Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:58, доклад
Со времен Петра I Урал являлсяглавным поставщиком в России черных и цветных металлов. В 1860 г. здесь было произведено 71 % всего чугуна, 89 % меди, более 20 % золота, вся платина. Значительной оставалась роль Урала в оборонной промышленности — выпуск артиллерийских орудий, снарядов, ружей, холодного оружия, якорей. Кроме этих отраслей в крае получили развитие суконная, кожевенная, винокуренная, писчебумажная промышленность, добыча соли, многочисленные промыслы.
Европа потребляла
главным образом
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ОБЩЕСТВА НА УРАЛЕ В XX ВЕКЕ
Население Урала формировалось в результате длительного процесса заселения и хозяйственного развития региона. Однако современные геодемографические процессы испытывают на себе влияние демографических структур, которые формировались в течение XX в., т. е. фактически в советский период (1917-1991 гг.). Последний, в свою очередь, подразделяется на этапы, отражающие наиболее существенные изменения в населении и его расселении. Этот период характеризуется качественными изменениями в развитии населения и сети населенных пунктов. Они обусловлены коренными социально-экономическими преобразованиями, осуществленными в стране. Развитие населения и его расселение при мелком индивидуальном хозяйстве (1917-1928/1929 гг.) охватывает годы интервенции, гражданской войны и восстановления хозяйства. Его общую картину достаточно полно отразили итоги Всесоюзной переписи населения 1926 г. Капустин В.Г., Корнев И.Н. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Изд-во Дома учителя, 1998. - 300 с. К этому времени темпы роста населения в городах и рабочих поселках были несколько выше, чем в сельских поселениях. Однако соотношение городского и сельского населения изменилось незначительно. Численность городского населения возросла на 119 тыс. человек и составила 32,5% от всего населения Урала. В 1919 г. с целью упорядочения сети городских поселений Невьянск и Нижний Тагил были преобразованы в города. Спустя семь лет в города преобразованы заводские поселения Кушвинского и Надеждинского заводов. Верхотурье, утратив свое экономическое значение, получило статус сельского населенного пункта, остававшись таковым до 1947 г. И, таким образом, в 1926 г. на Урале насчитывалось 10 городов и 59 поселков городского типа.
Общая сеть сельских населенных
пунктов увеличилась за счет образования
мелких и мельчайших селений. Произошло
«распыление» сельского расселения.
Однако это мало изменило сложившееся
соотношение в распределении
населения между поселениями
различной величины. Расселение в
условиях индустриализации, массовой
коллективизации сельского
Рост числа городских
поселений и численности
На протяжении XIX в. Ирбитская ярмарка являлась важным звеном торговой сети Российской империи и занимала второе место по торговым оборотам, уступая лишь Нижегородской, а по темпам роста опережая ее (за 1817-1861 г. ее обороты выросли в 16 раз, в то время как обороты Нижегородской в четыре раза). Значение Ирбитской ярмарки определялось сложившимся в XIX в. географическим разделением труда: Сибирь являлась развитым районом сельскохозяйственного и кустарного производства, Центральная Россия - производителем промышленных товаров. В условиях огромных расстояний, отсутствия железных дорог, несовершенства существующих путей сообщения Ирбитская ярмарка для Сибири была основным пунктом сбыта продукции сельского хозяйства и промыслов и закупки промышленных товаров для местных рынков.
Известный сибирский предприниматель Е.А. Жернаков, представлявший по решению Ирбитского ярмарочного комитета сибирских купцов на первом Всероссийском торгово-промышленном съезде 1896 г. в Нижнем Новгороде, отмечал в выступлении: "...все сделки по продаже и покупке главным образом совершаются на Ирбитской и Нижегородской ярмарке.. . средний и мелкий торговец не может обращаться с товарами прямо в Москву. Это немыслимая вещь. При громадном протяжении сибирской линии средний и мелкий торговец не поедет в Москву. .. необходим более близкий центр не только для покупки, но и для продажи сырья, которое производит Сибирь... а таким самым удобным центром представляется Ирбитская ярмарка, потому что тут есть водный путь, который соединяет Ирбит с верховьями Оби и другими реками". Трудно согласиться с характеристикой торгующих на Ирбитской ярмарке купцов как мелких торговцев. По ярмарочному законодательству России Ирбитская ярмарка была отнесена ко 2 разряду (к 1 разряду принадлежала одна Нижегородская). За право содержания торговых заведений и ведения торговли на Ирбитской ярмарке устанавливались платежи выше, чем на ярмарках 3-5 разрядов.
В торговле на Ирбитской ярмарке участвовали наиболее крупные купцы. Отправка и провоз товара на Ирбитскую ярмарку занимали не только много времени и требовали значительных расходов, но и встречали много трудностей. Ирбит находился в 1674 верстах от Барнаула, в 1700 верстах от Бийска и 2200 верстах от Чуи, в стороне от ведущего сухопутного тракта - Московского и судоходных рек. Доставка товаров осуществлялась водно-сухопутным (летом) или санным путем ( в зимнее время). В случае сухопутной доставки товар шел с Алтая через Бийск, Барнаул, Сузун до Московского тракта, по нему до Тюмени и от Тюмени по тракту Тюмень-Ирбит, находясь в пути от 30 до 40 суток. Стоимость доставки товара в разные годы составляла из Бийска 1 руб.-1 руб. 50 коп., из Барнаула - 70 коп.-1 руб. 20 коп. и всецело зависела от монополии ямщиков, подряжавшихся на провоз товара. Отрезки прогона на ямщицком языке назывались "веревочки". Каждая "веревочка" имела своих монополистов. Сопровождали товары приказчики. Сами купцы редко следовали за торговым караваном, обгоняли его в пути, прибывая в Ирбит раньше. При передаче с одной "веревочки" на другую товар часто терялся, разбавлялся худшим по качеству, раскрадывался, и случай, описанный в "Ирбитском ярмарочном листке" /№ 11, 1870 г./, являлся типичным: "Один бийский купец принял от ямщиков орехи и воск далеко не в полном количестве: те ямщики, которые приняли кладь на месте, заехали домой, убавили орехов около пуда в каждом мешке, подогнувши мешки, зашили их так, что мешки представлялись туго набитыми. Эти ямщики сами не поехали с кладью, а передали ее другим ямщикам без весу. Часто товар принимают не перевешивая, а по наличию".
С развитием частного
пароходства купцы стали
Ярмарка была учреждена Указом царя Михаила Федоровича в Ирбитской слободе. По товарообороту Ирбитская ярмарка в дореволюционной России уступала только Нижегородской, проводилась в зимнее время, в феврале. Главное место в товарообороте занимали хлопчатобумажные, шерстяные и льняные ткани, сибирские меха, китайский чай, металлургические изделия уральских заводов и др. товары. Ярмарка имела международное значение, играла огромную роль в торговле Европейской России с Сибирью, Средней Азией и Китаем. В 1922 г., после четырехлетнего перерыва, вызванного революцией и гражданской войной, Ирбитская ярмарка возродилась и продолжала существовать как местная до 1930 г. В 2003 г. ярмарка вновь возродилась. Проводится в целях возрождения ярмарочных традиций Урала и развития хозяйственно-экономических связей предприятий и организаций Восточного управленческого округа с деловыми партнерами Свердловской области и других регионов России.
Из истории Ирбитской ярмарки
(Вторая Ирбитская советская ярмарка, 1923 г.)
280 лет тому назад, в 1643 году, Ирбитская, ярмарка начала свое официальное существование, фактически она функционировала уже целый ряд лет до этой официальной даты.
Ко времени похода Ермака в Сибирь (1581 год) бассейн рек Нейвы, Режа и Ницы (последняя образуется из слияния двух первых), составляющий ныне район Ирбитского уезда, был заселен вогулами, платившими дань сибирскому хану Кучуму, который натиском Ермака был оттеснен и бежал из своей столицы — Искера — в Ишимские степи.
Богатство вогульского края пушниной было издревле известно, предприимчивые люди для приобретения пушнины, мирным ли путем обмена, или путем насилия, заходили сюда из отдаленных стран.
Северный путь в Зауралье — через Великий Устюг на р. Тавду, по которому ходили грабить вогул новгородские ушкуйники, связывал бассейн Тобола, к которому принадлежит р. Ница, с Северной Двиной и через нее с Архангельском, а более южные пути соединяли этот край с Волгой.
После завоевания Сибири, желая упрочить связи с вновь присоединенным краем, московское правительство принимало меры к заселению Зауралья русскими выходцами: с одной стороны, имелось в виду насадить здесь земледелие, а с другой — попутно создать ряд опорных пунктов для борьбы и окончательного фактического подчинения под московскую руку аборигенов края — вогул и других инородцев. Ирбитская слобода (нынешний Ирбит), впервые заселившаяся в 1631 году и официально зафиксированная как регулярная слобода в 1635 году, оказалась в центре всех перечисленных выше поселений, а потому, когда в этой слободе, по случаю местного храмового праздника 6 января (Крещение), образовался торжок, то он начал развиваться быстрее таких же торжков в других поселениях, причем вскоре на этом торжке стали появляться, кроме русских поселенцев с продуктами своего хозяйства, также и инородцы с пушниной.
В то время официальным и единственно доступным для служивых и торговых людей транзитным путем, соединявшим Россию с Зауральем и Сибирью, являлась так называемая «Бабиновская» дорога, по имени инициатора ее проведения «Ортюшки Бабинова», как говорили тогдашние царские грамоты. Дорога эта переваливала через Урал по направлению от Соликамска на только что основанный (в 1590 г.) город Верхотурье и направлялась дальше на Туринск (основан в 1600 г.) и далее — на Тюмень. Город Верхотурье являлся для тогдашнего Пермского Зауралья административным центром, и здесь была устроена таможня для взимания пошлины со всех провозимых в Сибирь или из Сибири товаров. Ввиду того, что вторая половина «Бабиновской» дороги (Верхотурье — Туринск — Тюмень) шла в большей своей части по совершенно незасеянным и болотистым местностям, причем несколько раз должна была пересекать р. Туру, то жизнь вскоре внесла в установленный официальный путь поправку — дорога спустилась несколько южнее и направилась через вновь образовавшиеся «слободы» бассейна р. Ницы, в том числе через слободу Ирбитскую (так назыв., «Слободская» дорога).