Тип государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть понятие типологии государств. Основные подходы при типологизации государств. Дать характеристику основных типов государств.

Содержание

Введение 3
1.Понятие типологии государств 5
2. Основные подходы при типологизации государств 9
3. Характеристика основных типов государств 17
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Тип государства.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый - демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное государство.

Таким образом, основой рабовладельческого государства являлась частная (персонифицированная) собственность на средства производства, включая рабов: раб - говорящий инструмент. Признавалось юридическое (формальное) равенство свободных, конечно, с поправками «на должность» и социальное положение.

 

Феодальное государство

 

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. На последнем этапе развития феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, в основе которых работник имел возможность свободно продавать свой труд.

Подводя итог, необходимо отметить, что основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.

 

 

 

 

Капиталистическое (буржуазное) государство

 

Капиталистический (буржуазный) тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития капиталистическое го­сударство представляет собой орудие классового господства буржуа­зии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися экономическому, политическому и идеологическому господству клас­са буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.[12]

Первые капиталистические государства возникли в Европе и Се­верной Америке 200—300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

В своем развитии капиталистическое общество проходит ряд ста­дий, вместе с ним меняется и государство.

На первой стадии — в период свободной конкуренции — класс буржуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов собствен­ников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Это определяет необходимость механизма выявления их общеклассо­вых интересов и воли. Таким механизмом становится буржуазное го­сударство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, за­конности. Демократия в данный период носит ярко выраженный клас­совый характер: запрещаются различные объединения рабочих, в частности профсоюзы, вводится специальное средство, ограничиваю­щее участие трудящихся в управлении государством, отстраняющее их от власти, в виде избирательных цензов: имущественного, образова­тельного, ценза оседлости и др. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политиче­ское неравенство. И государство, и право выполняли прежде всего классовые функции, а общесоциальные функции играли незначитель­ную роль.

Второй этап развития капиталистического общества — период монополистического капитализма — начался в конце XIX — нача­ле XX в. Он характеризуется тем, что наряду с большим числом раз­розненных мелких предпринимателей на основе объединения промыш­ленного, торгового и финансового капитала с широким использовани­ем акционирования монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения: тресты, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не столь многочисленной монополисти­ческой буржуазии сосредоточивается основная часть общественного богатства и, естественно, политическая власть. Надобность в демокра­тических формах в принципе отпадает: сравнительно немногочислен­ные монополисты располагают иными средствами определить общие интересы. В некоторых случаях это приводит к возникновению анти­демократических режимов, выражающих волю монополистов (фашист­ские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и Южной Африке и др.). Однако подобные режимы зачастую начинают проявлять и свою волю, отражать в первую очередь интере­сы стоящей у власти верхушки государственного или партийно-госу­дарственного аппарата. Поэтому в большинстве случаев оказывается более выгодным сохранение демократических институтов. Таким об­разом, власть по-прежнему принадлежит классу буржуазии, и прежде всего его верхушке — монополистической буржуазии. Функции госу­дарства осуществляются, в интересах главным образом данной части господствующего класса, но развитие демократических форм заставля­ет больше внимания уделять общесоциальным задачам в интересах привлечения голосов избирателей.

В 1930-х гг. капиталистическое общество вступает в современный этап развития, который является переходным к очередной, более высо­кой общественно-экономической формации. Причины происшедших изменений, с одной стороны, были связаны с мощным ростом револю­ционного рабочего движения в 1920-е гг., а с другой — с началом науч­но-технической революции, приведшей к необходимости повышения квалификации большинства работников. И то и другое приводило к повышению оплаты труда и уровня жизни большинства населения. А это в свою очередь повлекло значительный рост производительности труда, общественного продукта. Оказалось, что выгодно хорошо опла­чивать труд, который дает большую прибыль.

 

                    Социалистическое государство

 

Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах родоначальников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В.И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях других авторов, стоящих на марксистско-ленинских позициях.

Марксистское учение о социалистическом государстве и праве, в отличие от других доктрин, практически не было полностью реализовано ни в одном из государств и правовых систем. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты.[13]

Социалистическое государство обнаруживает свою сущность в сле­дующих принципиальных чертах:

• его экономическую базу составляют общественные социалисти­ческие формы собственности и социалистическая система хозяйства;

• социалистическое государство с момента своего рождения стано­вится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порож­дающих;

• оно имеет гораздо более широкую социальную базу, чем любое другое государство. В социалистическом обществе государством уп­равляют трудящиеся массы.

Большинство вышеперечисленных теоретических прогнозов на прак­тике не подтвердилось. Национализация средств производства не приве­ла к тому, что люди почувствовали себя их хозяевами. Проводимая урав­ниловка сделала труд в значительной степени принудительным. Опреде­ленные достижения в сферах промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и других были достигнуты в немалой степени за счет «сило­вых» методов, что привело, в частности, к массовым репрессиям.

В конечном счете сформировались общество и государство, осно­ванные на единой государственной собственности. Реальным собствен­ником средств производства стала верхушка партийно-государствен­ного аппарата, которая в результате приобрела неограниченную власть.

Участие народа в осуществлении власти, его политические и лич­ные права и свободы стали формальными. Общество приобрело за­стойный характер, перестало развиваться.

Идея социалистического государства на практике не нашла реаль­ного воплощения, осталась утопией. Но все это не отвергает идей со­циализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях более высо­кого уровня развития экономики и культуры, науки и техники. Пред­ставляется, что первые шаги в данном направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада.

Иначе решается вопрос о типе государства в рамках цивилизационного подхода. Согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются идеально-духовными, культурными факторами.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государ­ства выражаются обусловленные уровнем развития товарного произ­водства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся:

• в отношениях между обществом (государством) и природой;

• в межгосударственных отношениях;

• в их взаимоотношениях с обществом.

В соответствии с этим термин «цивилизационный тип государства» обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, кото­рые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разрабо­танности цивилизационной типологии государства1.

Во-первых, понятием «цивилизационный тип государства» обознача­ется совокупность признаков государства, отражающих уровень и осо­бенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Осо­бенности взаимодействия государства (общества) с природой определя­ются религиозными (идеологическими), географическими; этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему вли­яют на цивилизационные характеристики государства, на его структур­ные особенности и функции. Однако среди названных факторов основ­ными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические. На основе технико-экономиче­ских показателей строятся различные варианты цивилизационной ти­пологии государства. Например, различаются государства аграрной, ин­дустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Многие современные западные авторы считают, что для нынешней эпохи характерна схватка между христи­анским (или в других редакциях — иудео-христианским) Западом и исламским Востоком. Данные идеи развиваются в рамках теории о «столкновении цивилизаций, в осно­вании которой находится конфессиональный признак. Согласно данным соображениям в современной западной литературе выделяются специфические критерии к типо­логии государства и права. Современные евро-американ­ские концепции, обращающиеся к проблемам типологии государства и права, едины во мнении о том, что лишь западные общества могут послужить идеальной моделью общественного развития. В частности, Т. Парсонс в увязке с цивилизационным критерием подчеркивает, что именно «общество западного христианского мира послужило отправной точкой, из которой «взяло начало» то, что мы сейчас называем «системой» современных обществ»[14].

В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы доказать культурное превосходство госу­дарств христианской цивилизации в западном ее варианте перед про­чими государствами. Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими фак­торами. Научная и популярная литература изобилует такими терми­нами, как, например, государства арабской, китайской, индийской циви­лизаций. Не менее часто встречаются в литературе термины государ­ства Средиземноморской, Восточной, Западной цивилизаций.

Информация о работе Тип государства