Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. мора и «городе солнца» Т. Кампанеллы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины – люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями, как хотели, могли казнить любого. И не было никакой надежды на лучшую долю.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Мечты узника…………………………………………………………………………….4
Город солнца……………………………………………………………………………..8
Труд……………………………………………………………………………………….9
Собственность…………………………………………………………………………..10
Обучение………………………………………………………………………………...11
Управление……………………………………………………………………………...12
Политика и религия…………………………………………………………………….14
Защита…………………………………………………………………………………...15
«Книга, столь же полезная, сколь и забавная»……………………………………….16
Рабы при всеобщем равенстве…………………………………………………………17
Утопия и религия……………………………………………………………………….18
Власть равных над равными…………………………………………………………...18
Семья как базовая ячейка общества…………………………………………………...18
Утопия и экономика……………………………………………………………………19
Винтики системы……………………………………………………………………….19
«Миролюбивые вояки»………………………………………………………………...20
Идея всеобщего равенства……………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………….………..22
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 60.89 Кб (Скачать)

 

Винтики системы

Реализована в Утопии и  идея железного занавеса: она живет  в полной изоляции от окружающего  мира.

Общество утопийцев –  это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и  ординарность, отсутствует свобода.

Разделения труда и  возникающего из него сословного деления  общества на Утопии, однако, полностью  избежать не удаётся. Существуют ремесленники, ученые и т.н. «симфогранты», контролирующие, чтобы люди работали по 6 часов –  ни больше, ни меньше. Таким образом, отрицается всякая возможность выделиться, сделать больше, отличаться от других. А ведь это – чуть ли не главный  стимул для любого человека. Общество в «Утопии» выступает безликой массой, лишенной индивидуальных различий.

«Не упустим еще одно замечание  Рафаэля Гитлодея, высказанное как  бы между прочим: "... Я определенно  полагаю, - говорит он об утопийцах, - что умом мы их превосходим, однако усердием и рвением своим они  оставляют нас далеко позади себя". То, что в "Утопии" констатируется как факт, будет впоследствии одним  из важнейших средств претворения  в жизнь коммунистической утопии. И средство это называется: "понижение  интеллектуального уровня населения".

Общественные отношения  утопийцев являются следствием (или  продолжением) полупатриархального  устройства их семей. "Во главе хозяйства... стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети - родителям, и вообще младшие  по возрасту - старшим".  Т.е. равенства  на самом деле нет! Младшие не равны  старшим, мужчины – женщинам. Интересно.

Людям запрещено любое  отклонение от нормы. А о строгости  этих норм можно и не говорить. Особенно тщательно расписаны условия "поездок  утопийцев". Для поездки в другой город утопийцу необходимо получить разрешение у сифогранта. "Если кто  уйдет за границу по собственной  воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и  жестоко карают. Отважившийся сделать  это вторично становится рабом. Если возникнет у кого-нибудь желание  побродить по полям вокруг своего города, то при дозволении главы  хозяйства, а также при согласии супруги не будет ему запрета".

 

Миролюбивые вояки

Утопийцы решительно осуждают войну. Но и здесь этот принцип  не соблюдается до конца. Естественно, что утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Но они воюют также  и в том случае, "когда жалеют какой-нибудь народ, угнетенный тиранией". Кроме того, "утопийцы считают  наинесправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам  своей землей не пользуется, но владеет  ею как бы попусту и напрасно".

Изучив эти причины  войны, можно сделать вывод, что  утопийцы должны воевать постоянно, пока не построят коммунизм и «мир во всем мире». Ибо повод всегда найдется.

Более того, Утопия, по сути, должна быть вечным агрессором, ведь если рациональные, не идейные государства  ведут войну, когда им это выгодно, то утопийцы – всегда, если на это  есть причины. Ведь оставаться безучастными, например, когда «какой-то народ  угнетается тиранией», они по идейным  соображениям не могут.

 

Идея всеобщего  равенства

 

В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают  о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство  нередко переходит всякие границы.

Так, у Мора люди представляют потерявшую индивидуальность массу. Никто не имеет  даже шансов выделиться: все обязаны  одинаково одеваться, одинаково  проводить время, трудиться ровно  по 6 часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает.

Что даёт государство людям взамен свободы? Отсутствие заботы о завтрашнем дне, пропитание и образование. Не так  уж и мало. Но готов ли человек  потерять свою идентичность, стать  ничем не примечательной серостью в  обмен на сытую жизнь? Зачем, собственно, тогда жить? На благо своего общества? Чтобы растить детей, которые  тоже станут вечными рабами, без  каких-либо перспектив развития и возможности  изменить свою жизнь.

Конечно, капиталистическое общество с его неравенством и эксплуатацией  несправедливо. Но оно даёт людям  свободу. Если человек намерен чего-то добиться в этой жизни, если он трудолюбив и способен, он добивается вершин.

Те же, кто ничем не примечателен, оседают внизу. И таких людей  большинство. Само собой, это серое  большинство согласно на жизнь при  утопии. Это возвышает их статус, не позволяет другим насмехаться  над их ничтожностью и быть высокомерным.

Люди же достигшие чего-то в жизни, а их меньшинство, не хотят быть как  все. Им не нужна утопия. Но кому нужно  мнение меньшинства, когда основная масса населения страдает?!

В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не позволяет  сказать, что все люди равны между  собой. Кроме того, даже законопослушные  граждане вовсе не равны между  собой, как это пропагандируется. Женщины должны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших.

Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть – это  люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта власть меняется каждый год, как у Мора. В каждый конкретный момент люди, стоящие  у руля, уж никак не ниже по-своему статусы, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают над законами, а не на сельском поле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В своих книгах Мор и Кампанелла пытались найти черты, которыми должно обладать идеальное общество. Размышления  о наилучшем государственном  строе проходили на фоне жестоких нравов, неравенства и социальных противоречий Европы 16-17 вв.

Само собой, судить этих мыслителей нового времени мы не имеем права. Во-первых, мы не можем взглянуть  на ситуацию того времени их глазами. Во-вторых, социальные познания в то время не были глубокими. Фактически, никаких знаний ни об обществе, ни о  человеческой психологии тогда вообще не было. И мысли Мора и Кампанеллы – это лишь их гипотезы, видение  идеала. Гипотезы спорные, но такова участь большей части любых гипотез.

Мор и Кампанелла предложили новый  государственный строй, строй всеобщего  равенства. Правда, подобные идеи существовали еще с античности (напр. Платон), Мор  и Кампанелла же развили их и адаптировали к реалиям нового времени.

Идеи Мора и Кампанеллы, были, безусловно, прогрессивны для своего времени, но они не учитывали одну важную деталь без которых утопия - общество без  будущего. Социалисты-утописты не учли психологию людей.

Дело в том, что любая утопия, делая людей принудительно равными, отрицает возможность сделать их счастливыми. Ведь счастливый человек  – это чувствующий себя в чем-то лучшим, в чем-то превосходящим остальных. Он может быть богаче, умнее, красивее, добрее. Утописты же отрицают любую  возможность для такого человека выделиться. Он должен одеваться как  все, учиться как все, иметь ровно  столько имущества, сколько и  все остальные.

Но ведь человек по своей природе  стремится быть лучше других. Что  делать? Социалисты-утописты предлагали карать любое отклонение от заданной государством нормы, параллельно пытаясь  изменить менталитет человека. Сделать  его неамбициозным, послушным роботом, винтиком системы. Возможно ли это? Вероятно, да. Но для этого нужно много  времени и полный информационный вакуум – только государственная  пропаганда. Для этого нужен железный занавес, который бы огородил страну от внешнего мира, а ее жителей от возможности познать радость  свободы. Но полностью изолировать  людей от внешнего мира невозможно. Всегда найдутся те, которые хоть краем  глаза познают радость свободы. И загнать таких людей в  рамки тоталитарного подавления индивидуальности станет больше невозможно. И в конечном итоге именно такие  люди, познавшие радость делать то, что они хотят, обрушить всю систему. Весь государственный строй. Что  у нас и произошло в 1990-91.

Какое же общество с полным правом можно назвать  идеальным, учитывая достижения современной  социологической мысли? Безусловно, это будет общество полного равенства. Но равенства в правах и возможностях. И это будет общество полной свободы. Свободы мысли и слова, действий и перемещений. Наиболее близко к  описанному идеалу стоит современное  западное общество. У него много  минусов, но оно делает людей счастливыми. Если общество действительно идеально, как может в нём не быть свободы?

Список используемой литературы

 

 

    1. Кампанелла «Город Солнца» Издательство Академии Наук СССР Москва 1954 год под общей редакцией академика В.П. Волгина
    2. История средних веков (в двух томах), т. II. Учебник. Под ред. С. Д. Сказкина и др. Изд. 2-е, издательство «Высшая школа», 1977.
    3. http://enlightment2005.narod.ru/arc/utopia1.pdf
    4. Антология мировой политологической мысли. В 5 т. Т.1. – М.: Мысль, 1997
    5. Всемирная история в 10 томах, Т.4. М.: И-во Социально-экономической литературы, 1958.
    6. История теоретической социологии. В 5 т. Т.1. – М.: Наука, 1997.
    7. Мор Т. Утопия. М., 1978

1 Статья Е.Андреевой взята с сайта: http://www.bibliotekar.ru/andreeva/25.htm

2 http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt

3 http://fgpodsobka.narod.ru/campanella.htm

4 http://salvemus.wordpress.com/2011/06/22/%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D0%BA%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BD-%D1%84%D0%B8%D1%88/

 


Информация о работе Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. мора и «городе солнца» Т. Кампанеллы