Становление Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 11:29, реферат

Описание работы

В письменных памятниках Древней Руси князь неизменно выступает на фоне дружинном, в обществе своих товарищей и помощников, деливших с ним, как говорится, и радость и горе. По верному определению А. Е. Преснякова, дружина — это ближайшие соратники и сотрудники князя, окружающие его и в мире и на войне; дружина обнимает круг лиц, постоянно состоящих при князе, живущих при нем, болеющих его интересами. Одна из главных характерных особенностей союза князя и дружины — общность очага и хлеба .

Работа содержит 1 файл

Отечественная История.docx

— 69.28 Кб (Скачать)

 Ряд мероприятий  эпохи "просвещённого абсолютизма"  имел прогрессивное значение. Так,  например, основанный по почину  Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет  сыграл огромную роль в развитии  просвещения, русской национальной  науки и культуры, выпустив большое  число специалистов по разным  отраслям знаний. В 1757г. начала  обучение Академия художеств.

 Секуляризация  церковного землевладения значительно  улучшала положение бывших монастырских  крестьян, получивших пашню, луга  и другие угодья, на которых  они до этого отбывали барщину,  избавляла их от повседневных  наказаний и истязаний, от службы  в дворне и насильственных  браков.

 Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.

 Права   дворянства были окончательно  закреплены в изданной  21 АП 1785  Жалованной грамоте дворянству. Она подтвердила привилегии, данные  дворянству ранее:  свобода от  телесных наказаний,  подушной  подати, обязательной службы, право  неограниченной  собственности на  имения и в т.ч. землю с  её недрами, право  торгово-промышленной  деятельности. Лишение дворянского  достоинства могло производиться  лишь по решению  Сената  с высочайшим утверждением. Имения  осуждённых дворян не подлежали   конфискации. Дворянство отныне  именовалось "благородным". Были  расширены полномочия  сословных  учреждений дворянства. Оно получило  самоуправление: дворянские собрания  во главе с  губернскими  и  уездными предводителями, которые  могли делать представления   властям о своих нуждах. Не  случайно правление  Екатерины  II нередко называют "золотым веком  русского дворянства". Однако  в Жалованной грамоте не говорилось  о праве дворян владеть   душами. Вероятно, Екатерина хотела  показать, что это право не  будет навсегда сохранено за  дворянством.

 Одновременно  с Жалованной грамотой дворянству  была издана Жалованная грамота  городам, продолжавшая попытки  создания третьего сословия. Она  подтвердила ранее дарованное  богатому  купечеству освобождение  от подушной подати,  рекрутской  повинности. Именитые  граждане и  купцы первых двух  гильдий  освобождались от телесных наказаний  и некоторых  посадских повинностей.  Городское население (кроме живших  в городе  крестьян) делилось на  шесть разрядов, составлявших "градское  общество". Оно избирало городского  голову, членов  магистрата и   гласных (депутатов) общей   градской думы. Последняя избирала шестигласную думу - исполнительный орган управления, состоявший из представителей всех разрядов горожан. Жалованная грамота городам впервые объединяла в единое сообщество разрозненные группы "городовых обывателей". Екатерина II подготовила и проект Жалованной грамоты государственным крестьянам, но не опубликовала его, опасаясь дворянского недовольства. Сопоставление всех трёх документов позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по её мнению, влиятельные сословия. Реформы остались незавершёнными из-за  крепостного права, которое препятствовало складыванию сильного третьего сословия, резко поднимало дворян над остальным населением, исключало крепостных крестьян из сословной структуры. Но уничтожить его Екатерина не могла 

5.   18 февраля  1855 года после непродолжительной  болезни скончался Николай 1. Внук  Екатерины 2 – в течении 30 лет правил Россией. Правление его закончилось годы Крымской. В которой Россия потерпела поражение. Оно показало необходимость проведения серьёзных политических и экономических реформ. Осуществляя реформы пришлось Александру 2 – сыну Николая 1. Александр 2 – современник Наполеона 3 Бисмарка Аврала Линкольна он правил в эпоху всемирно значимых событий. Гражданская война в США. Франко – прусская война. Образование Германской Империи – 1871. Начало правления Александра 2 характеризовалась временем оттепели и гласности. 

 Был закрыт  высший цензурный комитет. Во  – вторых сняты ограничения  введённые в универах. В – третьих разрешена свободная выдача загран – паспортов. Объявлена амнистия полит заключённым: декабристы петрашевцы. Были проведены либеральные реформы крестьянская земская городская военная финансовая.  

Крестьянская  реформа. 1861 года 19 февраля.

1) Крестьяне  получали личную свободу. Без  выкупа и с установленным земельным  наделом за выкуп. 20% выкупа крестьяне  выплачивали сразу 80% давало государство на 49 лет. Государство имело прибыль 300%. До выкупа земли крестьянин оставался временно обязанным.

2) Взаимоотношения  крестьян и помещиков регулировались  уставными грамотами. 3)Помещик подписывал  грамоту с общиной. 

4)Крестьяне  одного помещика составляли сельское  общество, которое уравнительно  распределяло земли между своими  членами. 

5)крестьяне  получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые  отношения, переходить в другие  сословия.  

Земская реформа 1864 года

В соответствии с реформой создавались земские  собрания - Сельские собрания. Они создавали  исполнительные органы. 

Почему Ленин  называл земства 5 колесом в телеге царского самодержавия?  

Судебная  реформа 1865 года.  

Она вводила 2ступени выборных органов.  

Выборная – мировые судьи и их съезды. Они разбирали мелкие уголовные и гражданские дела.

Назначенные – судебные палаты и окружные палаты. В окружном суде большую роль играли суды присяжных. Реформа вводила  в России состязательность процесса. Отбирала у полиции право ведения следствия. Провозглашало гласность и открытость суда.  

Военная реформа 1874 года. Вместо рекрутских наборов, введена  всеобщая воинская повинность. Призыву  на воинскую службу подлежало все  мужское население страны, достигшее 20-ти летнего возраста. Срок службы 6 лет в сухопутных войсках и 7 на флоте. В период преобразования., срок сокращался. либеральные по характеру, реформы были не до конца последовательные. Они сохранялись привилегии дворянства. Несли крепостнические черты.

 Министр  внутренних дел Лорис Меликов предложил создать орган для обсуждения важнейших гос. Дел: часть назначалась императором, часть избиралась населением. Это был шаг к конституционному строю. Было назначено заседание совета министров, по обсуждению этого проекта. Однако заседание не состоялось – 1 марта был убит Александр 2, это было 6-ое покушение на императора. 

 Социально  - экономическое  

В пореформенный  период быстрыми темпами развивалась промышленность в 0 годах завершился промышленный переворот. Возникает новые отрасли: угольная нефтедобывающая химическое машиностроение развивался транспорт к 1900 году построено 47,8 тыс. км. В 1885 году началось строение Самара – Златоустовской железной дороги. В 1888 году она доведена до Уфы. В 1890 году до Златоуста. Водяной транспорт и паровой получил развитие, в 1870 году открыто пароходное движение по Белой Преобразовывалась жизнь в городах. В начале 80 в Петербурге и Москве электрические фонари. В Уфе в 1895 году. В 1896 году в Уфе телефонная линия. В 1892 году пошёл трамвай в Киеве затем в Казани и Нижнем Новгороде. В 1937 году в Уфе в Салавате в 1957. Развивалась торговля. В апреле 1896 года центр промышленности составляли 1 фунт (400 гр) – 1 коп белого – 4коп. 1 пуд муки – 38 коп, белой – 70 коп. Килограмм мяса 20 коп – 1 сорта, 2 – сорта 15коп.

 Внешняя  политика 2 половины 19века решала  следующие задачи.

1) Приобретение  новых территорий в средней  Азии.

2) Урегулирование  пограничных проблем на Дальнем  Востоке.

3) Борьба  за отмену ограничительных условий  Парижского мирного договора 1856года.

4) К 1884 года  в состав России вошла средняя  Азия.

В бассейне тихого океана. В результате Айгунского договора с Китаем в 1858 году к России отошла Амурская область. В 1860 Уссурийский край. Между Китаем и Россией установлена окончательная граница. В 1855 установлены дипломатические отношения с Японией. В 1867 году США приобрели у России Аляску за 7,2 млн долларов или 11 миллионов рублей.

6.    Сразу после воцарения Александр  I начал осуществлять широкую  программу развития просвещения  в России. Реформа народного образования  была проведена в 1803 - 1804 гг. Вводилась  преемственность учебных программ. Низшей ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй - уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе, высшей - университет, который был поставлен во главе учебного округа и должен был обеспечивать его учебными программами и кадрами учителей. Помимо существовавшего с 1755 г. Московского университета, в 1802 - 1804 гг. были открыты еще Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, а также на правах университета - Петербургский педагогический институт (преобразован в университет в 1819 г.). Университеты призваны были готовить, кроме учителей для гимназий, кадры чиновников для гражданской государственной службы и специалистов - медиков. Университетам предоставлялась довольно широкая автономия. Университетские советы выбирали ректора, деканов факультетов и профессоров на вакантные кафедры. 

   Несомненно, что развитие просвещения в  России в определенной степени  было связано с потребностью  в подготовленных чиновниках. В  августе 1809 г. по инициативе  Сперанского появился “Указ о  новых правилах производства  в чины по гражданской службе”.  Согласно указу коллежского асессора могли получить только те чиновники, которые имели на руках свидетельство об успешно окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержали экзамены по специальной программе, включавшей проверку знаний русского языка и одного из иностранных, усвоения естественного права римского, гражданского и уголовного права, всеобщей русской истории, государственной экономии, арифметики, геометрии, физики, географии и статистики России. 

    Открываются также специальные  средние и высшие учебные заведения:  Демидовский (в Ярославле) и  Царскосельский лицеи, Институт  путей сообщения и пр. В первом  десятилетии в учебных заведениях  довольно прочные позиции заняли  просветители или близкие к  ним ученые. Так, в Петербургском  педагогическом институте с 1806 г. преподавал К. Ф. Герман, рекомендовавший  своим слушателям сочинения Монтескье,  Адама Смита, Филанджери. А. Ф. Мерзляков, работавший в Московском университете, в своем курсе российской риторики приводил в качестве примеров отрывки из произведений Вольтера, Руссо, Жермены де Сталь. Преподавателем политической экономии в Дерптском университете был профессор Ф. Рамбах, немецкий ученый-просветитель, переехавший в 1803 г. в Россию. Александр I в начале царствования не видел опасности для самодержавия в распространении просветительской философии. По его инициативе за счет казны были переведены на русский язык и изданы произведения известных западноевропейских просветителей—философов, экономистов, социологов, юристов (Дж. Бентама, Ш. Монтескье, Ш. Делольма и др.). 

   Быстро  росло в стране число любителей  чтения. Карамзин в статье, опубликованной  в 1802 г. в “Вестнике Европы”,  отмечал: число любителей чтения  “едва ли в какой земле... так  скоро возрастает, как в России. Правда, еще многие дворяне, и  даже в хорошем состоянии, не  берут газет, но зато купцы,  мещане любят уже читать их. Самые бедные люди подписываются  и самые безграмотные желают  знать, что пишут из чужих  земель”. Его поддерживал И.  И. Дмитриев -  “В зрелых летах  Хераскова читали только просвещеннейшие из нашего дворянства, а ныне всех состояний: купцы, солдаты, холопы и даже торгующие пряниками и калачами”. 

    Развитие просвещения, его демократизация  дали и нежелательные для правительства  результаты, привели к быстрому  росту оппозиционных настроений. Это имело большое влияние  на политику Александра I. Усилена  была цензура, начались гонения  на просвещение и печать. В  1819 г. в Казанский университет  для “ревизии” был послан  М. Л. Магницкий. Он обнаружил  там “дух вольнодумства и безбожия”  и потребовал “публичного разрушения”  университета. Александр не согласился  на это, но поставил Магницкого  попечителем Казанского учебного  округа. Из университета было  уволено более половины профессоров,  из его библиотеки изъяты все  книги, отличавшиеся, по мнению  Магницкого, “вредным направлением”.  Попечитель самовольно отдавал  студентов в солдаты и ввел  в университете казарменный режим.  В 1821 г. назначенный попечителем  Петербургского учебного округа  Д. П. Рунич подверг разгрому  столичный университет. В 1817 г.  появляется преобразованное министерство  народного просвещения и духовных  дел, главой которого становится  обер-прокурор Синода. Были пересмотрены  и урезаны учебные программы,  университеты потеряли автономию. 

   Опиравшийся  на “казарму и канцелярию”  Николай I с недоверием относился  к науке и просвещению. Университеты  и учащиеся казались ему подозрительными.  В мае 1826 г. в Московский  университет был послан флигель  - адъютант С. Г. Строганов. Он  обнаружил там много “недостатков”.  Были найдены запрещенные книги,  выявлены “вредные” мысли в  лекциях преподавателей. Последовало  запрещение чтения курса философии.  Изгоняя вольнодумство, царь перестраивал  школу. Усилилась сословность  образования. Гимназия предназначалась  преимущественно для дворян, приходские  училища - для некрепостных крестьян, реальные училища - для городских сословий. Выпускники реальных училищ имели мало шансов на поступление в университет. Учебные округа были изъяты из ведения университетов и переданы в исключительное ведение попечителей. Университеты перестали быть методическими и научными центрами. Прием в них сильно ограничили, значительно повысилась плата за обучение. 

Информация о работе Становление Руси