Столыпинская аграрная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Современная эпоха характеризуется бурным ростом интереса к историческому прошлому нашей страны, и это неудивительно, поскольку исторический опыт является ценным источником важной информации.

Так или иначе, любой опыт, будь он положительным или отрицательным, является неотъемлемой частью в развития общества.

Работа содержит 1 файл

Столыпинская аграрная реформа Чернова Гиму-31.docx

— 68.90 Кб (Скачать)

       Так, будучи еще саратовским  губернатором, П.А.Столыпин в записке  от 11 января 1906 г. высказал мысль  о том, что бороться с революцией  с помощью одних репрессий  невозможно, что главная причина  массового крестьянского движения  – вовсе не революционная пропаганда, а прежде всего нищета деревни.  Поскольку, с учетом своей (надельной), а также арендованной земли крестьяне имели в среднем по 5,6 десятины на двор. Между тем, для того чтобы обеспечить себе прожиточный минимум, семье необходимо было владеть 10 десятинами. По существу, почти три четверти крестьян были на грани нищеты или за ней.

     При этом нищета, по его мнению, не была следствием малоземелья, а последнее  не являлось основной причиной крестьянских волнений. Главной причиной нестабильности в деревне Столыпин считал сохранение общины, тормозившей производительность сельского хозяйства и препятствовавшей формированию у крестьян частнособственнического  менталитета. 

       Эту свою позицию обосновал  на совещании губернаторов, состоявшемся  в конце января того же года.

     Поскольку большинство губернаторов причину  революционного движения видели в агитации интеллигенции и требовали усиления репрессий, Столыпин был вынужден подать особое мнение, настаивая на проведении наряду с карательными мерами и некоторых  достаточно радикальных реформ.

     Император ознакомился с мнением П.А. Столыпина  не позднее 4 февраля 1906 г.7, что, видимо, не могло не сказаться впоследствии при выборе им кандидатуры на пост главы правительства.

     Таким образом, главным препятствием для  намеченных перемен в деревне  П.А.Столыпин считал сельскую общину. Но если община как оплот средневековых традиций была злом, то таким же злом был и другой оплот феодализма – дворянское землевладение, однако его П.А.Столыпин во что бы то ни стало хотел сохранить. Решение П.А.Столыпина избрать путь наступления на общину во многом определялось его знакомством с организацией сельского хозяйства в Германии, Польше, Литве, где крестьяне в течение столетий жили на хуторах.

1.4. П.А. Столыпин и Государственная дума

        Премьер пришел к власти в переломный момент, поскольку в это время проходил пересмотр политического курса. «Весной 1906 г. страна не знала, куда качнется маятник: удержится ли монархия или же к власти придут революционные радикалы, останется ли земля у прежних владельцев или она будет роздана крестьянам»8.

     27 апреля 1906г. в присутствии Николая  II в Петербурге состоялось торжественное открытие I Государственной думы. По составу ока оказалось думой революционеров. Дума повела легальную атаку на власть. Депутаты потребовали амнистии для террористов и убийц. Думу вовсе не интересовали экономические реформы и хозяйственная деятельность. Депутатам была нужна амнистия для террористов, отмена смертной казни за террор.

     В то время как по всей России не утихали  крестьянские волнения, пылали усадьбы, в думе не утихали словесные сражения. Если представители дворянства выступали  за неприкосновенность собственности, то депутаты- крестьяне настаивали на том, что нужно передать земли  в руки землевладельцев. Происходило  столкновение интересов между двумя  силами - землевладельцами и землепашцами, дворянством и крестьянством.

     Таким образом, на повестке дня у Государственной  Думы стояло решение земельного вопроса, самого насущного вопроса первой русской революции.

     П.А.Столыпин начал предпринимать меры по успокоению народа. Они были крайне строгими : применение армии, введение военно-полевых судов. Но его политика не нашла одобрение со стороны агрессивно настроенных партий, таких как, к примеру, кадеты.

     Господа положения в I Думе- кадеты- внесли проект земельного закона, которым предлагалось частичное отчуждение частновладельческих земель, разумеется, за «справедливое вознаграждение» и «с сохранением культурных хозяйств».

         В условиях еще сильного крестьянского  движения I Дума, бесспорно, шла к  принятию кадетского законопроекта  о частичном принудительном отчуждении  частновладельческих земель. Дворянство  заволновалось. Помещики и слышать  не хотели об отчуждении даже  части своих земель. Они потребовали  роспуска Думы, обуздания «потворствующей  революции» печати и введения  военного положения. 

     Ситуация  в Думе накалялась. Волна крестьянских выступлений не спадала. Со всех концов страны приходили сведения о возможности  солдатских выступлений. Россия была на пороге катастрофы. Требовались решительные  меры. Основное разногласие между Думой и правительством было в решении аграрной проблемы и вопроса смертной казни.

     Говоря  о деятельности Думы в целом, заметим, что она была обречена и 8 июля 1906 года был подписан указ о роспуске думы и одновременно председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин.

       Во II Думе, так же как и в первой, в центре внимания стоял аграрный вопрос. Она начала свою работу 20 февраля 1907 года.

     Заметим, что предвыборная компания прошла не без давления и вмешательства властей на избирателей. Так, к примеру, сенатские «разъяснения» исключили из числа избирателей большие группы рабочих и крестьян. Помимо этого, масса манипуляций была направлена на рассылку избирательных повесток, назначение дня и места выборов. Преследованию подвергались левые выборщики, запрещались избирательные собрания.

     II Государственная дума оказалась  по своему составу более левой, чем правая.

     П.А.Столыпин 6 марта 1907г.  выступил перед ней  с программой правительственных  реформ, где четко прослеживалась мысль о том, что режим вовсе  не собирается делиться своей властью  с «народным представительством».

     Список  открывал знаменитый указ 9 ноября, далее  же приводился перечень других аграрных мероприятий. Согласно этому указу  крестьяне получали право свободного выхода из общины и закрепления их надельных земель в личную собственность. Также они могли продать эту  землю. П.А. Столыпин предполагал, что  эта мера должна способствовать скорому  разрушению крестьянской общины.

     П.А.Столыпин четко утверждал, что правительство, которое «хранит исторические заветы России» для реализации этой программы  готово наряду с законодательными учреждениями приложить все усилия9. Безусловно, его слова провоцировали левую часть Думы на выступления.

     Все партии левее октябристов и кадетов (последние также защищали помещичьи  интересы, но готовы были идти на компромисс) выступили с явно отрицательным  отношением к указу 9 ноября 1906 г. II Дума грозила последовать примеру  первой и поставить вопрос о частичном  принудительном отчуждении частновладельческих  земель.

     Правительство настаивало на осуждении революционного терроризма. Но, так или иначе большинство депутатов не согласились это сделать.

     Разгон  Думы сделался неизбежным. Поводом  к роспуску послужил арест социал-демократов по провокаторскому обвинению якобы  в подготовке покушения «на высочайшую особу» и вооруженного восстания. Правительство  теперь уже не боялось разогнать  Думу и изменить избирательный закон.

   3июня манифестом Николая II было объявлено решение о роспуске II Государственной Думы. Кроме того, Николай II изменил избирательный закон, что по манифесту 17 октября 1965 года не имел право делать, поскольку согласно нему ни один закон не может быть принят без санкции Государственной думы.

   Подводя итог, акт 3 июня 1907 года справедливо  получил название государственного переворота и вошел в историю  под названием Третья июньская монархия. Это событие стало концом первой русской революции.

   Новая, III Государственная Дума, открывшаяся  в начале ноября 1907 г., по своему составу  существенно отличалась от предшествовавших. Помимо уменьшения общего числа депутатских мест ( с 524 до 442), она вместо крестьянской стала дворянской. После провала надежд властей на крестьянство как на массовую социальную опору режима политика цезаризма была отброшена.

   В политическом отношении Дума значительно  поправела. Наиболее значительной фракцией стал праволиберальный «Союз 17 октября».

   Октябристам фактически была уготована роль проправительственной партии, с помощью которой Столыпин намеревался проводить в Думе свою политику.

   Таким образом, новый избирательный закон, как считает его автор Крыжановский, «дал правительству послушное и гибкое орудие для отбора того, что было лучшего в русском обществе, наиболее государственного»10.

   В III Государственной думе, созванной  по новому избирательному закону, господствовали совершенно иные настроения, нежели в предыдущих двух.

   «Обсуждение указа 9 ноября 1906 г. началось в Думе 23 октября 1908 г., т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. Правительство и правооктябристское большинство Думы намеренно не спешили  с этим, казалось, самым спешным  и главным для них вопросом: они хотели, чтобы указ успел пустить глубокие корни, стать необратимым. В общей сложности обсуждение его шло более полугода»11.

   Дума  одобрила указ от 9 ноября, и, более того, объявила распущенными все общины, где более 24 лет не осуществлялось земельных переделов.

   «После  принятия указа 9 ноября Думой он с  внесенными  поправками поступил на обсуждение Государственного совета и  также был принят, после чего по дате его утверждения  царем стал именоваться законом 14 июня 1910 г.»12.

   Подведя итог, оговоримся, что П.А.Столыпин отнюдь не боялся выступать в Думе с ответами на самые различные запросы от депутатов.

     Он  был хорошим оратором, на трибуне  держался достойно, корректно. Между  тем, иногда аудитория была настроена  настолько к нему враждебно, что  из-за шума в зале Столыпин не мог  начать выступление в течение 10-15 минут13.

     О работе Государственной думы, принимаемых  ею решениях Столыпин высказывался весьма снисходительно: «…У вас нет ни сил, ни средств, ни власти провести его  дальше этих стен, провести его в  жизнь, зная,  что это блестящая, но показная демонстрация», или: «…это  ровная дорога и шествие по ней  почти торжественное под всеобщее одобрение и аплодисменты, но дорога, к сожалению, в данном случае приводящая никуда».14 
 
 
 

ГЛАВА 2. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА

      2.1. Замысел реформы и процесс разрушения общины

      В результате массовых крестьянских волнений 1905 года стало совершенно очевидно, что сохранять сложившееся положение  в деревне более невозможно, поскольку  общинная и частная собственность  не могут более уживаться рядом.

      Аграрный  кризис начала XX века и крестьянские выступления накануне и в годы первой российской революции несомненно демонстрировали необходимость решения аграрного вопроса.

      Начало  крестьянской реформе положил указ 9 ноября 1906 г., имевший скромное название «О дополнении некоторых постановлений  действующего закона, касающегося крестьянского  землевладения и землепользования»15.

      Основные  идеи, положенные в основу реформы, а именно необходимость ликвидации общин и вовлечение надельных  земель в свободный режимный оборот, высказывались задолго до П.А. Столыпина. Их, в частности, активно развивал еще до революции 1905—1907 гг. С.Ю. Витте.

      Постепенная ликвидация общины должна была, во-первых, повысить производительность аграрного  сектора экономики, ликвидировать  его разбалансированность и разнородность, усилившиеся в результате виттевской индустриализации; во-вторых, создать из мелких зажиточных крестьян-собственников консервативный «средний класс», который, как это следовало из опыта европейских стран, составил бы новую социальную опору власти и укрепил бы существовавший политический режим; в-третьих, снять социальную напряженность в деревне, отвлечь крестьян от передела помещичьих земель.

      Наконец, аграрная реформа, завершая затянувшийся более чем на полвека процесс  освобождения крестьян, должна была подвести экономическую базу под обретение  ими гражданских и политических прав. «Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью, - справедливо утверждал Столыпин, - он остается рабом, и никой писанный закон не даст ему блага гражданской свободы»16.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа