Становление Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 11:29, реферат

Описание работы

В письменных памятниках Древней Руси князь неизменно выступает на фоне дружинном, в обществе своих товарищей и помощников, деливших с ним, как говорится, и радость и горе. По верному определению А. Е. Преснякова, дружина — это ближайшие соратники и сотрудники князя, окружающие его и в мире и на войне; дружина обнимает круг лиц, постоянно состоящих при князе, живущих при нем, болеющих его интересами. Одна из главных характерных особенностей союза князя и дружины — общность очага и хлеба .

Работа содержит 1 файл

Отечественная История.docx

— 69.28 Кб (Скачать)

 Россия XVII в. выступает в международных отношениях как великая держава, простирающаяся от Днепра на западе до Тихого океана на востоке.

Возникновение мануфактур и развитие мелкого товарного  производства 

 Важным  явлением в экономике России  было основание мануфактур. Помимо  металлургических предприятий, возникли  кожевенные, стекольные, писчебумажные  и другие мануфактуры. Голландский  купец А. Виниус, перешедший в русское подданство, построил первый в России вододействующий железоделательный завод. В 1632 г. он получил царскую жалованную грамоту на устройство около Тулы заводов для производства чугуна и железа, литья пушек, котлсв и пр. Виниус не справился собственными средствами с постройкой заводов и спустя несколько лет вошел в компанию с двумя другими голландскими купцами. Крупные железоделательные заводы несколько позже были созданы в Кашире, в Олонецком крае, близ Воронежа и под Москвой. На этих заводах изготовляли пушки и ружейные стволы, полосовое железо, котлы, сковороды и др. В XVII в. возникли и первые медеплавильные заводы в России. Медная руда была найдена поблизости от Соли Камской, где казна построила Пыскорский завод. Впоследствии на базе пыскорских руд действовал завод «плавильщиков» братьев Тумашевых.  

Чертёж Павловского  железоделательного завода с водяным  двигателем. XVII в. 
 

 Работа  на мануфактурах производилась  в основном ручным способом; однако  некоторые процессы были механизированы  с помощью водяных двигателей. Поэтому мануфактуры обычно строились  на речках, перегораживаемых плотинами.  Трудоемкие и дешево оплачиваемые  работы (земляные работы, рубка и  подвозка дров и пр.) производились  в основном приписными крестьянами  или собственными крепостными,  как это было, например, на железоделательном  заводе царского тестя И. Д.  Милославского. К тульским и  каширским заводам вскоре после  их основания правительство приписало  две дворцовые волости.  

 Решающая  роль в обеспечении населения  промышленными изделиями принадлежала, однако, не мануфактурам, количество  которых даже к концу XVII в.  не достигало и трех десятков, а крестьянским домашним промыслам,  городскому ремеслу и мелкому  товарному производству. В связи  с ростом рыночных связей в  стране усилилось мелкое товарное  производство. Серпуховские, тульские  и тихвинские кузнецы, поморские  плотники, ярославские ткачи и  кожевники, московские скорняки  и сукноделы работали не столько  на заказ, сколько на рынок.  Некоторые товаропроизводители  пользовались наемной рабочей  силой, правда, в небольших размерах.  

 Большое  развитие получили также отхожие  промыслы, особенно в нечерноземных  районах близ Москвы и к  северу от нее. Рост владельческих  и государственных повинностей  заставлял крестьян уходить на  заработки, наниматься на строительные  работы, на солеваренные и прочие  промыслы в качестве подсобных  рабочих. Большое количество крестьян  было занято на речном транспорте, где требовались бурлаки, тянувшие  суда вверх по течению реки, а также грузчики и судовые  рабочие. Транспорт и солеварение  обслуживались по преимуществу  наемным трудом. Среди бурлаков  и судовых рабочих было много «гулящих людей», как документы называли людей, не связанных с определенным местом жительства. В XVII столетии непрерывно увеличивается количество деревень и сел, населенных «беспашенными крестьянами», «непахотными бобылями». 

4.  Время  царствования Екатерины II называют  эпохой "просвещенного абсолютизма". Смысл "просвещенного абсолютизма"  состоит в политике следования  идеям Просвещения, выражающейся  в проведении реформ, уничтожавших  некоторые наиболее устаревшие  феодальные институты (а иногда  делавшие шаг в сторону буржуазного  развития). Мысль о государстве  с просвещенным монархом, способным  преобразовать общественную жизнь  на новых, разумных началах,  получила в XVIII веке широкое  распространение.

 Развитие  и воплощение начал "просвещенного  абсолютизма" в России приобрело  характер целостной государственно - политической реформы, в ходе  которой сформировался новый  государственный и правовой облик  абсолютной монархии. При этом  для социально-правовой политики  было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика  второй половины XVIII века, подготовленная  мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными  актами, выдающимися военными событиями  и значительными территориальными  присоединениями. Это связано  с деятельностью крупных государственных  и военных деятелей: А.Р. Воронцова,  П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А.  Потемкина, А.А. Безбородко, А.В.  Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала  в государственной жизни. Любовь  к России, её народу и всему  русскому являлись существенным  мотивом ее деятельности. Политика  Екатерины II по своей классовой  направленности была дворянской.

 Задачи "просвещенного монарха" Екатерина  II представляла себе так:

"1.Нужно  просвещать нацию, которой должен  управлять.

2. Нужно  ввести добрый порядок в государстве,  поддерживать общество и заставить  его соблюдать законы.

3. Нужно  учредить в государстве хорошую  и точную полицию. 

4. Нужно  способствовать расцвету государства  и сделать его изобильным.

5. Нужно  сделать государство грозным  в самом себе и внушающим  уважение соседям". 

 Екатерина  действительно мечтала о государстве,  способном обеспечить благоденствие  подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно  справлялась. Свойственная веку  Просвещения вера во всемогущество  человеческого разума заставляла  царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же

 законодательство  была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным

 причинам  этого сделать не удавалось.

 Екатерина  взялась за эту грандиозную  задачу по-новому: она решила созвать  выборных представителей от сословий  и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа", в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

"Наказ"  состоял из 20 глав, к которым потом  добавилось еще две, главы делились  на 655 статей, из них 294 были заимствованы  из тракта Ш. Монтескье "О  духе законов"; 104 из 108 статей в  десятой главе взяты из тракта  Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях". Тем не менее "Наказ" является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского "просвещенного абсолютизма".

"Наказ"  торжественно провозглашал, что  цель власти состоит не в  том, "чтобы у людей отнять  естественную их вольность, но  чтобы действие их направить  к получению самого большего  ото всех добра". Вместе с  тем Екатерина предусмотрительно  отмечала: "Для введения лучших  законов необходимо потребно  умы людские к тому приуготовить". На этом основании она предписывала: "Государь есть самодержавный;  ибо никакая другая, как только  соединенная в его особе власть, не может действовать сходно  с пространством толь великого  государства". Вольность в понимании  Екатерины означала "право все то делать, что законы позволяют". Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти "посредующие власти" относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

Значительно решительнее императрица высказывалась  за реформу судопроизводства. Она  отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: "Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели

 наказывать".

Однако все  рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где  значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором  однозначно заявила: "Намерены мы помещиков  при их имениях и владениях  нерушимо сохранять, а крестьян в  должном им повиновении содержать". Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили  зависимость крепостных от их господ.

 И все  же Екатерина видела в крепостном  праве "несносное и жестокое  иго", "человеческому роду нестерпимое  положение", чреватыми серьезными  потрясениями для государства.  Правда, и "генеральное освобождение" она считала несвоевременным  и опасным, а для "приготовления  умов" к освобождению императрица  за 34 года своего царствования  раздала генералам, сановникам  и фаворитам около 800 тыс. казенных  крестьян обоего пола, распространила  крепостное право на Украину.

 В духе "Наказа" проходило и его  обсуждение. Еще в период работы  над ним Екатерина показывала  свое произведение сподвижникам  и под влиянием их замечаний  сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов. 

 Комиссия  начала свою работу 30 июля 1767 г. "Наказ"  был выслушан с восхищением,  некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение  преподнести императрице титулы  Великая, Премудрая, Мать Отечества.  Впрочем, когда 12 августа делегация  депутатов представилась с этой  целью Екатерине, императрица  сказала: "Ответствую: на Великая  - о моих

 делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая - никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание". Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её "Великой".

 Хотя  комиссия в дальнейшем была  распущена, она всё же имела  важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

 При Екатерине  полностью изменилась судебная  система. Она была построена  по сословному принципу: для каждого  сословия свой суд. Дворян судили  верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

 Стремясь  создать наиболее реальные гарантии  просвещённой монархии, Екатерина  II начала работать над жалованными  грамотами дворянству, городам и  государственным крестьянам. Грамоты  дворянству и городам получили  законную силу в 1785 г. Жалованная  грамота дворянству закрепила  за каждым потомственным дворянином  свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных  податей, от телесного наказания.  За ними сохранялось право  собственности на движимое и  недвижимое имущество (даже в  случае осуждения владельца, дворянские  имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и

 каждой  губернии закрепляло за собой  право периодически собираться, избирать сословных предводителей,  иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить  дворянские собрания под контроль  генерал- губернаторов.

 Екатерина  II внесла существенный вклад в  развитие культуры и искусства  в России. При Екатерине была  создана Российская Академия, Вольное  экономическое общество, основано  множество журналов, создана система  народного образования, основание  Эрмитажа, открытие публичных театров,  появление русской оперы, расцвет  живописи. 

Информация о работе Становление Руси