Таможенный кодекс РФ 1993 г. и развитие таможенного законодательства во второй половине 90-х годов ΧΧ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 22:11, реферат

Описание работы

Целями данного реферата являются:

•Изучить Таможенный кодекс 1993г как основной документ, регулировавший деятельность таможенной службы во второй половине 90-х годов 20-го века.
•Ознакомиться дальнейшим развитием таможенного законодательства во второй половине 90-х годов 20-го века.

Содержание

Введение 3
1.Система таможенных органов и их функции по Таможенному кодексу 1993 года. 5
1.1. Система таможенных органов. 5
1.2.Функции таможенных органов 9
2.Таможенный кодекс 1993 года. Общие положения. 12
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ_готовый.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     предметов художественного, исторического и  археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а равно такое перемещение иных товаров, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятий контрабандой.

     Контрабандой  признается также невозвращение  на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации вопреки прямому запрету присутствующего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль. Контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации".

     Следовательно, определение контрабанды однозначно, а само понятие контрабанды свидетельствует, что это - тяжкое уголовное преступление и подлежит наказанию в соответствии с уголовным законодательством.

     Преступлением признается и наказывается уклонение  от уплаты таможенных платежей (ст. 220), незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями (ст. 221).

     Таможенные  органы, в соответствии с кодексом, наделены правом дознания. Таможенные органы, гласит статья 222, являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях  и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела.

     Таможенный  орган в рамках своей компетенции  наделен правом возбуждать уголовное  дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального  законодательства Российской Федерации, производить неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших (ст. 223).

     В соответствии с Законом Российской Федерации „Об оперативно-розыскной  деятельности в Российской Федерации", таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную  деятельность в порядке, предусмотренном  законодательными актами Российской Федерации (глава 36, ст. 224-226).

     В новом Таможенном кодексе детально изложены права и обязанности, с  одной стороны, таможенников, с другой, субъектов -участников и организаторов  внешнеэкономических связей. Кодекс предусматривает равные права тех  и других. На превышение прав или несоблюдение законодательства РФ таможенными органами можно подать  жалобу  в судебные  органы.  Ранее подобного в кодексах не было.

     Таможенным  кодексом юридически закреплены новые  категории нарушения таможенных правил. В кодексе 1991 года было изложено 17 составов преступлений, в новом - 40 составов нарушения таможенных правил. Это связано с расширением числа участников ВЭД и с ростом видов нарушений.

     Принципиально по-новому изложены экономические вопросы. В первую очередь следует сказать  о новых таможенных режимах. В их основу заложены экономические методы управления. В кодексе детализируется механизм таможенного воздействия на хозяйственную деятельность, что сближает систему взаимоотношений, национальную экономику России с мировым рынком.

     Если  в практике таможенного дела в стране действовали три режима - экспорт, импорт и транзит, - то в рассматриваемом документе их пятнадцать: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона; свободный склад; переработка вне таможенной территории;   экспорт;   реэкспорт;   уничтожение;   отказ   в   пользу государства.

     Указанные режимы отвечают мировым требованиям. Они будут способствовать не только развитию внешней торговли, но и прежде всего производственной кооперации, и в целом торгово-экономическому сотрудничеству. В будущем отпадет необходимость переоформления товаров за рубежом, а на это сейчас уходит 6-8% стоимостного объема внешнеторгового оборота. Однако реально указанный механизм начнет работать не сразу. В странах Запада на это ушли столетия, России потребуется не одно десятилетие.

     Положение кодекса о таможенных режимах, как  и другие, направлено на унификацию таможенных законов и процедур, соответствие кодекса международным стандартам. В кодексе с перспективой на будущее введена статья 6 „Действие международных договоров при осуществлении таможенного дела". В ней записано: „Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то применяются правила международного договора".

     „В  интересах развития и укрепления международной экономической интеграции, - говорится в статье 4-й Кодекса, - Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы,  юны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права".

     Законом предусмотрено положение о том, что если иностранные государства, образуют вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, либо подписали соглашения о  намерении создания такой зоны или  такого союза, то они могут пользоваться предоставлением тарифных преференций.

     В кодексе и Законе на основе соблюдения прав участников внешнеэкономических  связей закреплены функции таможенной службы как государственного органа, обеспечивающего нормальные взаимоотношения между таможней, предпринимателями и местными органами власти. Главное - это охрана прав и свобод граждан, строгое соблюдение законности и требований нормативных документов ГТК РФ.

     В кодексе детализированы статьи, освещающие „Таможенное оформление" (раздел IV, ст. 126-136). Подчеркивается, что таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим кодексом и другими законодательными актами и нормативными актами ГТК Российской Федерации.

     Подробно  излагается место и время производства таможенного оформления, круг лиц, присутствующих при этом, язык, на котором производится таможенное оформление, и контроль других органов, пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, упрощенный порядок таможенного оформления, грузовые и иные операции, взятие проб и образцов товаров, меры по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле при перевозе товаров и документов на них при таможенном оформлении.

     Значительное  место отведено главам „Предварительные операции" (ст. 137-156), „Декларирование товаров и транспортных средств". В соответствующих статьях Кодекса обстоятельно излагаются основные положения указанных глав.

     В 11 статьях V раздела освещаются вопросы  таможенного контроля. По-новому даются его определение и цель. „Таможенный контроль, - говорится в статье 180, - проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного   досмотра,   как   исключительной   формы   таможенного контроля; учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации; в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу либо не противоречащих законодательным актам Российской Федерации.

     При проведении таможенного контроля могут  применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и  не причиняющие ущерб товарам, транспортным средствам, лицам.

     Правила проведения таможенного контроля определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом".

     В последующих статьях освещается положение о зонах таможенного  контроля, о документах и сведениях, необходимых для таможенного  контроля, о порядке привлечения специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. В статье 184 дается пояснение о том, что должностные лица таможенных органов на основании служебного удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому контролю.

     В статье 185 обосновывается право таможенных органов на идентификацию товаров, транспортных средств, помещений и  других мест и указывается порядок  ее проведения.

     Таможням  и вышестоящим таможенным органам предоставлено право проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.

     В статье 186 изложены права лиц таможенного  органа, осуществляющего проверку финансово-хозяйственной  деятельности. Таможенным органам предоставлено  право выбора тех форм таможенного  контроля, которые достаточны для соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров. В соответствии со статьей 188 таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации, Вице-президента Российской Федерации и следующих с ними членов их семей.

     Освобождается от таможенного досмотра личный багаж  народных депутатов и членов Правительства  Российской Федерации, если они пересекают таможенную границу в связи с  исполнением своих депутатских  или служебных обязанностей.

     От  таможенного досмотра освобождаются  иностранные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воздушные  суда и военная техника, следующая  своим ходом.

     Право освобождения отдельных лиц, товаров  и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля предоставляется председателю Государственного таможенного комитета Российской Федерации или лицу, его замещающему, в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.

     „Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется после ратификации этих договоров" (ст. 188).

     В статье 190 говорится о том, что  при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам. За неправомерные действия должностные лица несут ответственность.

     Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежит.

     К вышеизложенному тесно примыкают  статьи VI раздела Закона „Тарифные льготы". Тарифные льготы (преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим законом. Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации.

     Законом предусмотрено десять случаев освобождения от пошлин (ст. 35). Особо выделено положение, которым предусматривается предоставление тарифных преференций иностранным государствам в соответствии с установившимися торгово-политическими отношениями России с ними (ст. 36).

     На  основании положений кодекса  Государственный таможенный комитет Российской Федерации является органом валютного контроля (ст. 198). Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету Российской Федерации. Ему предоставлено право определять функции и полномочия таможенных органов при осуществлении валютного контроля.

     В статьях 199-201 изложены основные права  компетенции таможенных органов  в области валютного контроля, порядок его и ответственность  за правонарушения, выявленные при осуществлении валютного контроля таможенными органами.

     На  таможенные органы возложена обязанность, вытекающая из их функций, по ведению  таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (глава 32, ст. 212). „В целях обеспечения высших органов государственной власти, иных государственных органов, определяемых законодательством Российской Федерации, информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов, валютного контроля, анализа состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного баланса и экономики в целом таможенные органы Российской Федерации ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также представляют и публикуют данные таможенной статистики".

Информация о работе Таможенный кодекс РФ 1993 г. и развитие таможенного законодательства во второй половине 90-х годов ΧΧ века