Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:56, курсовая работа
Цель же курсовой «разобрать по косточкам номенклатуру», так же как она пыталась узнать и подчинить каждого человека.
Объектом моего исследования является сама номенклатура, но все ж предметом, наверное, стоит выделить взаимоотношения внутри номенклатуры. И самой системы с номенклатурой.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………3-4
1. Номенклатура: появление и развитие……………………………………5
1.1. Понятие номенклатура………………………………………………..5
1.2. Создание системы отбора…………………………………………….6-8
1.3. Учетно-распорядителные отделы……………………………………9
1.4. «Ежовщина»…………………………………………………………..10-11
1.5. Общие черты номенклатурщиков……………………………….......12
1.6. Итоги репрессивных компаний……………………………………...13-14
2. Номенклатура как имущий класс………………………………………..15
2.1. Численность и основные категории номенклатуры………………..15
2.2. Присвоение прибавочной стоимости………………………………..16-20
2.3. Эксплуатация народа…………………………………………………20-22
2.4. Сдерживание производства номенклатурой………………………..22-24
3. Номенклатурный псевдопарламентаризм………………………………25-28
Заключение…………………………………………………………………...29-30
Список литературы…………………………………………………………..31
После XII съезда партии в учетно-распорядительные отделы были немедленно сконцентрированы учет и распределение ответственных работников «во всех без исключения областях управления и хозяйства!». (1)
В 1922г. Учраспред ЦК произвел более 10000 назначений. В 1923г. он расширил работу. В отделе было создано 7 комиссий по пересмотру состава работников основных государственных и хозяйственных органов: в промышленности, кооперации, торговли, на транспорте и связи, в финансово – земельных органах и т.д.
Руководящие посты в
Секретариат, во главе со Сталиным, централизировал в своих руках дело назначение на наиболее ответственные руководящие должности в стране. (2)
После смерти Ленина был объявлен «ленинский призыв» в партию. В итоге, к маю 1924г. (XIII съезд партии) число ее членов возросло почти вдвое. Половину партии теперь составляли теперь новобранцы – только не «ленинского» а сталинского призыва.
Секретариат ЦК продолжал развертывать работу по формированию номенклатуры. Для 1924 года есть цифровые данные: в этом году числилось около 3500 должностей, замещение которых должно было осуществляться через ЦК, и около 1500 должностей, на которые назначали ведомства и с уведомлением Учраспреда ЦК.
Тем временем в 1924 году Учраспред слился с Оргинструктурским отделом ЦК. В результате был образован Орграспредотдел, ставший фактически главным в аппарате ЦК. Во главе орграспреда стоял Л.М. Каганович, формировавший как партийную, так и государственную номенклатуру.
В 1930 году Орграспред был снова разделен на два отдела: Оргинструкторский, занимавшийся назначениями и перемещениями в партийном аппарате, и Отдел назначений с рядом секторов (тяжелой промышленности, легкой промышленности, транспорта, с/х, и др.), ведавший вопросами формирования номенклатуры в аппарате государства. (1)
Возникает вопрос: каковы были взаимоотношения между созданной таким образом номенклатурной иерархией и ее творцом Сталиным?
Эти отношения не исчерпывались преданностью аппаратчиков своему вождю. Они были не лирическими, а вполне реалистическими, как всегда бывает в социальных явлениях.
Сталинские
назначенцы были людьми Сталина. Но и
он был их человеком. Они составляли
социальную опору его диктатуры, но не
из трогательной любви к диктатору: они
рассчитывали, что он обеспечит их коллективную
диктатуру в стране. Подобострастно выполняя
приказы вождя, они деловито исходили
из того, что эти приказы отдаются в их
интересах. Конечно, он мог любого из них
в отдельности выгнать и ликвидировать,
но пойти против слоя номенклатуры он
не мог. (1)
Ежовщина
Ежовщина, уничтожившая и обездолившая миллионы людей, была сложным социальным и политическим явлением. Но в истории создания в СССР господствующего класса она сыграла важную роль: осуществила смену руководящих кадров в стране.
В 1937 году – ленинская гвардия была немолода; но до естественного ухода ей оставалось еще примерно полтора десятка лет. Этих – то лет жизни ей и не хотели давать обосновавшиеся в разных звеньях карьеристы.
Номенклатурная дружина образовалась, прошла суровую школу и научилась властвовать, осталось ликвидировать «двурушников» - ленинскую гвардию, которая состояла из занимавших свои посты «по праву» членов организации профессиональных революционеров. Сталинская же гвардия состояла из назначенцев, отобранных по политическим признакам. Сместит ленинцев – не несколько людей, а весь слой – обычным путем было невозможно.
На чем держалась неуязвимость ленинских соратников? Ленин видел силу своей гвардии в ее огромном, долгими годами культивировавшимся авторитете в партии. Участие в различных оппозициях тогда еще не воспринималось, как основание удалять членов ленинской гвардии с руководящих постов.
Чтобы уничтожить «стариков», было только одно средство: полностью растоптать их авторитет, превратить длительность их пребывания в партии и участие в ее деятельности на многих этапах из заслуги в потенциальное преступление.
Сталин отлично видел, как взращенные им номенклатурщики со злобной завистью поглядывают на чуждых и антипатичных им дряхлеющих ленинцев. Сталин осознавал, что нужен только сигнал – и его выкормыши бросятся волчьей стаей и перегрызут глотки этим слабоватым, а потому незаконно занимающим руководящие посты старым чудакам.
Сигналом было убийство Кирова.
Был применен продуманный метод, обеспечивающий одновременно физическое и моральное уничтожение ленинцев. Сэтой целью были проведены московские процессы:
Метод, используемый в арестах, приводил к широко известному явлению, что те, кто в начале «ежовщины» арестовывал других, к концу операции сами оказывались арестованными.
Показательна судьба наркома внутренних дел СССР Ягоды: он организовал первый процесс и был в числе подсудимых на последнем процессе.
Вместо Ягоды был назначен Н.И.Ежов; вскоре после своего назначения, он арестовал Ягоду и сместил со своих постов почти всех старых чекистов.
Ежов, при всей своей жестокости, был всего лишь исполнителен. Любой сталинский номенклатурный чин делал бы тоже самое. Это не значит, что Ежова незаслуженно считают в СССР самым кровавым палачом. Этот значит, что любой другой сталинский назначенец, потенциально, является таким палачом. Ежов был не исчадием ада, он был исчадием номенклатуры.
Его
расстреляли 4 февраля 1940 года. (1)
Общие черты номенклатурщиков
У пришедших к власти после октябрьской революции были черты, объединявшие эту многоликую массу. Одну из них – идеологическое единомыслие у одних – искреннее, у других – лукавое, афишируемое в целях занятия государственных постов. Выражалось оно в обязательной приверженности марксистско-большевистским догмам.
Другая общая черта большевистских кадров, проявившаяся вскоре после их прихода к власти, - политическая нетерпимость и максимализм: у одних это шло от фанатизма, жажды скорее, с сегодня на завтра, претворить в жизнь овладевшую ими идею, от жертвенности во имя «прекрасного будущего»: у других – от спекуляции идеей. Те и другие воспринимали лозунги пропагандистского характера прямолинейно, однозначно. Сказывалась и революционно-романтическая «военно-коммунистическая» идеология: «Мы строим коммунизм ускоренно, непосредственно, значит – «кто не с нами, тот наш враг». Врага же надо уничтожать, во всяком случае, изолировать. Саркастически начертанный в романе Д. Оруэлла «1984» образ «партийца» станет, присущ носителю новой власти: «не положено иметь никаких личных чувств и никаких перерывов в энтузиазме. Он должен жить в постоянном неистовстве – ненавидя внешних врагов и внутренних изменников, торжествуя очередную победу, преклоняясь перед могуществом и мудростью партии».
Политическая
культура, психология, навыки деятельности
новых управленцев формировались в атмосфере
чрезвычайщины, разрухи, голода, деклассирования
трудящихся, крайнего централизма власти,
«боевых приказов». (4)
Итоги репрессивных компаний
Апогей
репрессий пришелся на конец 1937 –
начало 1938 гг. Инерция репрессий уже действовала
по своим законам: возможность выдвижения
карьеристов порождала все новые и новые
доносы, порой они были продиктованы соображениями
мести за аресты близких. В системе Наркомата
обороны СССР было репрессировано 43 тысячи
человек командного и политического состава,
около 3 тысяч в военных академиях, значительная
часть аппарата Генштаба, стратегической
разведки, все ОСТЕХБЮРО. Повальным смерчем
прошли репрессии по Наркомату иностранных
дел СССР, он лишился многих опытных профессиональных
работников. К.И. Филлипов, бывший в 1937г.
Начальником Турксиба, рассказывает о
том, каким он увидел Наркомат путей сообщения
СССР: «культ Кагановича совершенно затмил
собой всех работавших до него наркомов»,
у наркома не осталось ни одного заместителя,
были арестованы большинство руководителей
управления, отделов наркомата, начальники
дорог, во вредители Каганович зачислял
главным образом «латышей, поляков, евреев,
немцев», на место которых с трудом подбирались
новые руководители. «Некомпетентность
этих людей, - пишет Филлипов, - удручала».
Та же картина была и в других наркоматах.
В наркомате машиностроения СССР основную
часть репрессированных по должностями
показывает, то основной процент приходился
на главных инженеров. (2)
Номенклатура,
как имущий класс
Численность и основные категории номенклатуры
В своем развитии номенклатуры не оставались неизменными, они ежегодно пересматривались, в разные годы по ним проходило различное число должностей. Некоторое представление могут дать следующие цифры. Через Орграспредотдел было назначено в период между апрелем 1922 и апрелем 1923 гг. (то есть еще до появления постановления «О назначениях») 10351 человек; между апрелем 1923 и маем 1924 гг. – 6088 человек; между маем 19234 и декабрем 1925 гг. – 12277 человек. Например, по номенклатуре №1 в 1925 г. Назначались в ВСНХ СССР 297 человек (а по трем номенклатурам – 1013 человек), в Госбанк – 92 человека (а по трем номенклатурам – 130 человек), в Наркомат иностранных дел СССР – 78 человек и т.п. Всего в 1925 г. По номенклатурам №№1 и 2 значилось 5729 должностей. (2)
Сохранились сведения о социальном составе руководящих кадров «главного штаба» оп руководству народным хозяйством – ВСНХ. Его члены, как и члены наркоматов, сначала утверждались ЦК РКП(б) (с марта 1919 г. – Политбюро или Оргбюро), а потом уже назначались на эту должность постановлением Совнаркома. По происхождению или по начальной трудовой деятельности половину из них составляли рабочие, половину профессиональные революционеры-интеллигенты. Характерно ,что в 1918 г. 80,5% коммунистов из аппарата ВСНХ имели высшее образование, 9,2 – среднее и 10,3 – низшее.
Перепись 1918 г. Показала, что 180 коммунистов (34,4% всех коммунистов аппарата) были на руководящей работе: 30 – народные комиссары, члены президиумов и коллегий, 50 – начальники управления, комитетов, заведующие отделами и их заместители, 69 – заведующие подотделами, секциями, управляющие делами и т.д., 14 – уполномоченные, ответственные администраторы, 17 – инструкторы.
Согласно переписи 1929 год, охватившей 824086 человек (примерно четверть состава государственного и кооперативного аппарата СССР, в том числе административных и хозяйственных органов). В ней выделены: высший руководящий персонал общего управления СССР – 11696 человек; ведомственного управления (наркоматы СССР) – 341; областей – 1342; округов – 5557; районов – 9123; управления промышленными предприятиями – 1833; оперативно-руководящий персонал общего управления СССР – 3700 человек; ведомственного управления СССР – 773; областного – 2385, окружного – 6178; районного – 2548; промышленными предприятиями – 5573. Перепись позволяет получить представление о руководящих кадрах СССр на конец 1920-х годов по основным характеризующим их параметрам: партийность, социальному положению (происхождению), образованию, возрасту. К «общему» управлению отнесены аппараты центральных (наркоматы, ВСНХ) и местных (исполкомы советов) органов. Под «ведомственным» управлением подразумеваются функциональные подразделения наркоматов, ВСНХ и областных, окружных, районных исполкомов советов (отделы, подотделы, секции), а также хозяйственных ведомств. К «высшему управленческому персоналу» отнесены главы центральных и местных органов управления.
Из
итогов переписи, прежде всего, обращает
на себя внимании степень «коммунизации»
высшего управленческого персонала общего
управления СССР – 76% (ведомственного
– 63%). (5)
Присвоение прибавочной стоимости номенклатурой
Маркс и Энгельс признавали, что прибавочный труд непосредственных производителей будет необходим и в этом светлом будущем. Архитекторы же реального коммунизма Ленин и Сталин при всем своем желании не могли скрыть производство прибавочной стоимости в созданной ими системе. Однако признавали они этот факт очень неохотно. Ленин по свойственной ему манере сразу поставил вопрос полемически: «При социализме «прибав/очный/ продукт» идет не имущему классу, а всем трудящимся и только им. Сталин на протяжении многих лет твердил , что все в СССР принадлежит трудящимся, о прибавочном продукте предпочитал помалкивать. Лишь после долгих колебаний в 1943 году он объявил советским экономистам, что в советском обществе трудящиеся создают прибавочный продукт. Так в фантастическую науку политэкономии социализма чуть было не включили, пожалуй, единственное в ней правдивое утверждение. (1)
Информация о работе Советская номенклатура: численность, состав, этапы развития