Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:26, контрольная работа
Цель данной работы – раскрыть понятие типологии государств. Основные подходы при типологизации государств. Дать характеристику основных типов государств.
Введение 3
1.Понятие типологии государств 5
2. Основные подходы при типологизации государств 9
3. Характеристика основных типов государств 17
Заключение 31
Список используемой литературы 33
С последовательной марксистской точки зрения «общенародное государство» — это нонсенс. Если власть принадлежит всему народу, то эта власть не государственная, не политическая. Вообще власть в обществе не может принадлежать всему народу. Публичная политическая власть может осуществляться аппаратом государства от имени народа. Но поскольку это власть государственная, то фактически она осуществляется в интересах лишь одного класса, части народа. Если такого класса нет, подвластные составляют однородную массу, а власть, тем не менее, остается государственной, значит, фактически она осуществляется в интересах самого аппарата публичной политической власти, в интересах господствующей в обществе бюрократии. Значит, это не «общенародное», а бюрократическое государство. Что же касается постепенного отмирания общенародного государства и замены его коммунистическим самоуправлением, то это вообще была чистая утопия. В принципе, последнее вполне объяснимо, так как сама теория научного коммунизма, в рамках которой разрабатывалась идея отмирания государства, является разновидностью утопического социализма.
И все-таки, хотя «в чистом виде» формации не существовали, а вопрос об «азиатском способе производства», о котором говорил К. Маркс, в ходе вековых дискуссий так и не был решен, указанная выше типология имеет методологическое значение для науки.
Формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Вместе с тем он не мог объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии — первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.
В современной юридической и иной литературе при построении типологии государства и права наряду с формационным (а в отдельных случаях прямо противопоставляя ему) широко применяется цивилизационный критерий (Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглер, М. Вебер, С. Эйзенштадт, С. Хантингтон, М. Зингер, К. Ясперс и др.).[5]
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), ступень общественного развития, следующая за варварством (Л.Т. Морган, Ф. Энгельс), и даже — в некоторых идеалистических теориях — эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности. А поскольку культура, как известно, имеет несколько сотен определений, то в результате появляется возможность говорить о самых разных вариантах цивилизационной типологии.
Один из основных недостатков цивилизационной теории заключается в том, что нет единого понимания ее основной категории — «цивилизации». Это предопределяет проблемы не только онтологического характера (при определении содержания самого понятия), но и методологического плана, когда встает вопрос о том, что же типологизирует цивилизация.[6]
Отсутствие устоявшегося определения привело к формированию самых разных вариантов цивилизационной типологии. Множество оснований (как следствие множества определений категории «цивилизация») для выделения самих цивилизаций и соответственно типов государства свидетельствует о недостаточной разработанности такой типологии.
Так, основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций:
• локальные (существовали когда-либо в каком-то конкретном месте, например, шумерская, эгейская, индская и др.);
• особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.);
• древние, средневековые и современные;
• крестьянские, промышленные и научно-технические;
• доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;
• мировая (только начинает складываться). Она формируется и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. Данный принцип не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.[7]
Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
• сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого;
• государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства, и особенно проводимой им политики, как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентации, сложившегося мировоззрения, символики и т.д.;
• разнородность культур — во времени и пространстве — позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях.
С учетом того, что формационный и цивилизационный критерии получили наиболее широкое распространение в вопросах типологии государственно-правовых явлений было бы методологически неверным противопоставлять (или даже взаимоисключать) данные критерии. При разработке соответствующей типологии государства и права, представляется целесообразным основываться на концепции, направленной на единое комплексное их использование в данном процессе, что позволяет учитывать как социально-экономические, так и культурно-духовные и религиозные факторы в развитии государства и права и, следовательно, помогает наиболее полно и содержательно охарактеризовать конкретный тип государства и права.
Указанный системный подход к типологии общества, государства и права в настоящее время уже разрабатывается в рамках философской, социологической, экономической и юридической наук, где он определяется в качестве интегративного (синтетического, или синтезированного) критерия к типологии государства и права. Квинтэссенцией данного критерия является возможность системного, и даже «синтезного», использования всех позитивных методологических потенций, характерных для формационного и цивилизационного критериев, и преодоление недостатков, присущих каждому из них в отдельности. Интегративный критерий, по смыслу его разработчиков, должен отражать в совокупности несколько элементов государства: государственную власть, экономику и культуру.[8]
Необходимо заметить, что на разработку данного критерия типологии государства и права определенное влияние оказали представления современных ученых-юристов, философов, социологов об интегральной теории права (интегративной юриспруденции, или интегральной концепции правопонимания), в основу которой положены труды некоторых русских (Б.А. Кистяковского и А.С. Ященко) и зарубежных (Г. Дж. Бермана) юристов.
При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления, позитивные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в единстве. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать тип государства и права с учетом не только социально-экономических, но и духовно культурных факторов. С указанной постановкой вопроса соглашается М.Н. Марченко, попутно обращая внимание на следующие аспекты: «Цивилизационный, весьма далекий от обстоятельной, глубокой разработки подход отнюдь не подменяет многие годы довольно продуктивно использовавшийся формационный подход, а, наоборот, творчески его дополняет и развивает. Но при условии, что использование того и другого подходов в качестве критерия типологии государств и правовых систем не закрывает путь к поиску и раскрытию других, аналогичных им или иных критериев»[9].
Фактически, используя интегративный критерий к типологии государственно-правовых систем, В.Е. Чиркин выделяет три существующие в мире крупные разновидности, формы современной цивилизации: мусульманскую, тоталитарно-социалистическую и капиталистическую[10]. Большинство населения планеты проживает в условиях капиталистической разновидности цивилизации, которая в современных условиях находится на разных стадиях развития. При этом выделяются разные формы капиталистической цивилизации - либеральный капитализм, тоталитарный капитализм, в настоящее время в развитых капиталистических странах существует та разновидность капиталистической цивилизации, которую, по мнению В.Е. Чиркина,[11] можно назвать социальным капитализмом, а государство, существующее в таком обществе - государством социального капитализма, социально-капиталистическим типом государства. Для данного типа государства характерны следующие черты: 1) это реальное социальное государство (выражением социальной деятельности государства являются с одной стороны - обеспечение предоставления социальных услуг населению, а с другой - обеспечение гражданину достойной жизни и свободного развития); 2) современное социальное капиталистическое государство характеризуется ролью социально-политического арбитра в обществе; 3) современное социально-капиталистическое государство - это «регуляционное государство» (регулирующая деятельность государства должна проявляться не только в экономике, но и в социальных, политических, идеологических и прочих отношениях); 4) государство социального капитализма по многим аспектам является технократическим и технологическим государством.
Следует подчеркнуть, что формационный, цивилизационный и выделяемый путем комплексного их использования интегративный критерии являются наиболее распространенными в научных исследованиях, а конструируемые на их основе типологии государства и права оцениваются в качестве наиболее масштабных, глобальных, претендующих на охват значительных временных и пространственных массивов. Указанные типологии государства и права стремятся охарактеризовать наиболее существенные признаки государства и права, предлагают выводы о главных тенденциях и перспективах развития государственно-правовых явлений. Учитывая изложенное, представляется возможным формационный, цивилизационный и интегративный критерии условно определить в качестве традиционных критериев построения типологии государства и права.
С позиций формационного подхода тип государства есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена его экономическим базисом.
В соответствии с марксистской формационной теорией типология государств своим основанием имеет общественно-экономические формации. Каждая такая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Поскольку в истории человечества таких формаций выделялось пять и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, в рамках марксизма был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.
Рабовладельческое государство
Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.
Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Главные создатели материальных благ - рабы - не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектами права и эксплуатации.
Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений-восстаний (восстание рабов в Сицилии во 2 в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н. э. и др.).
К внутренним функциям рабовладельческого государства относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.
Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами; функцию захвата чужих территорий; функцию управления завоеванными территориями. Важнейшую роль в этом играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних и внутренних функций. Частями государственного аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.
Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией.