Спарта и Афины как два основных типа полисов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса - Афины и Спарта, образовавших два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин - это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Афины и Спарта как типы полиса.
Общее понятие полиса 4
Афины как тип полиса 7
Спарта как тип полиса 10
Глава 2. Афины и Спарта сравнение.
2.1 Гражданство в Афинах и в Спарте 20
2.2 Сравнение полномочий, функций и регламента работы народных
собраний - экклесии и апеллы. 22
Заключение 30
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

контрольная1_ВИ.docx

— 63.35 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Железнодорожном Московской области

(Филиал РГГУ в г. Железнодорожном)

 

 

 

 

 

 

 

 

Язев Дмитрий Николаевич

  «Спарта и Афины как два основных типа полисов»

 

 

Контрольная работа по  всеобщей истории  студента

Направления документоведение и архивоведение

группы ДА-1 заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Старший преподаватель,

                      к. фил. наук

 

Н.Х. Мухтярова

 

                                  


 

 

 

Железнодорожный  2013

Оглавление

Введение            3

Глава 1. Афины  и Спарта как типы полиса.       

    1. Общее понятие полиса             4
    2. Афины как тип полиса           7
    1. Спарта как тип полиса         10

Глава 2. Афины  и Спарта сравнение.

2.1 Гражданство в Афинах и в Спарте                                 20

2.2 Сравнение полномочий, функций и регламента работы народных 

собраний - экклесии и апеллы.                                                                               22

Заключение                             30

Список литературы          33

 

Введение.

Древняя Греция - это одна из величайших цивилизаций  античного мира. Именно в этом государственном  образовании зародились такие важные основы культуры Европейской цивилизации, как право, философия, архитектура, театр, литература и многое другое. Несомненны и заслуги греков в  военном деле, ремеслах, мореплавании и просвещении.

Сама  Древняя Греция, как известно, не была однородным политическим образованием. Она состояла из множества независимых  городов-государств, именуемых полисами. Помимо самой городской территории они включали в себя и прилегающую  к ней сельскую местность.

Стоит, однако, сказать, что отнюдь не все древнегреческие  города-государства подходили под  это определение классического  полиса, данное Л.С. Васильевым. Речь, конечно  же, идет об Афинах и Спарте, население  которых доходило до 150 тыс. человек, а территория - до 2,5 тыс. кв. км. Именно этим полисам и принадлежит руководящая роль в истории Древней Греция.

На протяжении всего своего существования Древняя  Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные  объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса - Афины и Спарта, образовавших два  центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин - это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

 

Глава 1. Афины и Спарта как типы полиса.

1.1 Общее понятие полиса.

Основной  формой политической и социальной организации  античного общества является полис. Таким образом, он выступает как  структурообразующий элемент этой цивилизации. Однако признание особой важности проблемы полиса, пожалуй, единственное, что объединяет практически всех антиковедов.1

Политическая  действительность античной Греции в  эпоху ее расцвета характеризовалась, прежде всего, существованием массы  независимых городов-государств, полисов, организованных как суверенные гражданские  общины, в которых сплоченные в  замкнутую привилегированную группу граждане противостояли остальной  массе неполноправного или даже полностью бесправного эксплуатируемого населения – переселенцам из других городов и рабам. Полис – это  факт общественной жизни Древней  Греции, но вместе с тем это и  теоретическое понятие, выдвинутое первоначально самими же древними, а затем возрожденное и развитое наукой современного времени.2

Вслед за немецкими учеными XIX в. слово «полис»  часто переводится как «город-государство». В связи с этим главная особенность  античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным  государством, жившим по своим собственным  законам.

 Самое  слово «полис» означает по-гречески  «город». Семантически оно вполне  соответствует русскому понятию,  обладая схожим кругом более  конкретных, исторически развившихся  значений. Первоначально, в гомеровское  время (XI – IX вв. до н. э.), слово «полис» могло означать просто огороженное, укрепленное место, оплот племени во время войны, постепенно становившийся его постоянным административным центром, то, что по-русски лучше было бы назвать «городище».3

Важнейшей его характеристикой выступает  наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город  в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов  сельское хозяйство преобладало  над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью.

Позднее слово «полис» стало обозначать государство, так как  в классической древности это слово по своему значению почти совпадало с городом  и контролируемой им территорией. Одновременно с таким пониманием полиса современные  ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис –  это не стены, а, прежде всего люди, гражданский коллектив. Поэтому  слово полис можно переводить как гражданская община.

По своему политическому устройству, структуре  государственных органов греческие  полисы V- IV вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим устройством. Политическое устройство не было случайным, оно отражало отношения сложившиеся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. А полисы, оформлявшие в политической области консервативную политику, архаические общественные отношения склонялись к олигархии.

Спарта  и Афины, два крупнейших греческих  полиса, в которых можно выделить общие черты полисного строя. Благодаря чему это позволяет  нам рассматривать оба этих государства  в сравнении. 

 

 

 

 

1.2 Афины как тип полиса.

Политическая  история Аттики являет собой классический образец возникновения государства.

В гомеровский  период своей истории Аттика была разделена на несколько независимых  общин, постоянно враждовавших между  собой. Объединение Аттики было постепенным  и длительным процессом, и завершилось  тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместное поселение).

Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал  разложению родовых отношений, которое  началось еще в гомеровский период. Синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в  VIII-VII веках до н.э.

Родовая знать создала особую группу, носившую название евпатридов, т.е. "имеющих благородных отцов". Экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках таких родов, несмотря на их  немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.

Замкнутый господствующий  верхушке эвпатридов противостояла остальная масса свободного населения Аттики – демос. Демос не был однороден. В его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты -  крестьяне, лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы. Кроме того, в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми "не чистого происхождения" и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метки, не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.

 Низший  слой аттического общества, составляли, лишенные каких  бы то ни  было прав рабы.

Старые  родовые учреждения не соответствовали  новым отношениям, развивавшимся  в афинской общине. Потому организация  управления в Афинах претерпевает существенные изменения.

В древности  верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Некоторые ученые считают, что потомки последнего афинского царя Кодра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты, избранные из эвпатридов, управляли Афинами.

 

Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год.

Первоначально избирался только один архонт. Позже  образовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности исполнялись безвозмездно, и это считалось высшей почестью не только для самого архонта, но и  для всего его рода.

Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени  первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные  дела, контролировали важнейшие религиозные  церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

По окончании  срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший государственный  совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.

Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся  архонтов; он и сам был членом его как бывший архонт. Но видя в  народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех  фил. Им поручил он предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в Народное собрание без предварительного обсуждения.4

Народное  собрание в Афинах было одним из главных решающих органов. В нем  разрешалось участвовать всем гражданам, не зависимо от их социального статуса  и материального положения, кроме  женщин, они не имели права участвовать  в политической и общественной жизни. На обсуждение Народному собранию выносились самые важные вопросы, объявление войны  и заключение мира, избрание должностных  лиц и выслушивались отчеты после  годичного правления. Также народное собрание осуществляло контроль, за воспитанием юношей готовящихся получить гражданские права. На Народном собрании выслушивались отчеты должностных лиц, они должны были отчитываться в проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Спарта как тип полиса.

Как известно, основавшие Спарту дорийцы пришли в  Лаконию как завоеватели и поработители местного ахейского населения. Постепенно перераставший в классовую вражду межплеменной антагонизм сделал крайне напряженной социально-политическую обстановку, сложившуюся в этой части Пелопоннеса. Ситуация еще более усложнилась около средины VIII в., когда в Спарте, как и во многих других греческих государствах, стал ощущаться острый земельный голод. Возникшая в связи с этим проблема избыточного населения требовала незамедлительного решения, и спартанцы решили ее по-своему. Вместо того чтобы, подобно остальным грекам, искать выход из создавшегося положения в колонизации и освоении новых земель за морем, они нашли его в расширении своей территории за счет ближайших соседей - отделенных от них лишь горным хребтом Тайгета, мессенцев.

Завоевание  Мессении, ставшее совершившимся фактом лишь к концу VII в., после так называемой II Мессенской войны, позволило приостановить надвигавшийся аграрный кризис, зато во много раз усилило ту внутреннюю напряженность, которая едва ли не с самого момента возникновения спартанского государства стала определяющим фактором его развития.

Основным  итогом, завоевательной политики Спарты на территории Лаконии и Мессении было возникновение специфической формы рабства, известной под именем илотии. От рабства классического типа илотию отличает, прежде всего, то, что раб здесь не отчуждается полностью от средств производства и практически ведет самостоятельное хозяйство, используя принадлежащий ему (на правах владения или же полной собственности - это остается неясным) рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь и всякие иные виды имущества. После сдачи установленной подати или оброка в его распоряжении остается определённая часть, урожая, которую он, по всей видимости, может использовать по своему усмотрению, а при желании даже продать. Судя по имеющимся данным, спартиаты совершенно не вмешивались в хозяйственные дела илотов, довольствуясь тем, что получали от них в соответствии с предписанием закона. Таким образом, в Спарте сложилась особая форма рабовладельческого хозяйства, при которой непосредственное вмешательство рабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершенно необязательным или даже вообще исключалось. Из организатора производства рабовладелец превращается здесь в пассивного получателя ренты, хозяйственная же инициатива сосредотачивается всецело в руках непосредственного производителя - раба.

С хозяйственной  автономией илотов сообразуется и особая структура этого класса, опять-таки отличающая его от рабов обычного (классического) типа. Как известно, среди последних подавляющее большинство составляли разрозненные индивиды, насильственно вырванные из привычной социальной среды и беспорядочно между собой перемешанные. В отличие от них илоты не были оторваны от родных очагов. Скорее, напротив, они, подобно эллинистическим лаой, были навсегда прикреплены к своему месту жительства и к той земле, которую они обрабатывали для своих господ. Можно предположить, что, избежав насильственного перемещения, илоты сумели сохранить, хотя бы частично, те формы социальных связей, которые существовали у них и раньше, когда они были свободны. Несмотря на отсутствие прямых указаний в источниках, можно считать вполне вероятным наличие у них семьи. Не исключено также, что у них сохранялись даже какие-то элементы общинной организации Особая форма рабовладельческого хозяйства, сложившаяся в Спарте, по всей видимости, не ранее конца VII в., предполагает в качестве своеобразного, естественного и необходимого дополнения особый тип организации, или, другими словами, особый тип полисного строя. Основная отличительная особенность спартанской формы полиса заключается, на мой взгляд, в том, что лежащий в самой природе античной собстественности как "совместной частной собственности граждан государства" принцип коллективизма, общинности получил здесь наиболее яркое и наглядное выражение, воплотившись в самом жизненном укладе спартиатов, насквозь пронизанном идеей равенства.

Информация о работе Спарта и Афины как два основных типа полисов