Смута на Руси

Автор: p**********@rustyload.com, 28 Ноября 2011 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Смутное время – обозначение периода с 1598 по 1613 год, ознаменованного стихийными бедствиями, истории России, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
Цель представленной работы – рассмотреть причины и особенности смутного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. РОССИЯ НАКАНУНЕ СМУТЫ И НАЧАЛО СМУТЫ. 5
2. ПРАВЛЕНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА. 8
3. РОССИЯ В ГОДЫ СМУТЫ. 11
4. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА НАЧАЛА XVII В. 12
5. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ИНТЕРВЕНТОВ. 15
6. ЗЕМСКИЙ СОБОР 1613 ГОДА. 17
7. ПРАВИТЕЛИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 35

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Смута на Руси.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     13 апреля 1605 г. царь Борис скончался «после двух часов приступов, жестокого кровотечения изо рта, ушей и носа». Вероятнее всего Бориса отравили.10 На престол взошел его шестнадцатилетний сын Федор, не пользовавшийся авторитетом. Родился Федор в 1589г. Он занимал царский престол с апреля по июнь 1605 г. Убит был в Москве 10 июня 1605 г.

     Неурожаи  и голод начала XVII в. в средневековом  сознании связывались с династическими проблемами страны, рассматривались  как кара Господня за убийство «законного царя» и подрывали авторитет дома Годуновых. Все это оказалось на руку самозванцу Лжедмитрию I, появившемуся на западных границах государства.

     Под именем Лжедмитрия I в русскую историю  вошел знаменитый авантюрист, сумевший продержаться на московском престоле почти год (с 20 июня 1605 г. по 17 мая 1606 г). На самом же деле этот человек родился около 1577 г. в небогатой дворянской семье, издавна обосновавшейся на реке Мосизе, притоке Костромы. Звали его Юрием Богдановым, сыном Отрепьевым. Отец Отрепьева, стрелецкий сотник, умер рано. Сын его, Юрий, с ранних лет «был грамоте зело горазд» и вообще прославился удивительными способностями.

     По  обыкновению того времени, Отрепьевы  искали поддержки лиц, гораздо более  могущественных, чем они сами, - князя Бориса Черкасского, бояр Романовых. Все дело в связях самозванца с семьей бояр Романовых (главных соперников Годунова в борьбе за власть). Вскоре после вступления Бориса на престол пятеро братьев Романовых были арестованы по ложному обвинению в намерении отравить царя и сосланы вместе со своими родственниками. Старший из братьев, охотник и щеголь Федор Романов (отец будущего царя Михаила Романова), в 1600 г. был пострижен в монахи под именем Филарета и отправлен на Север, в Антониево-Сийский монастырь.

     Юрий  Отрепьев состоял холопом Федора Романова. В 1601 г. он тоже постригся в монахи в Чудовом монастыре под именем Григория. В 1602 т. бежал в Речь Посполитую. Здесь он стал слугой крупного православного магната Адама Вишневецкого.

     В 1603 г. Григорий открыл ему свою «тайну», что он не монах, а сын Ивана IV – Дмитрий.

     Он  выдавал себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного и его последней  жены Марии Нагой: будто бы тот  самый Дмитрий не был убит в  Угличе 15 мая 1591 г. в девятилетнем возрасте, а чудным образом спасся.

     Как только Лжедмитрий появился в Польше, правительство Годунова заявило, что он самозванец Юшка (в монашестве Григорий) Богданов сын Отрепьев, дьякон-расстрига Чудова монастыря, состоявший при патриархе Иове «для письма».

     Король  Польши Сигизмунд III Ваза не решился  открыто признать самозванца. С войсками он перешел русскую границу 13 июня 1604 г. На сторону Лжедмитрия стали переходить воеводы, многие бояре, которые были недовольны Годуновым. Поддерживали его и народные массы, связавшие с ним надежды на избавление от непосильного крепостнического гнета. 1 июня на сторону Лжедмитрия перешла Москва. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно въехал в столицу.

     Прибыв  в Москву, приверженцы Лжедмитрия начали расправы со сторонниками Годуновых.

     Лжедмитрий  верил в свое царское происхождение. Современники единодушно отмечают поразительную, напоминающую петровскую смелость, с какой молодой царь нарушал сложившийся при дворе этикет.

     Судя  по воспоминаниям современников, Лжедмитрий I был умен и сообразителен. Его  приближенные поражались, как легко  и быстро он решал запутанные вопросы. Не проходило дня, в который царь (Лжедмитрий I) не присутствовал в Думе.

     Находясь  в Польше, Лжедмитрий I принял ряд  обязательств перед своими союзниками, но, захватив престол, пытался проводить  самостоятельную внешнюю политику, отличался недюжинной энергией, имел большие реформаторские замыслы.

     В Москве Лжедмитрий не превратился в  польского ставленника. Он не торопился  выполнять свои обещания. Православие  осталось государственной религией: более того, царь не разрешил строить  в России католические церкви. Ни Смоленск, ни Северскую землю он не отдал королю и предлагал только за них выкуп.

     Беда  Лжедмитрия заключалась в том, что  он был авантюристом, т.е. человеком, который ставит перед собой цели, превышающие те средства, которыми он располагает для их достижения.

     Крестьяне надеялись, что добрый царь Дмитрий  восстановит право перехода в  Юрьев день, отнятое у них Годуновым. Но, не вступив в конфликт с дворянством, Лжедмитрий не мог этого сделать. Поэтому крепостное право было подтверждено и лишь дано разрешение крестьянам, ушедшим от своих господ в голодные дни, оставаться на своих местах. Эта мизерная уступка, не удовлетворив крестьян, порождала недовольство части дворян.

     Таким образом, ни один социальный слой внутри страны, ни одна сила за ее рубежами не имели оснований поддерживать царя. В результате им оказались недовольны крестьяне, феодалы, польский король, православное духовенство. Потому-то так легко и был свергнут он с престола.

     Василию Ивановичу Шуйскому удалось завладеть  московским престолом 19 мая 1606 г. и удержаться на нем по 17 июля 1610 г.

     Родился он в 1552 г: в семье князя Ивана  Андреевича Шуйского, из рода суздальского-нижегородских  князей, потомков Андрея Ярославича, брата  Александра Невского. Таким образом, он был последним Рюриковичем на Российском престоле. Шуйский был избран царем на Земском соборе 19 мая 1606 г., а 1 июня был венчан на царство.

     Современники  свидетельствовали, что Шуйский  был человек хитрый и угодливый, не раз коренным образом менявший свои мнения и клятвы, стал русским царем после того, как оказался во главе заговора против Лжедмитрия I.

     Но  независимо от личных качеств царя Василия его царствование тоже могло  стать началом хороших перемен  в политическом строе Русского государства. Дело в тех обязательствах, которые он вынужден был дать при вступлении на престол. Шуйский впервые в России присягнул подданным: дал «запись», соблюдение которой закрепил целованием креста. Эту «крестоцеловальную запись» иногда трактуют как ограничение царской власти в пользу бояр и на этом основании видят в Шуйском «боярского царя». Но в «крестоцеловальной записи» вовсе не было реального ограничения власти царя. Создались законодательные гарантии против бессудных опал и казней времени опричнины.

     Царь  клялся не отнимать имущества у наследников и родственников осужденных, если «они в той вине невинны», такие же гарантии давались купцам и всем «черным людям».

     Историческое  значение «крестоцеловальной записи»  В. Шуйского не только в ограничении произвола самодержавия, даже не столько в том, что впервые был провозглашен принцип наказания только по суду, а в том, что это был первый договор царя со своими подданными.

     Приход  к власти Василия Шуйского не остановил  борьбу народа против крепостничества. Одновременно пошли слухи, что царь Дмитрий Иванович спасся и снова возглавит борьбу.

     Летом 1606 г. у народных масс появился свой предводитель – Иван Исаевич Болотников. Он объявил себя «большим воеводой» царя Дмитрия Ивановича. Под его знаменем собирались крестьяне, холопы, посадские люди, немало было и служилых людей, мелких и средних землевладельцев. Болотников проявил себя прекрасным организатором, талантливым предводителем восставших крестьян и холопов.

     Подавить  восстание Болотникова Шуйскому удалось с большим трудом лишь осенью 1607 г.

     Стремясь  стабилизировать положение в  стране, обеспечить себе поддержку  со стороны господствующего класса, правительство Шуйского в 1607 г. принимает  Уложение о крестьянах, по которому вводит 15-летний срок исковой давности по делам беглых (вместо 5-летнего). Вводились суровые денежные санкции для тех, кто принимает беглых крестьян. Однако авторитет власти Шуйского от этого не возрос. Деятельностью правительства Шуйского были недовольны как дворяне, видевшие неспособность Шуйского прекратить Смуту в стране, так и крестьяне, не принимавшие его крепостническую политику.

     23 мая 1607 г. Лжедмитрий II перешел  русскую границу и затем в  Старо дубе Северском объявил  себя «царем Дмитрием». 10 сентября 1607 г. он начал поход на Москву.

     Весной 1608 г. под Волховом самозванец разбил воевод Шуйского и направился к Москве.

     С самого начала Лжедмитрий II был ставленником Сигизмунда III.

     В сентябре 1609 г. Речь Посполитая начала военные действия и осадила Смоленск. В этих условиях Лжедмитрий стал уже  лишним. Задачей Сигизмунда III было теперь завоевание России. Убит он был 11 декабря 1610 г. князем Петром Урусовым во время загородной прогулки.

     17 июля 1610 г. в результате интервенции  польского короля Сигизмунда III Вазы  и недовольства бояр был свергнут  с престола Василий Шуйский, а затем насильно пострижен в монахи.

     Участники заговора обещали избрать государя всенародно. А пока в Москве было установлено правительство из семи бояр во главе с князем Федором  Ивановичем Мстиславским, получившее название «семибоярщина» (1610-1613). В состав правительства вошли князья: Иван Михайлович Воротынский, Андрей Васильевич Трубецкой, Андрей Васильевич Голицын, Борис Михайлович Лыков-Оболенский; бояре: Иван Никитич Романов, Федор Иванович Шереметев.

     Еще в феврале 1610 г., разочаровавшись  в «тушинском царьке», группа бояр из его лагеря отправилась к Сигизмунду III, осаждавшему Смоленск, и пригласила на трон его сына Владислава.

     А через полгода, в августе, после  свержения Василия Шуйского, уже  московские бояре пригласили Владислава. Московские бояре, опасаясь народного восстания, обратились за помощью к Сигизмунду III. 17 августа 1610 г. они подписали договор о призвании королевича Владислава на русский престол на определенных условиях: принять православие, жениться на русской, сохранить привилегии и права русских феодалов.

     В Смутное время в России возникло еще 10-12 «царевичей», выдававших себя за детей и внуков Ивана Грозного, среди которых большую известность  приобрел мнимый сын царя Федора Ивановича  «Лжепётр» - «муромский» казак Илейка Коровин.

     В начале апреля 1612 г. в Ярославле было образовано правительство «Совета  всей Земли» для организации борьбы с польско-литовскими и шведскими  нашествиями, освобождения Москвы и  создания постоянного правительства.

     В августе 1612 г. ополчение Минина и  Пожарского подошло к Москве и объединилось с остатками Первого ополчения. Почти одновременно по Можайской дороге к столице подошло войско под командованием гетмана Ходкевича, который двигался на помощь полякам, засевшим в Кремле. Попытки Ходкевича прорваться в город не увенчались успехом. Его войско было остановлено, а потом вынуждено было отступить. 22 октября русские войска освободили Китай-город, а 26 октября польский гарнизон, находившийся в Кремле, капитулировал. Москва была освобождена.

     В стране крепло стремление к порядку. Пусть не очень удобному, не очень хорошему, но порядку. Общественному мнению отвечало воспроизведение тех порядков, которые существовали до Смуты. Недаром Второе ополчение, возобновив чеканку монеты, выбивало на ней имя давно умершего царя Федора – последнего из царей рода Рюриковичей, чья легитимность была вне подозрений для всех. Поэтому после освобождения Москвы первоочередным делом стало восстановление государственности. В ноябре 1612 г. руководители Второго ополчения разослали по городам Руси грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя.

     Собрался  Собор в январе 1613 г. Состав его  был представительным. Здесь были бояре, высшее духовенство, дворяне, служилые люди, посадские люди, представители от казачества и свободных крестьян-общинников (черносошных). Однако большая часть населения России – крепостное крестьянство – представлена не была. Земский собор был многолюден, в его работе приняло участие около 700 человек. Его заседания чаще всего проходили в Успенском соборе Кремля.

     Все варианты решения вопроса о власти были вынесены на обсуждение. На московский престол предлагали принца Владислава, сына германского императора Рудольфа, шведского королевича Карла-Филиппа. Однако Собор принял решение «иноземцев на Московское государство не избирать». На российский престол претендовали представители высокородных фамилий: князей Голицыных, Воротынских, Мстиславских, Трубецких.

Информация о работе Смута на Руси