Укрепление социально-экономической деяятельности потребителькой кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследования укрепления социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить развитие потребительской кооперации в России;
 рассмотреть компетенцию повышения роли потребительской кооперации в развитии местных рынков;
 изучить повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации;
 выявить основные направления внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации.

Содержание

Введение 3
1. Развитие потребительской кооперации в России 6
2. Компетенция повышения роли потребительской кооперации в развитии местных рынков 14
3. Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации
4. Основные направления внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации 19
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Укрепление социально-экономической деятельности потребительской кооперации.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Начиная с 1999 года потребительская кооперация России развивается стабильно: растут объемы в отраслях кооперативного хозяйства – торговле, заготовках, производстве, улучшается финансовое состояние кооперативных организаций.  Решаются многие социальные проблемы обслуживаемого населения. В организациях и на предприятиях потребительской кооперации за последние годы получили сезонную работу на условиях неполного рабочего дня примерно 140 тысяч человек, создано 80 тысяч новых рабочих мест.

Для активизации и координации работы по решению проблемы занятости населения Центросоюз РФ  заключает Соглашения с Министерством труда и социального развития РФ, предусматривающие совместные действия по организации общественных работ в организациях  потребкооперации. Аналогичные соглашения заключаются между кооперативными организациями  и органами Минтруда по вопросам занятости населения на местах. Как показывает практика, такая совместная работа во многих регионах дает хорошие результаты [4, C. 55-56].

Большие задачи стоят перед потребительской кооперацией в 2012 году. Государство намечает создать благоприятные условия для быстрого развития малого и среднего бизнеса, что обострит конкурентную  среду для потребительской кооперации. Потребуется задействовать все резервы и преимущества кооперации, чтобы устоять и выйти на новые рубежи.

Борьба с бедностью многопланова. Это, прежде всего, повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, которые открываются при расширении объемов производства, освоении новых видов услуг. Это закупка всей продукции, предлагаемой с личных подворий, продажа товаров в отдаленных деревнях по единым для района ценам, льготы для ветеранов, инвалидов, малообеспеченных многодетных семей и многоe-многое другое. И что важно: эта деятельность кооператоров  имеет не только материальную сторону, она несет еще и высокое духовное, нравственное начало.

Потребительская кооперация, созданная народом и служащая народу для удовлетворения насущных потребностей, должна каждодневно стремиться  создавать все условия для   роста благосостояния людей, особенно самой обездоленной части – сельского населения.

Важную роль в повышении доходов селян играет расширение у них закупок сельскохозяйственных продуктов, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод. Поставлена задача, и она должна неукоснительно решаться, чтобы вся произведенная и предлагаемая населением продукция была закуплена. Особое внимание уделяется организации закупок и переработки молока, выпечке хлеба и булочных изделий в домашних условиях, особенно в глубинных населенных пунктах. Широкое распространение должно получить использование надомного труда, особенно для обеспечения работой инвалидов, домохозяек, престарелых.

Принимаются меры по внедрению малых производств, в том числе мельниц, крупорушек, зернодробилок, цехов по сепарированию молока, производству гвоздей, столярных и других изделий.

За минувший год удалось установить тесные связи с Русской Православной церковью и другими традиционными религиями. Все религии учат добру и состраданию к ближнему – и это духовное начало роднит их с потребкооперацией, которая работает на благо людей, борется с бедностью.

Очевидным является тот факт, что на любом уровне – национальном и международном – кооперативное движение вносит конкретный вклад, как в экономическое, так и социальное развитие. В настоящий момент гражданское общество и деловой мир активно занимаются созданием новых моделей развития и отношений. Кооперативное движение должно заняться решением проблемы собственного управления, возможного роста.  Стратегия и инициативы должны исходить от собственной структуры общих ценностей и принципов таким образом, чтобы улучшить облик кооперативного движения на всех уровнях [17, C. 15-17]. 

Кооперативы основаны на таких ценностях, как взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство и солидарность. Опираясь на традиции своих основателей,  члены кооперативов верят в этические ценности, среди которых честность, открытость, социальная ответственность и забота о ближних.

За годы своего существования кооперативы зарекомендовали себя как конкурентоспособные предприятия, не менее эффективные, чем иные рыночные структуры. В основе процветания кооперативной формы деятельности лежит забота о членах, а не личная выгода. Благодаря своей гибкости кооперативы отвечают постоянно меняющимся потребностям людей даже в сложной экономической, социальной и политической обстановке.

В условиях  глобализации кооперативная модель достойно выдерживает испытание на прочность. Создаются новые кооперативные предприятия в области информационных технологий. На первое место в кооперативах выходит социальная сфера деятельности: предоставляется помощь малоимущим слоям населения, создаются новые рабочие места, в работу активно вовлекаются женщины и молодежь [13, C. 205].

Кооперативы действуют во всех сферах. Они занимаются переработкой и сбытом сельхозпродукции, кредитованием, страховым и банковским делом, жилищным строительством, транспортом, производством товаров,  торговлей,  оказывают самые разнообразные социальные услуги.

Во многих странах  кооперативы считаются более надежными, чем традиционные корпорации. Они обеспечивают безопасность продуктов питания, выступают в защиту окружающей среды. Но самое большое достижение кооперативной модели – вклад в создание мирного общества, основанного на понимании и сотрудничестве между людьми разных культур и социального статуса.

Основные цели МКА – содействовать международному кооперативному движению, представлять и защищать интересы кооперации в мире, развивать экономические и другие связи между членами МКА, пропагандировать кооперативные ценности и принципы, отстаивать демократию, социальный прогресс, мир и безопасность во всем мире.

МКА в настоящее время переживает серьезный период изменений, как в руководстве, так и в определении стратегии. Идет процесс, направленный на более тесное сотрудничество с институтами Европейского Союза, в частности, с Координационным комитетом европейских кооперативных ассоциаций (ККЕКА).

В настоящее время стратегия развития МКА базируется на следующих приоритетах: четкое определение глобальных стратегических проблем, что делает МКА объединенной и глобальной организацией; кооперативная идентичность; работа с членскими организациями; развитие; международное представительство МКА; защита кооперативного движения.

Очень важно, что кооперативы не являются инструментом общественной политики. Однако основная задача кооперативного движения – добиться от правительств такого же отношения к кооперативам, как к другим рыночным структурам. Это необходимо для создания благоприятных условий развития и роста автономных кооперативов. В этом отношении принципиальна деятельность Международной организации труда (МОТ) и Организации Объединенных Наций (ООН) в области сотрудничества с МКА в рамках установления политики, определяющей роль государств по отношению к кооперативам [17, C. 17-20].

Последние полвека Организация Объединенных Наций уделяла большое внимание развитию кооперативного движения в мире, неоднократно заслушивала  доклады о социально-экономической роли кооперативов в улучшении  положения широких слоев населения в развивающихся и развитых странах. 

Приняты директивы ООН в отношении кооперативов и резолюции, призывающие правительства стран-членов ООН содействовать росту кооперативного движения, предоставлять кооперативам льготы по налогам, кредитам, субсидии, доступ к общественным программам и др.

На заседании Генеральной ассамблеи ООН принята Декларация МКА, в которой говорится о стремлении бороться за более справедливое демократическое общество; заинтересованности побудить правительства объединить усилия в борьбе за прекращение насилия и за социальную справедливость; стремлении создать общество в гармонии с природой; желании внести кооперативный вклад в более справедливый мировой общественный порядок.

Важнейшим результатом сотрудничества Международного кооперативного альянса с ООН и МОТ явилось принятие в 2002 году Резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН «Кооперативы в процессе социального развития» и рекомендации МОТ 193 «О содействии развитию кооперативов». Эти важные документы направлены на мобилизацию огромного потенциала кооперативов и более эффективное его использование, для дальнейшего  устойчивого развития через кооперативное предпринимательство; способствуют созданию соответствующей законодательной, организационной и административной среды, а также укреплению гражданского общества. 

Активная позиция Центросоюза РФ, существенный вклад российской кооперации в дело пропаганды кооперативных принципов и ценностей находит все большее признание в международном кооперативном движении, растет его авторитет и влияние. Это открывает новые возможности для реализации различных проектов в системе потребительской кооперации России при поддержке МКА, национальных кооперативных организаций других стран и международных фондов.

Для ознакомления с деятельностью российской потребительской кооперации, проведения переговоров о сотрудничестве, обсуждения и разработки совместных проектов Центросоюз РФ принимает иностранные делегации, организует международные кооперативные семинары и заседания различных органов МКА [14, C. 48].

Российские кооператоры всегда занимали и занимают твердую и четкую позицию по развитию и укреплению международного кооперативного движения. Эту линию они будут неукоснительно проводить и впредь [17, C. 20].

 

2.                  Компетенция повышения роли потребительской кооперации в развитии местных рынков

Упорядоченное развитие социально-экономических систем регулируется концепциями и программами, которые разрабатываются на уровне мирового сообщества стран, организаций и их объединений. Потребительская кооперация России является составной частью экономической системы страны. Направления её развития как социально-ориентированной системы должны соответствовать направлениям развития страны [9, C. 150].

В России принята «Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года», в которой четко систематизированы необходимые направления и методы утверждения потребительской кооперации как эффективного собственника и лидера в борьбе с бедностью сельского населения, а также как эффективного участника государственной экономики.

В общих положениях Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года определено: «Настоящей Концепцией развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2010 года формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретение влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения». Таким образом, можно сказать, что этим определена цель Концепции.

Концепция учитывает:

1.                  Изменившиеся условия внешней среды, новые технические достижения, технологии, в том числе информационные, современные финансовые инструменты.

2.                  Необходимость в условиях пропаганды политики глобализации поддерживать рынки потребительских товаров регионов и национального внутреннего рынка.

3.                  Возросшую роль потребительской кооперации России в международном кооперативном движении и в экономике России.

4.                  Возрастание сегмента на сельском потребительском рынке, а, следовательно, повышение ответственности за социально-экономические условия жизни сельского населения, сохранение стабильности и нравственных основ бытия.

Общие положения определяют основы Концепции, поэтому рационально описать их подробнее. Они включают в себя:

                  условия формирования Концепции;

                  основы развития потребительской кооперации;

                  препятствия на пути развития потребительской кооперации;

                  что может потребительская кооперация;

                  миссия потребительской кооперации в современных условиях;

                  цели развития потребительской кооперации;

                  общие предпосылки к реализации Концепции и общие задачи Концепции.

Рассматриваемая Концепция формировалась в условиях стабильного и динамичного развития экономики России, где происходит постепенная трансформация рыночных отношений, среди которых существенное место занимает потребительская кооперация [7, C. 10-12].

Главным условием стабильного и динамичного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлеченных групп: потребителей товаров и услуг, работников потребительской кооперации, пайщиков.

Препятствиями на пути развития потребительской кооперации являются дезинтеграционные процессы, недостаточно высокий уровень развития информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития.

Миссия потребительской кооперации в России – участие в развитие социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения [4, C. 270].

Основными целями развития потребительской кооперации являются:

Информация о работе Укрепление социально-экономической деяятельности потребителькой кооперации