Становление государственной власти и управления в языческой Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики.1 Однако такое положение сложилось относительно недавно. Сам процесс расширения территории сначала древних руссов (восточных славян), а затем трех народов, их потомков, занял многие столетия сложного и изменчивого исторического развития.

Содержание

1. Зарождение элементов государственности
у восточных славян
1.1 Расселение восточных славян. Ранние политические
союзы восточных славян 6
1.2 Община у восточных славян 11
1.3 От «военной демократии» к государству 14
2. Образование Древнерусского государства
2.1 Теории происхождения древнерусского государства 20
2.2 Ранняя Древнерусская держава 25

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 71.14 Кб (Скачать)

     «Мифологический тип мышления носит синкретический характер, что предполагает понимание единства и взаимосвязи культовых, властных, организационных, технических и других действий по организации жизнедеятельности и поддержанию благополучия племенного социума. Поэтому в городах как центрах обеспечения существования племенных союзов, вероятно, сосредоточивались и все институты, связанные с реализацией функций управления». 17

     Структура власти союзов племен формально совпадала  с организацией племенной власти, но на смену родоплеменной приходит территориальная организация общества.

     Верховные органы племенного союза — вече (собрание свободных общинников), вожди (князья) с племенными дружинами, старейшины (старцы градские). В городе располагался сакральный центр, так как князь  выполнял не только военные, но и религиозные  функции, сюда поступала дань с подвластных  племен, здесь формировалось общее  войско. Функции князя («князь» —  слово общеславянское, заимствованное в праславянские времена из древненемецкого  и означавшее сначала главу рода, племени) союза племен мало чем отличались от функций племенного вождя. Князь  был представителем верхушки родоплеменного строя, а не носителем государственной  публичной власти. Внутриплеменные  дела сохраняют в своих руках  родоплеменная знать и племенное  вече, а в руках князя сосредоточиваются  военные обязанности, но они обеспечиваются уже не кровнородственными связями, а территориальными, политическими  и военными отношениями.

     Ряд ученых полагают, что по аналогии с  западными славянами на стадии союзов племен знать отделяется от общинников в социальном и имущественном  отношениях. В состав потестарной  элиты начинают включаться племенные  дружины, статус и функции которых  меняются: они начинают эпизодически осуществлять во внутрисоюзных отношениях насилие как одну из функций власти. В собственном племени князь  и дружина оберегали соплеменников, а у союзников выступали носителями зарождающейся принудительной, публичной  власти. Дружины не были стабильным элементом зарождающейся политической структуры, так как общество еще не обладало необходимыми ресурсами для ее содержания. 18

     Если  первичные союзы объединяли родственные  племена, то вторичные составляли уже  суперсоюзы, т.е. объединяли несколько  союзов племен. Вызванные к жизни  внешней угрозой суперсоюзы являлись многоплеменными (и не только восточнославянскими) с противоречивыми и менявшимися интересами, сложно стратифицированными в ходе разложения родоплеменных отношений общества. Это создает предпосылки для возникновения публичной власти, зарождения государственности. Переходную форму от племенного строя к государству наиболее точно определяет понятие «вождества». Если «военная демократия» — горизонтально организованная структура, то вождество — иерархически построенная форма управления, которая организует военную, экономическую, редистрибутивную, судебно-медиативную, религиозно-культовую деятельность общества. 19

     Формирование  как первичных, так и вторичных  союзов проходило в упорной межплеменной борьбе за господствующее положение  в них. Князь доминирующего племени  или союза племен становился главным  властителем, а более слабые вожди  и их соплеменники оказывались у  него в подчинении. Часто такая  борьба шла с переменным успехом, что делало суперсоюзы неустойчивыми  образованиями. Тем не менее, в VIII в. в Среднем Поднепровье поляне, сбросив хазарское иго, объединяют вокруг себя несколько племенных союзов (северяне, радимичи и, возможно, другие племена), создают один из центров древнерусской государственности.

     В IX в. северо-западный союз во главе со словенами, которые подчинили себе кривичей и финно-угорские племена, перерастает в государственное  образование с центром в Ладоге, а затем в Новгороде. На фоне межплеменной борьбы и в условиях доклассового общества стабилизирующую роль в процессе формирования относительно самостоятельной «надплеменной» публичной власти в ходе разложения «военной демократии» играли ксенократические элементы.20 В борьбе с хазарами славяне начинают опираться на союзы (пакты) со скандинавскими (варяжскими) конунгами. «Призванные» на основе договоров с союзами племен князья и их дружины назывались «русью». Первоначально «проторусь» была скандинавской по своей этнической принадлежности. По вставной легенде «Повести временных лет» о призвании новгородцами Рюрика (862 г.), с варягами связывается объединение двух основных центров древнерусской государственности в 882 г. после похода на Киев из Новгорода князя Олега.

     Таким образом, расселение восточных славян происходило на громадной территории, удаленной от основных центров европейской цивилизации, на которой проживали этносы, находившиеся, как правило, на более низкой ступени общественного развития, чем сами пришельцы. Поэтому контакты с ними и их ассимиляция, не только содействовали прогрессу общественных отношений этих народов, но и вызывали попятное движение у самих славян, что не могло не сказаться на становлении их государственности.

     В ходе расселения славян закладывались  предпосылки для формирования древнерусской  государственности. Особенностью восточнославянской колонизации является ее перманентный характер, что стало важным фактором, определившим последующую историю  русского народа.

     В VI — IX вв. у восточных славян преобладал эволюционный тип общественного  развития. «Военная демократия» у  восточных славян разлагается и  перерастает в древнерусскую  цивилизацию.

     На стадии «военной демократии» восточнославянское общество имело трехступенчатую структуру: племя — союз племен — суперсоюз племен.

     Структура власти союзов племен формально совпадала  с организацией племенной власти, но на смену родоплеменной приходит территориальная организация общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 

       2. Образование Древнерусского государства  

     2.1 Теории происхождения древнерусского государства 

     К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально - экономических  и политических предпосылок для  образования государства:

     - социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине; произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, происходил постоянный рост городов и внешней торговли; шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина;

     - политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы; с конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом; арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова;

     - внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности; проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления на Восточно - Европейской равнине.21

     Важным  было и то, что в IX, но особенно в X в., все большее международное значение приобретает водный путь «из варяг в греки», который был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу, что ускоряло процессы складывания государств и цивилизации.

       Завершающий факт образования государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии. В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманнами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

          Как свидетельствует летописец  Нестор в "Повести временных  лет", к IХ в. новгородцы и  некоторые северные племена славян  попали в зависимость к варягам  и платили им дань, а южные  племена славян платили дань  хазарам. В 859 г. новгородцы  прогнали варягов и перестали  платить дань. После этого у  славян началась междоусобица: они  не могли придти к соглашению  о том, кому же править ими.  Тогда в 862 г. новгородские старейшины  обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо  из варяжских предводителей. "Земля  наша велика и обильна, а  наряда (порядка) в ней нет.  Да поидите княжить и володеть  нами".22 На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику.  Потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.   Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.23

          После смерти у Рюрика остался  малолетний сын Игорь. Поэтому  править в Новгороде стал другой  варяг - Олег. К этому времени  у восточных славян было два  крупных княжества - государства:  одно - с центром в Новгороде,  другое - с центром в Киеве.  Наиболее сильным в военном  и политическом отношении было  Новгородское княжество - государство.  В его состав входили земли  мери, веси, частично чуди, ильменских  словен, полоцких кривичей. Кроме  того, Новгород и Киев занимали  чрезвычайно выгодное положение  в торговом пути "из варяг  в греки": Новгород контролировал  северный участок пути, а Киев - южный. Вероятно, Олег был очень  предприимчивым человеком, так  как вскоре захотел установить  свой контроль и над южном участком торгового пути "из варяг в греки", которым владели киевляне.

          В 882 г. Олег пошёл походом  на Киев. По преданию, там в  это время правили дружинники  Рюрика Аскольд и Дир. Олег  обманом выманил их за городские  ворота и убил. После этого  он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений. А это уже непременные атрибуты любой государственности.

          Так было образовано первое  государство восточных славян.

          Позже летописцы начнут отсчёт  времени "от лета Олегова", т.е. от того времени, когда  Олег стал править в Киеве.  Государство получит название "Русь".

          Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманнской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Г. - Ф. Миллер, Г.- З. Байер, А.Л. Шлецер, в ХVIII в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманнской теории был великий русский учёный М. В. Ломоносов.

          В наши дни норманнская теория  зачастую трактуется следующим  образом: всё, что-либо значительное  в России создано иностранцами  и под руководством иностранцев.  Русские к самостоятельному государственному  творчеству неспособны.24

          У норманнской теории есть  как сторонники, так и противники. Противники норманнской теории  утверждают: не следует забывать, что призвание варягов - это легенда. Вопрос о том, кем были первые русские князья, откуда пришли и как, - до сих пор остаётся нерешённым. Версии об иноземном происхождении той или иной династии типичны для Древности и Средневековья. Следует вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства и т.д. Русские летописи, на основании которых мы складываем представление о первых веках русской истории, были написаны в более позднее время, им было свойственно окружить возникновение русской государственности ореолом таинственности. Чужак, пришлый человек - всегда обладает особой харизмой. Археологические раскопки подтверждают, что варяги действительно проживали среди славян, что свидетельствует об их широких взаимных связях. Варяги стремились на Русь, в скандинавских сагах Русь представлена как страна несметных богатств. Но количество варягов на Руси было невелико. Славяне и варяги находились на одной ступени общественного развития. Заметного влияния на хозяйство, общественные отношения, культуру восточных славян варяги не оказали. Варяги положили начало первой правящей династии на Руси, первые варяжские князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга) носили скандинавские имена, но уже сын Игоря и Ольги и их внук носили славянские имена - Святослав, Владимир. Через несколько поколений после призвания Рюрика от варягов остались только легенды о происхождении наиболее знатных славянских родов. Славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. У восточных славян сложился целый комплекс предпосылок для образования государства. Государственные институты возникают в результате долгого внутреннего развития общества. Следовательно, если призвание Рюрика - исторический факт, то он говорит о возникновении княжеской династии, а не о происхождения русской государственности. 25

Информация о работе Становление государственной власти и управления в языческой Руси