Урал во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:58, доклад

Описание работы

Со времен Петра I Урал являлсяглавным поставщиком в России черных и цветных металлов. В 1860 г. здесь было произведено 71 % всего чугуна, 89 % меди, более 20 % золота, вся платина. Значительной оставалась роль Урала в оборонной промышленности — выпуск артиллерийских орудий, снарядов, ружей, холодного оружия, якорей. Кроме этих отраслей в крае получили развитие суконная, кожевенная, винокуренная, писчебумажная промышленность, добыча соли, многочисленные промыслы.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

Известный сибирский предприниматель  Е.А. Жернаков, представлявший по решению Ирбитского ярмарочного комитета сибирских купцов на первом Всероссийском торгово-промышленном съезде 1896 г. в Нижнем Новгороде, отмечал в выступлении: "...все сделки по продаже и покупке главным образом совершаются на Ирбитской и Нижегородской ярмарке.. . средний и мелкий торговец не может обращаться с товарами прямо в Москву. Это немыслимая вещь. При громадном протяжении сибирской линии средний и мелкий торговец не поедет в Москву. .. необходим более близкий центр не только для покупки, но и для продажи сырья, которое производит Сибирь... а таким самым удобным центром представляется Ирбитская ярмарка, потому что тут есть водный путь, который соединяет Ирбит с верховьями Оби и другими реками". Трудно согласиться с характеристикой торгующих на Ирбитской ярмарке купцов как мелких торговцев. По ярмарочному законодательству России Ирбитская ярмарка была отнесена ко 2 разряду (к 1 разряду принадлежала одна Нижегородская). За право содержания торговых заведений и ведения торговли на Ирбитской ярмарке устанавливались платежи выше, чем на ярмарках 3-5 разрядов. 

 В торговле на Ирбитской ярмарке участвовали наиболее крупные купцы. Отправка и провоз товара на Ирбитскую ярмарку занимали не только много времени и требовали значительных расходов, но и встречали много трудностей. Ирбит находился в 1674 верстах от Барнаула, в 1700 верстах от Бийска и 2200 верстах от Чуи, в стороне от ведущего сухопутного тракта - Московского и судоходных рек.

     Доставка товаров  осуществлялась водно-сухопутным (летом)  или санным путем ( в зимнее  время). В случае сухопутной доставки  товар шел с Алтая через  Бийск, Барнаул, Сузун до Московского  тракта, по нему до Тюмени и  от Тюмени по тракту Тюмень-Ирбит,  находясь в пути от 30 до 40 суток.  Стоимость доставки товара в  разные годы составляла из  Бийска 1 руб.-1 руб. 50 коп., из Барнаула - 70 коп.-1 руб. 20 коп. и всецело зависела  от монополии ямщиков, подряжавшихся  на провоз товара. Отрезки прогона  на ямщицком языке назывались "веревочки". Каждая "веревочка"  имела своих монополистов. Сопровождали  товары приказчики. Сами купцы  редко следовали за торговым  караваном, обгоняли его в пути, прибывая в Ирбит раньше. При  передаче с одной "веревочки"  на другую товар часто терялся,  разбавлялся худшим по качеству, раскрадывался, и случай, описанный  в "Ирбитском ярмарочном листке" /№ 11, 1870 г./, являлся типичным: "Один бийский купец принял от ямщиков орехи и воск далеко не в полном количестве: те ямщики, которые приняли кладь на месте, заехали домой, убавили орехов около пуда в каждом мешке, подогнувши мешки, зашили их так, что мешки представлялись туго набитыми. Эти ямщики сами не поехали с кладью, а передали ее другим ямщикам без весу.

Часто товар принимают  не перевешивая, а по наличию". 

 С развитием частного  пароходства купцы стали отправлять  товары водным путем. Доставка  водой была в 3-5 раз дешевле.  Стоимость доставки одного пуда  составляла в среднем 20 коп. (1896 г.). Купцы стремились до замерзания  рек доставить товар в Тюмень (крайний западный пункт) по  рекам Обь, Тобол, Тура, а из  Тюмени - санным путем до Ирбита, который находился в 500 верстах.  Так, в 1884 г. в тюменском порту  для отправки в Ирбит находились 400 пуд. барнаульского золота на 12000 руб., 20000 шт. скотских кож, 30000 пуд. сузунской меди на 300000 руб., 30000 пуд. сливочного масла на 210000 руб. Дешевизна водных перевозок побуждала купцов продлить водный путь до самого Ирбита, но река Ница, на которой стоял Ирбит, была мелководной, и пробные рейсы по половодью (в частности, в 1862 г.) положили конец попыткам купцов использовать водный путь от Тюмени до Ирбита. Торговля на Ирбитской ярмарке по степени участия купцов в торговле и объему торговых операций была многоступенчатой. Умозрительно можно выделить три рода торговли. Первая ступень: продажа мелкооптовых партий поставщиками с мест, концентрация товаров в руках оптовиков. На этой ступени мелким и средним торговцам важно было быстро сориентироваться, выгодно продать и закупить товары для перепродажи. Вторая ступень: конкуренция между оптовиками и торговые операции с крупными партиями, розничная торговля на время сделок. На этой ступени торговый успех зависел от умения "переиграть ценой" немногочисленных конкурентов. Третья ступень: отправка оптовых партий для дальнейшей перепродажи в местах спроса - Москву, Петербург, Нижний Новгород, Польшу, Америку.

Проблемы модернизации горной промышленности в начале ХХ века. Акционирование горных округов, активное участие в  этом процессе иностранного капитала, несомненно, содействовали модернизации горного производства, способствовали механизации, а на некоторых предприятиях - электрификации горных работ, налаживанию  обогащения полезных ископаемых, активизации  геологоразведочных работ, решению ряда других проблем.

     На развитие  горных отраслей, на рост (или  снижение) спроса на топливо и  сырье оказывала влияние ситуация  в промышленности России в  1901 - 1917 гг. Начало ХХ века ознаменовалось  экономическим кризисом. После кризиса  российская промышленность пережила  полосу спада темпов роста  производства (депрессия), вызванную  ухудшением финансового положения  страны в результате огромных  затрат на войну с Японией  и дезорганизацией производства  в годы первой российской революции.  В 1909 - 1913 гг. Россия пережила новый  промышленный подъем. Он был следствием  столыпинской аграрной реформы, роста военных заказов правительства, а также отмены с 1 января 1907 г. выкупных платежей. Серьезным испытанием для экономики стала Первая мировая война. За 1914 - 1916 гг. добыча некоторых полезных ископаемых на Урале (угля, медной руды, магнезита) увеличилась, правда, незначительно, а других (железная руда, сортированный асбест, поваренная соль) снизилась.

 Добыча полезных ископаемых  в начале ХХ в., как и в  ХVIII - ХIХ веках, осуществлялась  на множестве рудников, промыслов,  приисков. Нередко крупное месторождение  принадлежало и разрабатывалось  независимо друг от друга разными  владельцами. Так обстояло дело  с соледобычей в Прикамье, эксплуатацией Баженовского асбестового, Кизеловского и Челябинского угольных, Бакальского и Высокогорского железорудных и некоторых других месторождений. Сотни приисков действовали в золотоплатиновой промышленности. На большинстве из них благородные металлы добывались примитивным способом.

Распыленность горного хозяйства  и намерение горнозаводчиков  изменить положение отчетливо видны  на примере старейшей горной отрасли  Урала - железорудной. Здесь в начале ХХ в. действовали 492 рудника. Правда, к  началу мировой войны их число  сократилось до 180. Большинство их них были ничтожных размеров. Администрация  горных округов зачастую сдавала  месторождение подрядчикам. Такой  порядок, отмечал известный горный деятель, издатель ежегодников «Уральские металлы» и «Железное дело России»  А.П.Матвеев, «хотя и оказывается  выгодным для владельца, но в интересах  будущего едва ли может считаться  рациональным, так как подрядчик, прежде всего, старается взять то, что более удобно взять, и, при  малейшем затруднении с отливом  почвенных вод, бросает рудник». Как правило, выбиралась только чистая руда, а пустая порода или менее  чистая руда оставалась в виде отдельных  скал; часто отвалы подрудков, высевов и разного рода второсортных руд засыпали на «чужой» рудный пласт или сваливали в выработки. Кроме того, во многих местах добыча руд являлась специфически-уральским кустарным промыслом.  «Крестьянские семьи,- писал Матвеев,- в свободное от сельских работ время берутся добыть и доставить на завод то или иное количество руды; при этом...семьи сами же выбирают место, где им удобнее «копать» руду»16.

Что касается крупных месторождений, то добыча на них велась в том  объеме, какой определялся потребностями  заводов данного округа. Несмотря на заметную концентрацию добычи к  началу мировой войны, на долю основных месторождений - Бакальского, Благодатского, Высокогорского, Магнитогорского - приходилось не более трети всей добычи уральской железной руды. Причем, доля горы Магнитной была самой малой. Здесь для нужд Белорецких заводов ежегодно брали около 3 млн. пудов.

В начале ХХ в. специалисты  предлагали изменить организацию рудного  хозяйства, сосредоточить добычу железной руды на основных месторождениях. О  необходимости «концентрации добычи руды в главных месторождениях»  говорилось на XVII съезде горнозаводчиков  Урала в 1912 г.  Путь решения проблемы  виделся в соглашении округов, нуждающихся  в сырье, образовании «союзов» из заводов-потребителей руды. Создание таких  «союзов» или «рудных кооперативов»  способствовало бы привлечению средств  на техническое оснащение рудников, сооружение обогатительных фабрик17.  Однако за полтора года до войны, а  затем в годы мировой войны  в реализации этих замыслов было сделано немного.

В 1899 г. была издана книга  В.И.Ленина (под псевдонимом «Ильин») «Развитие капитализма в России». В этой работе Ленин, завершая давний спор с либеральными народниками, с  марксистских позиций рассматривал развитие крупной машинной индустрии, в том числе горнозаводской промышленности Урала. Для советских историков  ленинская характеристика прошлого и настоящего положения Урала, анализ причин замедленного развития края в  пореформенную эпоху составляли теоретическую и методологическую основу для «подлинно научной» разработки истории Уральского края18. Для нашей  работы важно указать, что будущий  вождь большевистской партии и первый председатель советского правительства  считал Урал «главным центром горной промышленности» пореформенной  России, а важнейшей чертой его  «оригинального строя» - «примитивную и хищнически-первобытную эксплуатацию природных богатств края»19. Перспективы уральской промышленности Ленин связывал с коренными социалистическими преобразованиями в стране.

В пореформенную эпоху  на большинстве рудников, шахт, промыслов  и приисков преобладал ручной труд. Традиционными орудиями труда оставались лопата, кайло, кувалда, ручной бур, молоток, носилки, тачки, салазки, бадьи на воротах, корыта и т.п. Оснащение горных предприятий  техникой, механизация и электрификация работ усилились лишь на рубеже ХIХ-ХХ вв. и особенно накануне мировой  войны. Однако эти процессы происходили  крайне неравномерно: техническое оснащение  предприятий в одних и тех  же отраслях зависело от их принадлежности к горному округу, от энергии, дальновидности, финансовых возможностей горнозаводчиков. Если предприниматели смотрели на добычу ископаемых, как на важное, а не просто вспомогательное производство, они  изыскивали средства на оснащение горных предприятий машинами и оборудованием.

В железорудной отрасли импортными экскаваторами были оснащены Ауэрбаховский рудник Богословского округа и участок Бакала, принадлежавший Симскому округу. Эти два предприятия, да еще Высокогорский располагали несколькими подъемниками, компрессорами, электронасосами. На некоторых рудниках работали паровые машины. На Благодатском руднике уже в годы войны строилась воздушно-канатная дорожка.

В меднорудной отрасли  лучше других были оборудованы Турьинские рудники (Васильевский, Ольгинский, Фроловский) Богословского округа, а также построенные в начале ХХ в. Смирновский, Конюховский, Американский рудники Кыштымского округа и Белореченский и Капушинский рудники Калатинского медеплавильного завода, принадлежавшего Верх-Исетскому акционерному обществу. В начале ХХ в. водоотлив и подъем руды на медных рудниках были механизированы и частично электрифицированы. Несмотря на то, что на рудниках имелось почти 300 перфораторов, бурение в значительной степени оставалось ручным. Перед войной на меднорудных предприятиях было несколько электровозов. Предприятия располагали приличным по тому времени парком паровых котлов и динамо-машин, электрических и паровых подъемников, водоотливных машин, проходческих лебедок, компрессоров. Значительная часть оборудования поступала из-за рубежа.

Немало средств было вложено  в оборудование золотоплатиновых предприятий. На многих золотых приисках были механизированы водоотлив, сортировка и промывка золотоносных песков. Доставка их на промывку осуществлялась по временным железным дорогам. В 1900г. на Урале появилась первая драга (на Исовских платиновых приисках), а перед мировой войной на золотых и платиновых разработках Урала действовали почти 50 плавучих фабрик. Канун войны был временем увлечения дражным способом добычи благородных металлов. Дражная добыча давала  до 1/10 золота и почти половину добываемой платины. Первые драги поступали из-за границы. Затем их производство наладили на Невьянском механическом заводе.

В начале ХХ в. началась систематическая  разработка угля в Челябинском (1907 г.), Богословском (1911 г.) и Егоршинском (1913 г.)20 бассейнах. В угольной отрасли лучше других дело обстояло на Кизеловских копях князя С.Е.Абамелек-Лазарева, владельца Чермозского округа, и копях Богословского округа. На Богословских копях накануне мировой войны имелось 14 экскаваторов. В Кизеле была электрифицирована откатка (на Княжеской копи), появились врубовые машины. Накануне 1917 г. врубовыми машинами добывалось чуть больше 5 % кизеловского угля.

Технический уровень самой  молодой отрасли, асбестовой, не уступал  другим. Однако и здесь преобладающее  значение имели мускульный труд, гужевая  доставка сырья из разрезов. Поскольку  Баженовское месторождение не было связано железнодорожной веткой с Сибирской магистралью, то доставка продукции до станции Баженово также осуществлялась гужевым транспортом.

Противоречивая картина, как и в области механизации  горных работ, была в сфере обогащения полезных ископаемых. Известно, что  обогащение создает благоприятные  условия для эффективной разработки месторождений, комплексного использования  земных недр. В хозяйственный оборот могли вводиться руды с низким содержанием металла. Богатых руд  становилось все меньше. Важность внедрения обогатительных процессов  обусловливалась также полиметаллическим  составом уральских руд, необходимостью извлекать из них все содержащиеся компоненты. Понимая значимость обогатительных процессов, специалисты и владельцы  Богословского, Гороблагодатского, Кыштымского и ряда других округов с рубежа ХIХ-ХХ вв. все больше внимания уделяли решению этой проблемы. Перед мировой войной до 25 % уральской золотодобычи давал химический способ извлечения золота. В феврале 1917 г. была пущена первая очередь аффинажного завода в Екатеринбурге для очищения платины от примесей.

На необходимость строительства  фабрик по обогащению железных руд  указал ХVII съезд горнопромышленников  Урала. На железных рудниках издавна  применяли «кучной» обжиг руды, промывку глинистой породы, ручную рудоразборку. В конце ХIХ в. на Бакалее появились рудообжигательные печи несложной конструкции. В начале ХХ в. на Благодатском и Высокогорском рудниках были построены небольшие рудопромывные фабрики. По тогдашней оценке специалистов, только пятая-шестая часть железных руд Урала могла идти сразу из забоя в домны без предварительной обработки. Отсутствие промышленного обогащения приводило к тому, что не использовались руды, которые могли бы идти в производство; так в отвалы шли руды с содержанием железа в них 35-40 %. Накануне и в годы мировой войны строились, но не были закончены и оборудованы крупные фабрики на Благодатском руднике и в Богословском округе. Оборудование для Благодатской аглофабрики было в начале 1917 г. заказано в Швеции.

Информация о работе Урал во второй половине 19 века