Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:17, курсовая работа
Что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины – люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями, как хотели, могли казнить любого. И не было никакой надежды на лучшую долю.
Введение………………………………………………………………………………….3
Мечты узника…………………………………………………………………………….4
Город солнца……………………………………………………………………………..8
Труд……………………………………………………………………………………….9
Собственность…………………………………………………………………………..10
Обучение………………………………………………………………………………...11
Управление……………………………………………………………………………...12
Политика и религия…………………………………………………………………….14
Защита…………………………………………………………………………………...15
«Книга, столь же полезная, сколь и забавная»……………………………………….16
Рабы при всеобщем равенстве…………………………………………………………17
Утопия и религия……………………………………………………………………….18
Власть равных над равными…………………………………………………………...18
Семья как базовая ячейка общества…………………………………………………...18
Утопия и экономика……………………………………………………………………19
Винтики системы……………………………………………………………………….19
«Миролюбивые вояки»………………………………………………………………...20
Идея всеобщего равенства……………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………….………..22
Список используемой литературы………………
— Какой смысл негодовать на Лютера, когда Рим питает из своих уст гораздо более страшную змею?!
Чтобы спастись от разгневанной
черни, Кампанелла принял приглашение
французского посла, переоделся в богатые
одежды и в его парадной карете
бежал из Рима (1634 г.). Он приехал в
Марсель, где прожил месяц, а затем,
по приглашению всемогущего
Никакие испытания и преследования не могли разубедить этого удивительного человека в том, что путь человечества ведет к коммунизму. Недаром он писал в своей книге «Город Солнца», что весь мир придет к тому, чтобы жить по обычаям счастливых граждан созданного им в мечтах государства Солнца.
Стремления Томаса Мюнцера, Томаса Мора и Кампанеллы, хотя они и жили в разных странах и в разное время, были звеньями одной цепи непрерывных усилий человечества к достижению свободы и справедливого строя. К этой цепи принадлежал и Жан Мелье — первый коммунист XVIII века во Франции.1
«Город Солнца»
Сочинение ”Город Солнца” - наиболее известное и наиболее полное воплощение программы социально-политических преобразований общества, неразрывно связанное со всей совокупностью философских и политических сочинений Кампанеллы. “Город Солнца” написан в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, весьма распространенную в античной литературе и в 15-16 веке, Кампанелла не сумел использовать ее должным образом.
В сущности, мы имеем не диалог,
а сплошной рассказ от первого
лица, в который вкраплены в
угоду литературной традиции часто
бессодержательные реплики
Стиль рассказа Кампанеллы - сухой, абстрактный, лишенный ярких образов. Его успех и влияние были обусловлены не литературными достоинствами, а сформулированными автором довольно четкими коммунистическими принципами. Кампанелла создал единую утопию справедливого общественного устройства, основанную на ликвидации частной собственности, всемирном объединении человечества в одном государстве, преодолении национальных, государственных, религиозных противоречий. Этому идеалу подчинен не только “Город Солнца”, но и “Монархия Мессии”, “О царстве божием”, “Вспомнят и обратятся...”, “Политические афоризмы”, “Речи о свободе и счастливом подчинении государству”, даже в “Богословии “ цитируется и воспроизводится “Город Солнца”.
Теперь давайте детально разберем произведение и выявим главные мысли и идеи автора.
Труд
Всеобщее участие в труде, который из проклятия стал почетным и уважаемым делом - важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Солярии “того почитают знатнейшим, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела”. Самые тяжелые ремесла, например кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными… “Самым гнусным пороком считают они гордость, и надменные поступки подвергаются жесточайшему презрению. Благодаря этому никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.п. Всякую службу они называют учением. Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную”.
Люди ценятся
по их трудовым успехам и
знаниям. ”Они издеваются над
нами за то, что мы называем
мастеров неблагородными, а благородными
считаем тех, кто не знаком
ни с каким мастерством, живет
праздно и держит много слуг
для своей праздности и
“ Занятия отвлеченными
науками и ремеслами являются
у них общими как для мужчин,
так и для женщин, с одним
только различием: наиболее
Благодаря всеобщему
участию в труде, рабочий день
в Городе Солнца сокращается
до 4 часов. Это преимущество
Собственность
”У них все общее” - основная программа Кампанеллы состоит в упразднении частной собственности, причины неравенства: ”Община делает человека одновременно богатым и вместе с тем бедным: богатым - потому, что у них есть все, бедным - потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им.” Каждый гражданин получает от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей, но власти следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему надо. Все граждане пользуются жильем в зданиях, принадлежащих обществу, причем они обязаны менять помещение каждые 6 месяцев. Питаются граждане в общей столовой. Врачи и хранители одежды обеспечивают людей платьем, плотным или легким, смотря по времени года. Отпадает необходимость каждому тратить силы на домашнее хозяйство. «Предметы домашнего обихода и пища их мало занимают, так как всякий получает все, что ему нужно, а представляют для них интерес лишь тогда, когда это выдается в качестве почетной награды. А героям и героиням раздаются от государства на празднествах во время трапезы обычно либо красивые венки, либо вкусные блюда, либо нарядная одежда”. У государства есть денежный фонд, но он используется исключительно для внешней торговли.
Ликвидация частной
Обучение
Тем же рациональным принципам подчиняется в Городе Солнца воспитание и обучение детей. Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе Кампанелла противопоставляет заботу государства о просвещении. Сразу после вскармливания дети передаются на попечение назначаемых государством воспитателей и воспитательниц, “и тут вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают картины, бегают, гуляют и борются, знакомятся по изображениям с историей и языками... На седьмом году они переходят к естественным наукам, а потом к остальным, по усмотрению начальства, и затем к ремеслам. Для выявления наклонностей детей их “водят в мастерскую к сапожникам, пекарям, столярам, живописцам и т.д.”. Изучив естественные и отвлеченные науки, “постоянно усердно занимаясь обсуждением и спорами”, юноши и девушки “получают должности в области тех наук и ремесел, где они преуспевают более всего”. В Городе Солнца все стены расписаны превосходнейшей живописью, в стройной последовательности отображающей все науки. Каждый рисунок снабжен пояснительной надписью в стихах или прозе. Разглядывая настенную живопись, дети получают полное представление о животном и растительном мире Земли, о ремеслах и орудиях труда, о знаменитых ученых, изобретателях и достославных мужах истории. В распоряжении всех в идеальном государстве палестры, бассейны, лекционные залы, библиотеки.
Труд и физические
упражнения сделают людей
“Живут они по большей
части до ста лет, а некоторые
и до двухсот. Пищу, они употребляют
наиболее полезную по данному
времени года и вообще по
предписанию наблюдающего за
этим Главного Врача.”. У
Управление
Общность всего имущества, в том числе и личного, выражающая примитивную уравнительную тенденцию крестьянско-плебейского движения средних веков, сочетается в коммунистической утопии Кампанеллы с сохранением разделения умственного и физического труда: в то время как одна часть общества (большинство) занимается физическим трудом, функции организации производства, научного и политического руководства, научное и политическое руководство обществом целиком передана в руки особой группы ученых-жрецов. Наука и религия в Городе Солнца сливаются в единый магический культ. Решение всех вопросов хозяйственной, культурной и даже личной жизни граждан идеального государства принадлежит своеобразной духовной иерархии.
Во главе общины
стоим верховный правитель, он
же первосвященник, именуемый “Солнце
“ или “Метафизик”, и
Это правительство
избирает (а по существу, назначает)
всех остальных должностных