Становление государственной власти и управления в языческой Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики.1 Однако такое положение сложилось относительно недавно. Сам процесс расширения территории сначала древних руссов (восточных славян), а затем трех народов, их потомков, занял многие столетия сложного и изменчивого исторического развития.

Содержание

1. Зарождение элементов государственности
у восточных славян
1.1 Расселение восточных славян. Ранние политические
союзы восточных славян 6
1.2 Община у восточных славян 11
1.3 От «военной демократии» к государству 14
2. Образование Древнерусского государства
2.1 Теории происхождения древнерусского государства 20
2.2 Ранняя Древнерусская держава 25

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 71.14 Кб (Скачать)

       Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере, до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

     В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка  объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений  был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения  племенными союзами. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых  были уже утрачены. Каждое отдельное  племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике). 9

     Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений  восточного славянства. В центре их повествования — земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина  «Русь». Вопрос о происхождении этого  названия до конца не выяснен. 10

     Соседями  восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, Литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали  с восточными славянами и с  севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-Мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII—IX вв. занимали мадьяры (венгры) — финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.11

     Рассказ летописи о расселении славян был  подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — височные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

     Поляне  жили в лесостепи по среднему течению  Днепра (Киев). К северу от них, между  устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в  лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова  «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались  бужане и волыняне, как считают  некоторые историки,— потомки  дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли, уличи. Между Днепром и  Южным Бугом жили тиверцы. По рекам  Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов  Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).12

     Названия  славянских племенных союзов большей  частью связаны не с единством  происхождения, а с районом расселения. Так, поляне жили в полях, древляне — в лесах и т.д. Это свидетельствует о том, что в то время у славян территориальные связи уже преобладали над родовыми.

       

     1.2 Община у восточных славян 

     Главным занятием восточных славян было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем более что во внешней торговле, особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли.

     Если  на юге, в лесостепи, условия для  земледелия были благоприятны, и славяне здесь унаследовали навыки и многосотлетний опыт иранского (и фракийского) населения, то в северных районах земледелие было в основном подсечным и в целом малоприбыльным, однако столь же необходимым для повседневной жизни людей.

     Низкий  уровень производительных сил при  ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые  надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой  коллектив; в его задачу входило  также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому  большую роль в жизни древнерусской  деревни приобретала община —  мир, вервь (от слова «веревка», которой  измеряли землю при разделах).

     Сначала это была родовая община.

     Род (коллектив родственников, ведших свое происхождение от общего, зачастую легендарного, предка) состоял из парных семей, на смену которым, со временем, приходили большие семьи. Во главе  рода стоял родоначальник, который  совместно с главами семей  управлял делами рода, а на войне  предводительствовал отрядом сородичей. Для родовых объединений характерна жесткая, обусловленная традициями, регламентированность жизни, общая собственность на основные средства производства, круговая порука, кровная месть. Последняя являлась не только средством защиты сородичей, символизируя неразрывность кровных уз, но и действенным средством поддержания общественного порядка в условиях отсутствия или слабости элементов публичной власти. Несколько родов объединялись в племя, несколько племен – в племенные союзы. 

     Градация  у славян VI-VII вв. выражена слабо и  не имеет ничего общего с системой господства-подчинения. Весь народ, «люди», обладает правом на участие в родовой  и племенной собственности, представляет вооруженную силу (народное ополчение) и принимает непосредственное участие  в племенном управлении (народное собрание). Для ведения боевых действий выбирались военные предводители –  вожди.

     Власть  военного вождя, прежде чем перейти  во власть князя, проходит ряд этапов в своем развитии. Если вождь племени  избирался на время боевых действий, то власть князя племенного союза  имеет более сложный характер. Это уже постоянное должностное  лицо, ведающее, помимо преобладающих  по-прежнему военных функций, вопросами  внутреннего строительства союза  и внешней политикой под контролем  совета старейшин и народного  собрания.

     Между князьями, возглавлявшими племенные  объединения, велось постоянное соперничество, что мешало им объединиться под властью  одного вождя. По мере возрастания плотности  населения усиливается консолидация племен, появляются города, как координирующие военные, политические, административные и религиозные центры, постоянная княжеская власть. Однако основным субъектом власти оставался народ. В трехступенчатом механизме  власти: князь – совет старейшин  – народное собрание, решающее слово  оставалось за последним.

     Племенные союзы не были еще протогосударствами. Они целиком укладывались «в систему  родоплеменных отношений».13 Князь мог избираться из представителей одного рода. Причем предусматривалось преимущество дяди - перед племянником, старшего брата – перед младшим. Этим и объясняется наследование столов не от отца к сыну, а от брата к брату, распространенное в Киевской Руси. В первой половине IХ в. наблюдались новые черты в характере княжеской власти: князь все больше расширяет свои права в сфере внешней политики, управления, суда и религии. Но здесь нет узурпации, а идет добровольная передача прав. У князей не было постоянной дружины. Княжеская власть находилась, по-прежнему, в органическом единстве с остальными элементами трехчленной структуры родоплеменного строя, каждый из которых, взятый в отдельности, не был самодостаточным.

     К моменту образования государства  у восточных славян на смену родовой  общине пришла территориальная, или  соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а  общность территории и хозяйственной  жизни. Каждая такая община владела  определенной территорией, на которой  жили несколько семей. В общине было две формы собственности —  личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые  угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями Члены соседской общины - верви - были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на ее территории, круговой порукой. В состав общины входили не только земледельцы, но и ремесленники, которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Общинник мог выйти из общины. В этом случае он уже не пользовался ее покровительством и назывался изгоем.

     Славянские  племена в IХ в. перешли от чисто  племенного быта к земскому, т.е. образовали княжения – земли, пределы которых  не всегда совпадали с границами  племени. Каждая земля состояла из старшего города (Киев, Смоленск, Новгород и др.), пригородов (младшие города, как, например, Изборск, Белоозеро) и волостей –  округа, подчиненного каждому пригороду  в отдельности.

     Общинные  традиции и порядки определяли уклад  и характерные черты жизни  русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.  

       

     1. 3 От «военной демократии» к государству 

     В VI — IX вв. у восточных славян преобладал эволюционный тип общественного  развития. «Военная демократия» у  восточных славян разлагается и  перерастает в древнерусскую  цивилизацию — самобытную модель духовного, социально-экономического и политического развития. Этот процесс  развивался в общем индоарийском, а не только в узком европейском  контексте. Системообразующим фактором был восточнославянский социальный генотип и индоевропейский языческий  культурный архетип при катализирующем скандинавском и тюркско-хазарском  влиянии (на севере словене были данниками  варягов, а поляне и другие племена  юга равнины попали в зависимость  от Хазарского каганата). Большое значение для зарождающейся государственности  имел геополитический фактор — постоянный натиск кочевников на ландшафтно не защищенную равнину».14

       По историческим источникам можно проследить, что в VII-VIII вв. у славян идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. В это время у восточных славян идёт образование крупных племенных союзов, образование которых непосредственно предшествует возникновение государства. У каждого из этих союзов было свое "княженье". Это еще не княжества в более позднем, феодальном смысле слова, а князьями первоначально именовались племенные вожди.  

     Письменные  источники фиксируют состояние  восточнославянского общества на стадии «военной демократии», когда оно  имело трехступенчатую структуру: племя — союз племен — суперсоюз  племен. Фундаментальной составляющей любой биосоциальной системы  являются иерархия и потестарные  отношения.15 У восточнославянских племен (как и во всех кровнородственных социумах) иерархичность между людьми и коллективами, регуляция общественной жизни строилась не на основе принуждения, а на преимущественно психологических механизмах: влияние, подражание, запреты, реализуемые в системе табуирования. Эти механизмы создавали поведенческий алгоритм, при котором возникает психологическая соподчиненность индивидов, вызывая у одних чувство превосходства, заботы, ответственности (управляющие) и чувство страха, почтения у других (управляемые). Такой поведенческий алгоритм реализуется в значительной степени подсознательно и на основе господствующих традиционных ценностей, которые закрепляются в качестве ментальных архетипов и служат индикатором этничности. Верховным органом племени было вече — собрание свободных общинников. 16

       Потестарная элита (знать) у восточных славян имела горизонтальную структуру: ее составляли волхвы (жрецы), концентрировавшие в своих руках сакральную власть, совет старейшин (старцы градские), определявшие внутриплеменную жизнь, и военный предводитель — вождь. Их власть регулировалась племенными традициями в форме обычаев, ритуалов, этикета.

     Экзогенный  фактор ускорял возникновение союзов племен (с конца VI в.), а затем и  суперсоюзов.

     Их  центрами становятся города (Киев, Полоцк, Смоленск и др.), которые первоначально  выступают не как социально-экономические, а преимущественно военно-политические, административные и культовые центры.

     Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос.

Информация о работе Становление государственной власти и управления в языческой Руси