Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выяснение правовых, социальных, исторических, политических и культурных аспектов развития Саратовского края в 19 веке. Мне, как студентке Саратовского государственного социально-экономического университета и будущему экономисту, интересно знать и понимать историю развития экономики, промышленности, человеческих отношений в сфере производства, происходившую в недалеком прошлом моего родного края.
Введение……………………………………………………………………...3-4
Раздел 1. Территория. Население…………………………………………...5-6
Раздел 2. Населенные пункты губернии…………………………………...7
Раздел 3. Промышленность. Крестьянские промыслы……………………7-14
Раздел 4. Торговля……………………………………………………..…….14-17
Раздел 5. Транспорт………………………………………………………….17-20
Раздел 6. Сельское хозяйство. Землевладение и землепользование……...20-26
Раздел 7. Разложение крестьянской общины………………………………26-30
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованных источников и литературы……………………….32-33
После реформы хозяйства многих помещиков оказались в крайне сложном положении. Для перестройки вотчины в новых условиях требовались свои орудия труда, свой рабочий скот или машины. Ни того, ни другого у большинства помещиков не имелось или было в небольшом количестве. Дальновидные помещики высказывали тревогу по данному поводу еще накануне реформы. Реформа 1861 г. дала толчок быстрому росту бессословной земельной собственности. Многие мелкие поместья и даже крупные вотчины перешли в руки лиц других сословий.
В 1899 г. крестьяне Саратовской губернии засевали 2 373 303 дес. в том числе на надельной земле —1 597 294 дес, на купленной-129 269 дес, на арендованной-646 740 дес. Аренда имела значение для всех категорий крестьянства, но для одних была средством спасения семьи от голодной смерти, для других — возможностью получить прибыль.
Беднейшее крестьянство, вынужденное арендовать землю на один посев, не получало из-за высоких цен за аренду предпринимательской прибыли. Крестьянский доход от арендованной земли был ниже заработной платы батрака. В таких уездах, как Сердобский, Балашовский, Хвалынский, Саратовский, стоимость аренды составляла от 40 до 47% валового дохода крестьянина.
Наиболее тяжелой формой аренды для крестьян была испольная, при которой арендная плата составляла половину урожая. В конце XIX столетия 146 тыс. дес. арендовались крестьянами губернии исполу. Испольщина составляла 10—11% от общего количества арендованной крестьянами земли.
Имела место в губернии и предпринимательская аренда для получения товарного хлеба. Она заключалась как отдельными лицами, так и товариществами крестьян. Доля такой капиталистической аренды по уездам была различной. В уездах Вольском, Кузнецком, Хвалынском она составляла от общего количества арендованной крупными участками земли на большие сроки в среднем 23%, в Аткарском уезде-32%. Особое место занимали в развитии капиталистической аренды уезды Царицынский, Саратовский, Петровский, Балашовский в которых богатые крестьяне арендовали более половины всей земли, взятой в долгосрочную аренду. Многие земельные спекулянты, арендуя землю, сдавали ее затем нуждающимся беднякам по розничным рыночным ценам, получая от субаренды большую прибыль. Некоторые предприниматели из крестьян, взяв в долгосрочную аренду большие участки, заводили на них свои хуторские хозяйства, получая доходы своим трудом и нанимая работников.
Таким образом, капиталистическая эволюция саратовской деревни в пореформенные годы XIX столетия, несмотря на сохранение пережитков крепостничества, внесла существенные изменения в землевладение и землепользование, став одной из причин расслоения в самом крестьянстве.
Раздел 7. Разложение крестьянской общины
Важным показателем развития капитализма в России после реформы 1861 г. было разложение общины, способствовавшее резкой дифференциации крестьянства. Это явление отчетливо прослеживается и в саратовской деревне. Немногочисленные зажиточные крестьяне были фактическими хозяевами в общине, сосредоточивая у себя основные средства производства: землю, рабочий скот, посевы, инвентарь и т. д. Степень дифференциации крестьянских хозяйств к концу столетия можно представить по одному из важнейших признаков — по данным о распределении рабочего скота среди них (табл. 1). На этот показатель состоятельности крестьянского хозяйства обращали внимание и экономисты, и статистики, и местная администрация. Так, еще в 1860 г. саратовский губернатор А. Д. Игнатьев отмечал, что среднее крестьянское хозяйство имеет по 2 лошади, бедное — по 1, зажиточное — до 6 лошадей.
Таким образом, хозяйства зажиточных крестьян, к каким в конце столетия можно отнести дворы с пятью и более головами рабочего скота, составляли всего 7% от общего числа хозяйств губернии, но имели в своем распоряжении свыше 31% рабочего скота, находившегося у крестьян. Это позволяло им вести предпринимательское хозяйство на больших площадях надельной, купленной и арендованной земли. На другом полюсе была беднота — около 60% крестьянских хозяйств в губернии совсем не имели рабочего скота или только одну лошадь на двор и были, следовательно, на грани превращения в батраков. Между этими двумя группами находился средний слой крестьянства, из его среды пополнялась, с одной стороны, деревенская буржуазия, с другой — беднота. Середняки составляли 34,5% хозяйств в губернии.
Уровень расслоения крестьянства в разных уездах был различным. В таких уездах, как Балашовский, Аткарский, Камышинский, Царицынский, в середине 1890-х гг. у зажиточных крестьян сосредоточивалось соответственно 34,2, 39,1, 62,7 и 72,9% всего скота. Здесь хорошо виден процесс поляризации когда на одной стороне находятся безлошадные и однолошадные бедняки (49,5, 49,2, 53,4, 58,5% всех семей в этих уездах), а с другой стороны — зажиточная верхушка, арендующая сотни и даже тысячи десятин земли и нанимающая для обработки земли десятки батраков. В других уездах поляризация деревни была менее заметной. Налицо было явное обеднение крестьян. В Вольском, Кузнецком, Петровском, Саратовском, Сердобском, Хвалынском уездах безлошадных и однолошадных крестьянских семей было соответственно 67,7, 70,4, 59,8, 60,0, 62,0, 65,4%. Они занимались промыслами (Кузнецкий, Хвалынский, Вольский уезды) и нанимались на сезонные сельскохозяйственные работы к местным помещикам15.
Другим, не менее важным условием жизни крестьян являлось наличие надельной земли. Сельское население в силу естественного закона природы росло, количество же земель у общин оставалось неизменным, что само по себе вело к малоземелью. В наиболее сложном положении оказались бывшие владельческие крестьяне, которым по итогам реформы 1861 г. досталась далеко не вся земля, имевшаяся у них при крепостном праве. Для большинства уездов Саратовской губернии «Положением» 1861 г. была установлена норма надела в 4,5 дес. Из табл. 2 видно, как реформа 1861 г. Изменила землепользование помещичьих крестьян Саратовского Поволжья.
В дореформенное время первое место по численности населения занимала группа общин, душевой надел которых был не менее отведенной для Саратовской губернии нормы.
В результате реформы 1861 г. первое место по численности населения заняла группа малоземельных общин, в которых стало насчитываться 42,7% мужского населения. Группа общин с наивысшим земельным наделом теперь заключала в себе лишь около трети всего мужского населения бывших владельческих сел, причем средний размер душевого надела этой группы сократился до 4,5 дес. Положение усугублялось тем, что на практике, вопреки закону, производилась отрезка лугов, водопоев, выгонов, без которых не могло функционировать ни одно крестьянское хозяйство. В дальнейшем крестьянские общины вынуждены были арендовать эти земли на кабальных условиях. Земельные проблемы бывших государственных и удельных крестьян были немногим легче. Кроме того, многие из крестьян лишь на бумаге имели наделы, а в действительности вынуждены были сдавать их зажиточным крестьянам, а сами либо уходили в город, либо нанимались к ним на работу.
Малоземелье, недостаточное количество рабочего скота высокие арендные цены, неурожаи разоряли крестьян. Для того чтобы как-то удержаться в своей среде, крестьяне были вынуждены наниматься на сезонные сельскохозяйственные работы к соседним помещикам, богатым односельчанам или уходить на заработки. О размерах отходничества можно судить по сведениям за 1894 г., когда в Саратовской губернии (по неполным данным) ушли на заработки более 75 тыс. человек. Отдельные группы отходников добирались до Майкопа, Владикавказа и Ашхабада. В то же время в Саратовскую губернию ежегодно приходили наемные сельскохозяйственные рабочие из северных регионов. Причиной сложившегося положения был разный уровень заработной платы батракам и цен на сезонные рабочие руки в отдельных губерниях России.
Значительная часть крестьян старалась поправить свое материальное положение, нанимаясь на весенние и летние работы к соседним помещикам. Во многих уездах широко практиковалась зимняя наемка крестьян. Для сельскохозяйственных работ следующего года крестьян нанимали осенью предыдущего, когда крестьянину нужны были деньги для уплаты податей и повинностей. Крестьяне нанимались не только в одиночку, но иногда даже целыми обществами.
В ряду сельскохозяйственных рабочих особое место принадлежало батракам. Число батраков - это показатель степени разложения деревни, выделения из ее среды крестьян, лишившихся земли, скота и вынужденных жить, продавая свой труд. В 1894 г. 35% всех сельскохозяйственных рабочих губернии составляли батраки.
Социальное расслоение крестьянства, темпы которого ускоряются к концу столетия, оказывало важное влияние на все проявления экономической жизни края: углублялась товарность в сельском хозяйстве, развивались крестьянские промыслы, структурировался рынок наемной рабочей силы, обеспечивающий дальнейшее развитие сельского хозяйства, промышленности, деятельность транспорта и т. д.
Заключение
В течение XIX века всего за несколько десятилетий благодаря отмене крепостного права и другим событиям капиталистического периода российской истории экономическая и социальная структуры страны заметно изменились.
Прогресс захватил, хотя и в разной степени, все стороны народного хозяйства. Постепенно совершенствовалась сельскохозяйственная техника, под хлебопашество осваивались целинные степи. Центр зернового производства сместился из старых черноземных губерний на окраинные территории юга и юго-востока, в том числе в Заволжье, где пережитки крепостничества были слабее. Механизированное фабрично-заводское производство уверенно вытесняло ручной труд. К концу столетия в целом по стране завершился промышленный переворот. Появились новые отрасли промышленности и новые промышленные районы. Распространение пароходства и активное железнодорожное строительство, прогресс в передаче информации способствовали складыванию единого всероссийского капиталистического рынка, в том числе на рабочую силу. В то же время рост емкости внутреннего и внешнего рынков стимулировал углубление региональной специализации.
Под напором
новых условий жизни
К концу столетия, несмотря на многочисленные пережитки прошлого, капиталистический уклад стал господствующим в стране. В то же время я пришла к выводу, что развитие капитализма в отдельных регионах имело свои, порой существенные особенности, в том числе в моем родном Саратовском Поволжье.
Список использованных источников и литературы
Информация о работе Социально – экономическое развитие Саратовского края в XIX веке