Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:17, курсовая работа
Что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины – люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями, как хотели, могли казнить любого. И не было никакой надежды на лучшую долю.
Введение………………………………………………………………………………….3
Мечты узника…………………………………………………………………………….4
Город солнца……………………………………………………………………………..8
Труд……………………………………………………………………………………….9
Собственность…………………………………………………………………………..10
Обучение………………………………………………………………………………...11
Управление……………………………………………………………………………...12
Политика и религия…………………………………………………………………….14
Защита…………………………………………………………………………………...15
«Книга, столь же полезная, сколь и забавная»……………………………………….16
Рабы при всеобщем равенстве…………………………………………………………17
Утопия и религия……………………………………………………………………….18
Власть равных над равными…………………………………………………………...18
Семья как базовая ячейка общества…………………………………………………...18
Утопия и экономика……………………………………………………………………19
Винтики системы……………………………………………………………………….19
«Миролюбивые вояки»………………………………………………………………...20
Идея всеобщего равенства……………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………….………..22
Список используемой литературы………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральская Государственная Юридическая Академия
Институт Государственного и Международного Права
Кафедра истории государства и права
Курсовая работа
«Сравнительный анализ
проектов идеального государства
в «Утопии» Т. мора и «городе солнца» Т. Кампанеллы»
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение
Что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины – люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями, как хотели, могли казнить любого. И не было никакой надежды на лучшую долю.
Вот тут-то и появляется в литературе такой жанр, как утопический роман. Попросту говоря, просвещенные люди (умевшие обращаться с пером и бумагой, таких тогда было немного) писали истории о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые их окружали. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где были все равны и одинаковы.
Сейчас наиболее известны две из дошедших до нас утопий. Это «Остров Утопия» англичанина Томаса Мора и «Город Солнца» итальянца Кампанеллы. Ниже мы посмотрим, как себе представляли идеальное общество эти два мыслителя, сравним и проанализируем их точки зрения.
В конце реферата приведены
собственные мысли автора по этому
поводу. Возможно, или невозможно построить
идеальное общество? Если да, то, какое
и как? В чем ошибались социалисты-
Мечты узника
Итальянский монах Томмазо Кампанелла был вторым великим утопистом. Его славное имя высечено в Москве на сером гранитном обелиске (рядом с Кремлевской стеной) среди других имен великих борцов за победу коммунизма.
Родился Кампанелла в 1568 году в местечке Стило в Калабрии, которая с конца XV века страдала под тяжким игом Испании. Он был сыном простого сапожника. Пятнадцати лет поступил в монашеский орден доминиканцев, прославившийся самыми образованными монахами. Этот орден гордился вышедшими из его среды учеными, философами и ораторами. Кампанелла был исключительно одаренным юношей и уже с тринадцати лет мог произносить экспромтом речь на любую заданную тему и прозой, и в стихах. Доминиканцы ценили талант молодого монаха и содействовали его стремлению к знаниям, надеясь в его лице найти достойного представителя ордена.
С конца XVI века слава доминиканцев
начала меркнуть, так как ее стал
затмевать возникший новый
У иезуитов не было своих монастырей, как в старых орденах, и они могли не носить ряс, как другие монахи. Иезуит мог ходить в светской одежде и, когда это требовалось, даже скрывать свою принадлежность к ордену. К XVI веку монахи всех орденов стяжали себе во всех странах недобрую славу как тунеядцы, бжоры и развратники, и для церкви, конечно, были нужнее такие «подвижники» - монахи, вымуштрованные солдаты, какими были иезуиты. Они отличались слепым повиновением папе, были рабски послушны, по-военному дисциплинированы. Они должны были отказаться от всякого личного суждения, беспрекословно повиноваться старшему, «отдать богу, кроме своей воли, свой разум».
В те времена монастыри часто организовывали споры на божественные схоластические темы и вызывали друг друга на соревнование.
На ораторские турниры, где выступали представители двух монашеских орденов, допускалась и посторонняя публика. Блестящие выступления Кампанеллы вызывали злобу и зависть других духовных орденов, в особенности иезуитов. Кампанелла объявил иезуитам войну и в своих выступлениях требовал уничтожения их ордена. Он говорил, что иезуиты «искажают чистое евангельское учение, для того чтобы заставить его служить деспотизму властителей».
Кампанелле не было еще 20 лет, когда он опубликовал свою первую книгу. Знания Кампанеллы удивляли современников, и многие считали, что он просто продал свою душу дьяволу. Иезуиты объявили его еретиком и добились от папы запрещения выступлений Кампанеллы. Он поучил приказание вернуться в монастырь, но не подчинился и ездил из города в город под чужим именем, зарабатывая себе на жизнь уроками. Кампанелла много писал. Однажды тайные агенты инквизиции выкрали у него все рукописи, и Кампанелла был арестован по обвинению в ереси. Его отправили в римскую тюрьму в кандалах. В то время там томился Джордано Бруно.
После тюрьмы Кампанеллу сослали в монастырь на покаяние. А через несколько месяцев его снова арестовали и, продержав в тюрьме около года, предписали ему вернуться на родину.
Во время своих странствий Кампанелла видел, как страдает народ, и в нем созрело решение освободить Калабрию от испанского ига. С этой целью он организовал заговор и увлекся до того, что строил планы республиканской свободы и хотел ввести новые законы. Он старался превратить восстание в Калабрии в революцию, подобно тому, как реформаторы к своей борьбе против религии присоединяли борьбу против общественного строя и высказывали коммунистические идеи. Кампанелла тоже понимал, что все зло происходит от частной собственности.
Испанцы в Калабрии безжалостно
притесняли и грабили население.
Часто крестьянам ничего больше не
оставалось, как бросать свое жалкое
хозяйство и скрываться в горах
от преследований. Кампанелла подговорил
и убедил монахов своего монастыря
воспользоваться случаем и
Многие священники и более
трехсот монахов примкнули к
движению, распространяли идеи Кампанеллы
и призывали население к
В предисловии к одной
из своих книг Кампанелла писал, что
он перебывал в заключение в пятидесяти
различных тюрьмах и семь раз
подвергался жесточайшим
— Как знаешь ты то, чему не учился?
— Имеешь ли ты в своем распоряжении демона?
Он отвечал:
— Чтобы изучить то, что я знаю, я истребил лампового масла больше, чем вы выпили вина!
Кампанеллу обвиняли в том, что он написал появившуюся еще до его рождения книгу, что он распространяет предосудительные мнения против учения церкви и ее устройства и что он еретик.
В общей сложности Кампанелла просидел в тюрьме около тридцати трех лет. Большей частью он был закован в кандалы, иногда в его подземной камере на полу стояла гнилая вода. Тюремщики следили, чтобы он ничего не писал, но, несмотря на все эти тяжелые условия, Кампанелла умудрялся писать философские, математические и астрономические книги и сочинять стихи. В тюрьме он написал и свое знаменитое сочинение «Город Солнца».
Подобно Томасу Мору Кампанелла описал жизнь людей одной общей семьей, без частной собственности. Вся жизнь этого общества была подчинена разуму. Работали все одинаково, по четыре часа в день, и за работу получали от государства все, что было надо. В свободное время все учились, занимались наукой и спортом. Наука в этом государстве Солнца достигла невиданного расцвета. О воспитании и обучении детей заботилось общество, приучало их к труду. Силой своего образа жизни обитатели государства Солнца никому не навязывали, но были убеждены, что со временем все будут жить так же, как и они.
Кампанелла страстно увлекался своей идеей. Он смело призывал к восстанию, чтобы положить конец раздорам и нужде, чтобы водворить, наконец, на земле мир и счастье. Вся его долгая страдальческая жизнь была направлена к достижению лишь одной цели — к введению коммунизма, каким он его понимал.
Тридцати двух лет он организовал восстание для осуществления своей мечты. Заключенный в тюрьму, подвергнутый пытке, но не побежденный, он утешается тем, что создает свою утопию — «Город Солнца», и мечтает, что описание его республики увлечет все народы мира.
Из мрака тюремной камеры слава Кампанеллы разнеслась по всей Европе. Римские папы, английский король Яков I и другие власть имущие лица обращались к нему за советом, так как Кампанелла считался знающим астрологом. Ученые обменивались с ним в письмах мнениями по философским и научным вопросам. Герцог Оссинский, правящий Неаполем, покровительствовал ему и облегчил его жизнь в тюрьме. Герцог сопротивлялся введению инквизиции в Неаполитанском королевстве и этим навлек на себя гнев иезуитов. Они интриговали против герцога, но он, не дожидаясь своего смещения, провозгласил себя королем Неаполя и Калабрии и объявил свою независимость от Испании. Потом он признался, что к тому подстрекал его Кампанелла, который надеялся с помощью герцога совершить социальную революцию. Но план был раскрыт, герцога посадили в крепость, и строгость заключения для Кампанеллы снова была усилена.
Через два года умер папа Павел V, который всегда заступался за Кампанеллу перед испанским королем. Узнав о смерти папы, Кампанелла будто бы воскликнул:
— Только когда я избавлюсь от жизни, избавлюсь я и от тюрьмы!
Но новый папа Урбан VIII
стал хлопотать об освобождении узника
и добился этого после