Становление Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 11:29, реферат

Описание работы

В письменных памятниках Древней Руси князь неизменно выступает на фоне дружинном, в обществе своих товарищей и помощников, деливших с ним, как говорится, и радость и горе. По верному определению А. Е. Преснякова, дружина — это ближайшие соратники и сотрудники князя, окружающие его и в мире и на войне; дружина обнимает круг лиц, постоянно состоящих при князе, живущих при нем, болеющих его интересами. Одна из главных характерных особенностей союза князя и дружины — общность очага и хлеба .

Работа содержит 1 файл

Отечественная История.docx

— 69.28 Кб (Скачать)

Осознание себя как советского народа различными нациями СССР подтверждалось последующими социологическими опросами, как и  советский патриотизм[12]. Не случайно именно против советского народа был  направлен, прежде всего, удар недругов СССР. Один из видных идеологов США  З. Бжезинский, выступая осенью 1991 г. по российскому телевиденью, заявлял, что советского народа нет, а есть русские, украинцы, грузины и т. д. В начале 80-х гг. XX в. в СССР прослеживались две тенденции в национальных отношениях. С одной стороны, усиление межнациональных шероховатостей, связанных с наличием некоторых национальных неудовлетворенностей – недостаточное использование национальных языков, территориальные проблемы, неудовлетворенность в расстановке национальных кадров. С другой, шел несомненный процесс сближения наций, выражавшийся в том, что более 82 % населения страны знали уже русский язык, как язык межнационального общения, а двуязычие, как известно, имело и социальное значение[13]. Кроме того, шел процесс увеличения межнациональных браков, достигший к 80-м гг. 15 %. Поэтому многое зависело от того, как умело будут регулироваться межнациональные отношения в СССР.

Конкретная  практика в этой области в эпоху  так называемой перестройки продемонстрировала не только неумение урегулировать межнациональные  отношения, но и стремление к их обострению. Главная их причина заключалась  в смене общественного строя, при котором подняли голову националистические силы. Советская система национальных отношений, которая была рассчитана на советские инструменты руководства  страной, где господствовала общественная форма собственности на орудия и  средства производства и где руководящая  роль в руководстве страной принадлежала компартии менялась, а затем сменилась другой системой, при которой советские принципы национальных отношений уже не могли действовать. В этих условиях и произошел распад страны. Никакой вины людей создававших СССР в свое время здесь не было. Свою задачу они решили. На стыке 80-х – 90-х гг. XX в. при разрушении советской системы наивно было полагать, что советские принципы национальных отношений будут действовать автоматически. Межнациональные отношения обострились и привели к ряду серьезных конфликтов. Тем не менее, всесоюзный референдум 17 марта 1991 г., проведенный в большинстве республик СССР показал, что три четвертых его участников стояли за сохранение СССР. Даже в тех республиках, где проведение этого референдума было сорвано, многие их жители приняли участие в голосовании и, как правило, высказывались за СССР.

8.  Ошибки, допущенные Н.С. Хрущевым, волюнтаризм  в его политике облегчили приход  к власти консервативных сил,  окончательно блокировавших нарождавшееся  демократическое движение. 14 октября  1964 г. на Пленуме ЦК КПСС  Н.С. Хрущев был смещен со  всех постов. Первым секретарем (с  1966 г. - Генеральным секретарем) ЦК  КПСС стал Л.И. Брежнев, выражавший интересы партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. С 1977 г. он занимал еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Поэтому главным фактором, определявшим внутреннюю жизнь страны в середине 60-х гг., был поиск путей дальнейшего экономического и социального развития. Самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики стала хозяйственно-экономическая реформа 1965 г ., проводившаяся под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Реформа затронула промышленность, строительство, сельское хозяйство. Реформа управления промышленностью была одобрена сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС. Ее основными направлениями стали: новая административная централизация: упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на предприятиях; изменения в системе управления промышленностью и строительством: сокращение числа планируемых сверху показателей; введение в качестве основной оценки; развитие экономического стимулирования предприятий. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. Период 1966-1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства вырос в полтора раза. В дальнейшем экстенсивный характер экономики привел к форсированному развитию топливно-энергетического комплекса СССР. Если в 1971-1975 гг. он составлял - 11% общего объема капиталовложений, то в 1992 г. - 21%. В 1980 г. комплекс давал 10% мировой добычи нефти и газа. С приходом к власти Л.И. Брежнева увеличилось также финансирование оборонных программ. На нужды ВПК расходовалось ежегодно 45% бюджетных средств, выделявшихся промышленность. В военно-промышленной отрасли было занято 80% машиностроительных заводов. На фоне мировой экономики руководством осознавалась потребность перехода к интенсивным методам производства. С 1970 по 1985 гг. удельный вес отраслей, определявших научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроения, металлообработки, химии и нефтехимии, электроэнергетики) в валовой продукции вырос с 25% до 38% (в то время, как в индустриально развитых державах их доля достигала 55-65%). Наряду с созданием научно-производственных объединений, возникли новые отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др. Но определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. Аграрная политика СССР характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. Среди предпринятых мер были следующие: был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20%) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию. В целом, в 1960-1969 гг. наблюдался рост сельскохозяйственного производства. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию - объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Созданные АПК не стали однако жизнеспособными экономическими организмами, превратившись в чисто административную структуру (в 1985 г. был создан Госагропром СССР). Со второй половины 70-х годов ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисный характер. Темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 60-х гг. составляли 4,3%, в первой половине 80-х - 1,4%. Большинство колхозов и совхозов являлись убыточным. Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х гг., а затем более чем пятилетие не снижался. Однако финансирование социальной сферы продолжалось исключительно по остаточному принципу. С 1970г. началось снижение основных экономических показателей. К концу 70-х годов обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1965-1970) до 3,8% в одиннадцатой (1981-1985). Соответственно с 6,8% до 3% упали темпы роста производительности труда.

2. Общественно-политическая  обстановка 

Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил определение "застойного". Причины застоя и кризисных явлений, наряду с субъективным фактором (личностью  Л.И. Брежнева и его окружения), заключались  в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели общества, которая сформировалась еще  в 30-е годы. В новой Конституции  СССР 1977 г. партия отказалась от идеи о  скором переходе к коммунизму и отмирании  государства. Современный политический период определялся как "развитой социализм". В Конституции было заявлено о создании "новой социальной и интернациональной общности - советский  народ". В ее 6-й статье юридически закреплялось монопольное положение  КПСС в политической системе, а сама партия определялась как "руководящая  и направляющая сила советского общества, ядро политической системы". С 1966 по 1985 гг. численность КПСС возросла с 12,4 до 19 млн. человек. В брежневский  период происходил процесс дальнейшей централизации партийного аппарата, усиление власти партократии. Такие явления как коррупция, криминализация и др. окончательно подрывали авторитет власти. Идеологический диктат КПСС сдерживал развитие творчества, поощрял единомыслие. Произошел возврат к неосталинизму в идеологии, литературе, науке, культуре. В обществе нарастала социальная апатия, вызванная двойной моралью и ростом социальной несправедливости. Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране продолжало оставаться диссидентское движение.  

Основные  направления внешней политики. Приоритетными в во внешней политике СССР в 1970-80-е гг. оставались следующие направления: укрепление социалистического лагеря; поддержка международного коммунистического движения, народно-демократических режимов в странах "третьего мира"; стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами. С 1957 по 1985 гг. министром иностранных дел ССР был А.А. Громыко. Начало 70-х годов было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый Советским Союзом военно-стратегический паритет с США. Практическими шагами на пути потепления международного климата стали также двусторонние встречи глав СССР и США. Результатом переговоров в 1972 г. явилось подписание соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также ОСВ-2 в 1979 г. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой. Процесс разрядки был закреплен по сотрудничеству Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе ( 1975 г.) и подписанием Заключительного акта совещания, которое зафиксировало политико-военное и социально-экономическое положение, сложившееся в мире после Второй мировой войны. В конце 70-х годов произошел новый виток напряженности, связанный, в первую очередь, с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. Используя "афганский фактор", в конце 70-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. В результате на протяжении 1981-1984 гг. мир находился в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы). Приоритетной задачей стало укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере, устранение угрозы распада социалистического содружества, особенно в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии и событиями в Польше в конце 70-х годов. Произошло дальнейшее обострение отношений СССР с КНР и Албанией. СССР последовательно проводил политику поддержки национальных режимов в развивающихся странах, избравших путь социалистической ориентации. Эта политика была особенно активна в тех регионах, которые находились в непосредственной сфере влияния СССР. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая здесь первое место в мире в течение последних 30 лет).

Итоги . Характерной особенностью общественного производства тех лет являлось: преимущественное развитие отраслей группы "А" по сравнению с группой "Б" и военно-промышленного комплекса. При этом советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Советская внешняя политика за 1965-1985 гг. также прошла сложный и противоречивый путь от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности, поставившей мир на грань мировой войны. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем. У брежневского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой начала 70-х годов. К первой половине 80-х годов СССР втягивался в очередной виток гонки вооружений, которая подрывала состояние советской экономики

Информация о работе Становление Руси