Урал во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:58, доклад

Описание работы

Со времен Петра I Урал являлсяглавным поставщиком в России черных и цветных металлов. В 1860 г. здесь было произведено 71 % всего чугуна, 89 % меди, более 20 % золота, вся платина. Значительной оставалась роль Урала в оборонной промышленности — выпуск артиллерийских орудий, снарядов, ружей, холодного оружия, якорей. Кроме этих отраслей в крае получили развитие суконная, кожевенная, винокуренная, писчебумажная промышленность, добыча соли, многочисленные промыслы.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

 Европа потребляла  главным образом сельскохозяйственную  и горнодобывающую продукцию  Урала. Азия нуждалась в продуктах  обрабатывающей промышленности. Главными  потребителями уральской железоделательной  промышленности до Первой мировой  войны были Китай и Монголия, которые ежегодно импортировали  уральскую продукцию: металлические  изделия, заводскую технику, запасные  части к ней, рельсы и др. – общим весом около 2 млн пуд.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ОБЩЕСТВА НА УРАЛЕ В XX ВЕКЕ

Население Урала формировалось  в результате длительного процесса заселения и хозяйственного развития региона. Однако современные геодемографические процессы испытывают на себе влияние демографических структур, которые формировались в течение XX в., т. е. фактически в советский период (1917-1991 гг.). Последний, в свою очередь, подразделяется на этапы, отражающие наиболее существенные изменения в населении и его расселении. Этот период характеризуется качественными изменениями в развитии населения и сети населенных пунктов. Они обусловлены коренными социально-экономическими преобразованиями, осуществленными в стране. Развитие населения и его расселение при мелком индивидуальном хозяйстве (1917-1928/1929 гг.) охватывает годы интервенции, гражданской войны и восстановления хозяйства. Его общую картину достаточно полно отразили итоги Всесоюзной переписи населения 1926 г. Капустин В.Г., Корнев И.Н. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Изд-во Дома учителя, 1998. - 300 с. К этому времени темпы роста населения в городах и рабочих поселках были несколько выше, чем в сельских поселениях. Однако соотношение городского и сельского населения изменилось незначительно. Численность городского населения возросла на 119 тыс. человек и составила 32,5% от всего населения Урала. В 1919 г. с целью упорядочения сети городских поселений Невьянск и Нижний Тагил были преобразованы в города. Спустя семь лет в города преобразованы заводские поселения Кушвинского и Надеждинского заводов. Верхотурье, утратив свое экономическое значение, получило статус сельского населенного пункта, остававшись таковым до 1947 г. И, таким образом, в 1926 г. на Урале насчитывалось 10 городов и 59 поселков городского типа.

Общая сеть сельских населенных пунктов увеличилась за счет образования  мелких и мельчайших селений. Произошло  «распыление» сельского расселения. Однако это мало изменило сложившееся  соотношение в распределении  населения между поселениями  различной величины. Расселение в  условиях индустриализации, массовой коллективизации сельского хозяйства  и дальнейшего социально-экономического развития региона (1928/1929 - вторая половина 50-х гг.) отразило существенные сдвиги в структуре и географии хозяйства, в повышении уровня урбанизации  Урала. Это ярко прослеживается в  изменении динамики численности  населения, отразившей экономическую  и демографическую ситуацию в  изучаемом регионе. Анализ данных Всесоюзных переписей населения показывает, что между переписями 1926-1939 гг. темп роста численности населения  Урала в 3 раз превышали общероссийские и более чем в 2 раза Уральского экономического района. За 12 лет население  увеличилось на 894 тыс., человек, или  на 53%. Ежегодный прирост населения  составлял 4,4%. Этот этап, как известно, характеризовался процессом индустриализаци интенсивным ростом городов на территории Урала большим притоком населения извне и высоким естественным приростом. В годы индустриализации на Урале возникали новые отрасли промышленности: коксохимическая алюминиевая, резино-асбестовая, гидролизная и др. Были коренным образом реконструированы старые и построены новые крупные предприятия машиностроения и металлургии. Рост городского населения происходил также более интенсивно, чем в пределах Урала. С 1926 по 1939 численность городского населения региона выросла 997 тыс. человек, причем основная доля в приросте падала на миграционный прирост (59%) и на административное преобразование сельских населенных пунктов в городе (27%). Численность населения росла во всех городах, но особенно интенсивно в Свердловске и Нижнем Тагиле, соответственно в 3 и 4 раза. Увеличение числа жителей Свердловска и Нижнего Тагила шло параллельно с ростом их экономического значения. В годы первых пятилеток они стали полифункциональными промышленными центрами. Таким образом, к 1939 г. в регионе отчетливо наметилась тенденция концентрации населения в городах, а среди них - в крупных: соотношение между численностью населения крайних по величине городов (Свердловска и Туринска) в 1926 г. составляло 30: 1, а в 1939 г. (Свердловска и Верхотурья) уже 42:1. Капустин В.Г., Корнев И.Н. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Изд-во Дома учителя, 1998. - 300 с.

Рост числа городских  поселений и численности городского населения имел место на всей территории Урала, но наибольшим он был в пределах Горнопромышленного района. К 1939 г. этот район сосредоточил в своих пределах 2/3 всех городов и свыше 4/5 всего  городского населения. На территории, которую занимают ныне четыре остальных  экономических района, численность  городского населения была незначительной. Иной характер имела динамика численности  сельского населения. За 1926 - 1939 гг. интенсивность  уменьшения численности сельского  населения в регионе была более  высокой - по сравнению с Россией  и Уралом. Индустриализация сопровождалась оттоком сельского населения  в города, а также превращением ряда сельских населенных пунктов в  поселки городского типа. Самые высокие  темпы снижения числа сельских жителей  были характерны для Горнопромышленного района, который явился «ядром» индустриализации. В периферийных районах темпы  замедляются, так как они в  меньшей степени были охвачены индустриальным развитием. В Лесопромышленном Зауралье наблюдался прирост сельского населения. Именно в это время началось освоение лесных богатств северо-востока Урала, что способствовало росту сельского  населения. Между переписями 1939 и 1959 гг. население Урала ежегодно увеличивалось  на 2,7%, что почти в 7 раз превышало  среднероссийские темпы и в 1,8 раза - темпы по Уралу в целом. Большое влияние на темпы роста населения региона оказала Великая Отечественная война. Индустриальное развитие за годы войны значительно усилилось за счет эвакуированных предприятий. Вместе с предприятиями прибывали рабочие с семьями. По некоторым подсчетам только в городские поселения Урала за два первых года войны приехало из западных районов страны около 350 тыс. человек, поэтому особенно быстрыми темпами росла численность городского населения. Эвакуированные предприятия размещались чаще всего в уже сложившихся крупных экономических центрах Свердловске, Нижнем Тагиле. Усиленно развивались и предприятия, возникшие в довоенный период на базе местных минеральных ресурсов, что также способствовало концентрации населения и возникновению новых городов. Так, например, на базе разработки медных руд, марганца, бокситов севера региона из существующих поселков городского типа образовались города Краснотуринск, Североуральск, Ивдель. За годы войны на территории Урала возникло 8 городов и 16 поселков городского типа. За 1939 - 1959 гг. образовалось 18 городов и 40 поселков городского типа, численность городского населения выросла в 2 раза, а его доля во всем населении Урала поднялась до 76%. Численность населения, проживающего в городах, прибавилась на 44,8% за счет естественного прироста, на 37,2% за счет миграционного прироста и на 18% за счет административных преобразований. Удельный вес естественного прироста в росте городского населения региона повысился по сравнению с 1926 - 1939 гг. в 3 раза и в 1,5 раза превысил среднероссийский показатель. В целом в 1959 г. на Урале насчитывалось 40 городов. Динамика городского населения уже не имела столь резких географических различий. В трех районах: Горнопромышленном, Лесопромышленном Зауралье, Аграрно-промышленном Предуралье среднегодовой прирост городского населения мало отличался от соответствующего показателя по региону, и лишь в Промышленном Зауралье он в 1,5 раза был выше.

На протяжении XIX в. Ирбитская ярмарка являлась важным звеном торговой сети Российской империи и занимала второе место по торговым оборотам, уступая лишь Нижегородской, а по темпам роста опережая ее (за 1817-1861 г. ее обороты выросли в 16 раз, в то время как обороты Нижегородской в четыре раза).  Значение Ирбитской ярмарки определялось сложившимся в XIX в. географическим разделением труда: Сибирь являлась развитым районом сельскохозяйственного и кустарного производства, Центральная Россия - производителем промышленных товаров. В условиях огромных расстояний, отсутствия железных дорог, несовершенства существующих путей сообщения Ирбитская ярмарка для Сибири была основным пунктом сбыта продукции сельского хозяйства и промыслов и закупки промышленных товаров для местных рынков.

 

Известный сибирский предприниматель  Е.А. Жернаков, представлявший по решению Ирбитского ярмарочного комитета сибирских купцов на первом Всероссийском торгово-промышленном съезде 1896 г. в Нижнем Новгороде, отмечал в выступлении: "...все сделки по продаже и покупке главным образом совершаются на Ирбитской и Нижегородской ярмарке.. . средний и мелкий торговец не может обращаться с товарами прямо в Москву. Это немыслимая вещь. При громадном протяжении сибирской линии средний и мелкий торговец не поедет в Москву. .. необходим более близкий центр не только для покупки, но и для продажи сырья, которое производит Сибирь... а таким самым удобным центром представляется Ирбитская ярмарка, потому что тут есть водный путь, который соединяет Ирбит с верховьями Оби и другими реками". Трудно согласиться с характеристикой торгующих на Ирбитской ярмарке купцов как мелких торговцев. По ярмарочному законодательству России Ирбитская ярмарка была отнесена ко 2 разряду (к 1 разряду принадлежала одна Нижегородская). За право содержания торговых заведений и ведения торговли на Ирбитской ярмарке устанавливались платежи выше, чем на ярмарках 3-5 разрядов.

 В торговле на Ирбитской ярмарке участвовали наиболее крупные купцы. Отправка и провоз товара на Ирбитскую ярмарку занимали не только много времени и требовали значительных расходов, но и встречали много трудностей. Ирбит находился в 1674 верстах от Барнаула, в 1700 верстах от Бийска и 2200 верстах от Чуи, в стороне от ведущего сухопутного тракта - Московского и судоходных рек. Доставка товаров осуществлялась водно-сухопутным (летом) или санным путем ( в зимнее время). В случае сухопутной доставки товар шел с Алтая через Бийск, Барнаул, Сузун до Московского тракта, по нему до Тюмени и от Тюмени по тракту Тюмень-Ирбит, находясь в пути от 30 до 40 суток. Стоимость доставки товара в разные годы составляла из Бийска 1 руб.-1 руб. 50 коп., из Барнаула - 70 коп.-1 руб. 20 коп. и всецело зависела от монополии ямщиков, подряжавшихся на провоз товара. Отрезки прогона на ямщицком языке назывались "веревочки". Каждая "веревочка" имела своих монополистов. Сопровождали товары приказчики. Сами купцы редко следовали за торговым караваном, обгоняли его в пути, прибывая в Ирбит раньше. При передаче с одной "веревочки" на другую товар часто терялся, разбавлялся худшим по качеству, раскрадывался, и случай, описанный в "Ирбитском ярмарочном листке" /№ 11, 1870 г./, являлся типичным: "Один бийский купец принял от ямщиков орехи и воск далеко не в полном количестве: те ямщики, которые приняли кладь на месте, заехали домой, убавили орехов около пуда в каждом мешке, подогнувши мешки, зашили их так, что мешки представлялись туго набитыми. Эти ямщики сами не поехали с кладью, а передали ее другим ямщикам без весу. Часто товар принимают не перевешивая, а по наличию".

 С развитием частного  пароходства купцы стали отправлять  товары водным путем. Доставка  водой была в 3-5 раз дешевле.  Стоимость доставки одного пуда  составляла в среднем 20 коп. (1896 г.). Купцы стремились до замерзания  рек доставить товар в Тюмень (крайний западный пункт) по  рекам Обь, Тобол, Тура, а из  Тюмени - санным путем до Ирбита, который находился в 500 верстах.  Так, в 1884 г. в тюменском порту  для отправки в Ирбит находились 400 пуд. барнаульского золота на 12000 руб., 20000 шт. скотских кож, 30000 пуд. сузунской меди на 300000 руб., 30000 пуд. сливочного масла на 210000 руб. Дешевизна водных перевозок побуждала купцов продлить водный путь до самого Ирбита, но река Ница, на которой стоял Ирбит, была мелководной, и пробные рейсы по половодью (в частности, в 1862 г.) положили конец попыткам купцов использовать водный путь от Тюмени до Ирбита. Торговля на Ирбитской ярмарке по степени участия купцов в торговле и объему торговых операций была многоступенчатой. Умозрительно можно выделить три рода торговли. Первая ступень: продажа мелкооптовых партий поставщиками с мест, концентрация товаров в руках оптовиков. На этой ступени мелким и средним торговцам важно было быстро сориентироваться, выгодно продать и закупить товары для перепродажи. Вторая ступень: конкуренция между оптовиками и торговые операции с крупными партиями, розничная торговля на время сделок. На этой ступени торговый успех зависел от умения "переиграть ценой" немногочисленных конкурентов. Третья ступень: отправка оптовых партий для дальнейшей перепродажи в местах спроса - Москву, Петербург, Нижний Новгород, Польшу, Америку.

Ярмарка была учреждена Указом царя Михаила Федоровича в Ирбитской слободе. По товарообороту Ирбитская ярмарка в дореволюционной России уступала только Нижегородской, проводилась в зимнее время, в феврале. Главное место в товарообороте занимали хлопчатобумажные, шерстяные и льняные ткани, сибирские меха, китайский чай, металлургические изделия уральских заводов и др. товары. Ярмарка имела международное значение, играла огромную роль в торговле Европейской России с Сибирью, Средней Азией и Китаем. В 1922 г., после четырехлетнего перерыва, вызванного революцией и гражданской войной, Ирбитская ярмарка возродилась и продолжала существовать как местная до 1930 г. В 2003 г. ярмарка вновь возродилась. Проводится в целях возрождения ярмарочных традиций Урала и развития хозяйственно-экономических связей предприятий и организаций Восточного управленческого округа с деловыми партнерами Свердловской области и других регионов России.

Из истории Ирбитской ярмарки

(Вторая Ирбитская советская ярмарка, 1923 г.)

280 лет тому назад, в  1643 году, Ирбитская, ярмарка начала свое официальное существование, фактически она функционировала уже целый ряд лет до этой официальной даты.

Ко времени похода Ермака в Сибирь (1581 год) бассейн рек Нейвы, Режа и Ницы (последняя образуется из слияния двух первых), составляющий ныне район Ирбитского уезда, был заселен вогулами, платившими дань сибирскому хану Кучуму, который натиском Ермака был оттеснен и бежал из своей столицы — Искера — в Ишимские степи.

Богатство вогульского края пушниной было издревле известно, предприимчивые люди для приобретения пушнины, мирным ли путем обмена, или путем насилия, заходили сюда из отдаленных стран.

Северный путь в Зауралье — через Великий Устюг на р. Тавду, по которому ходили грабить вогул  новгородские ушкуйники, связывал бассейн  Тобола, к которому принадлежит р. Ница, с Северной Двиной и через нее с Архангельском, а более южные пути соединяли этот край с Волгой.

После завоевания Сибири, желая  упрочить связи с вновь присоединенным краем, московское правительство принимало  меры к заселению Зауралья русскими выходцами: с одной стороны, имелось  в виду насадить здесь земледелие, а с другой — попутно создать  ряд опорных пунктов для борьбы и окончательного фактического подчинения под московскую руку аборигенов края — вогул и других инородцев. Ирбитская слобода (нынешний Ирбит), впервые заселившаяся в 1631 году и официально зафиксированная как регулярная слобода в 1635 году, оказалась в центре всех перечисленных выше поселений, а потому, когда в этой слободе, по случаю местного храмового праздника 6 января (Крещение), образовался торжок, то он начал развиваться быстрее таких же торжков в других поселениях, причем вскоре на этом торжке стали появляться, кроме русских поселенцев с продуктами своего хозяйства, также и инородцы с пушниной.

В то время официальным  и единственно доступным для  служивых и торговых людей транзитным путем, соединявшим Россию с Зауральем  и Сибирью, являлась так называемая «Бабиновская» дорога, по имени инициатора ее проведения «Ортюшки Бабинова», как говорили тогдашние царские грамоты. Дорога эта переваливала через Урал по направлению от Соликамска на только что основанный (в 1590 г.) город Верхотурье и направлялась дальше на Туринск (основан в 1600 г.) и далее — на Тюмень. Город Верхотурье являлся для тогдашнего Пермского Зауралья административным центром, и здесь была устроена таможня для взимания пошлины со всех провозимых в Сибирь или из Сибири товаров. Ввиду того, что вторая половина «Бабиновской» дороги (Верхотурье — Туринск — Тюмень) шла в большей своей части по совершенно незасеянным и болотистым местностям, причем несколько раз должна была пересекать р. Туру, то жизнь вскоре внесла в установленный официальный путь поправку — дорога спустилась несколько южнее и направилась через вновь образовавшиеся «слободы» бассейна р. Ницы, в том числе через слободу Ирбитскую (так назыв., «Слободская» дорога).

Информация о работе Урал во второй половине 19 века