стачка с политическими требованиями. В 70-х гг. на Урале существовало несколько групп революционных народников.
Во 2-й половине 90-х
гг. возникли социал-
1-я мировая война 1914-18
гг. тяжело отразилась на народном
хозяйстве как всей России, так
и Урала. После некоторого
Роль иностранного капитала
в развитии уральской промышленности.
Мирохозяйственные связи
В конце 20 в. экономическая
политика С.Ю. Витте была
Уральская промышленность
долгое время мало привлекала
иностранных инвесторов. Техническая
отрасль уральских заводов,
Уральская горнозаводская
промышленность, природные богатства
Урала вызвали интерес
Иностранные инвестиции в горнозаводскую промышленность Урала содействовали вовлечению экономики края в мирохозяйственные связи.
В предвоенное пятилетие (1909-1914) Урал ежегодно поставлял на мировой рынок продукции на 60,4 млн руб. География уральского экспорта определяла различный для зарубежных импортёров приоритете вывозимых товаров.