Социально-экономическое развитие СССР в середине 50-середине 60 годов ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать социально-экономическое развитие СССР в середине 50 середине 60 годов ХХ века.
Достижение указанной цели возможно при решении следующих задач:
1)проанализировать предпосылки проведения реформ Н.С.Хрущева;
2)осветить ход реформ в сфере экономики;
3)выявить особенности административно-хозяйственной реформы;
4)охарактеризовать итоги и значении реформ.

Содержание

Ведение……………………………………………………………….….1
Предпосылки проведения реформ Н.С. Хрущева……………….…4
Либерализация внутренней политики……………………………....4
Решение ХХ съезда КПСС. Политика «десталинизации»………..5
Реформы Н.С.Хрущева……………………………………………….8
Преобразования в общественно-политической жизни…………….8
Преобразования в экономике………………………………………..9
Административно-хозяйственная реформа……………………….17
Изменения в социальной сфере…………………………………….20
Итоги преобразований в середине 50 середине 60 годов ХХ века..22
Итоги и значения реформ Н.С. Хрущева………………………….22
Орловский край в середине 50 середине 60 годов ХХ века………23
Заключение ……………………………………………………………...26
Библиографический список…………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………...29
Приложение1. Копия портрета Н.С.Хрущева………….……………...30
Приложение2. Хрущев во время визита в США………………………31 Приложение3. Копия портрета Н.С. Хрущева……………………...…32
Приложение4. Знаменитая фраза Хрущева "Я вам покажу кузькину
мать!"…………………………………………………………………….33
Приложение5. Копия «официального документа» на имя
Хрущева………………………………………………………...………..34
Приложение6 . Копия газеты «Н.С.Хрущев о литературе
и искусстве»…………………………………………………………….35
Приложение7. Реформы периода хрущевской «оттепели»…………..37
Приложение8. Советская культура ХХ века( 1950-1960 гг.)………....38
Приложение9. Реформы Н.С.Хрущева в области сельского
хозяйства ………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Сёмочкина.docx

— 1.72 Мб (Скачать)

Доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС дал старт публичной критике  сталинизма. Ее масштабы и глубина  оказались опаснее, нежели ожидали  сами партийные руководители. Уже  через месяц Президиум ЦК КПСС вынужден был принять меры, направленные на ограничение критических выступлений  коммунистов. Они зафиксированы  в постановлении Президиума ЦК КПСС от 30 июня 1956 О преодолении культа личности и его последствий, в  котором критическое отношение  к сталинскому наследию сформулировано гораздо осторожнее и менее остро, чем в докладе на съезде[3,с.368].

Историческое значение съезда ХХ съезда КПСС заключается в осуждении  сталинизма. Прямым следствием решений  съезда явилась определенная либерализация  общественно-политической жизни страны (так называемая «оттепель»).

Решения ХХ съезда, развенчавшие Сталина, и свертывание процесса десталинизации в конце 1956 г. и в 1957 г., стоили народу сильных душевных потрясений. Многие люди, прошедшие  войну, так и не поверили в то, что "наговорил" на Сталина "кукурузник". Другие, напротив, почувствовали себя после ХХ съезда свободными, а в 1957 г., когда Хрущев выступил против "клеветы" на Сталина, - жестоко обманутыми. Третьи постепенно вообще разочаровались в коммунистической идеологии.

Таким образом, следует отметить, что ХХ съезд изменил всю политическую атмосферу в стране. Произошел  и окончательный раскол в правительственной  коалиции.

Хрущев завоевал неограниченную власть в партии и государстве. Открывалась  хорошая перспектива углубить демократизационные процессы в обществе, разоблачить остатки сталинизма.

Экономическая ситуация требовала  научного осмысления, критического анализа, с тем чтобы не только поставить  объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее.

 

 

  1. Реформы Н.С. Хрущева
    1. Преобразования в общественно-политической жизни

С приходом к власти  Н.С.Хрущева во второй половине 50-х годов осуществилась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись права союзных республик в области законодательства. К их компетенции были отнесены вопросы устройства республиканских судов, принятие Гражданского и Уголовного кодексов.

Высшие государственные  структуры наделялись дополнительными  правами в экономической сфере. Отныне республиканские Советы Министров  могли самостоятельно заниматься распределением бюджетных средств. Им предоставлялась  возможность самим утверждать планы  производства и распределения промышленной продукции. В ведение республиканских  органов власти были переданы свыше 14 тысяч предприятий легкой и  тяжелой индустрии, автотранспорт[5,с.221]. Для сохранения ведущей роли центра в развитии экономики, в целях ее координации создавалась Экономическая комиссия Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения  с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право  вернуться на родину. Восстанавливалась  автономия этих народов. С советских  немцев были сняты обвинения в  пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся  на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб  реабилитации жертв репрессий был  велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась  многих крупных советских и государственных  деятелей 30-х годов, в частности  А. И. Рыкова, Н. И. Бухарина — руководителей  оппозиции И. В. Сталину. Было отказано в возвращении на прежние места  жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась  репрессированных в 30-е годы советских  корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма  татарского населения.

 Проводимая Н. С.  Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в  политической и экономической  сферах вызывали растущее недовольство  части партийно-государственного  аппарата.По мнению многих руководителей  страны, разоблачение культа И.  В. Сталина вело к падению  авторитета СССР и Коммунистической  партии на международной арене.  В 1957 г. группа партийных лидеров,  возглавляемая Г. М. Маленковым, В. М. Молотовым и Л. М.  Кагановичем, попыталась сместить  Н. С. Хрущева с поста Первого  секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли  Хрущева в нарушении принципов  «коллективного руководства» и  установлении своего культа, в  самочинных и необдуманных внешнеполитических  действиях, в экономическом волюнтаризме. Однако открытое сопротивление  части партийных и государственных  руководителей политике реформ  завершилось провалом. Значительная  часть партийных и советских  лидеров в этот момент поддерживала  Н. С. Хрущева. Июньский (1957 г.) Пленум  ЦК КПСС признал группу Г.  М. Маленкова, В. М. Молотова  и Л. М. Кагановича виновной  в выступлении против политическою  курса партии. Участники группы  были исключены из состава  высших партийных органов и  смещены с занимаемых ими постов.

    1. Преобразования в экономике

Все экономические реформы  Н.С. Хрущева, по его глубокому убеждению, были направлены на повышение жизненного уровня населения страны. Реформы  стали давать ощутимые результаты как  в соревновании со США, так и в  повышении уровня жизни В 1959 году на XXI съезде КПСС Н. С. Хрущев выдвинул самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному  производству на душу населения к 1970 году. Его оптимистические расчеты  основывались на простой экстраполяции  годовых уровней промышленного  развития двух стран в мирный период. Эти уровни были в пользу СССР. Но расчеты не учитывали богатство  американской экономики, а СССР не мог  сконцентрировать все ресурсы на повышении благосостояния народа. Дело в том, что перед страной стояло много других задач.

Значительная часть ресурсов вкладывалась в сельское хозяйство, что было главным для повышения  уровня жизни как на селе, так  и в городе. Нужно было развивать  химию, электронику, увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать  железные дороги. Но самой острой была жилищная проблема. В результате принятых мер с 1956 по 1963 год в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет.

В 1957-1958 годах Н.С. Хрущевым было проведено три реформы. Они  касались промышленности, сельского  хозяйства и системы образования. Он стремился к децентрализации  управления промышленностью. Дело в  том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами – совнархозами.

Н.С. Хрущев надеялся, таким  образом, рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность  и ведомственные барьеры. Многие были против такого решения. В действительности совнархозы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к  бюрократической реорганизации.

Гораздо значительнее на структуру  производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н.С. Хрущев вопреки  сопротивлению изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жесткой  регламентации деятельности. Он впервые  мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. При Н.С. Хрущеве произошло  сокращение числа колхозов и рост числа совхозов. Самые бедные колхозы  были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной  чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. "Начиная  с 1954 года самые бедные колхозные  хозяйства постепенно были объединены и преобразованы в совхозы. Совхозов в 1950 году было около 5 тысяч, в 1964 году стало около 10 тысяч, в среднем  по 27 тысяч га земли каждый. За этот же период число колхозов уменьшилось  с 91 000 до 38 300. Продолжался процесс  слияния, начавшийся еще при Сталине  и продолжавшийся по инициативе Хрущева. Речь шла о крупных хозяйствах, в каждом из которых в 1954 году было в среднем более 400 семей и около 6 тысяч га земли[2,с.301].

Этими рамками и ограничилась новая реформа Н.С. Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машинотракторными  станциями. Совхозы их имели, а колхозы  пользовались услугами МТС в обмен  на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность  колхозов. Это было очень важно  для укрепления самостоятельности  крестьянского хозяйства. Однако поспешность  в осуществлении реформы снизила  ожидаемые результаты.

В хрущевском десятилетии  часто выделяют два периода, различных  по экономическим результатам. Первый (1953-1958) - наиболее позитивный; второй (с 1959 года до смещения Хрущева в 1964 году) - когда положительных результатов  было меньше. Первый период относился  ко времени, когда Н.С. Хрущев боролся  за главенство во враждебном ему коллегиальном  руководстве, и второй - когда он господствовал.

Первым планом развития страны, который базировался в основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый XXI съездом партии. С  его помощью пытались, не тормозя развития страны, выправить серьезные нарушения в экономике, от которых страдало советское общество. В нем было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.

Необходимо отметить, что  семилетний план вывел советскую  экономику из застоя. Сократился экономический  разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских  товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров, который никто  не изучал. Среди диспропорций семилетнего  плана самым тяжелым был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.

В 60-х годах ХХ века Н.С. Хрущев начал сдерживать частную  деятельность крестьян. Он надеялся заставить  крестьян больше работать в колхозе  и меньше в личном хозяйстве, что  вызывало недовольство у крестьян. Многие устремились в города, и  как следствие деревни начали пустеть. Экономические трудности  совпали с неурожаем 1963 года. Засуха имела разрушительные последствия. Участились перебои в снабжении  хлебом. Карточной системы на хлеб удалось избежать только благодаря  закупкам зерна в Америке на золото. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом[2,с.88].

Аграрный кризис, расширение рыночных отношений, быстрое разочарование  в совнархозах, необходимость найти  сбалансированные решения большого числа проблем, соперничество с  более развитыми странами, критика  деятельности Сталина и большая  интеллектуальная свобода стали  факторами, которые способствовали возрождению экономической мысли  в СССР. Оживились дискуссии ученых по проблемам экономики. Это горячо приветствовал Н.С. Хрущев.

Выявилось два направления. Во главе теоретического направления  стояли ленинградские ученые Канторович и Новожилов. Они выступали за широкое применение математических методов в планировании. Второе направление - практики - требовали большей самостоятельности  для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения. Группа ученых начала изучать экономику  Запада. Внимание ученых было направлено не столько на организацию экономической  жизни, на чем были сосредоточены  реформы Н.С. Хрущева, сколько на управление экономикой, ее организацию  на рыночных основах.

На первом месте среди  народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. Почти все  Пленумы ЦК КПСС рассматривали проблемы сельского хозяйства. С позиций  сегодняшнего дня они могут показаться недостаточными, но тогда они имели большое практическое значение. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д. Была осуждена практика существования слабых хозяйств за счет передачи им средств сильных, критиковался раздутый управленческий аппарат, недостаточная помощь города сельскому хозяйству.

Перед страной остро стояла зерновая проблема. Требовались срочные  меры по поднятию зернового хозяйства. Выход был найден в освоении целинных и залежных земель. Это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди  них наиболее перспективными выглядели  Казахстан, Урал и Сибирь. Сама идея освоения этих земель была не новой. Мысли  о возможности их использования  высказывались еще в начале века. Особенность середины 50-х годов  – возрождение массового энтузиазма, особенно среди молодежи, пожелавшей принять участие в освоении целинных земель.

К весне 1954 года на казахстанской  целине было организовано свыше 120 совхозов. Первоцелинникам приходилось жить в палатках, в условиях бездорожья, смены жестоких холодов и изнуряющей жары. Круглосуточная работа в период посевной и уборочной сменялась  в период относительно короткого  отдыха строительными работами. Первые результаты целинной эпопеи не могли  не внушать оптимизма. В 1954 году целина дала свыше 40% валового сбора зерна. Увеличилось производство мяса, молока. Все это позволило несколько  улучшить продовольственное снабжение  населения.

Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило  при отсутствии научно обоснованной системы земледелия. Сказывалась  и традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику  со всей страны, что удорожало стоимость  зерна и, следовательно, мяса, молока и т.д.

Освоение целины отодвинуло возрождение старопахотных земледельческих  районов России. И все же начальный  этап освоения целины останется в  истории как подлинная эпопея труда, как реальный всплеск энтузиазма, как яркая черта времени, когда  страна шла к историческому повороту, совершенному XX съездом партии.

Информация о работе Социально-экономическое развитие СССР в середине 50-середине 60 годов ХХ века