Укрепление социально-экономической деяятельности потребителькой кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследования укрепления социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить развитие потребительской кооперации в России;
 рассмотреть компетенцию повышения роли потребительской кооперации в развитии местных рынков;
 изучить повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации;
 выявить основные направления внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации.

Содержание

Введение 3
1. Развитие потребительской кооперации в России 6
2. Компетенция повышения роли потребительской кооперации в развитии местных рынков 14
3. Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации
4. Основные направления внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации 19
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Укрепление социально-экономической деятельности потребительской кооперации.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

1.                  Сохранение и развитие потребительской кооперации как единой, мощной и самобытной системы.

2.                  укрепление и усиление позиций на традиционных рынках;

3.                  Укрепление позиций в сельских поселениях на уровне районных центров и центральных усадеб, развитие и конкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях, выход на рынки городов, в том числе и крупных.

4.                  Модернизация и интеграция в инновационную экономику.

5.                  Интеграция в решение общегосударственных проблем, в том числе повышение благосостояния сельского населения, развитие на основе эффективного взаимодействия с государственными институтами.

Раздел 1. Организационное построение, система управления и работа с пайщиками включает в себя следующие подразделы: цели построения системы управления в потребительской кооперации, задачи построения системы управления в потребительской кооперации.

Раздел 2. Торговая деятельность (оптовая и розничная). Внешняя торговля, включает в себя следующие подразделы: цели развития торговой деятельности и внешней торговли потребительской кооперации, торговая деятельность потребительской кооперации на внутреннем рынке, задачи создания торговых сетей потребительской кооперации, задачи развития иных форм торговой деятельности, внешняя торговля, задачи по развитию внешнеторговой деятельности потребительской кооперации.

Раздел 3. Заготовительная деятельность включает в себя следующие подразделы: цель заготовительной деятельности в потребительской кооперации, задачи развития заготовительной деятельности в потребительской кооперации.

Раздел 4. Производственная деятельность включает в себя следующие подразделы: цели развития производственной деятельности в потребительской кооперации, задачи создания и развития системы производственных предприятий в потребительской кооперации.

Раздел 5. Общественное питание, оказание услуг населению включает в себя один подраздел: основные задачи развития системы общественного питания и бытового обслуживания.

Раздел 6. Повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации включает в себя следующие подразделы: цели повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации, задачи, решение которых является необходимым условием повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации.

Раздел 7. Развитие кадрового потенциала и профессионального образования включает в себя следующие подразделы: цели кадровой и образовательной политики потребительской кооперации, задачи развития кадрового потенциала, образовательной деятельности в потребительской кооперации, социального развития.

В описанных выше семи разделах Концепции раскрыто содержание направлений социально-экономического развития потребительской кооперации до 2010 года.

В Концепции систематизированы необходимые направления и методы утверждения потребительской кооперации как эффективного собственника и лидера в борьбе с бедностью сельского населения.

Реализация стратегических задач, заложенных в Концепции, позволит добиться устойчивого развития социально-экономической деятельности потребительской кооперации, реализовать социальную миссию и внести достойный вклад в обеспечение устойчивого развития российского общества [7, C. 12-20].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.                  Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации

Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, и их союзах) в РФ» основной целью потребительского общества удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Закон определил пайщика центральной фигурой в потребительской кооперации, законодательно закрепил социальный статус пайщика. Принятие нового закона позволило потребительской кооперации России вернуть к исходным кооперативным ценностям, приблизится к достижениями мирового кооперативного движения во многих сферах, в том числе и в работе с членами кооперативов [3].

Впервые роль пайщика, как хозяина потребительской кооперации была определена в постановлении Правительства РФ №24 от 24 января 1994 года «Вопросы потребительской кооперации РФ» Пайщик, как хозяин потребительской кооперации, выступает в трех качествах, характеризующих его участие в делах потребительского общества:

                  пайщик, как законодатель, принимает участие в утверждении уставов, структуры, в назначении должности руководящего состава;

                  пайщик, как зеркало демократии, участвует в проведении отчетно-выборных компаний, в органах управления контроля;

                  пайщик, как основной потребитель, является основным покупателем товаров в кооперативных магазинах, потребителем услуг, сдатчиком сельскохозяйственной продукции, и, тем самым, участвует в формировании финансового состояния организации [2].

В сложных условиях рыночных реформ государство содействует развитию потребительской кооперации, ее демократизации, повышению участия пайщиков в деятельности кооперативных организаций.
Увеличение численности пайщиков – безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.
Экономическое участие пайщиков – это вклад в капитал своего кооператива, а также личный вклад в объемные показатели деятельности своего кооператива.
Под экономическим участием пайщиков понимается приобретение товаров преимущественно в магазинах потребительского общества, сдача сельскохозяйственных продуктов и сырья своему потребительскому обществу, наем транспорта у своего потребительского общества, предоставление кредита своему потребительскому обществу за счет своих сбережений и т. д. Пайщик должен стать постоянным деловым партнером потребительского общества, обеспечивая ему сырья сбыта, кредита, а, следовательно, доходы
за экономическое партнерство надо платить. Это нормальный закон рынка. Пайщик имеет право на кооперативные выплаты – это принципиальная наша позиция.

Кооперативные выплаты следует рассматривать не как благотворительность, подачку, а как справедливую плату пайщикам за вклад в хозяйственную деятельность, оплату экономического партнерства.
Задача повышения роли пайщика в управлении делами потребительского общества имеет сегодня особую актуальность, так как ослабление работы в этой области создает условия для нарушения демократических принципов кооперации.

Чтобы поднять роль пайщиков, новый Закон о потребительской кооперации предусмотрел создание специальных органов управления – Советов потребительских обществ (союзов потребительских обществ), которые призваны определять стратегию развития, защищать и отстаивать интересы пайщиков, вести всю работу с ними. Однако нельзя сказать, что при формировании состава Советов сегодня в полной мере учитываются интересы пайщиков потребительской кооперации. До настоящего времени встречаются нарушения при формировании Советов и других выборных органов, в которые попадают в основном работники, а в Советы союзов потребительских обществ – и вовсе только руководители кооперативных организаций.

Сложилась критическая ситуация и Центросоюз поставил перед системой главную задачу – восстановление рядов кооперации. Чтобы решить эту проблему и привлечь новых пайщиков мы должны строго выполнять основное условие – соблюдать интересы пайщика. Внимание к пайщику окупается стократно. При одинаковых экономических условиях результаты деятельности выше в тех организациях, где расширяется участие пайщиков, а руководители соблюдают принципы демократии и материальной заинтересованности, привлекают к общественно-массовой деятельности кооперативный актив. В тех кооперативных организациях, где осознается роль пайщика в деятельности потребительской кооперации, наблюдаются стабильные положительные финансовые результаты. Для того, чтобы экономически заинтересовать пайщика в получении льгот на паевые взносы, многие РАЙПО используют новые подходы. По итогам финансовых результатов тот пайщик, который пользовался услугами кооперации, а значит, принес ей определенный доход, получает поощрение.

В таких условиях пайщик, имея реальную экономическую заинтересованность, и получая льготы, находит возможность активной помощи потребительскому обществу. Пайщикам нужна информация о хозяйственной деятельности, разъяснительная работа о преимуществах кооперации, ее принципах и ценностях, о значении кооперации в социально-экономических преобразованиях общества. Определение пайщика в качестве хозяина потребительской кооперации на практике означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков. Еще Н.И. Бахурин писал, что «Кооперация должна привлекать крестьянина тем, что она дает ему непосредственные доходы. Если это кооперация кредитная, то он должен получать дешевый кредит; если это кооперация по сбыту, то он должен более выгодно продавать свой продукт и быть от этого в выигрыше. Если он захочет купить что-нибудь, то он должен сделать через свою кооперацию, он должен получить через кооперацию более добротный и более дешевый товар» [16, C. 3-10].

Необходимо отметить, что в последние годы пайщики принимают меньшее участие в делах потребительских обществ. Основными формами экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества являются взносы, вклады, покупка товаров в кооперативных магазинах, реализация продукции через кооперативные предприятия, реализация услуг. Традиционной формой экономического участия пайщиков в делах потребительского общества являлись паевые взносы [15, C. 50].

Однако сегодня размер паевого взноса настолько мал, что играет крайне незначительную роль в формировании собственных оборотных средств. Экономические интересы должны быть основаны на взаимности: не только потребительское общество должно экономически стимулировать пайщика, но и пайщик должен нести определенные обязательства перед потребительским обществом, так как в соответствии со ст. 116 Гражданского Кодекса РФ пайщик несет материальную ответственность за убыточную работу кооперативной организации. Чтобы объединить пайщиков, потребительская кооперация всегда занималась не только обеспечением их потребностей в товарах и услугах, но и вела огромную культурно-просветительскую работу [1].

Сегодня такая работа практически не проводится, поэтому одной из первоочередных задач кооперации в работе с пайщиками является пропаганда кооперативных принципов и ценностей. Отношения с пайщиками в потребительских обществах должны занять место фундамента, на котором выстраиваются организационно-правовые и экономические взаимосвязи.

Особое место в работе с пайщиками должно быть уделено их участию в планировании деятельности потребительского общества. Конечно, план – не панацея, но это единственный способ, чтобы сконцентрировать усилия и пайщиков, и работников потребительской кооперации на решении задач, определенных Программой стабилизации и развития потребительской кооперации до 2010 года. Участие пайщиков в планировании позволит им оценить текущую деятельность Советов, осуществлять постоянный контроль с вынесением заслуженных наказаний и поощрений работникам с широким информированием всех заинтересованных лиц. Пайщики, желающие принять участие в управлении, должны получить соответствующие общественные поручения. Самые компетентные пайщики нужны в составе участковых комитетов, самые активные – в комиссиях кооперативного контроля, самые грамотные – в просветительских комиссиях. У каждого кооперативной организации существуют свои особые задачи активизации работы с пайщиками, но все организации нуждаются в планировании разных аспектов общественной кооперативной деятельности, в совершенствовании текущего контроля и подведения итогов работы [15, C. 50-55].

Сегодня для кооперации важно приложить все усилия, чтобы не только поддержать сложившееся доверие к ней со стороны пайщиков, но и всячески укреплять его. Это не менее важно, чем успешная деятельность в хозяйственной сфере или разработка нормативной базы. Укрепить доверие и дать новый толчок к развитию кооперативного движения можно лишь проявляя внимание к пайщику, изучая его желания и потребности, повышая качество оказываемых услуг.

Пайщик всегда был главной фигурой потребительской кооперации. Если что-то не получать сегодня, надо завтра найти другую форму заинтересованности людей в потребительской кооперации, сделать так, чтобы пайщик был не просто покупателем товаров, а знал, что от его активного участия в жизни кооператива зависит многое, что потребительская кооперация призвана защищать его интересы. Если пайщик научится беречь достоинства кооперации, отстаивать такую позицию, то хозяйственные результаты будут более значительными [16, C. 10].


 

 

 

 

 

 

 

4.                  Основные направления внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации

Внешнеэкономическая политика потребительской кооперации представляет собой систему мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для установления и укрепления экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия кооперативных организаций в международном разделении труда с целью реализации долговременных задач социально-экономического развития [10, C. 44].

Важнейшими задачами внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации являются:

1.                  Подписание соглашений, предусматривающих либерализацию взаимной торговли, с кооператорами зарубежных стран.

2.                  Развитие и рационализация хозяйственных связей, обеспечивающих выход на внешний рынок.

3.                  Объединение и согласованность усилий с кооперативными организациями зарубежных стран, в первую очередь ближнего зарубежья, по оптимизации структуры производства и размещения производительных сил.

4.                  Создание системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности. Тенденция интернационализации хозяйственных связей требует применения определенного инструментария и новых подходов к осуществлению внешнеэкономической деятельности.

Основными видами внешнеэкономической деятельности являются перспективные для потребительской кооперации:

Информация о работе Укрепление социально-экономической деяятельности потребителькой кооперации