Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:13, реферат
Петр Аркадьевич Столыпин потомок старинного дворянского рода. Крупный потомственный помещик ( владел 7,5 гектарами земли ). Родился 2 (14) апреля 1862 года в столице Саксонии Дрездене, куда ездила к родным его мать. Спустя полтора месяца — 24 мая — был крещён в дрезденской православной церкви.
Детство провел сначала в усадьбе Середниково Московской губернии (до 1869 года), затем в имении Колноберже Ковенской губернии. Семья выезжала также в Швейцарию.
Таковы мотивы, по которым большинство ОК считало необходимым сделать "все возможное, чтобы закон послужил к скорейшему уничтожению общины и проведению начал личного землевладения".
Многим в ОК ограничения думского проекта казались недостаточными: они опасались распродажи крестьянами своих земель и перехода последних в руки представителей других сословий. Отчасти тут сказался традиционный дворянский взгляд на крестьян. "Следует, - полагал Стишинский, - оберегать крестьян так же, как детей, от всего опасного". Кого-то пугали прецеденты: так, в Галиции в условиях полной свободы отчуждения крестьянских участков за короткий срок, с 1870 по 1880 г., 400 тыс. крестьянских участков были проданы лицам других сословий. Но главное, что стояло за этой заботой о крестьянах, было стремление "обезвредить" указ 9 ноября. "Все поправки, - справедливо заметил Н.П.Балашев, - в корне изменяют закон 9 ноября, клонятся к уменьшению личных прав, дарованных законом".
Большинство ОК согласилось с думской редакцией ст. 35 и отклонило все поправки к ней, исходя при этом из того, что, во-первых, крестьяне "крепко сидят на земле"; во-вторых, предоставление обществу права преимущественной покупки противоречит основной цели закона и неизбежно стеснит домохозяина при продаже; в-третьих, Крестьянский банк, куда возможен залог, находится под контролем правительства.
С Думой ОК разошлись лишь в вопросах о доплате за излишки укрепляемой земли, о правах на недра укрепляемых участков и о том, кто в спорных случаях определяет домохозяина. По другим статьям большинство ОК, отклонив поправки противников законопроекта, согласилось с Думой.
Два докладчика (М.В.Красовский - по всему законопроекту, Стишинский - по отделам, не вызвавшим разногласия) должны были доложить общему собранию Госсовета итоги работы ОК: особое мнение Ушакова, отвергавшего и самую необходимость, и полезность дальнейшего действия указа 9 ноября; особое мнение трех левых членов ОК, предлагавших отклонить думское дополнение (статьи 1-8 законопроекта) и рассчитывавших "улучшить поправками" ту часть законопроекта, что воспроизводила указ 9 ноября; мнение меньшинства ОК (8 правых и Гевлич высказались за исключение статей 1-8 и они же, без Наумова, полагали необходимым существенно ограничить право отчуждения) и мнение большинства ОК, одобрившего законопроект Думы "в главных его очертаниях".
Общее собрание рассматривало законопроект с 15 марта по 30 апреля 1910 г. К этому времени в Госсовете сложилось примерное равенство сил сторонников его и противников. Обусловленная этим напряженность обсуждения усиливалась, по-видимому, ещё и правой интригой против Столыпина.
Два дня заняла общая дискуссия, в итоге которой решено было перейти к рассмотрению статей. В ходе её обнаружилось противостояние по линии правительство - правая группа и блокирование левой группы с правыми. В первый же день обсуждения сразу же после докладов ОК выступил глава правительства. Заметив, что предыдущие ораторы освободили его от обязанности разъяснять существо и значение указа 9 ноября, а в Думе, ОК Госсовета, учёных обществах и прессе по поводу его "сказано уже всё", Столыпин сосредоточился на принципиальной стороне вопроса. Он обратил внимание общего собрания прежде всего на обстоятельство, недостаточно, по его мнению, "учитываемое, а, может быть, и нарочито замалчиваемое: горячий отклик населения на закон 9 ноября, эта пробудившаяся энергия, сила, порыв, это то бурное чувство, с которым почти одна шестая часть...домохозяев общинников перешла уже к личному землевладению".
Обратившись далее ко времени и обстоятельствам издания указа, Столыпин подчеркнул глубокую его обусловленность нуждами социально-экономического развития общества. "Ведь это было довольно смутное время - напомнил он, - свобода насилия, когда насилие это иные считали возможным уничтожить насилием же, принудительным отчуждением владельческих земель". Изданный в этих условиях, указ был, с точки зрения дворянской правой, актом "политичиской растерянности слабого правительства, которое зря сразу разбросало весь свой балласт: земли удельные, общинный строй - всё в жертву гидре революции".
С точки зрения Столыпина, всё обстояло иначе: указ явился результатом "продуманного, принципиального" отношения к тому, что происходило в то время в России; это было лечение, в основе которого - точный диагноз: "социальная смута вскормила и вспоила нашу революцию"; лечение "коренной болезни", которую одними только политическими мероприятиями не вылечишь, - бедности и невежества крестьянства, его земельного настроения; указом закладывался "фундамент, основание нового социально-экономического крестьянского строя".
В думском дополнении к указу Столыпин не увидел ничего, кроме желания ускорить переход к личной собственности, и возразил лишь против признания участко-наследственными тех обществ, в которых не было общих переделов за последние 24 года, полагая, что из-за технической сложности операции "дело не ускорилось бы, а, напротив, затормозилось бы".
Правые приняли условия спора и изложили свое понимание принципиальной стороны проблемы. Олсуфьев, попытавшись связать "общей мыслью" поправки меньшинства ОК, выразил неприятие новой аграрной политики в целом. Прежде всего, его приводили в "смущение" непоследовательность и противоречивость правительства в аграрном вопросе: "Теперь нам говорят, что через семь-восемь трехлетий общины не будет, а тогда (в манифесте 26 февраля 1903 г.) говорили о ее незыблимости"-"так где же правда"?
Под сомнение было поставлено и утверждение Столыпина, что указ подтверждается жизнью: выходцы из общины и закрепление обусловлены вовсе не осознанным интересом, тут "влияет известная смута, господствующая у крестьян в настоящее время, и разные агитации, прямо иной раз предосудительные". В деревне, утверждал он, "по отношению к этому закону, энтузиазма ни у кого нет, а есть какое-то недоумение, что что-то творится", а характер собственности на закрепляемую землю "просто идет в разрез с общим крестьянским правосознанием". На местах, обобщал Олсуфьев, идет "не созидательный процесс хуторского хозяйства и личной собственности, а происходит успешный процесс разрушения общины". Поэтому "решать так быстро во имя только общей доктрины, подвести крестьян под общее состояние всех других людей в России, во имя общей уравнительной и какой-то, по-моему, псевдоосвободительной доктрины, никоим образом нельзя".
"Коррективы" правых выглядели так: думское дополнение к указу исключить, а оставленную часть исправить в духе манифеста 26 февраля 1903 г., т.е. обеспечить выход из общины отдельным домохозяевам, "но при непременном условии сохранения самой общины".
Позицию левой группы в общем собрании изложил Мануйлов. Позитивная часть выступлений левых членов Госсовета, как и в ОК, была лаконичной и неконкретной - они явно предпочитали критику. Обвиняя правительство в "разрухе общины", Ковалевский приводил пугающие цифры: 48% надельной земли "с сегодняшнего на завтрашний день" могут оказаться в частной собственности домохозяев. "Господа! - восклицал он.- Большей земельной революции мир еще не знал". И тут же утверждал, что "закон даже не создает того, что называют личной, свободной, никем не стесняемой, а потому привлекающей, собственностью", чем вызвал язвительные реплики Красовского: "Где же грандиозность перемены? ... где беспримерная революция в аграрных отношениях, о которой профессор М.М.Ковалевский говорил в первой части своей речи?"
Чуть позже, в заседании 19 марта, Ковалевский так сформулировал программу группы: она "сводится к тому, чтобы провести в жизнь то правило, которое англичане выражают словами "прочь руки". Предоставьте самим заинтересованным, сообразно обстоятельствам ... решать - выйти ли им в составе мира". Такая позиция левой группы заслужила высокую оценку правых.
Аргументация сторонников указа в ходе дискуссии в общем собрании была существенно усилена. Член "центра" Калачев в подтверждение жизненности указа привел справку: в губерниях северного промышленного района "большинство земств уже ассигновали средства на содействие правильной постановке отрубных крестьянских хозяйств, тем самым признав целесообразность закона".
Острая дискуссия в общем собрании развернулась вокруг думского дополнения к указу 9 ноября и прежде всего ст.1 законопроекта. Противники, как и в ОК, находили думское дополнение "бесполезным" в смысле практических результатов и "вредным", с точки зрения "правильно понимаемых целей землеустройства".
Юридическая конструкция его представлялась им несостоятельной. Признавая бедственное положение крестьянства, они не считали общину его причиной, и вообще полагали, что "центр тяжести аграрной политики лежит не в вопросе о формах землевладения, а в вопросе о способах содействия агрикультурному процессу". Правительству советовали не спешить, ибо и так - де процесс выдела в хутора и отруба сильно отстает от процесса укрепления. Было и более откровенное заявление о желании "сохранить то, что вы намереваетесь упразднить". При этом пугали пролетаризацией и неизбежной в связи с ней классовой борьбой, "которая может повести, в конечном исходе, г диктатуре большинства крестьянских рабочих".
Сторонники сделали акцент на несомненной, на их взгляд, выгоды от указа для массы сельского населения. Этой мерой, говорил Красовский, внедряется в огромную массу крестьянства "спасительное понятие о собственности". Спасительное в психологическом отношении: крестьянин, становясь собственником, приобретает "твердое сознание незыблимости права на свою землю", сознание своей прочности на земле, сознание своего дела, у него формируется "уважение к чужой собственности"- этим закладывается возможность перехода крестьянства "из прежнего архаического порядка коллективизма и бесправия" к свободной гражданской жизни. Спасительное - в экономическом: у крестьянина устанавливается "любовная связь" с землей, последняя становится благом, достоянием, которым следует дорожить для себя и потомков, а сам крестьянин - хозяином, а не временным пользователем - хищником; будет сокращаться чересполосица, так как у подворников сильнее стремление к разверстанию и они лучше и быстрее с этим справляются; личный интерес станет "движущей силой" народного прогресса.
Таким образом, по мнению сторонников думского дополнения, ускоренное и насильственное уничтожение общины было необходимо, учитывая современное положение России, и еще более – с учетом нужд ее будущего развития: "Россия вовлечена в мировой товарооборот и лишь при подъеме платежных сил крестьянской массы можно будет достигнуть широкого удовлетворения тех культурных потребностей, которые с настоятельной нуждой требуют скорого разрешения".
Дискуссия длилась четыре дня, но исход ее оставался неясен. Определенно повлияло на решение общего собрания настроение в Думе. 22 марта 103 голосами против 75 оно исключило из состава ст.1 упоминание о тех обществах, в которых не было переделов в течении 24 лет. Та же часть ст.1, где речь шла об обществах, в которых не было общих переделов со времени наделения их землей, была принята 90 голосами против 88.
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 г. По своему экономическому содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный. Но он обеспечивал прогресс по худшему, прусскому образцу, тогда как революционный путь открывал «зеленую улицу» «американскому», фермерскому пути, максимально эффективному и быстрому, в рамках буржуазного общества.
Суть
закона раскрывалась в его 1 статье,
устанавливавшей, что каждый домохозяин,
владевший надельной землей на общинном
праве, мог потребовать «укрепления»
причитавшейся ему земли в
личную собственность. Более того, закон
разрешал ему оставить за собой и
излишки, превышавшие норму, если он
за них заплатит /86/ общине, но не по
существовавшим на данный день ценам,
а по выкупной цене 1861 г., когда эти
цены была значительно ниже. В общинах,
где не было переделов земли более
24 лет, за излишки платить не надо
было вообще. На выход из общины требовалось
согласие сельского схода, но, если
оно не давалось в течение 30 дней,
выдел осуществлялся
Существенным дополнением к закону 14 июня 1910 г., усиливавшим его насильственный характер, был принятый обеими палатами закон о землеустройстве, называвшийся законом 29 мая 1911 г. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительною укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно-подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими правами, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.
Важными инструментами разрушения общины и насаждения мелкой личной собственности были Крестьянский банк и переселение. Еще в августе 1906 г. банку для продажи крестьянам были переданы удельные земли и часть казенных земель. Но свой главный земельный фонд банк создавал за счет скупки помещичьих земель, которые он потом дробил и пускал в продажу как отдельным крестьянам, так и разным земельным объединениям. В короткое время Крестьянский банк стал крупнейшим земельным собственником. Помещики охотно продавали ему свои имения, поскольку в задачу банка входило также поддержание высоких цен на дворянские земли. Условия продажи были достаточно жесткими — за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась банку для новой продажи.