СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Автор: Ольга Фотина, 30 Ноября 2010 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие Советского государства – тема, не потерявшая своей актуальности и по сей день.
Не смотря на большое количество литературы, посвященной этому периоду в истории России.
Также в курсовой работе говориться о том, что Революция привела к слому старого и созданию совершенно нового государственного механизма, основой которого стала система Советов рабочих и крестьянских депутатов.

Содержание

Глава I Предпосылки возникновения Советского государства и права 4
Глава 2 II Всероссийский съезд Советов 7
Глава III Слом старого и создание советского государственного механизма 13
Глава IV Коренные изменения организации государственного единства. 20
Глава V Создание основ советского права. 25
Глава VI. Первая Советская Конституция 31
Заключение 33
Список источников и использованной литературы 34
Приложения ………………………………...…...………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     О роспуске учредительного собрания в народе особенно никто не горевал. Во всяком случае, если перед его открытием в Петрограде состоялась демонстрация в защиту собрания и даже произошли столкновения с его противниками, то после роспуска никаких активных действий никто не предпринимал.

     На  смену свергнутым старым пришли принципиально  новые высшие органы власти и управления. Ими стали Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный  Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров.

     Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов. Впервые таким органом провозгласил себя II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов.

     Создание  этого органа было официально закреплено единство Советской власти рабочих и крестьян в центре и на местах. Высший принцип диктатуры пролетариата – союз рабочего класса с трудящимся крестьянством при руководящей роли пролетариата – был подтвержден на III Всероссийском съезде Советов, завершившем слияние рабочих и крестьянских Советов по всей стране.

     III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов открылся 10 января 1918 г.  Более 60 % делегатов съезда принадлежали к большевистской партии. На съезде было представлено большинство национальных районов страны. Большевики составляли половину делегатов и на III Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, на котором было представлено более 250 крестьянских Советов. Открывшийся 13 января в Смольном, он тотчас же объединился с III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, что положило конец раздельному проведению съездов крестьянских Советов и съездов Советов рабочих и солдатских депутатов и завершило организацию единого верховного органа власти страны.

     III Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа, которая подытожила и юридически оформила результаты революционного творчества масс. Основные начала федеративного устройства советского государства были изложены в резолюции «О федеральных учреждениях российской республики», принятой съездом в дополнение к Декларации. Съезд принял в основном Закон о социализации земли, утвержденный затем в окончательно отредактированном виде ВЦИК, и постановление о новом названии существующей верховной государственной власти.

     Всероссийские съезды Советов собирались регулярно. В промежутках между ними почти  все функции съездов выполнялись  Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, избираемым съездом. Подобно съезду Советов, он возник еще до октября, но, так же как и избравший его I съезд Советов, меньшевистско-эсеровский ЦИК первого созыва еще не был подлинным органом власти. Таким органом стал лишь избранный II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов Центральный Исполнительный Комитет.

     Первым  председателем ВЦИК  стал видный большевик Л.Б. Каменев (Розенфельд). Однако он вскоре разошелся с партийным  руководством во взглядах на союз с  другими социалистическими партиями и 8 ноября 1917 г. Был Заменен Я.М. Свердловым.

     Заседания ВЦИК могли проводится в расширенном и в узком составе. Расширенные заседания должны были созываться не реже одного раза в две недели в составе не менее половины членов ВЦИК. Заседания узкого состава считались законными при наличии одной четверти членов ВЦИК и созывались Президиумом по мере необходимости или по требованию фракций, входящих во  ВЦИК, а также по требованию не менее 10 членов ВЦИК.

     Высшим  органом власти и общего управления стал Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным – Советское правительство подотчетное в своей деятельности всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. Рабоче-крестьянское правительство, созданное октябрьской революцией и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, являлось одним из ключевых звеньев в системе органов Советского государства.

     Несмотря  на то, что все законодательные  акты, а также распоряжения, имеющие  важное общеполитическое значение, Совнарком  был обязан передавать на рассмотрение и утверждение ВЦИК, ему предоставлялось  право в случаях, не терпящих отлагательства, издавать необходимые декреты без обсуждения их ВЦИК, а также осуществлять другие первоочередные мероприятия в рамках общей программы II Всероссийского съезда Советов. Это право Совнаркома было специально подтверждено ВЦИК вопреки требованиям левых эсеров, пытавшихся ограничить роль Советского правительства в управлении, лишить его права издавать декреты и вообще самостоятельно осуществлять какие бы то ни было серьезные практические мероприятия без обсуждения их во ВЦИК.

     Заседания Совнаркома под председательством Ленина проводились почти ежедневно. На них присутствовали не только члены Совнаркома, но и члены коллегий тех народных комиссариатов, которых касался обсуждаемый вопрос.

     Высшими органами отраслевого управления в  государстве стали народные комиссариаты, пришедшие на смену упраздненным министерствам Временного правительства.

     Слом  министерств не означал их полной и немедленной ликвидации. Первой задачей Советской власти было овладеть аппаратом министерств и заняться их коренной реорганизацией. Поэтому первые наркомы первоначально являлись не столько руководителями новых ведомств, сколько комиссарами, т.е. представителями Советского правительства в старых министерствах. Так, в декабре ВЦИК и СНК от 9 ноября 1917 г. «Об учреждении государственной комиссии по просвещению» значилось: «Текущие дела должны пока идти своим чередом через Министерство Народного Просвещения. Министерство должно играть роль исполнительного аппарата при Государственной Комиссии по Народному Просвещению».10

     Местные органы власти и управления. Слом старых и создание новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по территории страны. Динамику этого процесса иллюстрирует сведения об установлении Советской власти в губернских городах. До конца октября 1917 г. Власть советов победила в 21 губернском городе, в ноябре – еще в 15, в декабре – в13, в январе 1918 г. – в 15.при этом оружие для подавления контрреволюции пришлось применять только в 15 крупных городах из 84.

     Слом  старых местных органов проходил по-разному. Прежде всего Обращением II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!» юридически были упразднены посты представителей центра на местах – губернских и военных комиссаров Временного правительства. Практическое лишение власти этих комиссаров проходило по мере установления Советской власти на местах.

     Потом пришла очередь системы местных  органов – сословных организаций дворян, мещан и т.д., их упразднение вытекало из декрета о ликвидации сословий от 10 ноября 1917 г.

     Сложнее обстояло дело с третьей системой местных органов – земским  и городским самоуправлением, которое  руководило жизненно важными для  населения городским хозяйством, продовольственным делом, здравоохранением. Советам, еще не имевшим ни соответствующего аппарата, ни специалистов, было не под силу взять на себя эти функции. Поэтому, распустив наиболее контрреволюционные органы местного самоуправления, Советы использовали остальные для решения неотложных хозяйственных дел, направляя в них своих комиссаров.

     Власть  на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоянными рабочими органами съездов Советов и Советов были их исполнительные комитеты. Съездам Советов и их исполкомам принадлежало право контроля над деятельностью местных Советов, вплоть до отмены решений нижестоящих советских органов.

     Советы  становились органами, регулирующими  всю местную жизнь. При Советах  и исполкомах создавались отраслевые отделы или комиссариаты. К ним относились отделы земледелия, юстиции, соц. Обеспечения, народного просвещения, труда, продовольственный, дорожно-строительный, здравоохранение и др. число отделов в разных исполкомах колебалось от 5 до 25. во главе отдела должен был стоять член исполкома. Контроль за деятельностью всех отделов осуществлялся президиумом исполкома – его коллегиальным руководящим органом. При Советах создавались советы народного хозяйства «как местные учреждения по организации и регулированию производства», которые ставились в двойное подчинение – Высшему Совету Народного Хозяйства и соответствующим Советам. Местным Советам предоставлялись широкие права по руководству вооруженными силами. На основании декрета Совнаркома от 8 апреля 1918 г. «Об учреждении военных комиссариатов» в распоряжение губернских военкоматах, которые в то время обычно существовали как отделы местных Советов, передавались «все вооруженные силы, военные учреждения, лазареты, госпитали, склады и запасы имущества, предназначенные для военных нужд губернии». Милиция также находилась в ведении и на содержании местных Советов.

     Обширная  компетенция местных Советов вытекала прежде всего из идеи полновластия Советов. К тому же на практике они не всегда имели время и технические возможности, чтобы испросить санкцию вышестоящих органов. Не удивительно, что на местах по всей огромной России в это время не редко принимались порой ошибочные решения, намечались неправильные тенденции. Некоторые местные Советы стали иногда вмешиваться в область управления, касающиеся общегосударственных интересов.

     Кое где появились губернские, уездные  и даже волостные республики со своими совнаркомами, которые зачастую не подчинялись вышестоящим Советам, не проводили в жизнь декреты  Советской власти, а иногда принимали  и противоречащие им решения. Вред местничества особенно проявился весной 1918 г., когда те Советы, у руководства которых находились левые эсеры, стали срывать хлебную монополию, перехватывать продовольственные грузы, шедшие в промышленные районы и т.д.

     Большую роль в упрочнении Советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), учрежденные в мае 1918 г. На комбеды возлагались задачи распределять хлеб, предметы первой необходимости, и сельскохозяйственные орудия, оказывать содействие местным продовольственным органам в изъятии излишков из рук кулаков, снабжать деревенскую бедноту хлебом. Комбеды взяли на себя заботу о формировании части Красной Армии, создавали сельскохозяйственные коммуны и другие кооперативы, содействовали развитию культурно-просветительской деятельности в деревне. В комбеды избирались не только бедняки, но и середняки, порой даже кулаки, хотя по закону им не было там места.

     Органы  охраны общественного порядка эта система начала создаваться еще до октября в виде рабочей милиции, основанной на идее всеобщего вооружения трудящихся. Здесь рабочие несли службу поочередно в свое рабочее время, за ними сохранялся средний заработок на предприятиях. Они сами избирали своих руководителей – начальников отрядов, командиров и комиссаров.

     Еще в период подготовки Октябрьского вооруженного восстания в структуре Петроградского ВРК существовал отдел рабочей  милиции. Он ведал раскрытием преступлений, пресекал тайную торговлю оружием и спиртными напитками, предотвращал хулиганство, боролся со спекуляцией. Рабочая милиция вместе с отрядами Красной гвардии боролась за Советскую власть. Однако в ходе установления диктатуры пролетариата возникла необходимость образовать специальный орган охраны революционного порядка, который выполнял бы только эту функцию и освобождался от функций, возлагаемых на Красную армию.

     В первые месяцы революций функции  охраны общественного порядка осуществлялись несколькими органами параллельно: Красной гвардией, рабочей милицией, рабочими и солдатскими дружинами, образованными местными Советами, т т.д. Но основную роль в это время играли Красная гвардия и еще сохранившаяся милиция Временного правительства, действовавшая совместно с Красной гвардией и под её строгим контролем. Возможность использования старой милиции обуславливалась наличием в ней наряду с реакционными и демократических элементов. В ноябре 1917 г. При ВРК была образована комиссия по ликвидации старой милиции, которая занялась проверкой состава её органов. Всех милиционеров обязали в пятидневный срок представить рекомендации фабрично-заводских комитетов или войсковой части об их пригодности к милицейской служб. Не подчиняющиеся Советской власти, а также не представившие рекомендацию, отстранялись от должности. Шла, как правило, замена прежнего руководящего состава милиции, куда районные Советы назначали своих комиссаров. Процесс ликвидации старой милиции на местах продлился до весны 1918 г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV Коренные изменения организации государственного единства.

 

     Октябрьская революция уничтожила и ту форму  государственного единства, которая  существовала в Российской империи  и не была сколько-нибудь серьезно преобразована  буржуазным Временным правительством. Уже в первые месяцы после Октября возникают две исторические тенденции: изменение территории России в сторону некоторого её уменьшения и формирование советской федерации. То и другое опиралось на провозглашенное революцией право наций на самоопределение.

      

     IV.I. Возникновение новых республик. 

     Решающим  фактором, определившим верховенство высших органов Российской Советской  Республики над всей территорией  дооктябрьской России, явилась воля трудящихся основных районов страны к установлению Советской власти. Эта воля проявилась в самом факте участия в работе II Всероссийского съезда Советов представителей всех народов России и в том единодушии, с которым принимались его решения.

     Вместе  с тем уже вскоре после Октября  некоторые народы высказали пожелание  реализовать свое право на самоопределение в форме отделения от России, опираясь на советские конституционные акты, среди которых центральное место занимает Декларация прав народов России, принятая в начале ноября 1917 г.

Информация о работе СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА