Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:53, реферат
Описание работы
Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления1.
В ст. 10 предусматривается
наказание за простую кражу. Кража,
совершенная впервые, кроме церковной и головной, и
кража с поличным со стороны ведомого
лихого человека, влекли за собой торговую
казнь, а также возмещение убытков по терпевшему.
В случае несостоятельности осужденного
можно было выдать
головой. С. Г. Струмилин интерпретировал
это положение лишь как продажу имущества,
но никак не личности истца. Выдача неимущих
истцам головою в работу до искупа получила,
по его мнению, законодательное закрепление
лишь в Уложении 1649 года133. Однако
общепринятым в науке является мнение
о том, что несостоятельный должник отдавался
истцу или кредитору в холопство до отработки
долга134. Это защищало интересы феодальных
собственников.
Торговая
казнь означала битье кнутом, которое
производилось палачом на торгах, площадях
или в иных местах скопления народа, с
целью устрашения последнего.Торговая
казнь часто являлась замаскированным
видом смертной казни, особенно в случаях,
когда предписывалась торговая
казнь без пощады. Число ударов в законодательстве
не определялось. В XVIII —XIX вв. число ударов
доходило до 400, в XVII в. для пытки устанавливалось
300 ударов. Но уже 50 ударов считалось битьем
нещадным: Тех воров...
бить кнутом... нещадно,
давать бы ударов по 50135. Этот вид
наказания применялся до середины XIX в.
Статья 11, относя
рецидив к числу отягчающих признаков,
рассматривает повторную кражу
как квалифицированную. При отсутствии
у виновного имущества он не выдается
истцу для возмещения убытков, а подвергается
смертной казни.
Статьи 12—13 определяют
порядок оценки показаний, изобличающих
преступников. По ст. 12 оговор в воровстве
со стороны 5—6 добрых людей, даже при
отсутствии доказательств в виновности
(а довода на него в
прежнем деле не будет), влек для оговоренного
обязанность удовлетворить требования
истца без разбора дела по существу (ст.
12). Институт оговора —обвинения (а на
коговзмолвят...пятъ
или шесть... добрых христиан) трактовался
по-разному. Б. И. Сыромятников видел в
этом обыскное начало в виде язычной
молки, т. е. свидетельства целой общины,
которая добрила или лиховала человека,
давая общую оценку его личности136.
Признавая, что институт оговора является
остатком суда общины, М. Ф. Владимирский-Буданов
рассматривает его, однако, как переходный
момент к началу повального обыска137.
Это более соответствует действительности,
ибо оговор со стороны добрых, т. е. благонадежных
с точки зрения господствующего класса,
людей приобретал в глазах законодателя
безусловную доказательственную силу.
К добрым людям обычно относились дети
боярские, составлявшие разряд свободных
служилых людей, занимавшие низшие и средние
должности в армии и системе управления
и получавшие за свою службу земельные
пожалования, или волостные крестьяне,
сидевшие на черных землях, находившихся
под управлением общей администрации,
и целовавшие крест, т. е. присягавшие при
избрании их населением для выполнения
различных должностей в органах местного
управления. Таким образом, добрые люди
являлись представителями господствующего
класса или зажиточной части крестьянского
населения.
Согласно ст.
13, признание добрыми людьми вора ведомым
лихим человеком,хотя бы и совершившего
первую кражу (а довода
на него в прежнем деле
не будет), но пойманного с поличным,
влекло для него смертную казнь. М. Ф. Владимирский-Буданов
подчеркивает, что более строгое наказание
вора, захваченного с поличным, характерно
для древнего права всех народов138.Поличное
— непосредственная улика в виде украденных
вещей, найденных у похитителя под замком. А
поличное то, что выимут
из клети из-за замка;
а найдут что во дворе,
или в пустой хоромине,
а не за замком, ино то
не поличное139.
По ст. 14 оговор
со стороны татя подлежал проверке.
Если оговоренный татем был прирочный (известный
как уже раз совершивший противозаконное
деяние) человек с доводом, он подвергался
пытке. В противном случае оговоренный
отдается на поруки до производства обыска. Обыск, по
мнению большинства ученых, означал опрос добрых людей
с целью определения репутации подсудимого.
Представляется, однако, заслуживающим
внимания мнение Г. Сокольского о том,
что в данном случае разумеется не повальный
обыск, а аналогично ст. 60 Псковской Судной
грамоты — осмотр дома. А
татю веры не ять; а на
кого возклеплет, ино
дом его обыскати; и
энайдуть в дому его
что полишное, и он тот
же тать, а не найдут
в дому его, и он свободен140.
Статьи 15—19
В ст. ст. 15—19 определяется
порядок выдачи судебных актов. Все
они должны были оплачиваться судебными
пошлинами, скрепляться подписью дьяка
и печатью великого князя, что свидетельствовало
о придании большего значения формальной
стороне дела.
В ст. 15 говорится
о выдаче правой
грамоты — судебного решения. Правая
грамота состояла из протокола судебного
разбирательства и решения суда. Она выдавалась
обычно по просьбе стороны, выигравшей
дело, и облагалась пошлиной в пользу должностных
лиц судебного аппарата, а именно — подьячего, которой
грамоту напишет, дьяка, подписывавшего
грамоту, и боярина, скреплявшего грамоту
печатью.
Статья 16 определяет
размер пошлин с докладного списка. Докладной
списокпредставлял собой протокол заседания
(судный список) суда первой инстанции,
передававшийся на рассмотрение (доклад)
вышестоящей инстанции, которая давала
указание, как решить дело. Решение"
вышестоящей инстанции писалось на оборотной
стороне судного списка и являлось основанием
для выдачи правой грамоты судом первой
инстанции. Основанием для доклада являлись
сомнения судьи, возникающие из трудности
дела или неясности права, ограниченная
компетенция судьи и разногласия судей
при сместном суде141. Институт доклада,встречающийся
и в Новгородской Судной грамоте (ст. ст.
6, 20, 26, 28, 42), представлял своеобразную
форму контроля вышестоящего суда над
нижестоящим, содействуя централизации
и укреплению княжеского и боярского суда.
Установление доклада обеспечивало
передачу особо опасных для господствующего
класса дел в руки центрального суда, а
именно обязательное обращение по докладу устанавливалось
при разборе дел о холопах, татях, разбойниках, лихих людях
(см. ст. 43). Порядок доклада довольно
подробно определен в Новгородской Судной
грамоте: А докладу
быти во владычне комнате;
а у докладу быть ис
онца по боярину да по житъему,
да кои люди в суде сидели,
да и приставом; а иному
никому же у доклада
не быть. А докладшиком
садиться на неделю
по трижды, в понедельник,
в середу и в пяток. А
кои докладшик не сядет
на тот день, ино взять
на боярине два рубля,
а на житьем рубль. А
докладшиком от доклада
посула не взять, а у
доклада не дружить
никоею хитростью, по
крестному целованью.
А кому сести на докладе,
ино ему крест целовать
на сей на крестной грамоте одновй142.
Решение вышестоящей инстанции по докладу выносилось
на основе фактического пересмотра всех
материалов дела. Таким образом, институт доклада являлся
зародышем апелляционного производства
в России.
Учитывая изменения
экономического положения холопов,
Судебник 1497 года, развивая ст. ст. 66 и 85
Русской Правды Пространной редакции
о допущении к свидетельским
показаниям холопов, предоставляет им
право отвечать и искать на суде, т. е. признает
их субъектами права. Кроме этого, Судебник
законодательно подтверждает практикуемый
отпуск холопов на волю. Это видно в ст.
17, которая предусматривает выдачу правой и отпустной грамот,
т. е. судебного решения по искам холопов
и документа об отпуске холопов на волю.
По наблюдениям Е. И. Колычевой, такой отпуск
распространялся прежде всего на верхушку
административно-хозяйственного аппарата,
военную дружину и одиноких женщин. Он
осуществлялся преимущественно в случае
выморочности владений феодала и первоначально
не требовал определенной регламентации.
Факт освобождения того или иного полного человека
фиксировался обычно в духовных грамотах
(завещаниях). Как правило, отпусгные грамоты
давались в спорных случаях143, и
лишь Судебник 1497 года не только узаконил
необходимость выдачи отпустных грамот
при всех случаях отпуска холопов, но и
определил порядок выдачи их (см. ст. ст.
17, 18, 20, 40—43). Статья 17 устанавливает одинаковую
пошлину при выдаче правой и отпустной грамот,
размер которой определяется не из расчета
пошлин с рубля, а с головы, т. е. с человека.
Законодательно подтверждая право на
отпуск холопов. Судебник, однако, строго
регламентирует порядок его осуществления.
Статья 18 относит
решение вопроса об отпуске холопов
к компетенции наместника, державшего
кормление с боярским судом. В волостях
(т. е. в частях уезда) функции управления
и суда осуществляли волостели. Судебные
функции осуществляли также дворецкие,
слободчики, приказчики, посольские и
т. д. Все они находились на содержании
населения, которое предоставляло им так
называемый корм. А
кто будет волостель
на Кривондине волости, ...
корму ... имели на Рождество
Христово со шти деревень
десятеро хлебов, да
полоть мяса, да мех
овса, да воз сена; а
тиуну его... пятеро хлебов,
да полоть мяса, да острамок (полвоза.
—Авт.) сена, да полмеха
овса; а доводчику ...
с деревни хлеб, да часть
мяса, да эобня (кошель, лукошко) овса144.
Кормление давалось, на срок, обычно на
год.
Стремясь централизовать
судебный аппарат. Судебник установил
два вида кормлений: кормление с боярским
и кормление без боярского суда. Кормленщик
ссудом боярским имел право выносить
окончательное решение по ряду наиболее
важных дел (о холопах, татях, разбойниках).
Должности кормленщика с боярским судом
получали обычно лица, занимавшие привилегированное
положение в системе аппарата управления
Русского феодального государства, а также
наместники и волостели наиболее отдаленных
от центра областей. Кормленщик без боярского
суда был обязан вносить решения по этим
делам на доклад в вышестоящую инстанцию.
Ею была Боярская Дума, для государевых
тиунов — великий князь, а для тиунов боярских
— соответствующий наместник с боярским
судом. Тиуны, а также дьяки, городовые
приказчики и другие приказные лица заведовали
доходами в пользу самого государя — государев
тиун, либо своего господина — тиуны боярские.
Отпускная грамота, выданная без боярского
доклада и без дьячей подписи, а в городах
без доклада наместнику, державшему кормление
с боярским судом, являлась недействительной.
Исключение допускалось лишь в том случае,
если отпускная была написана собственноручно
владельцем холопа, что предполагало подтверждение
его согласия на отпуск холопа.
Статья 19 предусматривает
отмену неправильного решения судьи
(та грамота не в грамоту) и предоставляет
истцу право повторного рассмотрения
дела. Поскольку дело начиналось заново,
перед нами институт апелляционного судопроизводства,
которое, по всей вероятности, осуществлял
сам князь. Это способствовало усилению
авторитета суда и защите прав господствующего
класса. Законодательство не отличает
еще неправый суд от судебной ошибки и
не устанавливает ответственности судей
за вынесение ими неправильного решения.
Статья 20
Статья 20 является
не столько иллюстрацией ст. 19, сколько
дополнением, уточнением, усилением ст.
18, регистрирующей отпуск холопов на волю.
В ней вновь подчеркивается, что наместники
и волостели, державшие кормление без
боярского суда, неправомочны без обращения
в вышестоящую инстанцию решать никакие
дела, связанные с правовым положением
холопов. Они не могут выдавать не только
отпускные, но также грамоты
беглые и государя
грамоты правые, т. е. решения суда по
спорному делу между холоповладельцами
о выдаче холопа или робы одной из сторон
или о несостоятельности притязаний феодала,
когда холопу удавалось доказать свое
свободное состояние. Контроль за выдачей
этих документов в условиях отпуска холопов
и наряду с этим массового бегства и переманивания
холопов землевладельцами был особенно
необходим для охраны интересов господствующего
класса.
Статьи 21—24
Данные статьи,
могущие, по мнению Л. В. Черепнина, представлять
собой самостоятельный правовой
памятник, посвященный великокняжескому
суду, определяют размер пошлин за разбор
дел этим судом145. Под княжеским
судом понимался как суд самого великого
князя, так и его детей. Сохранились правые
грамоты XV в. — сына и внука Ивана III. Великокняжеский
суд в тот период рассматривал дела в качестве
суда первой инстанции по отношению к
жителям своего домена, а также особо важные
дела или дела, совершенные лицами, имеющими
привилегию на суд князя. К ним обычно
относились обладатели (духовные и светские)
тарханных грамот, и служилые люди, начиная
с чина стольника. Помимо этого, князь
рассматривал дела, поданные лично на
его имя, направленные по докладу из
нижестоящего суда для утверждения или
отмены принятого судом решения, а также
являлся высшей апелляционной инстанцией
по делам, решенным нижестоящими судами,
осуществляя так называемыйпересуд. Воспроизводя
текст ст. ст. 3,15—17 о размерах пошлин за
выдачу правых грамот, отпускных и докладного
списка, статьи подтверждают, что пошлины
в великокняжеском суде взыскиваются
те же, что и в боярском суде.
Статья 25
В статье определяются
пошлины за выдачу бессудной грамоты.
Дело в этом случае решалось в пользу явившейся
стороны. Поскольку бессудная грамота
упоминается только в связи с производством
дела в княжеском суде и в статье говорится
о пошлинах печатнику, можно согласиться
с А, Г. Поляком, что “решение вопроса о
возможности удовлетворить иск без предварительного
судебного разбирательства входило исключительно
в компетенцию великокняжеской власти”146.
Отнесение вопроса о выдаче бессудной
грамоты к великокняжеской компетенции
позволяло брать под защиту дворян, которые,
будучина государственной службе, могли
пропустить срок явки в суд.
Статья 26
В статье устанавливается
пошлина за выдачу срочной грамоты,
а также за изменение срока
явки в суд. Если срок отписати, т.
е. изменить срок явки хотели обе стороны,
пошлины, в том числе хожоное недельщику
(см. комментарий к ст. ст. 4—7, 29), распределялись
между ними поровну; если же срок отписывался
по просьбе одной из сторон, то уплата
всех пошлин возлагалась на нее. В данном
случае хожоное — плата недельщику за
извещение истца или ответчика о явке
в суд к сроку, указанному в срочной грамоте,
или за посылку в суд для оформления (по
поручению одной из сторон) отсрочки. Срочные
грамоты оформлялись при участии официального
лица — пристава, хранились обычно у дьяков
и служили основанием для выдачи бессудных
грамот147.
Статья 27
В статье предписывается
(при неявке ответчика в суд
в назначенный срок, что устанавливалось
дьяками) выдавать истцу на восьмой
день после срока, указанного в срочной
грамоте, бессудную грамоту. Это
делать мог только дьяк, а не подьячий,
что усиливало значение центрального
суда.
Статья 28
В статье регламентируется
порядок выдачи приставных
грамот, т. е. грамот, выдававшихся приставу
и разрешавших ему брать на поруки ответчика
при вызове его в суд, производить обыски
или иные действия, необходимые для расследования
по делу или приведения в исполнение приговора.
Пошлина за выдачу приставной грамоты
взыскивалась из суммы езда, получаемого
недельщиком. Под ездом понималась
пошлина за поездку пристава, недельщика
за пределы города. В целях предупреждения
злоупотреблений со стороны должностных
лиц сумма езда оставалась неизменной
независимо от числа истцов, участвующих
в оплате езда, и устанавливалась в зависимости
от расстояния до пункта, куда направлялся
недельщик (см. комментарий к ст. 30). Приставная
грамота выдавалась только в том случае,
если цена иска превышала затраты, необходимые
для отправки пристава за ответчиком.
Таким образом, малоимущее население,
чаще всего обращавшееся в суд с исками
небольших размеров, фактически лишалось
возможности прибегнуть к помощи пристава.