Укрепление социально-экономической деяятельности потребителькой кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследования укрепления социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить развитие потребительской кооперации в России;
 рассмотреть компетенцию повышения роли потребительской кооперации в развитии местных рынков;
 изучить повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации;
 выявить основные направления внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации.

Содержание

Введение 3
1. Развитие потребительской кооперации в России 6
2. Компетенция повышения роли потребительской кооперации в развитии местных рынков 14
3. Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации
4. Основные направления внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации 19
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Укрепление социально-экономической деятельности потребительской кооперации.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

1.                  Внешнеторговая деятельность.

2.                  Международное инвестиционное сотрудничество.

3.                  Международная производственная кооперация.

4.                  Международное научно-техническое сотрудничество.

5.                  Валютно-финансовые операции.

6.                  Кредитные операции [8, C. 192].

Возможные формы внешнеторговой деятельности – это экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные коммерческие операции. Международное инвестиционное сотрудничество предполагает кредитные соглашения, международный финансовый лизинг, создание предприятий с иностранными инвестициями. Наиболее перспективны следующие формы международной производственной кооперации:

                  предоставление лицензий с оплатой продукцией, выпускаемой по этим лицензиям;

                  поставка производственных линий и заводов с оплатой, производимой на них продукцией;

                  совместное производство на основе специализации;

                  создание совместных предприятий двух и более иностранных партнеров.

Одной из современных форм производственной кооперации, динамично развивающейся в Российской Федерации с участием предприятий потребительской кооперации, является франчайзинг, в процессе осуществления которого компания разрешает организации производить продукцию под своим фирменным наименованием, предоставляя технологию, комплектующие изделия, консультации и т.п.

Научно-техническое сотрудничество осуществляется в виде технологического обмена, основанного на взаимопроникновении научно-технических знаний и производственного опыта, возникающего в результате совместных исследований, реализуемых различными странами. Развивается научно-техническое сотрудничество на основе лицензионных соглашений.

Кооперативные организации должны эффективно реализовывать свои конкурентные преимущества на мировом рынке в экспорте продукции заготовительной отрасли (дикорастущие плоды, ягоды, грибы), уникальных изделий народных промыслов и ремесел.

Развитие внешнеэкономической деятельности в системе потребительской кооперации окажет положительное влияние на производство и формирование товарных ресурсов, как для внутреннего, так и для внешнего рынка. С этой целью в экспортной политике необходимо учитывать требования мирового рынка, конкурентоспособность товаров, расширение их ассортимента, улучшение качества, упаковки.

Экспортный потенциал потребительской кооперации должен стать источником развития не только импорта товаров народного потребления, но также машин и оборудования.

Необходимо целенаправленное формирование долгосрочного экспортного потенциала и определение направлений импорта. Для этого следует разработать систему оценки экспортных ресурсов, дающую возможность определить объемы поставок на внешний рынок. Оценка экспортных ресурсов должна включать систему показателей, определяющих конкурентоспособность продукции на мировом рынке.

Для осуществления внешнеторговой деятельности целесообразно на уровне областных, краевых и республиканских потребсоюзов сформировать соответствующие структурные подразделения – внешнеторговые службы. Их создание позволит восстановить сеть предприятий-экспортеров. В ней могут принимать участие и сельскохозяйственные предприятия, поставляя высококачественную сельскохозяйственную продукцию и сырье [11, C. 115].

В качестве основных направлений развития внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации можно выделить:

1.                  Международное сотрудничество с кооперативными и другими организациями зарубежных стран.

2.                  Создание межрегиональных кооперативов. С этой целью в качестве примера можно использовать деятельность скандинавских кооперативов, создавших ряд организаций, успешно действующих во всем регионе. Именно совместные кооперативные предприятия, а не федеральные структуры в перспективе способны стать эталонными международными организациями.

3.                  Развитие деловых контактов путем тесного взаимодействия регионов, установления новых деловых и торговых отношений между кооперативами разных стран с участием Международного кооперативного альянса.

4.                  Обеспечение усилиями кооперативов разных стран реального экономического сотрудничества на международном уровне в качестве противовеса процессам глобализации мировой экономики.

Областным (краевым, республиканским) потребсоюзам необходимы:

1.                  Разработка планов мероприятий по развитию сотрудничества с организациями, фирмами, кооперативами стран ближнего и дальнего зарубежья.

2.                  Восстановление и дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности, прежде всего в приграничных зонах.

3.                  Расширение деятельности в аграрном секторе путем создания многоцелевых предприятий, осуществляющих закупки, переработку, хранение, сбыт продукции на международном уровне.

4.                  Создание в потребительской кооперации центров для оказания различных видов услуг: рекламы, обработки информации, сбыта продукции, связи с различными международными организациями, оказания производственно-технических услуг (инжиниринг, консалтинг), импорта образовательных услуг, консультационных услуг в области информации и совершенствования управления.

5.                  Развитие туристического бизнеса на национальном и международном уровне на основе использования собственных гостиниц, домов отдыха, охотничьих хозяйств, пансионатов и т.п. [8, C. 195]

Потребительская кооперация, как социально ориентированная система, посредством активизации своей деятельности на мировом рынке должна стремиться к снижению негативных последствий процесса глобализации мирового хозяйства, должна противопоставить глобализации экономическое сотрудничество [12, C. 30].

 

 

Заключение

На протяжении многовековой истории общественного развития существовали определенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповые объединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению с индивидуальной. Формально кооперативы различных видов появились на европейском континенте в условиях развития товарно-денежных отношений в середине XIX века [4, C. 5].

В широком смысле кооперация – социально-хозяйственная организация (объединение кооперативов), в узком (кооперация труда) – форма организации труда, при которой люди участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.

Кроме того, термин «кооперация» употребляется в разных значениях для обозначения совокупности кооперативов: объединяющих представителей определенных социальных слоев (рабочая, крестьянская, школьная); осуществляющих деятельность в разных регионах страны (городская, сельская, районная, областная, российская); осуществляющих деятельность в разных отраслях экономики (потребительская, производственная, кредитная, сельскохозяйственная, строительная, жилищная и др.) [6, C. 23].

В условиях развития конкуренции кооперативы объединяются, создавая систему кооперации. В научной литературе сформировались два основных подхода к определению места и роли кооперации в экономической системе. Сторонники одного из них связывают ее с коренным пересмотром взглядов на природу общества, видят в кооперации средство преобразования всей экономической системы и считают, что эта форма хозяйствования должна постепенно охватить все сферы экономики по мере того, как государственные и муниципальные предприятия будут осваивать кооперативные принципы.

Другие считают, что возрождение кооперации не дает оснований для подобных выводов и что вряд ли главное направление экономической реформы следует сводить к повсеместному распространению кооперативных принципов в хозяйственной деятельности [9, C. 151].

Для характеристики развития общественной и хозяйственной деятельности кооперативов и их объединений применяют термин «кооперативное движение», под которым понимается общественная деятельность людей по распространению кооперативных идей с целью привлечения новых членов и защиты хозяйственных интересов кооперативных предприятий и организаций. Другими словами, кооперативное движение – это многообразная социальная и экономическая деятельность людей, направленная на развитие кооперации [13, C. 11].

Кооперативы отвечают определенным признакам, под которыми понимаются определенные черты, отличающие их от всех других общественных организаций и хозяйствующих субъектов. Основным отличительным признаком кооператива является одновременное совмещение в процессе деятельности двух сфер: социальной и экономической. Рассматривая кооператив как социальную организацию, можно выделить следующие его специфические признаки: автономная ассоциация, независимая от правительства и других государственных структур, а также экономических субъектов различных организационно-правовых форм.

Ценности кооперации, взаимно переплетаясь и дополняя друг друга, являются основой для разработки кооперативных принципов – правил, основных положений, которыми должны руководствоваться члены кооперативов, их руководители: и работники в своей социально-экономической деятельности [11, C. 195].

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.                  Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2012. – 656 с.

2.                  О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 года №24.

3.                  О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 21.03.2002 №31-ФЗ.

4.                  Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие / ЕК.И. Ваитов. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 400 с.

5.                  Вильямский В.С., Кондратьев Л.В. Основы организации деятельности потребительской кооперации России / В.С. Вильямский, Л.В. Кондратьев. – М.: Инфра-М, 2008. – 370 с.

6.                  Ефремова Г.М. Основы теории и истории потребительской кооперации: Учебное пособие / Г.М. Ефремова. – М.: КноРус, 2010. – 250 с.

7.                  Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. – М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001. – 126 с.

8.                  Корелин А.П. Кооперация и кооперативное движение в России / А.П. Корелин. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. – 392 с.

9.                  Сахарова Д.Б., Котов И.С. История и теория кооперативного движения / Д.Б. Сахарова, И.С. Котов. – М.: Новое знание, 2009. – 280 с.

10.             Семенченко Н.П., Семенченко Е.В. Потребительское общество: практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития / Н.П. Семенченко, Е.В. Семенченко. – М.: Юриспруденция, 2005. – 144 с.

11.             Сероштан М. Потребительская кооперация / М. Сероштан. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 292 с.

12.             Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие / Л.Е. Теплова. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 160 с.

13.             Теплова Л.Е., Уколова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение: Учебное пособие для кооперативных вузов / Л.Е. Теплова, Л.В. Уколова, Н.В. Тихонович. – М.: Издательство РДЛ, 2010. – 304 с.

14.             Уколова Л.В. Кооперативы современной России: Учебное пособие / Л.В. Уколова. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 2005. – 148 с.

15.             Двугрошев Д.Н. Потребности пайщиков потребительской кооперации // Экономист. – 2010. – № 6. – С. 50-55.

16.             Наговицина Л.П. Увеличение численности пайщиков – основной итог социальной работы и главный резерв экономического развития кооперативной организации // Газета СибУПК «Кооператор Сибири». – 2009. – № 3. – С. 3-10.

17.             Эльдиев М. Развитие потребительской кооперации // Экономика сельского хозяйства России. – 2012. – № 10. – С. 15-20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Укрепление социально-экономической деяятельности потребителькой кооперации