Социально-экономическое развитие территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

1 Управление социально-экономическим развитием территории, сущность и структура
2 Организационно-правовые основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования
3 Зарубежный опыт социально-экономического развития муниципальной территории

Работа содержит 1 файл

социально-экономическое развитие.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

1 Управление  социально-экономическим развитием  территории, сущность и структура 

 

Ключевым фактором стабильного и благополучного развития России в современном мире является построение правового государства и гражданского общества. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с функционированием существующей в нашей стране системы управления социально-экономическим развитием территории.

Современные российские реформы, реализуемые сегодня в  стране в социально-экономической сфере, требуют дальнейшего совершенствования системы управления социально-экономическим развитием территории и более полного использования потенциала муниципальных служащих и местного сообщества.

В современных российских условиях в субъектах Российской Федерации продолжается процесс выстраивания наиболее эффективных механизмов управления социально-экономическим развитием территории, в связи с этим необходимо определиться с теоретическим содержанием основных понятий и концептуальными подходами в изучении управления социально-экономическим развитием территории.

Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения.

Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня исходя из генеральной цели муниципальной деятельности: повышения качества жизни населения.

Управление состоянием и управление развитием – две взаимосвязанные стороны муниципального управления.

Обеспечение устойчивого  социально-экономического развития муниципального образования включает в себя ряд взаимосвязанных и последовательно решаемых задач (рисунок 1) [5, с.327].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Система целей и задач комплексного социально-экономического развития муниципального образования

 

Исходной базой для  планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования является анализ существующей социально-экономической ситуации, включая внутреннюю и внешнюю среду. Анализ внутренней среды позволяет делать выводы об имеющихся ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах социально-экономического развития муниципального образования. Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию в государстве, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в стране и конкретном регионе, позволяет диагностировать и учитывать те проблемы, которые могут возникнуть при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.

Управление социально-экономическим  развитием России регулируется Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В нем содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития, которые используются органами законодательной и исполнительной власти при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики. Наиболее важные положения Закона могут и должны быть использованы при разработке прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне.

Необходимо обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность  развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития, поскольку любой хозяйственный комплекс, являющийся объектом регионального планирования, дислоцируется на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому принципы региональной политики государства и регионального планирования могут стать методологической базой для планирования социально-экономического развития муниципальных образований.

Региональное прогнозирование и планирование должно предусматривать экологически обоснованное размещение производств, что напрямую затрагивает интересы муниципальных образований. Без разрешения противоречия между развитием производства и сохранением экологического равновесия говорить об устойчивом развитии муниципальных образований не приходится.

 

Механизмом реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных территорий являются целевые программы. Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации (рисунок 2) [5, с.328].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Классификация целевых программ

 

По статусу  целевые программы делятся на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные.

По назначению различают комплексные целевые  программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные.

По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3 - 5 лет) и долгосрочные (10 - 15 и более лет) целевые программы.

По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические и иные целевые программы.

По механизму  реализации различают заказные целевые  программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные, когда исполнители выбираются комиссией после утверждения программы и объемов ее финансирования.

Муниципальные образования, на территории которых  реализуются мероприятия федеральных и региональных целевых программ, могут получать соответствующие инвестиции из федерального и регионального бюджетов.

Особую роль в социально-экономическом развитии государства и регионов играет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономическим и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих субъектов РФ.

Структура управления социально-экономическим развитием территории обусловлена системой целей и задач социально-экономического развития муниципального образования и может включать следующие разделы (рисунок 3) [5, с.330].

Для этих разделов характерно следующее содержание.

При анализе  стартовых условий и оценке исходной социально-экономической ситуации прежде всего рассматривается имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна. Затем рассматривается роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития. Объем и задачи анализа были рассмотрены выше.

При разработке стратегических целей и приоритетов  социально-экономического развития рассматривается вопрос стратегического выбора пути развития муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:

– сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);

– полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муниципального образования (инновационная стратегия).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Структура концепции управления комплексного социально-экономического развития муниципального образования

 

На самом деле, скорее всего, потребуется сочетание обеих  этих стратегий в разных пропорциях, в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).

Стратегический выбор - самый ответственный момент в  разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.

Раздел "Основные направления  реализации стратегических целей" включает следующие подразделы:

- развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории;

- формирование и развитие  элементов инфраструктуры рыночной  экономики;

- социальная политика;

- обустройство территории - градостроительство, благоустройство,  развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;

- экологическая политика;

- развитие человеческого  потенциала территории;

- совершенствование организации  и деятельности муниципальной  власти.

Подпрограммы. В составе  концепции или стратегического  плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например "Жилище", "Социальная защита", "Здравоохранение" и т.п. Вопросы разработки муниципальных целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.

На основе общей концепции  развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.

Механизм реализации концепции социально-экономического развития. В этом разделе должны быть рассмотрены:

- формы государственной  и муниципальной поддержки выполнения  намеченной стратегии;

- источники и финансовые  механизмы реализации намеченной  стратегии (оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т.д.);

- механизмы совершенствования  системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т.д.).

Таким образом, местное самоуправление представляет собой многогранное и многоаспектное явление, сложную систему с развитыми внутренними и внешними связями. Основные компоненты его системы в современной России представлены на рисунке 4 [4, с.157].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Структура системы местного самоуправления

в России

 

Одной из главных проблем, сдерживающих развитие местного самоуправления в России, является слабость гражданского общества, низкий уровень социальной активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления. В обществе, которое столетиями жило в условиях тоталитаризма, не имея глубоких демократических традиций, идеи местного самоуправления воспринимаются далеко не всеми. Для того чтобы граждане их восприняли, необходима огромная разъяснительная работа.

Другой проблемой  является сопротивление бюрократии всех уровней, которая видит в местном самоуправлении угрозу своему благополучию, привычным методам управления.

Серьезной проблемой  является также финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и ресурсным обеспечением. Невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах.

Еще одна немаловажная проблема – дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности. Их подготовка требует длительного времени. Местное самоуправление в России еще нетвердо стоит на ногах и нуждается в государственной поддержке. Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития России.

Обобщая вышесказанное  можно сделать вывод о том, что при всем многообразии и порой сложности исследования теоретических и терминологических аспектов местного самоуправления в России, главным остается его историческая и современная научная и практическая значимость. Еще в конце XIX века земские служащие отмечали: «Основное назначение земского самоуправления, заключается в заботе о нуждах населения, обеспечении социальной справедливости и общественного согласия». Это означает, что при реализации тех или иных научных подходов, учреждения местного самоуправления должны в своей деятельности в первую очередь руководствоваться насущными потребностями и интересами местного сообщества, проживающего на данной территории.

 

 

2 Организационно-правовые основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования

 

Правовую основу осуществления  органами местного самоуправления своих  полномочий по решению вопросов местного значения составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты.

Информация о работе Социально-экономическое развитие территории