Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 10:37, реферат
К концу XVI века Московское государство переживало тяжелое время. Постоянные набеги крымских татар и разгром Москвы в 1571году; затянувшаяся Ливонская война, длившаяся 25 лет: с 1558-го по 1583-ий, достаточно измотавшая силы страны и закончившаяся поражением; так называемые опричные « переборы » и грабежи при царе Иване Грозном, потрясшие и расшатавшие старый уклад жизни и привычные отношения, усиливавшие общий разлад и демонстрацию; постоянные неурожаи и эпидемии. Все это привело в итоге государство к серьезному кризису.
1. Вступление. Предпосылки и причины смуты……………….3 стр.
2. Народное недовольство……………………………………….4 стр.
3. Россия в годы смуты. Лжедмитрий I…………………………6 стр.
4. Василий Шуйский и социальная смута……………………..11 стр.
5. Лжедмитрий II………………………………………………..15 стр.
6. Интервенция………………………………………………….17 стр.
7. Первое земское ополчение…………………………………...20 стр.
8. Второе земское ополчение. Освобождение Москвы и
избрание на царство Михаила Романова……………………23 стр.
9. Последствия великой смуты. Заключение………………….28 стр.
10. Список литературы………………………….………………..31 стр.
В Москве произошёл дворцовый переворот. 17 июля 1610 года Захар Ляпунов с толпой своих единомышленников пришёл во дворец к Шуйскому и просил его оставить царство, потому что из – за него кровь льётся, земля опустела, люди в погибель приходят. Шуйский ответил твёрдым отказом. Тогда Ляпунов и прочие, бывшие с ним, ушли из дворца на Красную площадь, где уже собрался народ, узнав, что в Кремле происходят какие – то необычайные вещи. Скоро Красная площадь не могла вместить всего народа, прибывшего туда. Всё сборище, поэтому перешло на более просторное место, за Арбатские ворота к Девичьему монастырю. Туда приехал патриарх Гермоген и много бояр, говорили о свержении Шуйского и, несмотря на протесты Гермогена и некоторых бояр, решили «осадить царя». Во дворец отправился князь Воротынский и от лица народа просил Шуйского оставить царство. Шуйский покорился, уехал из дворца в свой старый боярский дом и тотчас же стал хлопотать о возвращении престола, устраивать интриги; чтобы окончательно отнять у него возможность достигнуть власти, его постригли в монахи силой, так что патриарх не хотел и признавать его пострижения.
Шуйского удалили, не имея никого в виду, кем бы могли его заменить, и положение Москвы, очень трудное в ту минуту, осложнилось от этого еще больше. Присягнули временно Боярской думе - семи боярам (семибоярщина), ибо помимо нее, некому было присягнуть. Но это новое правительство имело так же мало сил и средств, как и Шуйский. Бояре, пользуясь властью, торопят Жолкевского из Можайска к Москве, и он идёт в августе 1610 года освобождать Москву от Вора. Таким поступком бояре передали Москву в руки поляков и предрешили вопрос об избрании Владислава. Подойдя к Москве, Жолкевский прежде всего начинает дело об избрании Владислава в цари, потому что иначе в его глазах помогать Москве не имело смысла. Страх перед самозванцем и польской военной силой заставил московские власти, а за ними и население склонится на избрание в цари поляка: 27 августа Москва присягнула Владиславу. Тотчас же по заключении договора и принесении присяги Жолкевский прогнал Вора от Москвы, и Вор убежал опять в Калугу. Таким образом, Москва избавилась от врага, ценой подчинения другому. В Калуге Вор был убит, в декабре 1610 года, одним из своих же приверженцев из – за личных счетов.
Происходящие события вызвали глубокое недовольство всех сословий Российского государства.
В Москве
присягают сыну польского короля
– Владиславу, но в других городах
не следуют примеру «семибоярщины»
Ополчение, стоящее под Москвой, по справедливости можно называть политическим союзом социальных врагов: в нём соединилась земщина с казачеством, общество – с врагом общественного порядка. « A priori» - можно было предвидеть, что в этом ополчении должна проявиться рознь, произойти междоусобие. Можно, пожалуй, предсказать даже гибель и разложение, если сообразить, что во время долгой осады, было много времени и проводов для столкновения двух метров – земского и казачьего. Ополчение действительно и погибло.
В июне 1611 года ополчение обратилось к своим вождям, прося общим советом подумать о прекращении беспорядков и злоупотреблений, какие совершались в войске. Об этих беспорядках летописец пишет, лишь несколько слов: в войске одни попрекали других прошлой службой тушинскому Вору или ополчённой Москве; людей ратных «жаловали не по достоянию», а «лицеприятно», не знали, наконец, что делать, и как обращаться с теми холопами, которые убежали от своих господ и теперь служили в войске казаками, уже как вольные люди. Сначала этих беглых людей воеводы ополчения призвали под свои знамёна, обещая считать их вольными казаками. Но служилый элемент в ополчении не мог относиться сочувственно к такой мере: она создавала очень неприятный , для служивого люда, порядок в будущем, им могли воспользоваться и другие холопы и убегать от господ в надежде, потом вернуться на Русь свободными. Поэтому положение беглых в ополчении составляло очень важный вопрос.
И вот, по просьбе ополчения, Ляпунов и другие воеводы согласились созвать собор всей рати, чтобы обдумать и решить всё заботившее их.
Ляпунов высказался за возврат беглых крестьян, за то, чтобы казаки не имели права нанимать прибыльные должности. Ознакомившись с данными о первом подмосковном ополчении, мы можем теперь сказать, что сойдясь под Москвой, земские и казачьи дружины не могли мирно ужиться между собой по разности стремлений и вкусов. Постоянная их рознь привела к необходимости точнее уяснить их взаимные отношения, и уяснились они в пользу служилых людей. Но преобладание служилых людей было недолго и непрочно. Приговор, давший перевес служилым людям и Ляпунову, был « не в лоб» казакам и их вождям Ивану Заруцкому и Дмитрию Трубецкому, и с той поры начали думать, как убить Ляпунова. Через месяц Ляпунов был убит. Прокопий Ляпунов был вызван для объяснений на казачий «круг», где и был зарублен.
Потеряв предводителя, служилые люди утратили и силу. Не нашлось человека, который мог бы заменить Ляпунова; делами стали заправлять казачьи вожди, казачество подняло голову, и теснимое им дворянство стало брести «розно», разъезжая по домам. Ополчение разлагалось, и государственный порядок потерпел новое поражение. Но казачьи остатки первого ополчения продолжали стоять под Москвой, и в 1611 году, и в 1612 году Сигизмунд не пришёл не помощь московскому гарнизону, а своими силами московский гарнизон не мог прогнать осаждавших. Осада Москвы, таким образом, продолжалась, но смерть Ляпунова была большим горем для русских людей, они теряли веру в успех ополчения.
3 июня
1611 года королю Сигизмунду
16 июля 1611 года шведы обманом взяли Новгород; митрополит Исидор и воевода князь Одоевский во главе, заключили со шведами договор, по которому Новгород представлялся особым государством, выбирал себе в цари одного из сыновей шведского короля и, сохраняя свое государственное устройство, навсегда соединял себя со шведской династией, если бы даже московское государство и выбрало себе другого царя, но не из шведского дома. Такой договор, очевидно, был продиктован победителями – шведами: в Нём даже не было требований, чтобы новгородский государь был православным.
В Пскове, в то же время, появился самозванец Сидорка, которого иногда называют Лжедмитрием III. Еще при Шуйском начались в Пскове внутренние усобицы, борьба «лучших» и «меньших» людей, высших и низших классов. Эта борьба как – то совсем оторвала Псков от государства и создала в нём свою особую историю смуты. Внутренние неурядицы дали возможность полякам и казачеству разорять безнаказанно псковскую землю и дали в ней силу третьему самозванцу.
Итак, во второй половине 1611 года, со взятием Смоленска и Новгорода, с усилением самозванщины в Пскове, вся западная часть московского государства попала в руки его врагов. Сама Москва оставалась в их власти, а ополчение, собранное для её освобождения, распадалось, побеждённое не врагами, а внутренней рознью. Земская власть, создавшаяся в этом ополчении и сильная по своему существу, лишь настолько, насколько ей верила земля, теперь, со смертью Ляпунова, теряла для земли всякое значение. Русские люди оставались без руководителей против сильных торжествовавших врагов государства и общества. Время стало настолько критическое, что, казалось, русское государство переживало последние дни.
Опаснее всех других были, конечно, поляки, но они же своей оплошностью и помогли оправиться русским людям после взятия Смоленска. Король Сигизмунд отправился в Польшу на Сейм торжествовать свои победы, вместо того, чтобы идти на помощь польскому гарнизону в Москве. К Москве он послал только слабый отряд конницы с гетманом Ходкевичем. В октябре 1611 года Ходакевич был отбит подмосковными казаками и ушёл от Москвы. Если не считать этой незначительной рекогносцировки под Москву, то можно сказать, что внешние враги московского государства, нанеся ему взятием Смоленска и Новгорода сильнейшие удары, затем совершенно бездействовали, отчего и потеряли все плоды победы.
Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостою Кузьмою Мининым. Минин не был простым мужиком нижегородским. Он торговал и был одним из видных людей в городе. Нижегородцы избрали его в число земских старост, стало быть, ему верили. Управляя делами нижегородской податной общины, он должен был привыкнуть вести большое хозяйство города и обращаться с большими деньгами, какие собирались с мира земскими старостами в уплату податей. Мимо него, как излюбленного человека, представителя нижегородских людей, не проходила неизвестной не одна грамота, адресованная нижегородцами, ни одна политическая новость. Он следил за положением дел и обсуждал дела в городских сходках, которые вошли в обычай в городах, благодаря обстоятельствам смутного времени, напоминали собой древние веча.
На одном из таких собраний, осенью 1611 года, под влиянием грамот и вестей от патриарха Гермогена, Минин поднял посадских тяглых людей на то, чтобы собрать деньги для ополчения и сформировать само ополчение. Составили приговор о мирском сборе и предъявили его нижегородскому воеводе, князю Звенигородскому и соборномупротопопу Савве, которые созвали в городской собор нижегородцев и, воспользовавшись пришедшей тогда в Нижний Новгород патриотической грамотой, подняли вопрос об ополчении. В соборе читали и обсуждали нижегородцы пришедшую грамоту. В ней говорилось о необходимости стать на защиту веры и отечества. При чтении грамоты нижегородский протопоп Савва сказал слово, убеждая народ стать за веру. После Саввы заговорил Минин; страстно говорил он о том же, указывая, каким образом нужно действовать: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, и бить челом, кто вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Слова Минина произвели большое впечатление. С каждым днём росло его влияние, нижегородцы увлекались предложениями Минина и, наконец, всем городом решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. Раньше всего занялись денежным вопросом. Стали собирать добровольные приношения, потому что иных средств не было. Давали нижегородцы много – «третью деньгу», то есть третью часть имущества, так давать порешил мир, и кто давал меньше, утаивая размеры имущества, с того брали силой. Были люди, жертвовавшие почти всё, что имели. На первые нужды денег оказалось довольно.
Второй заботой было – сыскать воеводу. По предложению Минина, избрали Пожарского. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский жил в то время, верстах в 100 от Нижнего Новгорода, в своей Вотчине, и лечился от ран, полученных полгода назад под Москвой. К нему обратились нижегородцы, минуя своих воевод, князя Звенигородского и Алябьева. Когда депутация от Нижнего Новгорода пришла к князю и изложила ему желание народа избрать его на такой высокий подвиг. Пожарский сперва долго отказывался, затем наконец, изъявил своё согласие, но под условием избрания кого – нибудь из посадских людей, который ведал бы в ополчении хозяйственной частью и с ним, Пожарским, «у того великого дела был и казну собирал». При этом он указал на Минина, как на лучшего себе помощника в этом деле. В Нижний Новгород стали собираться служилые люди из соседних уездов. К осени 1611 года в городе уже было 2 – 3тысячи хорошо вооруженных и обученных « ратному делу» воинов; они и составили ядро ополчения. Руководители ополчения налаживали связи с другими городами Поволжья, отправили тайного посла к патриарху Гермогену, находившемуся в заключении в Кремле. В это « безгосударево время» патриарх Гермоген, патриотически -настроенный, благословил ополчение на войну с « латинянами». Поддержка православной церкви способствовала объединению патриотических сил.
В марте 1612 года земская рать во главе с Мининым и Пожарским пошла из Нижнего Новгорода вверх по Волге. По пути к ним присоединились «ратные люди» волжских городов. В Ярославле, где ополчение простояло четыре месяца, до августа. Это время прошло в напряжённой работе над восстановлением порядка в стране, над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для ополчения. Было создано временное правительство –«Совет всей земли», новые органы центрального управления – приказы. Усиленно шло пополнение войска за счет дворян, «даточных людей» из крестьян, казаков, посадских людей. Общая численность земской рати превысила 10 тысяч человек. Вокруг ополчения объединилось больше половины той России; в городах работали местные советы из представителей всех слоёв населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался земский собор, или совет всей земли, из представителей с мест и представителей от служилых людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране. Началось освобождение от интервентов соседних городов и уездов.
В июле 1612 года, когда пришло известие о походе на Москву, войск гетмана Ходкевича, земская рать выступила к столице, чтобы допустить его соединение с польским гарнизоном. Около 20 августа 1612 года ополчение из Ярославля двинулось под Москву и здесь между ополченцами и казаками установились сперва враждебные, потом холодные отношения, как этого и надо было ожидать; ополчение стало особым станом и этим навлекло на себя неприязнь казаков. Атаман Заруцкий с немногими сторонниками бежал из – под Москвы в Астрахань, а большинство его казаков присоединились к земской рати. Польский гарнизон в Кремле и Китай – городе, окруженный со всех сторон и лишённый всякой серьезной помощи, мужественно защищался и дошёл до крайней нужды. Но, несмотря на его мужество, Китай – город 22 октября 1612 года был взят, а затем сдался русским и Кремль. По взятии Москвы Пожарский грамотой от 15 ноября звал по десять человек от городов для выбора царя.
Информация о работе Социально – экономическое положение в России в XVII веке. Смутное время