Социально – экономическое развитие Саратовского края в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выяснение правовых, социальных, исторических, политических и культурных аспектов развития Саратовского края в 19 веке. Мне, как студентке Саратовского государственного социально-экономического университета и будущему экономисту, интересно знать и понимать историю развития экономики, промышленности, человеческих отношений в сфере производства, происходившую в недалеком прошлом моего родного края.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3-4
Раздел 1. Территория. Население…………………………………………...5-6
Раздел 2. Населенные пункты губернии…………………………………...7
Раздел 3. Промышленность. Крестьянские промыслы……………………7-14
Раздел 4. Торговля……………………………………………………..…….14-17
Раздел 5. Транспорт………………………………………………………….17-20
Раздел 6. Сельское хозяйство. Землевладение и землепользование……...20-26
Раздел 7. Разложение крестьянской общины………………………………26-30
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованных источников и литературы……………………….32-33

Работа содержит 1 файл

второй вариант курсовой.doc

— 629.00 Кб (Скачать)

Важную роль в экономике края играла транзитная торговля, в первую очередь астраханской рыбой и рыбными изделиями. Транзитом через Саратовскую губернию проходило более 2,5 млн. пудов рыбного товара ценностью до 4 млн. руб. серебром и более. Известным пунктом такой торговли была Дубовка, расположенная на торговом пути с Волги на Дон.

Поставляя в другие районы России в основном продукты сельскохозяйственного производства. Саратовский край ввозил промышленные товары из центральных районов: железо и изделия из него — с Урала и Западной Сибири, лес и лесные изделия — из Пермской, Вятской и Костромской губерний. Из Астрахани доставлялись рыба и икра. Саратовская губерния, связанная разными торговыми путями с центром страны и другими районами, сама становится важным экономическим районом. Торговля способствовала усилению и углублению социальной дифференциации населения, разложению натуральной основы феодального общества, развитию капиталистических отношений.

Раздел 5. Транспорт

Большим препятствием для интенсивного развития внутреннего рынка было неудовлетворительное состояние путей сообщения и транспорта. Важную роль в экономике Саратовского края играла Волга, основная судоходная артерия, связывавшая край с центральными районами государства и морскими портами Каспийского, Азовского, Черного и Балтийского морей. В начале XIX в. передвижение по Волге многочисленных типов судов, кроме силы реки, обеспечивалось бурлаками. Бурлацкая сила была дешевой, но перевозки осуществлялись крайне медленно. Пароходство влачило жалкое существование, и только с 1843 г., когда правительство отменило привилегии на завеление пароходных предприятий, оно начало быстрее развиваться. Зимой, когда Волга замерзала, торговля края с другими районами значительно сокращалась, так как перевозка гужевым путем была медленной и очень дорогой. Грязь осенью и весной, занятость населения летом сельскохозяйственными работами ограничивали время перевозок товаров по грунтовым дорогам. Нужны были железные дороги, которые в соединении с пароходством дали бы возможность вывозить товары в большом количестве, широком ассортименте круглый год. Саратовские деятели, заинтересованные в строительстве железной дороги, связывали с ней получение больших прибылей.

В   середине   столетия   единственным   видом   сухопутного транспорта   края   по-прежнему   оставался   гужевой.   Поэтому строительство железных дорог с появлением парового транспорта становилось важным фактором роста товарности сельского хозяйства отдаленных, глухих уголков края, развития и структурного изменения промышленности, а также торговли. В 1850-х годах о строительстве железных дорог, соединяющих край с разными регионами страны, в пер 
вую очередь с центром все настойчивее заговорили саратовское купечество и дворянство.

К началу 1890-х  гг. в правительственных кругах получило поддержку мнение министра финансов И. А. Вышнеградского о необходимости развития рельсовых путей на восточной окраине России  не за  счет казны, у  которой  на  это  не хватало средств, а на деньги частных обществ. В  1892 г. Тамбовско-Саратовская железная дорога была передана в аренду образованному акционерному обществу Рязано-Уральской железной дороги, которое обязалось построить в нижневолжском регионе ряд ширококолейных и  узкоколейных линий.  Управление дороги разместилось в Саратове. В течение первых пяти лет (1892— 1897) обществом РУЖД были сооружены линии общей длиной в 1205 верст: Тамбов — Камышин   Покровск —Уральск,    Красавка-Баланда,    Ершов - Николаевск,    Ур-бах-Александров Гай, Аткарск - Вольск и другие.

РУЖД располагала  многими вспомогательными предприятиями- мастерскими, лесопильными и шпалоиропитывающими заводами нефтехранилищами, элеваторами. Ей принадлежала паромная переправа подвижного состава через Волгу, между станциями Увек на правом берегу и Сазанкои на противоположном берегу. РУЖД была единственной железной дорогой в России, располагавшей собственной речной флотилией.

С постройкой сети железных дорог возникла связь  между железнодорожным и водным транспортом. Наибольшая часть железнодорожных грузов приходилась на те станции, которые являлись крупными пристанями: Саратов, Царицын, Камышин, где железная дорога получала товары, доставленные по Волге. Речным путем отправлялись, в свою очередь, товары, прибывшие по железной дороге.

Поэтому в грузообороте Саратовской губернии по-прежнему важное значение занимал речной транспорт, который значительно изменился. Во второй половине XIX в. паровые машины окончательно вытеснили бурлацкий труд на Волге. В 1866 г. 85% всех товаров, доставленных из разных мест Поволжья в Рыбинск, приходилось на долю паровой тяги . На основных волжских магистралях бурлачество прекращает свое существование в конце  1860-х годов.

Событием  огромного значения была организация  в 1880-х гг. перевозок нефти в речных судах, так как создание дешевого   и   удобного   способа   транспортировки  нефтегрузов дали толчок развитию добычи нефти  в Бакинском районе.

Саратовская пристань оставалась наиболее крупной в пределах всего края. Она была своеобразным распределительным центром грузопотоков, двигавшихся по Средней и Нижней Волге. Если по количеству отправленных водой грузов здесь первое место занимала Астраханская губерния то по количеству прибываемых грузов первенство было за Саратовской.

 

Раздел 6. Сельское хозяйство. Землевладения и Землепользование

В результате завершения колонизации Саратовская губерния окончательно приобрела черты аграрного края с преобладанием земледельческого населения. Одной из наиболее быстро развивающихся отраслей сельского хозяйства было хлебопашество: этому способствовали значительные массивы плодородных земель.

В агротехнике и агрокультуре саратовской деревни не произошло радикальных сдвигов. Русская соха, деревянная борона, коса, грабли, вилы, серпы применялись как в крестьянском, так и в помещичьем хозяйствах.

Господствующей системой севооборота Правобережья являлось трехполье, принесенное сюда крестьянами из центральной России. Лишь в Царицынском и южной части Камышинского уездов, в условиях меньшей заселенности и обилия неосвоенных земель также была довольно широко распространена экстенсивная переложная система без правильного чередования озимых и яровых посевов, а также пара, с крайне поверхностной обработкой почвы. Почвы удобрялись лишь в некоторых селах северной части Кузнецкого и Петровского уездов на участках, где сеялись наиболее ценные культуры — лен, конопля, пшеница. Низкий агротехнический уровень земледелия приводил к значительным колебаниям урожайности зерновых в Саратовской губернии.

В Правобережье сеяли главным образом рожь и овес, в Заволжье пшеницу-белотурку, которой, по сведениям современников, к концу 30-х гг. засевали 90 % полей.

В пореформенный  период центр зернового производства в России сместился из черноземного центра, где уже до реформы было распахано все, что можно, на юг и юго-восток, в том числе в саратовские и самарские степи. Земледелие, как и прежде, в целом оставалось экстенсивным. Поэтому увеличение продукции шло, главным образом, за счет расширения пашни. Если в 1865 г. площадь пашни в губернии составляла 3 580 689 дес, то в 1899 г.—5 539 354 дес., т. е. увеличилась почти на 65%. Еще более интенсивно распахивались заволжские степи. Систематически увеличивался чистый сбор зерна (т. е. валовой сбор за вычетом семян), что также свидетельствует о темпах развития товарного производства в земледелии. В начале 1880-х гг. чистый сбор ржи и пшеницы в расчете на душу населения губернии составлял 17,5 пуда, а  в пятилетие  1893—1897 гг. — 24,5 пуда11.

Влияние рынка  проявлялось не только в распространении  посевов и увеличении чистого  сбора зерна, но и в углублении региональной специализации, в том числе и в зерновых культурах. Господствующую роль в посевах на протяжении всего периода играла рожь, составлявшая продовольственную основу для подавляющего большинства местного населения. В середине 1870-х гг. она занимала 34—35% всех хлебных посевов губернии, а в первой половине 1890-х гг. даже 37—40%. Второе - третье места делили между собой овес и пшеница. Овес обеспечивал    не    только    нужды    собственно  крестьянских хозяйств в кормах, но и поступал на рынок. Одновременно увеличились посевы пшеницы, которая, являясь самым товарным хлебом, потеснила с поля не только овес, но и ячмень, гречиху и другие культуры. В 1896 г. удельный вес ее в посевах составил уже 30,8%, тогда как овса —24,3%, гречихи — 0,9%, ячменя —0,6%.

В Заволжье пшеница традиционно была основным экспортным хлебом, занимавшим большую часть поля. В конце XIX в. пшеница занимала в Николаевском уезде 72,4% всей посевной площади, в Новоузенском — 85,5%12.  Пшеница была  почти исключительно яровым хлебом. Посевы озимой пшеницы отмечены с начала 1870-х гг.: в 1872 г. в Сердобском уезде было высеяно 35 четвертей  и  Царицынском — 7300 четвертей. В  1891  г. озимая пшеница была высеяна уже в 6 уездах, причем свыше 70% посева приходилось на Балашовский. Доля же озимой пшеницы тогда  была  ничтожно малой — менее 1% всех посевов этой культуры.

С середины 1850-х гг. заметным направлением в  земледелии становится выращивание подсолнечника. Уже в 1861 г. этой культурой в Саратовском уезде засевалось до 3 тыс. дес. А в 1880-х —90-х гг. в ряде уездов (Саратовском, Аткарском Вольском, Балашовском, Хвалынском) эта культура вытеснила с полей пар и потеснила овес. Посевы подсолнечника к 1895 г. достигли кульминационной точки— 150,5 тыс. дес.

Хотя и медленно, в Саратовском Поволжье происходило развитие производительных сил в сельском хозяйстве в начале XIX века. Образовавшиеся в Заволжье и южных уездах Правобережья крупные излишки хлеба придавали земледелию торговый характер. Выгодность производства товарного хлеба, близость важного торгового пути — Волги приводят к росту цен на землю. Чем ближе к Волге, тем выше стоимость земли. Развитию товарности в земледелии способствовал и именной указ 1801 г. о предоставлении купечеству, мещанству и казенным крестьянам права покупать незаселенные крестьянами земли .

Некоторый прогресс в агротехнике и агрокультуре, начавшийся еще во второй четверти XIX в., благоприятно отразился на урожайности зерновых культур, которая, хотя и медленно, повышалась у «серых, крестьянских» хлебов — ржи и овса — до  середины   1870-х   гг.,   а   у   яровой   пшеницы — до  начала 1880-х годов. В дальнейшем наблюдается некоторое снижение урожайности. «...Саратовская губерния 30 лет тому назад,— говорил на губернском земском собрании в 1887 г. губернатор А. И. Косич,— давала 20 млн. четвертей хлеба, а теперь в урожайный год дает 13,5 млн. четвертей» (табл. 3).

Виной тому были различные причины. Появившиеся  новшества в агротехнике и агрокультуре только начали проникать в крупное землевладение и почти не были заметны на надельных и арендованных землях и в целом не могли компенсировать постепенного истощения знаменитых черноземов. Настоящим бедствием Нижнего Поволжья являлись засухи, печальные последствия которых с каждым десятилетием становились все заметнее.

С 1880-х гг. неурожаи зерновых культур в крае становятся все более частыми и разрушительными по своим последствиям. Голодными были 1879, 1880 и 1891 гг. Неурожаи отдельных культур случались еще чаще. Так, в 1870-х — начале 90-х гг. неурожайными для яровой пшеницы оказались 1871 1873,  1879,  1880,  1885,  1890,  1891  годы13.

Россия в  пореформенный период становится одним из крупнейших экспортеров зерновых культур, среди которых «почетное место» (по выражению губернатора)  занимал  саратовский  хлеб. 

В пореформенный  период в земледелии Саратовского края происходили глубокие качественные изменения. Это проявлялось в росте товарного производства, совершенствовании агротехники и агрокультуры, углублении порайонной специализации.

Другой  важной отраслью сельского хозяйства края оставалось животноводство.  Скот   использовался   как   рабочая   сила и для удовлетворения нужд населения в продуктах питания.

В   большинстве   крестьянских   хозяйств   качество   скота оставляло желать лучшего. Причинами этого служили  малоземелье,   сокращение   пастбищ   и   лугов   ( а   следовательно, и зимних кормов), всевозможные заболевания и эпидемии, вызывавшие  массовый   падеж,  особенно  в  неурожайные   годы, и другие явления, характерные для  пореформенной деревни. В 1892 году в губернии насчитывалось всего  1278 000 голов овец. При этом простое овцеводство,  которым   занимались   в   основном   крестьяне    преобладало14.

В то же время в ряде крупных поместий, где владельцы вели собственное хозяйство и сохранились обширные земельные угодья, разводились тонкорунные овцы. Тонкорунное овцеводство преимущественно сосредоточено в Балашовском (104 180 голов, по сведениям 1892 г.), Сердобском (84 101 голова), Петровском (72 426 голов) уездах.

На  юге губернии, и особенно в Заволжье с его обширными пастбищами и сенокосами, складывались районы торгового, капиталистического производства, где зажиточные крестьяне и землевладельцы занимались нагульным мясным скотоводством. Крестьяне и мелкие арендаторы откармливали рогатый скот калмыцкой породы и овец и затем продавали его местным гуртовщикам. Крупные землевладельцы иногда сами сбывали партии скота и сала в разные регионы. Саратовское сало поступало и на внешний рынок.В крупных, перестроенных на капиталистический лад хозяйствах скотоводство приносило немалый доход, постоянно улучшалось качество скота. В большинстве же имений, где преобладали полукрепостнические методы хозяйствования, состояние скотоводства немногим отличалось от крестьянского, наблюдались те же черты застоя и кризиса.

Таким образом, в 1860 —90-х гг. произошли  глубокие изменения в сельском хозяйстве края, выразившиеся прежде всего в углублении зерновой специализации региона расширении сельскохозяйственного производства.

Реформа 1861 г. сохранила в руках поместного дворянства основное средство производства — землю. В Саратовской губернии положение было типичным для всей России. В 1897 —1899 гг. из общего количества земли в губернии, составлявшей  7 665 523 дес., частным собственникам, главным образом помещикам, принадлежало 2 368 238 дес. (30 9%),  у крестьянских общин надельной и купленной земли было 4 199 182  дес. (54,6 %), у государства, различных учреждений - 1 098 103 дес. (14,3%). При этом у крупных латифундистов, владевших имениями от 1 до 5 тыс. десятин, было 1 144 286 дес, или 48,3% земли, находившейся в частной собственности; свыше 10 тыс.—567 566 дес, или 23,9%. Представители аристократических фамилий — В. А. Нарышкин, граф и графиня Воронцовы-Дашковы, князья С. С. и Н. Н. Гагарины, В. С. Кочубей, П. П. Дурново и ряд других имели в пореформенный период в разных уездах губернии от 20 до 80 тыс. десятин плодородной земли. Большинство крупных поместий сохранилось в неприкосновенности до конца XIX в. Однако это не означало незыблемости помещичьего землевладения в целом.

Информация о работе Социально – экономическое развитие Саратовского края в XIX веке