Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. мора и «городе солнца» Т. Кампанеллы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины – люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями, как хотели, могли казнить любого. И не было никакой надежды на лучшую долю.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Мечты узника…………………………………………………………………………….4
Город солнца……………………………………………………………………………..8
Труд……………………………………………………………………………………….9
Собственность…………………………………………………………………………..10
Обучение………………………………………………………………………………...11
Управление……………………………………………………………………………...12
Политика и религия…………………………………………………………………….14
Защита…………………………………………………………………………………...15
«Книга, столь же полезная, сколь и забавная»……………………………………….16
Рабы при всеобщем равенстве…………………………………………………………17
Утопия и религия……………………………………………………………………….18
Власть равных над равными…………………………………………………………...18
Семья как базовая ячейка общества…………………………………………………...18
Утопия и экономика……………………………………………………………………19
Винтики системы……………………………………………………………………….19
«Миролюбивые вояки»………………………………………………………………...20
Идея всеобщего равенства……………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………….………..22
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 60.89 Кб (Скачать)

— Какой смысл негодовать на Лютера, когда Рим питает из своих  уст гораздо более страшную змею?!

Чтобы спастись от разгневанной черни, Кампанелла принял приглашение  французского посла, переоделся в богатые  одежды и в его парадной карете бежал из Рима (1634 г.). Он приехал в  Марсель, где прожил месяц, а затем, по приглашению всемогущего французского кардинала Ришелье, отправился в  Париж. Король Людовик XIII захотел видеть Кампанеллу и пригласил его в  свой дворец. Когда Кампанелла вошел  в приемный зал, король встал и  пошел навстречу согбенному годами и страданьями старцу. Ришелье, как  и Кампанелла, ненавидел испанцев. Во время войны Испании с Францией Кампанелла был даже приглашен в  Королевский совет. Он снова вступил  в доминиканский орден и жил  спокойно в монастыре в Париже до самой смерти, занимаясь разными  научными исследованиями. Умер Кампанелла в 1639 году.

Никакие испытания и преследования  не могли разубедить этого удивительного  человека в том, что путь человечества ведет к коммунизму. Недаром он писал в своей книге «Город Солнца», что весь мир придет к  тому, чтобы жить по обычаям счастливых граждан созданного им в мечтах государства  Солнца.

Стремления Томаса Мюнцера, Томаса Мора и Кампанеллы, хотя они  и жили в разных странах и в  разное время, были звеньями одной цепи непрерывных усилий человечества к  достижению свободы и справедливого  строя. К этой цепи принадлежал и  Жан Мелье — первый коммунист XVIII века во Франции.1

 

 

 

 

«Город Солнца»

 

Сочинение ”Город Солнца” -  наиболее известное и наиболее полное воплощение программы социально-политических преобразований общества,  неразрывно связанное со всей совокупностью философских и политических сочинений Кампанеллы. “Город Солнца” написан в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, весьма распространенную в античной литературе и в 15-16 веке, Кампанелла не сумел использовать ее должным образом.

В сущности, мы имеем не диалог, а сплошной рассказ от первого  лица, в который вкраплены в  угоду литературной традиции часто  бессодержательные реплики собеседника, оправдывающие, и то не во всех случаях, необходимость перехода к новой  теме рассказа, не внося в него ничего нового. Взятый сам по себе рассказ  построен по схеме, обычной для такого рода утопических произведений: путешественник во время своих странствий попадает в невиданную, вновь открытую страну, где и находит осуществление  представляющегося ему совершенным  общественного порядка. Этот трафарет, выработавшийся еще в Древней  Греции (утопии Эвгемера, Ямбула и др.), получил в 16-17 веках большое распространение  в связи с новыми географическими  открытиями.

Стиль рассказа Кампанеллы - сухой, абстрактный, лишенный ярких  образов. Его успех и влияние  были обусловлены не литературными  достоинствами, а сформулированными  автором довольно четкими коммунистическими  принципами. Кампанелла создал единую утопию справедливого общественного  устройства, основанную на ликвидации частной собственности, всемирном  объединении человечества в одном  государстве, преодолении национальных, государственных, религиозных противоречий. Этому идеалу подчинен не только “Город Солнца”, но и “Монархия Мессии”, “О царстве божием”, “Вспомнят  и обратятся...”, “Политические афоризмы”, “Речи о свободе и счастливом подчинении государству”, даже в “Богословии  “ цитируется и воспроизводится  “Город Солнца”.

Теперь давайте детально разберем произведение и выявим главные  мысли и идеи автора.

 

 

 

 

Труд

 

Всеобщее участие в труде, который из проклятия стал почетным и уважаемым делом - важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Солярии “того почитают знатнейшим, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела”. Самые тяжелые ремесла, например кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными… “Самым гнусным пороком считают они гордость, и надменные поступки подвергаются жесточайшему презрению. Благодаря этому никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.п. Всякую службу они называют учением. Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную”.

    Люди ценятся  по их трудовым успехам и  знаниям. ”Они издеваются над  нами за то, что мы называем  мастеров неблагородными, а благородными  считаем тех, кто не знаком  ни с каким мастерством, живет  праздно и держит много слуг  для своей праздности и распущенности”. Они не мыслят себе жизни  вне общественного труда. Даже  инвалиды находят занятие по  силам. Солярии исключительно  усердные и умелые в работе  и ни в чем не испытывают  недостатка. В результате  “ всего  у них изобилие, потому каждый  стремится быть первым в работе, которая и невелика, и плодотворна”.

  “ Занятия отвлеченными  науками и ремеслами являются  у них общими как для мужчин, так и для женщин, с одним  только различием: наиболее тяжелые  ремесла и загородные работы  исполняются мужчинами...”  Если  мы припомним грубые и нелепые  оскорбления женщин со стороны  святого Иеронима и отцов церкви, и если мы подумаем о том  соборе, где серьезно спорили,  не следует ли причислять женщину  к животным, не имеющим души, и  большинством только одного голоса  решили, что она имеет таковую,  то остается только удивляться  тому, что Кампанелла освободился  от освященных религией предрассудков  своего времени и имел смелость  отвести женщине те же права  и обязанности, что и мужчине.

  Благодаря всеобщему  участию в труде, рабочий день  в Городе Солнца сокращается  до 4 часов. Это преимущество Кампанелла  особенно подчеркивает в противоположность  реальной картине своего времени.  “ В Неаполе 70 тысяч душ  населения, - пишет он,  - а трудится  из них всего каких-нибудь десять-пятнадцать  тысяч, истощаясь и погибая  от непосильной и непрерывной  работы изо дня в день. Да  и остальные, пребывая в праздности, пропадая от безделья, скупости, телесных недугов, распутства, ростовщичества  и т.д., и множество народа портят  и развращают, держа его у себя  в кабале и делая соучастниками  собственных пороков, чем наносят  ущерб общественным повинностям  и отправлению общественных обязанностей.”  Свободное время солярии проводят  “в приятном занятии науками,  развитии умственных и телесных  способностей, и все это делается  радостно. Они не признают никакого  иного отдыха, кроме того, во время  которого приобретают еще больше  знаний, для чего и отправляются  в поле заниматься бегом, метанием  стрел и копий, распознавать  травы и камни и т.д. и  учиться земледелию и скотоводству  в составе то  одного, то другого  отряда”.

 

Собственность

 

”У них все общее” - основная программа Кампанеллы состоит в упразднении частной собственности, причины неравенства: ”Община делает человека одновременно богатым и вместе с тем бедным: богатым - потому, что у них есть все, бедным - потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им.” Каждый гражданин получает от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей, но власти следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему надо. Все граждане пользуются жильем в зданиях, принадлежащих обществу, причем они обязаны менять помещение каждые 6 месяцев. Питаются граждане в общей столовой. Врачи и хранители одежды обеспечивают людей платьем, плотным или легким, смотря по времени года. Отпадает необходимость каждому тратить силы на домашнее хозяйство. «Предметы домашнего обихода и пища их мало занимают, так как всякий получает все, что ему нужно, а представляют для них интерес лишь тогда, когда это выдается в качестве почетной награды. А героям и героиням раздаются от государства на празднествах во время трапезы обычно либо красивые венки, либо вкусные блюда, либо нарядная одежда”. У государства есть денежный фонд, но он используется исключительно для внешней торговли.

Ликвидация частной собственности  соединена в “Городе Солнца”  с упразднением моногамной семьи.  У соляриев “жены общи и в деле услужения и в отношении ложа”. Из существования семьи Кампанелла выводил возникновение частной  собственности и социального  неравенства”. Собственность образуется у нас и поддерживается тем, что  мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей  “, а “отсюда возникает себялюбие”.  Дело здесь не только во влиянии  Платона или монастырском воспитании Кампанеллы. Общность жен, согласно его  учению, должна быть так же служить  “научному” (“согласно правилам философии”) государственному контролю деторождением. Поскольку “производство потомства  имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц лишь постольку, поскольку они являются частями  государства; и так как частные  лица по большей части дурно производят потомство и дурно его воспитывают, на гибель государства, то священная  обязанность наблюдать за этим, как  за первой основой государственного благосостояния, вверена заботам  должностных лиц, и ручаться за надежность этого может только община, а не частные лица”. Контроль за деторождением  осуществляется в Городе Солнца в  соответствии с биологическими и  астрологическими теориями Кампанеллы. “На  деторождение солярии смотрят  как на религиозное дело, направленное на благо государства, а не отдельных  лиц, причем необходимо подчиняться  властям. И то, что мы считаем для  человека естественным иметь собственную  жену. Дом и детей, дабы знать и  воспитывать свое потомство, это  они отвергают, говоря, что деторождение служит для сохранения рода, а не отдельной личности”. Опытный врач, которому государство поручило ведать вопросами деторождения  должен, руководствуясь данными науки, так  по природным качествам подбирать  родителей, чтобы они обеспечивали появление на свет наилучшего потомства. При этом ученых мужей сочетают с  женщинами бойкими и красивыми, толстых - с худыми, резких и неистовых - с кроткими, чтобы “уравновесить” эти качества в потомстве. Бесплодные женщины предоставляются в общественное пользование, но не пользуются большим  почетом (“чтобы ни одна не предотвращала  беременности ради сладострастия”2). “Если же кто влюбится в женщину, то влюбленные могут разговаривать, шутить, дарить друг другу венки, подносить стихи, но если может быть опасность для потомства, совокупление не разрешается, если женщина не бесплодна или пока она не забеременеет”.

 

Обучение

 

Тем же рациональным принципам подчиняется в Городе Солнца воспитание и обучение детей. Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе Кампанелла противопоставляет заботу государства о просвещении. Сразу после вскармливания дети передаются на попечение назначаемых государством воспитателей и воспитательниц, “и тут вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают картины, бегают, гуляют и борются, знакомятся по изображениям с историей и языками... На седьмом году они переходят к естественным наукам, а потом к остальным, по усмотрению начальства, и затем к ремеслам. Для выявления наклонностей детей их “водят в мастерскую к сапожникам, пекарям, столярам, живописцам и т.д.”. Изучив естественные и отвлеченные науки, “постоянно усердно занимаясь обсуждением и спорами”, юноши и девушки “получают должности в области тех наук и ремесел, где они преуспевают более всего”. В Городе Солнца все стены расписаны превосходнейшей живописью, в стройной последовательности отображающей все науки. Каждый рисунок снабжен пояснительной надписью в стихах или прозе. Разглядывая настенную живопись, дети получают полное представление о животном и растительном мире Земли, о ремеслах и орудиях труда, о знаменитых ученых, изобретателях и достославных мужах истории. В распоряжении всех в идеальном государстве палестры, бассейны, лекционные залы, библиотеки.

  Труд и физические  упражнения сделают людей здоровыми  и красивыми. Изменятся даже  представления «о прекрасном».  В Городе Солнца нет некрасивых  женщин, так как у них “благодаря  их занятиям образуется и здоровый  цвет кожи, и тело развивается,  и они делаются статными и  живыми, а красота почитается  у них в стройности, живости  и бодрости. Поэтому они подвергли  бы смертной казни ту, которая  из желания быть красивой начала  бы румянить лицо, или стала  бы носить обувь на высоких  каблуках, чтобы казаться выше  ростом, или длиннополое платье, чтобы скрыть свои дубоватые  ноги... И они утверждают, что у  нас все эти прихоти появились  из-за праздности и безделья  женщин, отчего портится у них  цвет кожи, отчего они бледнеют  и теряют гибкость и стройность, и поэтому приходится им краситься,  носить высокие каблуки и добиваться  красоты не развитием тела, а  ленивой изнеженностью, и таким  образом вконец разрушать естественное  развитие и здоровье не только  свое, но и своего потомства”.

    “Живут они по большей  части до ста лет, а некоторые  и до двухсот. Пищу, они употребляют  наиболее полезную по данному  времени года и вообще по  предписанию наблюдающего за  этим Главного Врача.”. У соляриев  не бывает ни подагры, ни  катаров, ни ишиаса, ни коликов,  ни венерических болезней - этому  способствует их здоровый и  активный образ жизни - скорее  воспаления или сухие спазмы, часто они подвержены эпилепсии,  которую лечат молитвами и  укрепляющей мозг пищей.  Их  врачебное искусство настолько  же оригинально, насколько просто: главным образом, ванны из молока  и вина, жизнь в деревне, умеренное  и постепенно усиливающееся движение, музыка и танцы. Еще раньше, чем обитатели солнечного царства,  женщины в Спарте мыли своих  новорожденных в вине, чтобы сделать  здоровыми и сильными, и Демокрит  лечил, как рассказывают, почечные  колики и ревматизм звуками  флейты. Однако наряду с этим  в Городе Солнца глубоко изучается  анатомия, что довольно смело  для времен Кампанеллы.

 

Управление

 

 

Общность всего имущества, в том числе и личного, выражающая примитивную уравнительную тенденцию крестьянско-плебейского движения средних веков, сочетается в коммунистической утопии Кампанеллы с сохранением разделения умственного и физического труда: в то время как одна часть общества (большинство) занимается физическим трудом, функции организации производства, научного и политического руководства, научное и политическое руководство обществом целиком передана в руки особой группы ученых-жрецов. Наука и религия в Городе Солнца сливаются в единый магический культ. Решение всех вопросов хозяйственной, культурной и даже личной жизни граждан идеального государства принадлежит своеобразной духовной иерархии.

   Во главе общины  стоим верховный правитель, он  же первосвященник, именуемый “Солнце  “ или “Метафизик”, и обозначаемый  Кампанеллой с помощью солнечного  символа. Верховный правитель  - мудрейший философ и первосвященник  одновременно. Он должен  знать  историю и нравы всех народов,  математику, абстрактные науки, физику, астрологию, а также технические  искусства (Кампанелла впервые  из мыслителей поднял на такую  высоту ручной труд). Таким образом,  правитель, “пусть совершенно  неопытен в правлении государством, не будет ни жестоким, ни преступным, ни тираном именно потому, что он мудр”3. При нем имеются три соправителя - Мощь, Мудрость и Любовь (Пон, Син и Мор), -  ведающие: вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслами; свободными искусствами, науками, учебными заведениями; вопросами контроля за деторождением, воспитанием, медициной, земледелием и скотоводством. Избрание (пожизненное, за исключением тех случаев, когда верховные правители сами сочтут нужным передать свои должности более достойным) высших четырех правителей основано на совершенстве их познаний во всех необходимых науках.

   Это правительство  избирает (а по существу, назначает)  всех остальных должностных лиц,  причем избрание их утверждается  малым Советом. ”Под началом  Мощи есть Стратег, Начальник  единоборств, Заведующий чеканкой  монеты, Казначей, Начальник арсенала, Конюший, Начальник разведки, Начальник  конницы, Начальники пехоты и  артиллерии, Инженер, Юстициарий. Число  подчиненных Мудрости должностных  лиц соответствует числу наук: имеются Астролог, Космограф, Геометр,  Историограф, Поэт, Логик, Ритор,  Грамматик, Медик, Физик, Политик,  Моралист. Любви подчиняются Заведующий  деторождением, Воспитатель, Медик,  Заведующий одеждой, Агроном,  Скотовод, Заведующий приручением  животных, Главный Кухмистр. У них  столько же должностных лиц,  сколько мы насчитываем добродетелей: Великодушие, Мужество, Целомудрие, Правосудие, Усердие, Благотворительность,  Бодрость, Воздержание... Судьи и  низшие должностные лица - учителя  и священники.

Информация о работе Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. мора и «городе солнца» Т. Кампанеллы