Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. мора и «городе солнца» Т. Кампанеллы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины – люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями, как хотели, могли казнить любого. И не было никакой надежды на лучшую долю.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Мечты узника…………………………………………………………………………….4
Город солнца……………………………………………………………………………..8
Труд……………………………………………………………………………………….9
Собственность…………………………………………………………………………..10
Обучение………………………………………………………………………………...11
Управление……………………………………………………………………………...12
Политика и религия…………………………………………………………………….14
Защита…………………………………………………………………………………...15
«Книга, столь же полезная, сколь и забавная»……………………………………….16
Рабы при всеобщем равенстве…………………………………………………………17
Утопия и религия……………………………………………………………………….18
Власть равных над равными…………………………………………………………...18
Семья как базовая ячейка общества…………………………………………………...18
Утопия и экономика……………………………………………………………………19
Винтики системы……………………………………………………………………….19
«Миролюбивые вояки»………………………………………………………………...20
Идея всеобщего равенства……………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………….………..22
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 60.89 Кб (Скачать)

     Высший правительственный  орган - Совет, состоящий из  первосвященника, трех помощников  и нескольких высших сановников. Он сам себя пополняет, выбирая  членов из намеченных народом  кандидатов. В Городе Солнца существует  народное собрание (Большой Совет), который критикует деятельность  правящих, заявляет требования об  их смещении, намечает кандидатов  на посты. Он собирается каждое  новолуние и полнолуние. В нем  присутствуют все от двадцати  лет и старше, и всем предлагается  поодиночке высказаться о том,  какие есть в государстве недочеты, какие должностные лица исполняют  свои обязанности хорошо, какие  - дурно... Должностные лица (кроме  высших) сменяются по воле народа... Все по отдельности подсудны  старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные  мастера являются судьями и  могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению  от общей трапезы, отлучению  от церкви и запрещению общаться  с женщинами... Тюрем и палачей  у них нет... Смертная казнь  исполняется только руками народа, который убивает или побивает  осужденного камнями, и первые  удары наносят обвинитель и  свидетели”.

 

Политика и  религия

 

 

Политическая власть в Городе Солнца соединяется со священнослужением: первосвященником является Метафизик, священниками - высшие должностные лица. Они ведают богослужением и исповедуют  граждан. При храме существует особая коллегия из 12 жрецов, которые также принадлежат к ученой элите: кроме пения псалмов, “на их обязанности лежит наблюдать звезды, отмечать из движения при помощи астролябии и изучать их силы и воздействие на дела человеческие... Они определяют часы для оплодотворения, для посева, жатвы, сбора винограда, записывают замечательные события и занимаются научными изысканиями”. Характеристика религии соляриев, “закона природы”, близкой к христианству, соединена в “Городе Солнца” с изложением натурфилософских, научно-астрономических и астрологических учений самого Кампанеллы.

   Не только политическая  власть связана с религией, но  и та и другая связаны с  наукой, как ее понимал Кампанелла, - в неразрывном единстве с  магией и астрологией. Осознание  практической цели знания приобретает  в философии Кампанеллы специфику,  связанную с историческими особенностями  возникновения новой науки в  недрах натурфилософии эпохи  Возрождения -  форму учения  о магии как искусстве практического  применения знаний о мире. Кампанелла  писал о естественной магии  (использовании активных и пассивных  сил природы, связанном с физикой  и астрологией) и искусственной  (воздействие технических изобретений,  но лишь тех, механизм действия  которых еще неизвестен широким  массам). Таким образом, маг в  его понимании - это “философ, который не ограничен созерцанием,  но действует, основываясь на  знании глубочайшей взаимосвязи  мира, вводя вещи приятные и  полезные всем, а немногих противящихся  убеждая, что они хороши”, а  магия должна служить практической  деятельности в целях всеобщего  преобразования. Солярии добились  больших успехов в естествознании, технике, медицине. Они построили  машины, облегчающие труд человека, научились предсказывать погоду, создали совершенное оружие. Солярии  достигают успехов в земледелии: сообразуясь “ с ветрами и  благоприятными звездами”, ”пользуясь  при этом тайными средствами”,  они “ ускоряют всходы, умножают  урожай  и предохраняют семена”.  Веря  в таинственное значение  чисел, Кампанелла упоминает в  “Городе Солнца “ только кабалистические.  Стены города защищают 7 укрепленных  валов, 7 светильников в храме;  воспитание детей начинается  с 6 лет для науки и искусства  и с 12 - для войны, знамя на  куполе храма содержит 36 символов, верховный вождь должен быть  не  менее 36 лет от роду, (6 и  кратные 6 числа у Пифагора - символ  всякого благополучия); у верховного  правителя 3 помощника, обучение  наукам идет в форме чтения  трехстиший, с 3 лет дети учат  азбуку и т.д.  Впрочем, астрология  не вела к фатализму: “естественный  круговорот вещей” лишь создает  предпосылки для свободного человеческого  деяния. Поэтому, не полагаясь  на божественную силу и благоприятное  стояние светил, человек должен  сам стремиться к преобразованию  мира.  “ Солярии неоспоримо  доказывают, что человек свободен, и говорят, что если в течение  сорокачасовой жесточайшей пытки,  какою мучили одного почитаемого  ими философа враги, невозможно  было добиться от него на  допросе ни единого словечка  признания в том, чего от  него добивались, потому что он  решил в душе молчать (здесь  Кампанелла вспоминает свою собственную  победу над палачами после  провала калабрийского заговора), то, следовательно, и звезды, которые  воздействуют издалека и мягко,  не могут заставить нас поступать  против нашего решения!” 

  Вместе с тем   “магическая” религия соляриев  имеет еще важную общественную  функцию в утопической программе  Кампанеллы. Сохраняя в идеальном  государстве религию, Кампанелла  исходит из представления о  важнейшем значении духовного  единства в жизни общества. “Общность  душ создается и сохраняется  благодаря основанной на науке  религии, которая есть душа  политики и защита естественного  закона”, - писал он в “Политических  афоризмах”. Принимая религию как  магическую силу, объединяющую общество, Кампанелла пытался разрешить  задачу духовной сплоченности  своей коммунистической общины. Иной силы, способной воздействовать  на массы, калабрийский мятежник  не знал. В его теократии воплощен  идеал “научно» - магического руководства  обществом и одновременно стремление  с помощью магии истолковать  религиозное обеспечение духовного  единства Города Солнца.

 

 

Защита

 

Будущее Города Солнца может быть обеспечено лишь в том случае, если Город станет неприступной твердыней, а его жители, как мужчины, так и женщины, будут в любую минуту готовы к отпору врагам. Подобно горе Стило, которую он в речах перед участниками заговора именует горой изобилия и свободы, высится в воображении неаполитанского узника неприступная гора, на которой расположен Город Солнца. Постройки Города составляют семь концентрических кругов, или поясов. Каждый из них тем больше возвышается над остальными, тем ближе к центру. Из одного круга в другой можно попасть по четырем мощеным улицам сквозь ворота, обращенные на четыре стороны света. Город построен с таким расчетом, что если бы неприятелю и удалось взять приступом первый круг, то для взятия второго ему бы пришлось употребить вдвое больше усилий, а для овладения третьим - еще более. Следовательно, тому, кто задумал взять Город приступом, пришлось бы брать его семь раз. Но невозможно захватить и первый круг: настолько широк земляной вал и так укреплен он бастионами, башнями, бомбардами и рвами. Все несут военную службу. Ежедневно проводятся военные учения. Сами солярии никому не причиняют насилия, но немедленно вступают в бой, если на них нападает неприятель. Благодаря хорошему вооружению, тщательно разработанной тактике и героизму своих воинов они всегда выходят победителями. Все больше и больше распространяется их образ жизни на соседние страны. ”Все имущество покоренных или добровольно сдавшихся городов немедленно переходит в общинное владение. Города получают гарнизон и должностных лиц из соляриев и постепенно приучаются к обычаям Города Солнца, общей их столицы, куда отправляют учиться своих детей, не входя для этого ни в какие расходы”. Город Солнца, процветающий и неприступный, служит примером для всех людей. Все страстно желают такой организации общества, заявляет Кампанелла, все мечтают о таких порядках, как о золотом веке. Если они до сих пор нигде не осуществлены, то причина этому - в злонамеренности государей, подчиняющих государство своему произволу и предпочитающих его высшим велениям разума.

 

«Книга, столь  же полезная, сколь и забавная»

Томас Мор был канцлером  у одного из самых жестоких из английских королей – Генриха 8 4. Таким образом, о государственных делах он знал не понаслышке. В то же время, багаж накопленных обществом к тому времени политологических знаний был настолько мал, что вряд ли даже столь выдающийся человек мог предложить работающую модель общественного строя. В то же время Мор видел несправедливость, творившуюся вокруг, и решил воплотить свои мечты об идеальном государстве в романе «Утопия», название которого впоследствии стало нарицательным.

Вообще-то книжка называлась «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем  устройстве государства и его  новом острове Утопии». Само слово  «Утопия» переводится с латыни как  «место, которого нет, и не может  быть», что наводит на мысль о  том, что и сам автор не верил  в возможность осуществления  того, о чем он пишет. Это, однако, не мешало советским исследователям называть Мора чуть ли ни первым коммунистом.

Попытки изобретения идеального общественного устройства были и  до Мора. В частности, в трактате «Политика» Платона, который сам  Мор хорошо знал и из которого заимстововал многие идеи. «Достаточно внимательно  прочитать "Государство" Платона  и "Утопию" Т. Мора, чтобы убедиться, насколько велико было влияние первого  на второго. Совпадают не только отдельные  положения и принципы устройства идеального государства у одного и другого мыслителя, но порой  даже и словесные выражения. Современные  исследователи и комментаторы вскрывают  целые пласты "платонизма" в "Утопии"».

Книга написана в популярном в то время жанре “рассказа  путешественника”. Якобы некий мореплаватель  Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном  острове Утопия, общественное устройство которого его так поразило, что  он рассказывает о нём другим.

«Правда, в отличие от «Государства» Платона, у Мора мы не встретим той раскаленной атмосферы  диалектического спора, которым  насыщено "Государство". Это диалог не спорящих, это диалог, напоминающий скорее атмосферу школьного урока: один из участников больше спрашивает, другой больше  отвечает и рассказывает. Да и как тут спорить, когда  мифический остров видел лишь один из персонажей романа.

 

Рабы при всеобщем равенстве

Первая часть «Утопии» посвящена критике государственного устройства Англии: Р. Гитлодей сходу  отвергает и архаический традиционализм,  и чрезмерную жестокость английских законов о воровстве (воров, говорит  он, "повсеместно вешали иногда по двадцати на одной виселице") и  бесчеловечную практику огораживаний ("овцы пожирают людей" ). В целом  английское общество осуждается за слишком  далеко зашедшую имущественную поляризацию  населения: на одной стороне: "жалкая бедность", на другой "дерзкая  роскошь".

Что же Гитлодей предлагает взамен? Рабовладельческое общество! Таким образом, идеи о всеобщем равенстве  слегка преувеличены. Впрочем, рабы в  утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом (то же самое, кстати, было и при Сталине, когда миллионы заключенных бесплатно  работали на благо Родины).

Чтобы стать рабом, нужно  совершить тяжкое преступление (в  том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут  быть даже помилованы. А могут и  не быть.

Всеобщее равенство есть и у рабов: равенство между  собой. Одинаково одеты, одинаково  стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей. О масштабах  свободы даже для честных утопийцев  можно судить по следующему пассажу: «Каждая область метит своих  рабов собственным знаком, уничтожить который - уголовное преступление, равно  как появиться за границей или  же разговаривать о чем-либо с  рабом из другой области».

Причем для раба нет  никакой возможности бежать (либо донесут, либо внешний вид выдаст). Причем доносы всячески поощряются, а  молчание о побеге жестоко наказывается. «У рабов же не только нет возможности  сговориться, но им нельзя даже собраться  поговорить или обменяться приветствиями». Правда, остается надежда на освобождение в случае прилежного труда.

Сам Мор соглашается с  Гитлодеем по поводу рабства. Действительно: это лучше, чем по 20 человек на виселице. Да и бесплатная рабочая  сила на благо общества – зачем  ее убивать. Впрочем, тут тоже есть сомнения. Вряд ли преступник предпочтет до конца  жизни вкалывать (у Сталина в  лагеря сажали на несколько лет) –  уж лучше сразу умереть. Так что, скорее всего, отказавшись от казни  преступника, общество побудило бы его  совершить самоубийство – тягчайший  грех.

 

Утопия и религия

Как видим, практически то же самое было и в сталинских лагерях. Не государство для людей, а люди для государства. Неужели тов. Мор  хотел предложить нам сталинскую диктатуру? Не совсем. Государство Утопии все же более гуманно по отношению  к своим гражданам. В частности, оно было вполне терпимо к вопросам религии.

Дело в том, что сам  Мор был идейным католиком (да так, что поплатился за это жизнью). Поэтому отказаться от религии на Утопии он не мог. Зато ввел свободу  вероисповедения. Каждый верит во что  хочет, хоть в черта лысого. Правда, публичная агитация против религии  запрещена.

Основная религия на острове  – католицизм, но рационализированный  и освобожденный от всего, что  считалось Мором лишним. Так, священники на Утопии избираются народом.

Но, с другой стороны, вопросы  веры на острове также регламентируются государством. Так, запрещено думать, "будто души гибнут вместе с телом, что мир несется наудачу, не управляемый  провидением. И потому утопийцы верят, что после земной жизни за пороки установлены наказания, за добродетель  назначены награды. Того, кто думает по-иному, они даже не числят среди  людей, и не считают они его  гражданином".

Как мы видим, общество Утопии ограничено со всех сторон. Свободы  нет практически ни в чем. Всеобщая уравниловка.

 

Власть равных над равными

Государством не может  не быть власти, иначе это анархия. А раз есть власть, не может быть равенства! Человек, распоряжающийся  жизнями других, всегда находится  в привилегированном положении. Как Мор предлагает решить эту  проблему? Ежегодными выборами. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.

Верховный орган государства  – сенат, который учитывает все, что производится в отдельных  районах государства и при  необходимости осуществляет перераспределение  произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в  год.

На практике это означает, что у руля будет находиться лишь один компетентный руководитель, ибо  за год разобраться в хозяйстве  и научиться управлять невозможно.

 

Семья как базовая  ячейка общества

На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому  по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и  ремеслом.

Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в  общую копилку.

Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно  основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Несложно представить, в какие  волнения это на практике выльется.

Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с  самого начала регламентирована. Обедать, правда, позволяется не только в  общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. То есть детям дают стандартный  набор знаний, а параллельно учат работать.

 

Утопия и экономика

Социалисты-теоретики особо  хвалили Мора за отсутствие на Утопии частной собственности. По словам самого Мора, "повсюду, где есть частная  собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось  справедливо или счастливо". И  вообще, "для общественного благополучия имеется единственный путь - объявить во всем равенство".

Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии хождение денег. Свое презрение  к золоту утопийцы выражают тем, что  делают из него цепи для рабов и  ночные горшки. Обменять его на что-нибудь ценное у других государств они почему-то не догадываются. Или просто не хотят.

Информация о работе Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. мора и «городе солнца» Т. Кампанеллы