Сравнительный аспект преобразований Петр I и Екатерины II: общее и особенное, роль влияния Запада на подготовку и проведение реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Разные историки по-разному оценивают время правления Петра I и Екатерины II. И это не случайно. Вклад этих величайших монархов в русскую историю весьма противоречив. Например, разнообразие оценочных мнений, размышлений и серьезных исторических исследований о преобразовательной деятельности Петра I, их живое и часто непримиримое столкновение говорит о том, что они являются средством заострить или, наоборот, скрыть и завуалировать реальность социокультурного развития России. Таким образом, изучение государственных и политических преобразований Петра I и Екатерины 2 открывает возможности для истолкования исторического прошлого России в контексте определения и конкретизации представлений о социальной сущности русского народа и культурных формах его существования и развития.

Содержание

Введение 3
1. Европеизация 4
2. Просвещенный абсолютизм 6
3. Реформы государственного управления 7
4. Формирование дворянского сословия 13
5. Российская экономика 15
6. Реформы в Армии 20
7. Просвещение 22
8. Влияния Запада на подготовку и проведение реформ 24
8. Заключение 27
9. Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 73.58 Кб (Скачать)
  1. Реформы в Армии

          Петр в своей военной  политике продолжил  линию  своих   предшественников,   только   более   энергично   и последовательно.

         Петр I успешно провел преобразование всей армии. Регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Государства Российского состояла из трех родов войск: Пехота, Кавалерия, Артиллерия.

        Пехота - главный род войск. Она делилась на гвардейскую, гренадерскую и линейную. В основу организации пехотных полков была положена организация существовавшая в России с конца XVII века. Затем она изменялась в зависимости от изменения способов ведения войны.

        Кавалерия. Были выработаны более совершенные приемы применения конницы (по сравнению с остальными европейскими армиями, где кавалерия решала в основном пассивные задачи - защищала фланги пехоты. Это привязывало ее к своей же пехоте и не давало возможность использовать свой главный козырь - скорость).

        Артиллерия. Петр I создал стройную организационную систему и для артиллерии. Артиллерия делилась на: полковую, полевую, осадную (брештовую или проломную), крепостную (гарнизонную).

        При Петре был положен конец хаотическому состоянию материальной части артиллерии и установлено единообразие систем. С этой целью на литейные заводы посылались одинаковые чертежи орудий.

        Весь боевой состав русской армии - 170.000 человек (не считая личного состава артиллерийского полка и центральных управлений и 28.500 нестроевых солдат). Русская армия была самой многочисленной в Европе. Прусская армия в 1740 году насчитывала 86.000 человек, австрийская и французская - около 150.000, шведская - 144.00024.

        В начале XVIII века русская армия обрела стройную организацию и систему управления. Организационные формы армии Петра I не были плодом кабинетного творчества военных теоретиков, а были выработаны на основе полученного боевого опыта в ходе продолжительных войн.

       Русская армия достигает при Екатерине большой боевой мощи и под предводительством Суворова, Румянцева и других генералов покрывает славой русское оружие. Великий русский полководец Суворов не только одержал ряд блестящих побед в Турции и Польше, но и сыграл большую роль в деле обучения русской армии и создании русской военной теории.

  1. Просвещение

        По инициативе  Петра I  открыты многие  учебные заведения,  открыта Академия наук, принята гражданская азбука. Но  многие  предписания  Петра  о развитии школ, науки, искусства были полны  утопических  мечтаний.  Средств, выделяемых на это, было ничтожно мало  –  все  забирала  война  и  постоянно растущий бюрократический аппарат25.

      Еще проживая в Москве,  Екатерина  II  после  коронации,  ознаменовала начало  царствования  великим  и  добрым  делом:  основала  так   называемый Воспитательный  Дом.  В  этом  доме   находили   приют   дети,   оставленные родителями. До этого времени  брошенные  дети  либо  погибали  от  голода  и холода, либо вырастали в нищете и невежестве.  Только  немногие  попадали  к добрым людям, которые доводили их до ума. В  Воспитательном  Доме  детей  не только кормили, поили, одевали, но и  учили.  Из  “дома”  они  выходили  уже самостоятельными людьми,  способными  приносить  пользу  себе  и  отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.

       Екатерина II, как Государыня православного народа,  всегда  отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше  жило  много  православных, которые подвергались  гонениям  со  стороны  польской  католической  церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не  только  методом убеждения,  но  и  грубой  силой.  Екатерина  II  приняла   решение   помочь православным,  защитить  их  от  притеснений,  дать  им   возможность   жить спокойно. Дело о православных в Польше  и  Белоруссии  было  поручено  князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена:  православным  жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

      Здравоохранение  тоже привлекало внимание Екатерины  II.  Она  постоянно заботилась о том, чтобы было  побольше  лекарей  и  аптек,  и  чтобы  каждый заболевший мог как можно скорее  получить  помощь.  А  чего  стоит  прививка оспы,  продемонстрированная  на  собственном  примере.  И  затем  по   Указу сделавшаяся обязательной26.

Екатерина  II  путешествовала  по  стране.  Старалась  все  увидеть   своими глазами, все услышать своими ушами. Также  проводились  встречи  с  народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.

      Забота Екатерины II о Просвещении выражалась, в частности, в  открытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий.  Императрица  велела открывать училища всюду: в больших городах - главные,  в  уездных  -  малые. Это было новое дело.

       Императрица покровительствовала ученым и писателям. Сама  она  также  писала (научную и художественную литературу).

     Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только  в Москве за год  умерло  50  тысяч  человек.  Неграмотный  народ  не  соблюдал элементарных  карантинных  правил.  Тогда  в  Москву  были  посланы  опытные начальники. Приняты были строгие меры.  Зараза  ослабла.  Для  пострадавшего народа были сделаны  облегчения:  устроили  приют  для  сирот,  дали  работу бедным,  стали  покупать  в  казну   изделия   ремесленников,   не   имевших покупателей27.

  1. Влияния Запада на подготовку и проведение реформ

        Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований.

        Петр не был сам западником – он просто “воспользовался на некотором этапе” достижениями западной цивилизации, чтобы позже, в более благоприятной обстановке, страна уже пошла своим путем. Особенно, когда от этого зависит судьба страны!

       Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод проведения реформ - деспотическое насилие. Заимствование готовых продуктов западной культуры началось уже в XV в. в виде военно-технических новшеств, военных специалистов, врачей, мастеров, художников, предметов быта и роскоши для царского двора и высшей знати (закупались часы, карты, глобусы и другие изделия ремесла и искусства)28.

        Однако в среде правящей и светской духовной элиты, образовавшейся к тому времени, все глубже осознавалась жизненная важность глубоких перемен в сфере образования, подготовки специалистов, организации труда, армии и т. д. Очевидно, что необходимость таких перемен и усилий определялась агрессивным соседом — западной цивилизацией, характер отношения которой к России не мог вызывать никаких иллюзий.

        Идейные истоки реформ Петра и практическое знакомство с Европой того времени делают понятным его оптимизм и уверенность в возможности преобразовать Россию по западному образцу. Ему ведь были еще неведомы знания о культуре других народов, об истоках их формирования, а также об особенностях культуры своей страны.

        Благодаря созданной Петром I системе образования европейского типа в Россию пришли математика, геометрия, астрономия, медицина, стало развиваться опытное естествознание, юриспруденция и философия. Открытия Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона, проникшие в Россию вначале в составе знаний западных специалистов, а затем в программах навигационной и артиллерийской школ, совершенно меняли миропонимание русского человека, его представления об устройстве вселенной, земной природы, общества, и предназначении государства, роли личности в нем29.

         Предпочтение Западу выразилось у Петра I оставлением задачи, завещанной еще Иваном III, — по объединению русского племени. Имея много случаев объединить белорусское племя и остальную часть малорусского с великорусским, Петр I отдал предпочтение задаче, выводящей Россию к Западу — борьбе за выход к Балтийскому морю, и посвятил этой задаче почти все свое царствование.                                        Петр I привлекал всеми мерами иностранцев в Петербург и в Россию.           Не говоря о немецком платье, бритье бороды на заграничный лад, Петр I без нужды заменял русские слова и понятия иноземными. Появилось: шляхетство, ратуши, ландраты, бургомистры.

        В основу политики Екатерины 2  легли идеи французских философов-просветителей. Эти идеи заключались в следующем: все люди равны и свободны, только просвещенное общество может установить справедливые законы. Непросвещенное, темное общество, получив свободу, придет только к анархии, просвещение возможно через мудрого правителя;  законы определяют благополучие государства. Законодательная, исполнительная, судебная власти должны быть разделены, чтобы не было деспотизма.

        Под влиянием иноземцев создались проекты «Северного аккорда» и так называемый «Греческий проект». Под этим же влиянием Екатерина II медлила объединением русского племени и добивалась присоединения к России не нужных ей Молдавии и Валахии.

       Относительно окраинных местностей, присоединенных к России ранее, Екатерина II следовала национальной политике, признавала эти местности частью русской земли и стремилась к уничтожению их обособленности. В особенности в этом отношении ей было много сделано в Выборгской губернии. Но по отношению завоеваний, сделанных в ее царствование, она поддерживала привилегированное положение католического духовенства сравнительно с православным и сохраняла привилегии в Курляндии. Жители балтийских провинций, сохранив свои привилегии, получили в то же время полностью все права русско-подданных. Но эти привилегии рассматривались Екатериной II лишь как временные меры, которые должны были уступить место мерам к подчинению этих местностей во всем на общем основании с коренными местностями России.

        Иноземное влияние сказалось и на мерах по переселению в Россию немецких колонистов. Дошло до того, что русские крестьяне бесплатно подготовляли этим колонистам, получившим обширные участки земли и разные пособия, жилища30.

       В веке Екатерины II в Россию перенесено было с Запада учение масонов. Один из передовых людей той эпохи — Новиков — принадлежал к этому ордену.

        Под конец своего царствования Екатерина II прекратила связь с европейскими философами и вызвала интерес общества к русской этнографии31.

        Западничество Екатерины II и желание снискать одобрение европейских мыслителей толкали ее и ее сподвижников на серьезные промахи. Так, желая доказать существование в России свободы вероисповеданий, Екатерина II, в 1782—1784 годы в азиатских местностях России заводила школы для обучения корану киргизов. Оренбургское начальство строило в степи мечети, когда киргизы не имели в них нужды. Екатерина II приказывала приводить в благоустройство костелы в северо-западном крае, а русские храмы были забыты32.

8. Заключение

        Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало с победой в Северной Войне, в 1721г. изменение титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Но была у реформ и обратная сторона - Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Реформы вогнали Россию в крепостничество и самодержавие, которое, к несчастью, было далеко не на пользу государству. Система абсолютизма, созданная Петром, не смогла вовремя прореформировать и смягчить себя, и рухнула в 1917 году.

        Петровские преобразования в социальной сфере затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека - от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Формируется единое сословие - дворянство, происходит и жестокое усиление крепостного гнёта, однако существовало относительное равновесие в положении сословий. Таким образом, отметим два самых важных последствия активного государственного реформирования: создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские народы33.                         Альтернативой этим указам могла стать только отмена крепостного права. Однако такой альтернативы для Петра не существовало. Крепостничество пропитало все поры жизни страны, сознание людей, играло в России особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур нижнего этажа подорвало бы основу самодержавной власти.

        Екатерина II после вступления на престол мечтала о больших внутренних преобразованиях. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при дворе, но результаты её деятельности были такими, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и русского правительства. Законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался за много лет до неё. Равновесие в положении сословий, существовавшее при Петре Великом, окончательно разрушилось при Екатерине. Дворянство стало не только привилегированным классом, который имел правильную внутреннюю организацию, но и господствующим в уездах (в качестве землевладельцев) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав падают гражданские права крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке стал одной из причин расцвета крепостного права. Время Екатерины II стало временем полного и наибольшего развития крепостного права. Екатерина во внутренней политике действовала согласно традициям, завещанным ей от ближайших её предшественников, и довела до конца их начинания.

Информация о работе Сравнительный аспект преобразований Петр I и Екатерины II: общее и особенное, роль влияния Запада на подготовку и проведение реформ