Социально-экономическое развитие СССР в середине 50-середине 60 годов ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать социально-экономическое развитие СССР в середине 50 середине 60 годов ХХ века.
Достижение указанной цели возможно при решении следующих задач:
1)проанализировать предпосылки проведения реформ Н.С.Хрущева;
2)осветить ход реформ в сфере экономики;
3)выявить особенности административно-хозяйственной реформы;
4)охарактеризовать итоги и значении реформ.

Содержание

Ведение……………………………………………………………….….1
Предпосылки проведения реформ Н.С. Хрущева……………….…4
Либерализация внутренней политики……………………………....4
Решение ХХ съезда КПСС. Политика «десталинизации»………..5
Реформы Н.С.Хрущева……………………………………………….8
Преобразования в общественно-политической жизни…………….8
Преобразования в экономике………………………………………..9
Административно-хозяйственная реформа……………………….17
Изменения в социальной сфере…………………………………….20
Итоги преобразований в середине 50 середине 60 годов ХХ века..22
Итоги и значения реформ Н.С. Хрущева………………………….22
Орловский край в середине 50 середине 60 годов ХХ века………23
Заключение ……………………………………………………………...26
Библиографический список…………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………...29
Приложение1. Копия портрета Н.С.Хрущева………….……………...30
Приложение2. Хрущев во время визита в США………………………31 Приложение3. Копия портрета Н.С. Хрущева……………………...…32
Приложение4. Знаменитая фраза Хрущева "Я вам покажу кузькину
мать!"…………………………………………………………………….33
Приложение5. Копия «официального документа» на имя
Хрущева………………………………………………………...………..34
Приложение6 . Копия газеты «Н.С.Хрущев о литературе
и искусстве»…………………………………………………………….35
Приложение7. Реформы периода хрущевской «оттепели»…………..37
Приложение8. Советская культура ХХ века( 1950-1960 гг.)………....38
Приложение9. Реформы Н.С.Хрущева в области сельского
хозяйства ………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Сёмочкина.docx

— 1.72 Мб (Скачать)

Однако с 50-х гг. перестали  действовать чрезвычайные факторы. Резко изменились масштабы советской  экономики.

Так, в 1966 г. промышленность СССР имела уже более 300 отраслей[7,с.428]. Число комбинаций различных хозяйственных связей измерялось астрономическими цифрами. В этих условиях стало экономически нецелесообразным, да и технически невозможным осуществлять управление методами прямого административного воздействия, регламентировать, как и прежде, деятельность предприятий. Нарастали трудности в управлении. Прежний уровень централизации оказался чрезмерным. Все более остро вставал вопрос о расширении хозяйственной самостоятельности предприятий.

Произошли изменения и  в кадровом потенциале. Если раньше значительная масса высококвалифицированных  специалистов была сосредоточена в  системе управления, то в 50-60-е гг. она в большей мере переместилась  в сферу производства. Вырос образовательный  и профессиональный уровень рабочего класса и крестьянства. Жизнь требовала  создать условия для более  полного и эффективного использования  опыта и знаний трудящихся, дать больше самостоятельности на местах.

Новая экономическая ситуация определялась начавшейся в стране научно-технической  революцией. Она была связана с  овладением ядерной энергией, освоением  космоса, развитием химии, автоматизацией производства.

Однако существующий механизм хозяйствования, практика планирования сдерживали техническое перевооружение производства. Предприятия не были в достаточной мере заинтересованы в снятии с производства устаревших изделий и замене их более совершенной  техникой. Например, когда в начале 60-х гг. на "Уралмаше" был создан впервые в мировой практике комплексно-механизированный и автоматизированный блюминг "1300" производительностью, в 2 раза превышающей  показатели любого из действующих, то оказалось, что выпускать его  предприятию невыгодно. Новый блюминг  весил на 1,5 тыс. т меньше. Достигалась  огромная экономия металла. Общегосударственная выгода была очевидна. Но при существующем порядке планирования продукции в тоннаже переход на выпуск этого более прогрессивного оборудования снижал показатели работы крупных предприятий. В такое положение попадали многие фабрики и заводы. Интересы научно-технического прогресса требовали перестройки планирования, создания условий, стимулирующих заинтересованность предприятий в техническом перевооружении, расширении их хозяйственной оперативности и предприимчивости в области внедрения новой техники[6,с.489].

Таким образом, сложилось  серьезное противоречие между достигнутым уровнем

развития производства, возможностями, которые открывал научно-технический  прогресс, новыми явлениями в экономике, с одной стороны, и изжившими  себя административно-командными формами  и методами управления, старой практикой  планирования, мелочной регламентацией деятельности предприятий — с  другой. Вследствие этого в экономике  страны стали проступать негативные явления. Произошло снижение эффективности  промышленного производства. Если основные производственные фонды страны увеличились  в 1959-1965 гг. примерно в 2 раза, то объем  промышленной продукции вырос лишь на 84 %[2,с.142]. Сократились темпы роста производительности труда. Не были выполнены задания семилетнего плана и в области сельского хозяйства.

Сложные проблемы экономического прогресса пытались, таким образом, решать старыми, административными  методами. Расчет был в основном на эффект организационных перестроек. Имели место многочисленные субъективистские импровизации в ущерб научности  руководства. Самое главное, проводимые мероприятия по улучшению руководства  экономикой не предусматривали крупных  радикальных преобразований, затрагивающих  глубинные пласты экономических  связей и отношений, а частичное  совершенствование отдельных элементов  хозяйственного механизма не могло  дать и не дало ожидаемого эффекта. Необходимость проведения экономических  реформ была очевидной. На пути ее осуществления  первым серьезным мероприятием стала  ликвидация совнархозовской системы  территориального управления. Но ее проведение выполнялось под воздействием административно-командного образа мышления и соответствующих  им действий. Вместо совнархозов восстанавливались  министерства. Причем число министерств  постоянно увеличивалось.

В течение 1964-1965 гг. более  чем на 100 предприятиях страны были проведены эксперименты по проверке отдельных элементов предлагаемой учеными реформы хозяйственного механизма. На страницах центральной печати развернулось обсуждение проблем совершенствования управления, причем акцент все больше делался на необходимость изменения общих условий хозяйствования, усиления экономических рычагов и стимулов.

 

    1. Изменения в социальной сфере

Ситуация, складывавшаяся в  экономике, напрямую проецировалась на социальную политику хрущевской администрации. Вначале, в середине 50-х годов, был  разработан целый пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно  повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях  по возрасту для рабочих и служащих.  Шло массовое строительство жилья. За 1956-1960 годы новоселье справили почти 54 млн. человек, или четверть населения  страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

 Реформам подверглась  и система образования. Сложившаяся в 30-е годы образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере. По определению известного педагога В.А.Сухомлинского, средняя школа « вместо того чтобы быть единой и разнообразной , стала единой и однообразной».За весь послевоенный период система управления школой практически не изменилась. Выпускники школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд непрестижным. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны.

Таким образом, реформа образования  должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к  высшему образованию и потребностями  экстенсивной экономики в новых  рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе дискуссия о том, как на практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о  дальнейшем развитии системы народного  образования в СССР.

Согласно закону, осуществление  всеобщего среднего образования  (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобрела « политехнический профиль ». Была ликвидирована система «трудовых резервов», т.е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после 7-го класса.

С самого начала осуществления  реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая  база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного  обучения. В абсолютном большинстве  школ выбор профессий был невелик  и чаще всего носил случайный  характер.

К осени 1963г. стало очевидным, что средняя школа не годится  в качестве основного источника  пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали  себя и заочные и вечерние формы  среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее  образование избирала одиннадцатилетнюю  общеобразовательную школу. Общий  уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам. Почти не чего не дала и провозглашенная  реформой идя производственного  обучения в школах. Например, в Рязанской  области к 1963г. по специальности, приобретенной  в школе, работало не более 15% выпускников.

 Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. С осени 1963г. средняя школа вновь стала десятилетней[9,с.33]. Уже на рубеже 50-60-х годов явственно обозначилась попытка правительства переложить все усугублявшиеся трудности в экономике на плечи трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а розничные цены на продовольствие с мая 1962 года примерно на столько же возросли. В ряде городов произошли стихийные выступления рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске (июнь 1962 года), где власти применили оружие, и десятки человек погибли.

Итак, за период "оттепели" было сделано многое. Выделим самое  главное.

Во-первых, был остановлен чудовищный маховик репрессий, созданный  сталинизмом и перемоловший несколько  миллионов советских людей. Миллионы людей вышли из тюрем, вернулись  из лагерей. Точных данных о количестве жертв сталинизма до сих пор нет.

Во-вторых, под влиянием "оттепели" советское общество существенно  изменилось. Наметилась общественно-политическая дифференциация, которая способствовала оформлению нескольких направлений, хотя они не были еще четко определенными  и разграниченными. Глотнув глоток свободы, общество "разродилось".

В-третьих, внешняя политика СССР стала  менее конфронтационной, хотя некоторые  агрессивные элементы все еще  сохранялись, в целом был сделан шаг к мирному сосуществованию  СССР и других государств.

Хотя политика властей в период "оттепели" и не была достаточно продуманной, была во многом волюнтаристской, основанной на субъективном убеждении  в правильности принимаемых решений, в целом, тоталитарная система пошатнулась. С другой стороны, все преобразования, сделанные в период "оттепели" вроде и были закономерны и, вроде, не всегда инициатива принимаемых решений  исходила непосредственно от Хрущева, но его роль как исторической личности не стоит принижать. Хрущев останется  в истории как человек, сделавший  первый шаг к слому коммунистической административно-командной системы  в СССР.

 

  1. Итоги преобразований в середине 50 середине 60 годов ХХ века
    1. Итоги и значения реформ Н.С Хрущева

 

     Десятилетие Н.С.Хрущева не было спокойным периодом.

Оно знало кризисы, трудности, внутреннее и внешнее осложнения. Осуществлялся сложный переход  от сталинского правления, периода  от прерывно-черезвычайного, к нормальной жизни. Н.С.Хрущев оставил приемникам длинный список нерешенных проблем. Однако вряд ли можно возлагать только на него всю ответственность за то что, они не были решены.

Переход от авторитарной системы  был осуществлен не ценой новых  расколов и новых жертв, а путем  восстановления подавленной диктатурой энергией страны. Успехи окрыляли Н.С.Хрущева. Он выдвигал бесчисленное множество  идей, которые не найдя материальной поддержки, остались только на бумаге. Очень важно понять, что в первый период своего правления Хрущев был выразителем руководящего слоя советского общества, которые не желали больше работать в условиях страха и «чисток» партии и потому его поддерживали.

Во второй период своего руководства Хрущев не пожелал остановиться на достигнутом и пошел дальше. Он задумал коренные реформы, которые  привели его к конфликту с  той верхушкой партии, которая  противилась этому. Другими словами, он пошел против официальной идеологии, в партии увидели в хрущевских реформах угрозу структуре государство[9,с.92].

Это послужило главной  причиной смещения Хрущева и постепенным  возвратом к сталинским нормам жизни.

Главной заслугой Хрущева  было то, что он со всей присущей ему  кипучей энергией разрушил авторитарную систему управления, сложившуюся  в СССР. Это Хрущев начал демократизацию общества, привлекая к управлению широкие слои населения, приблизился к рыночным отношениям

и начал осваивать первые из них. При Н.С.Хрущева было во многом решена самая острая проблема - жилищная. Начался подъём сельского хозяйства, сделала мощный прорыв промышленность.

Большие изменения произошли  во внешней политике. Десятилетия Хрущева по праву называют десятилетием «оттепели». Это справедливо не только для внешнеполитической деятельности Советского Союза, но и для внутренней жизни страны.

В СССР складывались новые  отношения между людьми. Интенсивно развивается культура. За годы правления  Н.С.Хрущева космос стал советским. Первый спутник Земли был наш, первый человек в космосе - наш. И  самое главное, в это время  был, достигнут ядерный паритет между СССР и США, что позволило последним признать силу Советского Союза и считаться с его мнением при решении важнейших мировых проблем[8,с.15].

Итак, Никита Сергеевич Хрущев вошел в историю как видный реформатор, сделавший для Советского Союза необычайно много добрых дел, отмеченных эпохальными событиями  современности.

 

    1. Орловский край в середине 50 середине 60 годов ХХ века

XIX съезд партии утвердил  Директивы по пятому пятилетнему  плану развития народного хозяйства  СССР на 1951-1955 гг.  Этот  план  явился новым этапом в развитии  народного хозяйства нашей области.  По государственному плану Орловской  области были выделены значительные  средства для завершения восстановления  промышленности. В 50-е годы были  полностью восстановлены заводы  «Текмаш», имени Медведева, «Пищемаш»,а два года пятилетки выпуск валовой продукции промышленности увеличился на 38 процентов, а в 1953 году промышленность области превзошла довоенный уровень производства.

Информация о работе Социально-экономическое развитие СССР в середине 50-середине 60 годов ХХ века