Социально-экономическое развитие СССР в середине 50-середине 60 годов ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать социально-экономическое развитие СССР в середине 50 середине 60 годов ХХ века.
Достижение указанной цели возможно при решении следующих задач:
1)проанализировать предпосылки проведения реформ Н.С.Хрущева;
2)осветить ход реформ в сфере экономики;
3)выявить особенности административно-хозяйственной реформы;
4)охарактеризовать итоги и значении реформ.

Содержание

Ведение……………………………………………………………….….1
Предпосылки проведения реформ Н.С. Хрущева……………….…4
Либерализация внутренней политики……………………………....4
Решение ХХ съезда КПСС. Политика «десталинизации»………..5
Реформы Н.С.Хрущева……………………………………………….8
Преобразования в общественно-политической жизни…………….8
Преобразования в экономике………………………………………..9
Административно-хозяйственная реформа……………………….17
Изменения в социальной сфере…………………………………….20
Итоги преобразований в середине 50 середине 60 годов ХХ века..22
Итоги и значения реформ Н.С. Хрущева………………………….22
Орловский край в середине 50 середине 60 годов ХХ века………23
Заключение ……………………………………………………………...26
Библиографический список…………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………...29
Приложение1. Копия портрета Н.С.Хрущева………….……………...30
Приложение2. Хрущев во время визита в США………………………31 Приложение3. Копия портрета Н.С. Хрущева……………………...…32
Приложение4. Знаменитая фраза Хрущева "Я вам покажу кузькину
мать!"…………………………………………………………………….33
Приложение5. Копия «официального документа» на имя
Хрущева………………………………………………………...………..34
Приложение6 . Копия газеты «Н.С.Хрущев о литературе
и искусстве»…………………………………………………………….35
Приложение7. Реформы периода хрущевской «оттепели»…………..37
Приложение8. Советская культура ХХ века( 1950-1960 гг.)………....38
Приложение9. Реформы Н.С.Хрущева в области сельского
хозяйства ………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Сёмочкина.docx

— 1.72 Мб (Скачать)

Страна жила обновлением. Проходили многочисленные совещания  с участием работников промышленности, строительства, транспорта. Само по себе это явление было новым – ведь раньше все важнейшие решения  принимались в узком кругу, за закрытыми дверями. Но при новизне  ряда подходов наблюдались и стойкие  стереотипы старого. Причины отставаний виделись в том, что "со стороны министров и руководителей" осуществляется "слабое руководство", для внедрения новой техники предлагалось создавать новые ведомства. Но принцип планово-централизованной, командно-бюрократической системы сомнению не подвергался. 1956 год – год XX съезда – оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Именно в этом году обозначился большой успех на целине – урожай был рекордным. Хронические в предыдущие годы трудности с хлебозаготовками, казалось, стали уходить в прошлое. Да и в центральных районах страны колхозники, избавленные от наиболее угнетающих оков сталинской системы, напоминавшей зачастую государственное крепостничество, получили новые стимулы к труду, увеличилась доля денежной оплаты их труда.

В этих условиях в конце 1958 года по инициативе Н.С. Хрущева принимается  решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам. До этого техника  находилась в руках машинотракторных станций (МТС). Колхозы имели право  покупать только грузовые автомобили. Такая система сложилась с  конца 20-х годов и являлась следствием глубокого недоверия к крестьянству в целом, которому не позволено было владеть сельхозтехникой. За использование  техники колхозы должны были расплачиваться с МТС натуроплатой.

Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая  часть их оказалась не в состоянии  сразу ее купить и выплачивала  деньги в рассрочку. Это поначалу ухудшило финансовое положение значительной части колхозов и породило известное  недовольство. Другим отрицательным  последствием была фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников, до этого сосредоточенных в МТС. По закону они должны были перейти  в колхозы, но это означало для  многих из них понижение жизненного уровня, и они находили себе работу в районных центрах, городах.

Отношение к технике ухудшилось, так как колхозы не имели, как  правило, парков и укрытий для  ее хранения в зимнее время, да и  общий уровень технической культуры колхозников был еще низок. Сказывались  и традиционные недостатки в ценах  на сельскохозяйственную продукцию, которые  были чрезвычайно низки и не окупали  затрат. В этих условиях назрела  необходимость предоставления крестьянству свободы выбора форм хозяйствования. До сих пор господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находящейся  под пристальной опекой партийно-государственных  органов. Эти проблемы требовали  решения.

В 1959 году Н.С. Хрущев, находясь в США, побывал на полях американского  фермера, который выращивал гибридную  кукурузу. Он пришел к выводу, что  поднять "мясную целину" можно, лишь решив проблему кормопроизводства, а та, в свою очередь, упирается в структуру посевных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу в силос. Там же, где кукуруза не будет внедряться, решительно заменять руководителей, которые "сами засохли и кукурузу сушат"[9,с.81].

На собрании представителей колхозников Хрущев бросил ставший  знаменитым лозунг: "Догнать и  перегнать Америку!". Речь в данном случае шла о соревновании с этой страной в двух конкретных областях: в производстве мяса и молочных продуктов. Эти соревнования нанесли весьма ощутимый удар по личным хозяйствам колхозников. Некоторые местные руководители стремившиеся выполнить обязательства  по сдаче мяса государству любой  ценой, принуждали колхозников сдавать  личный скот в счет госпоставок. "Рязанское  дело ", закончившиеся самоубийством  секретаря райкома Ларионова  – только одно звено в той цепи произвола, который позволяли себе местные чиновники в ходе пресловутой  кампании "догнать и перегнать".

Хрущев с большим рвением  стал внедрять кукурузу в советское  сельское хозяйство. Ее продвигали вплоть до Архангельской области. Это было надругательством не только над вековым  опытом и традициями ведения крестьянского  сельского хозяйства, но и над  здравым смыслом. Вместе с тем  покупка гибридных сортов кукурузы, попытка внедрения американской технологии ее возделывания в тех  районах, где она могла дать полноценный  рост, способствовали приращению зерна  и корма для скота, действительно  помогали справиться с проблемами сельского  хозяйства.

На сельское хозяйство, как  и прежде, давили стереотипы рапортомании, стремления аппаратных работников добиться значимых показателей любым, даже незаконным путем, без осознания негативных последствий. Сельское хозяйство оказалось  на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах  стало опережать рост аграрного  производства. И вновь выход был, казалось, найден, но не на путях экономики, а в новых бесконечных реорганизационных  перестановках.

В 1961 году было реорганизовано Министерство сельского хозяйства  СССР, превращенное в консультативный  орган. Но желаемого рывка так  и не произошло. У многих колхозников  подрывалась вера в возможность  изменений. Усиливается отток сельского  населения в города: не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь.

С 1959 года возобновились  гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам, а ведь это выручало снабжение  жителей маленьких городов. Затем  гонению подверглись хозяйства  сельских жителей. За четыре года поголовье  скота в личном подворье сократилось  в два раза. Это был настоящий  разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что главное - общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются "спекулянты и тунеядцы"[4,с.99], торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.

В 1962 году правительство  приняло решение стимулировать  животноводство повышением в полтора  раза цен на мясо. Новые цены не увеличили  количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них  в г. Новочеркасске подавили силой  оружия. Были в стране и сильные, зажиточные хозяйства, возглавлявшиеся  умелыми руководителями. Но они существовали скорее вопреки сложившейся ситуации. Трудности в аграрном секторе  нарастали. Возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и  с хлебом. Длинные очереди с  ночи выстраивались у хлебных  магазинов.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 годы) в  части развития сельскохозяйственного  производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%. В  сельском хозяйстве страны назревал глубокий кризис.

     Сентябрьский (1958 года) Пленум ЦК КПСС обратил внимание на отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом, хотя по сравнению с предыдущим пятилетием в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем производства вырос в 4-5 раз. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. Но эти отрасли народного хозяйства развивались крайне медленно. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР составляли около 10%.

Широкие масштабы приобрело  капитальное строительство. Были сооружены  и сданы в эксплуатацию тысячи крупных предприятий.

Благодаря сверхконцентрации  материальных средств и человеческих усилий, на отдельных направлениях удалось добиться впечатляющих успехов: впервые в истории атом заработал  в мирных целях (в 1954 году построена  атомная электростанция, в 1959 – спущен на воду атомоход "Ленин"), выводится  на околоземную орбиту первый спутник (1957) и первый космический корабль  с человеком на борту (1961), радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и  газа, мощный рывок вперед сделала  химическая промышленность, освоившая  выпуск искусственных материалов с  заданными свойствами, на транспорте паровозы уступили место тепловозам и электровозам.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному экстенсивному пути. Принимавшиеся  меры носили характер государственных  мобилизационных программ и никак  не затрагивали самого хозяйственного механизма. Нарастали структурные  диспропорции. Однако в характерном для административно-командной системы духе эта реформа преподносилась как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге – ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы не высказывались, поскольку она исходила от самого Н. С. Хрущева.

Организация совнархозов  дала некоторый экономический эффект. Сократились бессмысленные встречные  перевозки грузов, закрывались сотни  дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади  были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс  технической реконструкции предприятий: за 1956-1960 годы было введено в строй  в три раза больше новых образцов машин, агрегатов, приборов, чем в  предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого  персонала на производстве.

XXI съезд – еще одна  попытка радикального ускорения  развития страны. Реформы, произведенные  перемены привели к замешательству  в управленческом аппарате, сбоям  в выполнении шестого пятилетнего  плана. Однако признать это  и внести необходимые коррективы  руководство страны не захотело. Было найдено другое решение:  заменить пятилетний план на 1956-1960 годы семилетним планом на 1959-1965 годы. Тогда "недостача" первых  лет пятилетки покроется новыми  планами. В качестве обоснования  данной меры приводились масштабы  хозяйства, необходимость установления  длительной перспективы экономического  планирования.

Хотя в семилетнем плане  говорилось о необходимости сделать  решающий рывок в обеспечении  народа жильем, продуктами потребления, его основные идеи, как и прежде, сводились к неизменному опережающему развитию капиталоемких отраслей группы "А". Ставились явно нереальные задачи полной механизации строительной индустрии. Именно этот съезд знаменовал собой точку отсчета неточного, преувеличенно оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее десятилетие. Он торжественно провозгласил, что  страна вступила в "период развернутого строительства коммунистического  общества".

В октябре 1961 года на XXII съезде КПСС была принята новая, третья программа  партии – программа "развернутого строительства коммунизма". Для  построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области  экономической – построить материально-техническую  базу коммунизма; в области социально-политической – перейти к коммунистическому  самоуправлению; в области духовно-идеологической – воспитать нового, всесторонне  развитого человека. Исторические рамки  программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами. Нереальность этой программы подтвердили реалии дальнейшего  развития советского общества.

 

2.3 Административно-хозяйственная  реформа 

Одним из самых неожиданных  шагов, сделанных в процессе поиска новых организационных форм управления производством и осуществленных по инициативе Н.С. Хрущева, является закон  1957 г., согласно которому все общесоюзные и союзно-республиканские промышленные и строительные министерства, за исключением электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической промышленности, были упразднены. Управление промышленностью и строительством в рамках крупных административных районов было организовано по территориальному принципу. В каждом из них создавался совет народного хозяйства (совнархоз), которому передавались функции планирования и непосредственного руководства деятельностью предприятий и строек.

В ноябре 1962 г. общесоюзные планирующие органы подвергаются очередной существенной реорганизации. Функции Госплана СССР по оперативному планированию и управлению были переданы вновь созданному центральному органу — Совету народного хозяйства СССР (СНХ СССР).

Таким образом, в первой половине 60-х гг. в скрытой или явной  форме накопился ряд противоречий, которые неизбежно влекли за собой  обострение экономической и социальной обстановки в стране.

Довольно высокие темпы  роста сельскохозяйственной продукции, достигнутые в значительной мере экстенсивным путем за счет освоения дополнительных пахотных площадей, заслонили  собой значительное отставание по урожайности.

Новая обстановка и изменившиеся задачи требовали расширения инициативы и самостоятельности предприятий, укрепления хозяйственного расчета, а  следовательно, и изменения методов  и инструментария: планирования, организационной  структуры. Бесконечная цепочка  непродуманных реорганизаций не дала нужного эффекта. В этой связи уже с начала 60-х гг. одной из важнейших социально-экономических проблем в СССР, стала проблема экономического обновления, изменения форм и методов управления. Выдвижение ее на первый план диктовалось новой социально-экономической ситуацией, сложившейся в Советском Союзе к началу 60-х гг. Дело в том, что со второй половины 50-х гг. стало ясно, что механизм хозяйствования в значительной степени устарел. Он сложился в конце 20-х — начале 30-х гг. в чрезвычайных, во многом экстремальных обстоятельствах. Возникшая в годы первых пятилеток система хозяйствования оказалась необходимой и в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенных также очень сложных условиях восстановления народного хозяйства.

Информация о работе Социально-экономическое развитие СССР в середине 50-середине 60 годов ХХ века