СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Автор: Ольга Фотина, 30 Ноября 2010 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие Советского государства – тема, не потерявшая своей актуальности и по сей день.
Не смотря на большое количество литературы, посвященной этому периоду в истории России.
Также в курсовой работе говориться о том, что Революция привела к слому старого и созданию совершенно нового государственного механизма, основой которого стала система Советов рабочих и крестьянских депутатов.

Содержание

Глава I Предпосылки возникновения Советского государства и права 4
Глава 2 II Всероссийский съезд Советов 7
Глава III Слом старого и создание советского государственного механизма 13
Глава IV Коренные изменения организации государственного единства. 20
Глава V Создание основ советского права. 25
Глава VI. Первая Советская Конституция 31
Заключение 33
Список источников и использованной литературы 34
Приложения ………………………………...…...………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     В декабре 1917 г. Право на самоопределение  в форме отделения от России использовала Финляндия, тщетно просившая об этом Временное правительство. Теперь же делегация финляндских социал-демократов приехала в Петроград и заручилась предварительным согласием В.И. Ленина. Вслед за тем уже государственная делегация Финляндии поставила перед высшими органами власти Советской России вопрос о признании независимости своей республики. Соответствующее решение было принято без проволочек. Так Финляндия, получившая в XIX в. Государственность из рук царской России, теперь получила независимость из рук России советской.

     Безоговорочно подтвердило Советское правительство  и право польского народа на самоопределение. Однако польское государство в тот период создано не было, так как его территория находилась под немецкой оккупацией. На иных политических и юридических основах провозгласила свою независимость Украинская республика. УССР явилась исторически второй независимой советской республикой. Установление советской власти на Украине проходило в борьбе на два фронта. Как и по всей стране, здесь нужно было свергнуть органы Временного правительства. Но значительно большое препятствие представляли собой националисты в Центральной раде, созданной после Февральской революции украинскими буржуазными и мелкобуржуазными партиями.

     Образование УССР не означало её отрыва от России, хотя правовое положение республики в тот период не было еще точно определено. С одной стороны, она мыслилась как независимая, находящаяся в федеративной связи на основах равенства, а с другой стороны, признала себя частью России, подобно автономным государствам.

     Особо следует сказать о Прибалтике и Закавказье. Дело в том, что там  стали возникать определенные образовании, претендующие на статус независимых  государств.

     В Литве, к моменту Октябрьской  революции полностью оккупированный немцами и под их крылышком, в 1917 г. были созданы органы, претендующие на статус национальных. 11 декабря немцы разрешили Литовскому совету принять документы, направленные на отделение от России, но в то же время закрепляющие Литву под германским господством. 16 февраля 1918 г. литовской буржуазии было дозволено принять даже документ, который сегодня в республике хотели бы считать актом независимости Литвы. Однако 28 февраля сам же Президиум Литовского совета заверил немецкое правительство, что отношения Литвы с Германией будут строиться в духе декабрьских постановлений, т.е. Литва по-прежнему оставалась под властью германии. Следовательно, говорить о воссоздании независимой Литвы в феврале 1918 г. не приходится.

     Нечто подобное происходило в оккупированной немцами Эстонии.

     Что касается Латвии, то в ней события  развивались иначе. В этом крае уже в 1917 г. начала создаваться национальная государственность на советской основе, в форме фактической автономии. Советы Латвии объединили территорию, населенную латышами, создали органы власти и управления края, Съезд Советов принял акты, имеющие по существу конституционное значение. Однако объявить Латвию республикой или каким-то другим государственным образованием они не решились, тем более, то половина латышского народа находилась в это время под немецкой оккупацией. Эта автономия просуществовала недолго. Уже в начале 1918 г. немцы оккупировали всю Латвию.

     В Закавказье революция победила только в Баку и его окрестностях. На остальной же территории власть оказалась в руках националистов, практически действовавших под эгидой иностранных держав – германии, Турции, Англии, даже Франции. В мае 1918 г. в Грузии, Армении и Азербайджане было провозглашено создание так называемых «независимых» республик. Здесь также не пожелали юридически и цивилизованно оформить свой выход из России. 

     IV.II. Создание Российской Федерации. 

     Провозглашение  Советской властью права наций  на самоопределение создавало возможность  изменения не только территории России, но и формы её государственного единства. Однако впервые недели существования Светского государства этот вопрос еще конкретно не был поставлен. Фактически Российская Советская Республика была унитарным государством. Она делилась на административно-территориальные единицы, во главе которых стояли местные органы власти. Каких-либо государственных образований внутри Российской Советской Республики пока что не было.

     Октябрьская революция положила начало слому  старого административно-территориального устройства. В. И. Ленин ещё в 1913 г. считал необходимой замену «старых административных делений России, установленных крепостниками-помещиками и чиновниками самодержавно-крепостнического государства, делениями, основанными на требованиях современной хозяйственной жизни и согласованными по возможности с национальным составом России»11

      24 декабря 1917 г. НКВД в своём  обращении к местным Советам  указывал на необходимость перемещения административных центров в промышленные города, «Советы которых более крупны, более деятельны и влиятельны» благодаря наличию сильной пролетарской организации. Цель – усиление роли пролетариата в губерниях и уездах.

      Вопросы административного деления были связаны с жизненными интересами трудящихся. Поэтому инициатива при  их решении исходила обычно снизу, непосредственно от самого населения при всемерной поддержке государства. Так, Декрет СНК 27 января 1918 г. установил, что изменение территории административных единиц производится местными Советами. При отходе частей одной губернии к другой возникающие технические вопросы должны разрешаться смешанными комиссиями из представителей советских органов заинтересованных губерний. Декрет допускал образование новых областей, губерний, уездов и волостей путем разделения на части старых административно-территориальных единиц. Еще раньше, 2 декабря 1917 г., Совнарком разъяснил, что «новое административное ограничение зависит исключительно только от соглашения заинтересованных Советов. За целесообразность этого разграничения они отвечают перед Советом Народных Комиссаров».12 В апреле и мае 1918 г. НКВД опубликовал специальное разъяснение и циркуляр, упорядочивавшие практику изменения границ волостей, уездов и губерний.

      Поиски  новых форм административно-территориального устройства шли по линии создания областных объединений и изучения на практике их достоинств и недостатков.

      Решение о создании областей было принято  еще I Всероссийским совещанием Советов 29 марта 1917г. области формировались как объединения Советов нескольких губерний. Возникновение областных объединений после Февраля не имело своей непосредственной целью изменение старого административно-территориального деления, но объективно оно выражало тенденцию к его слому.

На II Всероссийском съезде Советов было отмечено существование нескольких областных объединений Советов. Относительно прочными из них оказались Западная, Московская, Северная и Уральская области, охватывающие наиболее развитые в экономическом и политическом отношении районы. Поскольку после Октябрьской революции Советы стали органами государства, то и областные объединения их оказались определенной государственно-правовой категорией.

      Однако  уже тогда встал вопрос о соотношении  областей с губерниями и центром, вылившийся в конце конов в  проблему о целесообразности существования  областных объединений в общей системе территориального устройства Советского государства.

      Российская  Советская республика недолго оставалась унитарным государством. Очень скоро  её социалистический унитаризм сменился социалистическим федерализмом. После  Февраля 1917 г., анализируя историческую обстановку, В.И. Ленин приходит к мысли о допустимости федерации для России, а в ходе Октябрьской революции делает вывод о необходимости федеративного устройства Советской России.

      Уже между II и III всероссийскими съездами Советов подготавливается переход России от унитарного к федеративному устройству. Окончательное решение было принято на III Всероссийском съезде Советов в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозглашавшей Российскую Советскую республику федеративным государством. Практическое строительство Российской Федерации развернулось вскоре после III съезда Советов. Оно пошло по линии создания автономных единиц внутри РСФСР.

     Самой крупной из первых автономных республик  явилась Туркестанская АССР.

     Состоявшийся в январе 1918 г. IVкраевой съезд Советов поставил целью создание советской автономии края, а V съезд Советов Туркестана 30 апреля провозгласил создание Туркестанской республики как автономной части Российской Федерации.

     Становление Российской Федерации на его первом этапе характеризовалось его определенными особенностями. Образование автономных советских республик в 1918 г. проходило снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными партийными и советскими органами, которые в своих решениях опирались на принципиальные указания центральных органов партии и государства. Важной формой руководства было направление из центра специальных комиссаров.

     Образование республик по инициативе местных  органов неизбежно вело к тому, сто они создавались в рамках прежних административно-территориальных единиц (Терская область, Область войска Донского, Кубанская область, Черноморская и Таврическая губернии, Туркестанский край). Это привело к несоответствию между границами республик и границами расселения народов, так как старое административное деление разрывало народы между разными губерниями и областями.

     Единственной  формой автономии в это время  была республика, т.е. государственная, политическая форма автономии.

     Правовое  положение автономных республик 1918 г. не было определено достаточно полно и четко. Каждая республика решила в принципе положительно вопрос о сохранении государственно-правовой связи с РСФСР, высказавшись за свое существование в составе Российской Федерации, т.е. за автономию.

     Автономные республики оказались недолговечными. Кроме Туркестанской, они были захвачены интервентами и белогвардейцами и прекратили свое существование. Дольше всех – до февраля 1919 г. – продержалась Терская республика. Главная причина недолговечности названных республик состояла в том, что они не вполне соответствовали национально-территориальному принципу, лежащему в основе социалистической федерации. После освобождения территории Северного Кавказа и Тавриды от интервентов и белогвардейцев существовавшие здесь в 1918 г. Советские республики не были восстановлены. Вместо них стали создаваться иные, основанные на строгом соблюдении национального принципа.

     Подводя итог сказанному, отметим: в первые месяцы после Октября бал не только создан новый государственный механизм Российской республики, но и сложилась новая, федеративная форма её государственного единства.

     Большевики  обеспечили все реальные условия  для самоопределения народов, а  эти народы совершенно добровольно  объединились с русским в одном государстве.

Глава V Создание основ советского права.

 

     Советское право возникает вместе и одновременно с Советским государством. По замечанию  Ленина воля государства должна быть выражена в законе, и в то же время  право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. Обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!», провозгласившее образование Советского государства, было и его первым правовым актом.

     Как государство, советское право создается  в ходе слома старого права. в ходе слома старого права. В первый период истории Советского государства можно отметить три основные группы источников права.

     Важнейшей из них является, конечно, новое законодательство, новые нормативные акты. Их массив, узкий в первое время, непрестанно  расширяется. Однако Советское государство  не может одномоментно создать законченную  правовую систему, для этого требуется время. Необходимость нормирования общественных отношений не исчезает и в революционный период. Поэтому Советское государство частично использует старый государственный механизм, оно пользуется и старым законодательством в определенных пределах.

     Возможность использования старого права  вытекала из того, что некоторые  его нормы носили не узко классовый, а общечеловеческий характер.

     Очевидно, что использование старого права  могло быть лишь только временным. Уже в июле 1918 г. Декрет о суде № 3 изъял оговорку о возможности использования старого законодательства. Правда, не было и прямого запрета применять старые законы.

     Поскольку масса нового законодательства была еще невелика, а старое могло применяться  только в ограниченных рамках, существовала сфера отношений не регулируемых никакими нормативными актами. Поэтому в качестве специфического источника права выступает непосредственно революционное правосознание трудящихся масс. Конечно, это приводило к известному разнобою в деятельности государственных органов, таило немало угроз демократии, но иного выхода у Советского государства в то время не было.

Информация о работе СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА