Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследования укрепления социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить развитие потребительской кооперации в России;
рассмотреть компетенцию повышения роли потребительской кооперации в развитии местных рынков;
изучить повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации;
выявить основные направления внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации.
Введение 3
1. Развитие потребительской кооперации в России 6
2. Компетенция повышения роли потребительской кооперации в развитии местных рынков 14
3. Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации
4. Основные направления внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации 19
Заключение 28
Список использованных источников 30
8
Содержание
Введение
1. Развитие потребительской кооперации в России
2. Компетенция повышения роли потребительской кооперации в развитии местных рынков
3. Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации
4. Основные направления внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству жизни. Это исторический период развития процессов глобализации не однотипных по своей сущности и характеру систем – экономических, социальных, культурных, духовных, это период постановки и решения; различных целей – экономической выгоды, конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности, нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогда нуждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бы вопросы гармонизации социума и внедрения новых технологий управления, позволяющих встраиваться в международное сообщество [11, C. 7].
Одной из значимых социально-экономических систем, решающей эти проблемы, является потребительская, кооперация России. Потребительская кооперация как социально ориентированная система в соответствии с Федеральным законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», выполняя свою главную задачу – улучшение обеспечения населения товарами и услугами – призвана содействовать экономическому росту и социальному развитию, увеличению доли отрасли в валовом внутреннем продукте страны, повышению уровня жизни граждан [3].
В условиях глобальной трансформации политических и социальных институтов, всей системы социальных отношений возрастает научный и практический интерес к теории и практике отечественного опыта прогрессивных преобразований в кооперативном движении, в потребительской кооперации. Требует дальнейшего развития кооперативная модель хозяйствования, принципы деятельности которой основаны на справедливости и социальной защищенности. Более того, переориентация государства на развитие социальных институтов, духовно-нравственный вектор современности определяют усиление значимости потребительской кооперации как важной структурной составляющей социально ориентированной экономики России.
Обусловлено это тем, что значительная часть общества, особенно в аграрном секторе экономики, имеет доходы ниже прожиточного минимума, ведет натуральное хозяйство, испытывает серьезные трудности в удовлетворении насущных материальных и духовных потребностей [11, C. 9].
Потребительская кооперация России, как народная некоммерческая организация, проявляет социальную инициативу и берет на себя социальную ответственность, а главное – реализует это в повседневной работе с людьми. Развиваясь в соответствии со своими демократическими основами, потребительская кооперация представляет собой инструмент самоорганизации и духовно-нравственного объединения пайщиков, позволяющий реализовать богатый потенциал, заложенный в ее принципах деятельности и социальных идеях. Проводя образовательную, просветительскую и научно-практическую деятельность, вовлекая пайщиков в новый механизм управления, в развитие традиционных и новых видов деятельности, предоставляя возможность заработка в форме зарплаты или доходов от реализации выращенной продукции растениеводства, животноводства, сбора лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод – потребительская кооперация одновременно решает социальные, экономические и духовно-нравственные задачи. Развитие потребительской кооперации по пути социальной ориентации, накопленный практический опыт реализации социальной миссии обуславливают необходимость его обобщения и осмысления, а также требуют всестороннего научного анализа проблемы, связанной с необходимостью усиления социальной направленности деятельности в условиях конкуренции. Выполнение потребительской кооперацией социальной миссии по борьбе с бедностью находит активную поддержку селян и зависит, главным образом, от эффективности управления ее многоотраслевой деятельностью [12, C. 33].
Поэтому укрепление социально-экономической деятельности потребительской кооперации приобретает в настоящее время не только теоретическое, но и исключительно важное практическое значение. В этом и состоит актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является исследования укрепления социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить развитие потребительской кооперации в России;
рассмотреть компетенцию повышения роли потребительской кооперации в развитии местных рынков;
изучить повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации;
выявить основные направления внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации.
Объект исследования курсовой работы – потребительская кооперация. Предметом являются исследование укрепления социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Теоретическую основу исследования составили работы ведущих отечественных ученых (К.И. Вахитов, Е.В. Исаенко, Л.Е. Теплова, И.В. Каплунова, И.С. Котов, А.П. Макаренко, Д.Б. Сахарова, М. Сероштан, Л.Е. Теплова, Н.В. Тихонович, Л.В. Уколова) в области потребительской кооперации, использовалась специальная литература по основам кооперативного движения, кооперативам современной России, а также Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Структура и объём работы. Основное содержание работы изложено на 31 страницах машинописного текста. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 17 отечественных и зарубежных публикаций.
1. Развитие потребительской кооперации в России
Потребительская кооперация России прошла трудный путь, на котором познала подъемы и спады, связанные в первую очередь с отношением к ней властей. В царское время правительство неодобрительно относилось к кооперации и всячески сдерживало ее развитие. Тем не менее, она стремительно росла, причем даже быстрее, чем в Англии, которая считается ее родиной [9, C. 10].
В первые годы советской власти государство широко использовало потребительскую кооперацию для снабжения населения продовольствием и товарами первой необходимости. Чуть ли не поголовно все граждане считались ее членами. Но затем, хотя и формально, был восстановлен ее организационно-правовой статус, но она была превращена в государственную систему, утратившую присущие ей кооперативные принципы и ценности.
Государство командовало потребкооперацией, как государственной структурой, распоряжалось ее имуществом, как своей собственностью.
В 1935 году по решению Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) деятельность потребительской кооперации была сосредоточена в сельской местности. Все ее имущество в городах безвозмездно было передано госструктурам. Потребкооперация лишилась двух третей своей собственности.
Однако она выстояла, проявила свою жизненность, а накануне радикальных реформ в 1991 году представляла собой мощную, экономически крепкую организацию с развитой материально-технической базой, квалифицированными кадрами, объединяющую более 22 млн. пайщиков.
Но изменение политического строя, всеобщий экономический кризис, охвативший страну, поворот страны к рыночной экономике вызвали огромные потери в потребкооперации, многие кооперативные организации оказались без собственных оборотных средств. Были нарушены налаженные хозяйственные связи. Накапливались огромные долги и убытки, объемы деятельности многократно сократились. Начавшаяся массовая приватизация, господство дикого рынка поставили систему на край гибели. Потребкооперация утратила более половины своей материальной собственности [6, C. 25].
Существенную роль в деле сохранения потребкооперации сыграло принятие в 1992 году Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации», который при всех его недостатках, определив правовой и социально-экономический статус организаций потребительской кооперации, дал возможность сохранить систему [3].
В 1997 и 2000 годах вышли еще два закона о потребительской кооперации, направленные на укрепление ее правового положения, демократизацию, повышение роли пайщиков в управлении и контроле, усиление ответственности руководителей.
Всего за годы реформ принято более 30 решений государства по поддержке потребкооперации.
В январе 1994 года, по инициативе Центросоюза вышло всем известное постановление Правительства «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации», согласно которому кооперативные организации получили право создавать фонд развития потребительской кооперации, привлекать заемные средства обслуживаемого населения, строить свои взаимоотношения с органами власти на основе ежегодно заключаемых соглашений.
Наряду с этим было рекомендовано органам исполнительной власти оказывать организациям потребкооперации соответствующую поддержку, в том числе предоставлять льготы в налогообложении, оплате энергоресурсов, возмещать расходы по доставке товаров в отдаленные сельские магазины и т.д.
Ситуация, сложившаяся к 1998 году в потребительской кооперации, потребовала коренного изменения организации работы кооперативов. Со всей остротой встал вопрос о необходимости новой стратегии – стратегии выживания и поиска новых путей в кооперативной деятельности [6, C. 25-29].
Первый шаг в этом направлении был сделан на 119-м общем Собрании представителей потребительских обществ РФ в 1998 году. Собрание утвердило Программу стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998-2002 годы, которая предусматривала повышение роли пайщиков, более полное использование имеющихся резервов, обеспечение безубыточной деятельности, возрождение и развитие сферы бытового обслуживания, оптовой торговли. Все эти направления явились основой для разработки Концепции развития потребительской кооперации до 2010 года [7, C. 30].
Эффективным рычагом выполнения программы стали научно-практические конференции, первая из них – «Потребительская кооперация – социально ориентированная система» положила начало новой эры в истории потребительской кооперации. Она дала ответ на вопрос, какой должна быть потребительская кооперация России, чтобы соответствовать требованиям ХХI века, определила кооперативную модель хозяйствования – единство социальной и хозяйственной деятельности.
Конференции стали неотъемлемой частью работы потребкооперации нового тысячелетия, массовым явлением. В 2002 году они охватили 37 регионов, и в них участвовало более 6 тысяч человек [6, C. 30].
В 2003 г. Центросоюз Российской Федерации отмечает два юбилея: 105-летие образования Центрального союза потребительских обществ России и 100-летие членства Центросоюза в Международном кооперативном альянсе. Эти этапные события знаменуют собой новый виток в развитии потребительской кооперации в России, ее неразрывную связь с мировым кооперативным движением. 105 лет назад создание Центросоюза – общероссийского кооперативного центра, было вызвано необходимостью защищать интересы российского кооперативного движения, укреплять авторитет и позиции российской кооперации как внутри страны, так и за рубежом.
Сегодня Центросоюз России стал признанным хозяйственным и идейным центром потребительской кооперации, активным членом Международного кооперативного альянса.
Руководство Центросоюза, проявив стойкость и преданность своему делу, профессионализм, новаторство, не только смогло сохранить кооперацию, но и выработало кооперативную идеологию, выдвинув на первое место идею борьбы с бедностью, за социальное благополучие людей. Реализация данного направления позволила потребительской кооперации поднять свой авторитет среди населения и органов власти, повысить эффективность социально-экономической деятельности и позволила занять в экономике России и мировом кооперативном сообществе достойное место, соответствующее ее потенциалу [5, C. 167].
Важным шагом в реализации социальной миссии потребительской кооперации стало создание газеты «Российская кооперация». Газета с первого дня была призвана стать проводником кооперативной идеологии, новых мыслей, опыта лучших организаций и новых методов работы. Ее тираж в настоящее время составляет порядка 100 тысяч экземпляров.
Сегодня потребительская кооперация обслуживает более 30 млн. человек, в основном жителей сельских регионов, из них 10 млн. – пайщики. В ее состав входят 3,2 тысячи потребительских обществ, объединенных в 74 республиканских, краевых и областных потребсоюзов.
Информация о работе Укрепление социально-экономической деяятельности потребителькой кооперации