СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Автор: Ольга Фотина, 30 Ноября 2010 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие Советского государства – тема, не потерявшая своей актуальности и по сей день.
Не смотря на большое количество литературы, посвященной этому периоду в истории России.
Также в курсовой работе говориться о том, что Революция привела к слому старого и созданию совершенно нового государственного механизма, основой которого стала система Советов рабочих и крестьянских депутатов.

Содержание

Глава I Предпосылки возникновения Советского государства и права 4
Глава 2 II Всероссийский съезд Советов 7
Глава III Слом старого и создание советского государственного механизма 13
Глава IV Коренные изменения организации государственного единства. 20
Глава V Создание основ советского права. 25
Глава VI. Первая Советская Конституция 31
Заключение 33
Список источников и использованной литературы 34
Приложения ………………………………...…...………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     Советское законодательство этого периода  имело ряд особенностей. Необходимость  как можно скорее ликвидировать  правовой вакуум, потребность оперативного решения многочисленных вопросов, которые ставила революция, вынудили сделать круг законодательных органов достаточно широким. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК.

     Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов.

     Большое значение имели и акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений.

     Законодательный процесс был сам регламентирован, в частности, постановлением «О редактировании и печатании законодательных  и правительственных актов», изданных СНК  в январе 1918 г. (см. приложение 1).

     Советское право возникло как общероссийское. Акты II Всероссийского съезда Советов имели силу на всем пространстве Российской Республики и в равной мере.

     Форма законодательных актов была различной. Издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Впрочем четкое разграничение между ними провести трудно. Наиболее распространенной была форма декрета. Так часто называют вообще все акты Советского государства того времени.

     Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам и отсутствие систематизированных актов. Единственным кодифицированным актом явилась Конституция. Однако с накоплением нормативного материала пользование им становится все более затруднительным. Это обуславливает необходимость систематизации законодательства.

     В декабре 1917 г. в составе наркомата  юстиции создается отдел законодательных  предположений и кодификации, из которого вскоре был выделен специальный кодификационный отдел, имевший задачей создание «полного свода действующих законов Русской революции».13

     Приведенные факты опровергают утверждение, что Советское государство возникло и развивалось в условиях беззакония, а большевики будто были идейными противниками всякой законности. С  первых дней своего существования Советское государство стремилось законодательно регламентировать общественные отношения и добивалось исполнения законов всеми должностными лицами и гражданами.  

     V.I. Гражданское хозяйственное право. 

     Изменения в экономических отношениях, курс на социалистическое строительство не могли, не отразится на гражданском праве.  Прежде всего, изменился статус субъектов гражданских правоотношений, в особенности физических лиц. Были сняты всякого рода ограничения, которые существовали до революции по половому, национальному, вероисповедному принципам. Теперь все граждане получили совершенно одинаковую гражданскую правоспособность. Если в политических правах полного равенства не существовало, то в гражданских оно осуществлялось последовательно. Что касается юридических лиц, то их круг и права заметно менялись по мере национализации различных объектов и других изменений в хозяйственном обороте.

     Изменились  отношения собственности. Масса  объектов, притом наиболее ценных, перешла  в государственную собственность.

     Переход крупнейших хозяйственных объектов в собственность государства породил новую отрасль, которую в последствии стали называть хозяйственным правом.

     Для данного периода характерно сужение  спектра гражданско-правовых отношений. Национализация вывела из гражданского оборота достаточно широкий круг объектов. Они перестали продаваться, покупаться, обмениваться и могли только передаваться от субъекта к субъекту лишь в порядке административного распоряжения.

     Гражданский оборот сузился также и за счет введения довольно широкого круга монополий. То есть возник объектов, которые могли продаваться только государством, частная торговля ими была запрещена. Так, для того, чтобы получить из деревни хлеб, было монополизировано распределение таких товаров как ткани, обувь, нитки, спички и т.д.

     Была  введена монополия внешней торговли. В этой сфере любые товары могли  покупаться или продаваться только надлежащими гос. органами, что позволило  установить полный контроль над валютным оборотом, воспрепятствовать вывозу капиталов за границу.

     В апреле 1918 г. был издан декрет об отмене наследования. Он реализовал давнюю идею марксистов об отмене права наследования как способе упразднения частной собственности. Представлялось, что таким образом можно наиболее безболезненно лишить эксплуататоров возможности накопления и передачи средств производства. Декрет оговаривал, что в случае, если на иждивении наследодателя состояли нуждающиеся нетрудоспособные лица, то они имели право получать содержание из имущества умершего.

     V.II. Трудовое право

     Пролетарское государство должно было резко улучшить условия труда и быта рабочего класса. Что и было проведено трудовым законодательством уже с первых дней революции.

     Прежде  всего это коснулось продолжительности  рабочего времени и времени отдыха. Первым советским законом о труде стал Декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне» (см. приложение 2).

     Декрет  устанавливал, что рабочий день не должен превышать восьми часов, не считая перерыва на обед. Для лиц, не достигших 18 лет, рабочий день сокращался до 6 часов. В производствах и на работах особо вредных устанавливался сокращенный рабочий день. Сверхурочные работы допускались только в исключительных случаях с разрешения рабочих организаций. Лица, не достигшие 18 лет, и женщины к сверхурочным работам не допускались. Работать по найму могли работать только лица, достигшие 14 – летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих впервые были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

     Постепенно  сложились общие принципы определения  уровня заработной платы. Она устанавливалась тарифными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами и предпринимателями по определенным районам страны и отраслям производства. При этом, чтобы добиться более выгодных для рабочих условий, в начале 1918 г. были проведены массовые забастовки, поддерживаемые государством. Было установлено правило, по которому заработная плата не могла быть ниже прожиточного минимума. Рабочие выступали против уравниловки, однако разрыв между низшей и высшей оплатой в каждой отрасли был не более или чуть более двукратного. Решительную поддержку нашла сдельная оплата труда. Проводился известный марксистский принцип, гласящий, что жалование чиновника не должно быть больше зарплаты квалифицированного рабочего.

     Особо следует сказать об оплате труда специалистов. Советское государство, заинтересованное в привлечении интеллигенции, особенно технической, пошло на то, чтобы предоставить ей разного рода льготы. Так, если в середине 1918 г. жалование наркома, включая и председателя СНК В.И. Ленина, составляла 800 руб., то для ценных специалистов оно достигало 1200 руб., а с разрешения Совнаркома могло быть и больше.

     Кардинально изменились принципы соц. страхования. Принятые в декабре 1917 г. декреты об отдельных видах соц. страхования охватывали случаи потери трудоспособности из-за болезни, увечья, инвалидности, беременности, родов, а также безработицы

     Фонд  соцстраха формировался за счет работодателя, в то время как до революции  он пополнялся за счет самих рабочих. Застрахованным теперь гарантировалось полное возмещение утраченного заработка.

     Советское государство еще не могло обеспечить право на труд. Но оно уже декларировало  всеобщую обязанность трудится. Свое законодательное закрепление всеобщая трудовая повинность нашла в декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция 1918 г. признала труд обязанностью всех граждан Советской России: «не трудящийся да не ест».

     Таким образом, уже в первый период существования  новой власти стала складываться определенная система советских  правовых норм, регулирующих трудовые отношения.  

     V. III. Уголовное право. 

     Революция, естественно, привела к коренной ломке основных понятий и институтов уголовного права. Прежде всего, это относилось к самому понятию преступления. Если раньше преступным считалось просто всякое нарушение уголовного закона, то теперь в общем понятии преступления подчеркивалось то, что вскоре стали называть материальным пониманием преступления: общественную опасность деяния, которая в свою очередь включала опасность для нового общества и государства, хотя это и не было формально записано в норме закона; считалось преступным все, что вредит интересам рабочих и крестьян, делу революции.

     Разумеется, сразу же после Октября были объявлены  преступлениями все контрреволюционные деяния: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти, шпионаж, диверсия, вредительство, террористические акты.

     Особо опасными преступлениями считались  погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательство устанавливало  наказуемость должностных правонарушений – взяточничества, волокиты и некоторых других.

     Законы, устанавливающие уголовную ответственность, принимались преимущественно в  связи с конкретными политическими  событиями и не были, как правило, рассчитаны на долгосрочное действие.

     Изменился взгляд и на наказание. В уголовном  праве начала складываться идея сочетания  принуждения с убеждением. Соответственно изменился перечень допустимых наказаний. Одним из первых актов, наиболее полно перечисливших виды наказания, была Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале, о его составе, подлежащих его ведению делах, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний. Инструкция устанавливала такие виды наказания, как денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение всех или нескольких политических прав, полная или частная конфискация имущества, принуждение к общественным работам.

     Следует особо сказать о таком виде наказания как объявление врагом народа. Много лет спустя клеймо врага народа станет страшнее любого наказания, хотя формально уже не будет считаться таковым. Пока же это было безобидной мерой, скорее просто порицающей, нежели наказывающей. 

     Смертная  казнь, как помним, была отменена еще  Временным правительством, но восстановлена  летом 1917 г. на фронте. Советская власть сразу отменила эту меру наказания  вообще. Однако летом 1918 г. она была вновь восстановлена. Сделано это  было даже не законом, а подзаконным актом. Вскоре появился и первый смертный приговор. 21 июня Революционный трибунал при ВЦИК приговорил к расстрелу адмирала А.М. Щастного, обвиненного в контрреволюционных действиях. Приговор был обжалован в Президиуме ВЦИК, который оставил его в силе.

     Советское уголовное право отказалось и  от таких тяжких наказаниях как каторга, ссылка отдаленные места и некоторых  других. Известная мягкость системы  наказаний вытекала в большой  мере из представления, что падение  капитализма лишит преступность ее материальной основы – частной собственности.

     При определении наказания учитывались  все существенные обстоятельства, и  главное – личность обвиняемого, от чего зависело усиление или смягчение  наказания. Для уголовного права  этого периода была характерна неопределенность санкций. Часто вместо установления конкретных мер наказания декрет ограничивался указанием на необходимость карать виновных «по всей строгости революционных законов», «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести», устанавливал несколько видов наказания или определял в качестве вида наказания лишение свободы, но предоставлял суду право решать вопрос о сроке и порядке его отбытия.  
 
 
 
 
 
 

Глава VI. Первая Советская Конституция

 

     Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. первая Советская Конституция обобщила, хотя и небольшой опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.

     Среди первых актов Советской власти, имевших  конституционное значение, особое место  занимает ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов.

Информация о работе СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА